Закупки ГУП по 223-фз
Подборка наиболее важных документов по запросу Закупки ГУП по 223-фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка аудиторских услуг по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Проверяя ссылки [ГУП - ред.]... на то, что закупки проводятся последним на основании Закона N 223-ФЗ, а Закон N 44-ФЗ регулирует в данном случае только порядок проведения открытого конкурса, судебная коллегия находит их основанными на ошибочном понимании норм права.
(КонсультантПлюс, 2025)Проверяя ссылки [ГУП - ред.]... на то, что закупки проводятся последним на основании Закона N 223-ФЗ, а Закон N 44-ФЗ регулирует в данном случае только порядок проведения открытого конкурса, судебная коллегия находит их основанными на ошибочном понимании норм права.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Реестр договоров, заключенных заказчиками по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)"...между государственным унитарным предприятием... (...заказчик) и ООО [подрядчик - ред.]... в результате проведенных закупок в соответствии с требованиями Федерального закона... N 223-ФЗ... заключены договоры поставки...
(КонсультантПлюс, 2025)"...между государственным унитарным предприятием... (...заказчик) и ООО [подрядчик - ред.]... в результате проведенных закупок в соответствии с требованиями Федерального закона... N 223-ФЗ... заключены договоры поставки...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как разработать и разместить в ЕИС положение о закупке по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Положение о закупках государственного или муниципального унитарного предприятия составляется в том же порядке, который предусмотрен для любого другого заказчика по Закону N 223-ФЗ. Но при его разработке учтите, что унитарное предприятие руководствуется положением на следующий год после его размещения в ЕИС и в отношении не всех закупок. Установите данные правила в положении (п. 5 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Положение о закупках государственного или муниципального унитарного предприятия составляется в том же порядке, который предусмотрен для любого другого заказчика по Закону N 223-ФЗ. Но при его разработке учтите, что унитарное предприятие руководствуется положением на следующий год после его размещения в ЕИС и в отношении не всех закупок. Установите данные правила в положении (п. 5 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ).
Готовое решение: Когда заказчикам проводить закупки по Закону N 44-ФЗ, а когда по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Муниципальные унитарные предприятия относятся к заказчикам, которые осуществляют закупки в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ. Однако они могут проводить закупки по Закону N 223-ФЗ в тех же случаях, что и государственные унитарные предприятия. Отличий или особенностей, действующих именно для муниципальных предприятий, нет.
(КонсультантПлюс, 2025)Муниципальные унитарные предприятия относятся к заказчикам, которые осуществляют закупки в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ. Однако они могут проводить закупки по Закону N 223-ФЗ в тех же случаях, что и государственные унитарные предприятия. Отличий или особенностей, действующих именно для муниципальных предприятий, нет.
Нормативные акты
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)13. Государственные, муниципальные унитарные предприятия вправе осуществлять закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом после размещения положения о закупке и плана закупки в единой информационной системе.
(ред. от 08.08.2024)
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)13. Государственные, муниципальные унитарные предприятия вправе осуществлять закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом после размещения положения о закупке и плана закупки в единой информационной системе.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)2) закупок, осуществляемых в соответствии с правовым актом, предусмотренным частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", принятым государственным, муниципальным унитарными предприятиями и размещенным до начала года в единой информационной системе:
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)2) закупок, осуществляемых в соответствии с правовым актом, предусмотренным частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", принятым государственным, муниципальным унитарными предприятиями и размещенным до начала года в единой информационной системе:
Статья: Организация деятельности по закупкам товаров, работ, услуг как элемент корпоративного управления
(Андреева Л.В.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2023, N 1)Действие Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" <1> распространяется на широкий круг организаций, включая государственные корпорации, государственные компании, публично-правовые компании, хозяйственные общества с государственным и муниципальным участием, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности (электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение и др.), а также автономные учреждения, бюджетные учреждения, ГУПы и МУПы при соблюдении установленных условий и др., большинство из которых являются корпоративными юридическими лицами.
(Андреева Л.В.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2023, N 1)Действие Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" <1> распространяется на широкий круг организаций, включая государственные корпорации, государственные компании, публично-правовые компании, хозяйственные общества с государственным и муниципальным участием, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности (электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение и др.), а также автономные учреждения, бюджетные учреждения, ГУПы и МУПы при соблюдении установленных условий и др., большинство из которых являются корпоративными юридическими лицами.
Вопрос: О применяемом законодательстве при закупках муниципальным предприятием за счет субсидии из местного бюджета.
(Письмо Минфина России от 20.03.2025 N 02-12-10/28036)Согласно пункту 2 части 2.1 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ, за исключением закупок, осуществляемых в соответствии с правовым актом, предусмотренным частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц") (далее - Закон N 223-ФЗ), принятым государственным, муниципальным унитарными предприятиями и размещенным до начала года в единой информационной системе в сфере закупок:
(Письмо Минфина России от 20.03.2025 N 02-12-10/28036)Согласно пункту 2 части 2.1 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ, за исключением закупок, осуществляемых в соответствии с правовым актом, предусмотренным частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц") (далее - Закон N 223-ФЗ), принятым государственным, муниципальным унитарными предприятиями и размещенным до начала года в единой информационной системе в сфере закупок:
Готовое решение: Как контролируются закупки, проводимые по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)"В связи с допущенными ГУП "Эксплуатация" нарушениями, а именно указанием в Положении о закупке сроков оплаты поставленного товара (выполненных работ, оказанных услуг), отличных от сроков, предусмотренных Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", при отсутствии перечня товаров (работ, услуг), к которым такие сроки применяются, прокурором Ленинской межрайонной прокуратуры старшим советником юстиции Ворфоломеевым Б.Н. было внесено представление от 03.06.2025 N 2-38/25 об устранении допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.
(КонсультантПлюс, 2025)"В связи с допущенными ГУП "Эксплуатация" нарушениями, а именно указанием в Положении о закупке сроков оплаты поставленного товара (выполненных работ, оказанных услуг), отличных от сроков, предусмотренных Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", при отсутствии перечня товаров (работ, услуг), к которым такие сроки применяются, прокурором Ленинской межрайонной прокуратуры старшим советником юстиции Ворфоломеевым Б.Н. было внесено представление от 03.06.2025 N 2-38/25 об устранении допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.
Путеводитель по контрактной системе в сфере закупок. Основные изменения порядка закупок по Закону N 44-ФЗ8. Теперь государственные (муниципальные) унитарные предприятия относятся к заказчикам, осуществляющим закупки по Закону N 44-ФЗ (п. 7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ). Вместе с тем некоторые закупки они могут проводить по правилам Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ).
"Собирание электронных доказательств по уголовным делам на территории России и зарубежных стран: опыт и проблемы: монография"
(под общ. и науч. ред. С.П. Щербы)
("Проспект", 2022)Согласно ст. 13 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" технические средства информационных систем, используемых государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями или государственными и муниципальными учреждениями, должны размещаться на территории Российской Федерации. Операторы государственных информационных систем, муниципальных информационных систем, информационных систем юридических лиц, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", не должны допускать при эксплуатации информационных систем использования размещенных за пределами территории Российской Федерации баз данных и технических средств, не входящих в состав таких информационных систем. За нарушение данной обязанности установлена административная ответственность (ст. 13.27.1 ("Нарушение требования о размещении на территории Российской Федерации технических средств информационных систем") КоАП РФ).
(под общ. и науч. ред. С.П. Щербы)
("Проспект", 2022)Согласно ст. 13 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" технические средства информационных систем, используемых государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями или государственными и муниципальными учреждениями, должны размещаться на территории Российской Федерации. Операторы государственных информационных систем, муниципальных информационных систем, информационных систем юридических лиц, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", не должны допускать при эксплуатации информационных систем использования размещенных за пределами территории Российской Федерации баз данных и технических средств, не входящих в состав таких информационных систем. За нарушение данной обязанности установлена административная ответственность (ст. 13.27.1 ("Нарушение требования о размещении на территории Российской Федерации технических средств информационных систем") КоАП РФ).
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)В правоотношениях по контрактной системе участвуют две стороны: заказчик и исполнитель. Заказчики - это прежде всего государственные и муниципальные заказчики. В качестве государственных заказчиков выступают государственные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", органы управления государственными внебюджетными фондами, государственные казенные учреждения, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством от имени Российской Федерации или субъекта РФ; при осуществлении закупок эти органы и организации действуют от имени и в интересах РФ или субъекта РФ. Муниципальные заказчики - это муниципальные органы, муниципальные казенные учреждения, уполномоченные принимать от имени муниципального образования бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ; при осуществлении закупок они действуют от имени и в интересах муниципального образования. Наряду с государственными и муниципальными заказчиками в качестве заказчиков при определенных условиях могут выступать и другие субъекты, например бюджетные учреждения в тех случаях, когда они осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств, за исключением случаев, когда закупки бюджетных учреждений подпадают под действие Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" <1> (далее по тексту - Закон 223-ФЗ).
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)В правоотношениях по контрактной системе участвуют две стороны: заказчик и исполнитель. Заказчики - это прежде всего государственные и муниципальные заказчики. В качестве государственных заказчиков выступают государственные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", органы управления государственными внебюджетными фондами, государственные казенные учреждения, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством от имени Российской Федерации или субъекта РФ; при осуществлении закупок эти органы и организации действуют от имени и в интересах РФ или субъекта РФ. Муниципальные заказчики - это муниципальные органы, муниципальные казенные учреждения, уполномоченные принимать от имени муниципального образования бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ; при осуществлении закупок они действуют от имени и в интересах муниципального образования. Наряду с государственными и муниципальными заказчиками в качестве заказчиков при определенных условиях могут выступать и другие субъекты, например бюджетные учреждения в тех случаях, когда они осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств, за исключением случаев, когда закупки бюджетных учреждений подпадают под действие Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" <1> (далее по тексту - Закон 223-ФЗ).
Статья: Правовой режим закупочной деятельности Центрального банка Российской Федерации
(Петров Д.А.)
("Конкурентное право", 2021, N 4)При этом сама по себе возможность осуществлять закупки за счет собственных средств, притом что собственником имущества такого юридического лица является Российская Федерация, не служит самодостаточным основанием для нераспространения на него законодательства о закупках. К примеру, государственные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения и способные согласно п. 2 ст. 295 ГК РФ самостоятельно распоряжаться принадлежащим им имуществом, в силу подп. "в" п. 5 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ осуществляют по установленным этим Законом правилам закупки без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
(Петров Д.А.)
("Конкурентное право", 2021, N 4)При этом сама по себе возможность осуществлять закупки за счет собственных средств, притом что собственником имущества такого юридического лица является Российская Федерация, не служит самодостаточным основанием для нераспространения на него законодательства о закупках. К примеру, государственные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения и способные согласно п. 2 ст. 295 ГК РФ самостоятельно распоряжаться принадлежащим им имуществом, в силу подп. "в" п. 5 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ осуществляют по установленным этим Законом правилам закупки без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Статья: Автономное учреждение: выбор надлежащего режима закупок при выполнении государственного задания
(Беляева О.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 3)3. По общему правилу государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ, за исключением случаев, перечисленных в ч. 2.1 ст. 15 указанного Закона. К таким случаям относятся закупки, осуществляемые в соответствии с правовым актом, предусмотренным ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ, принятым бюджетным учреждением и размещенным до начала года в ЕИС (положением о закупке).
(Беляева О.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 3)3. По общему правилу государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ, за исключением случаев, перечисленных в ч. 2.1 ст. 15 указанного Закона. К таким случаям относятся закупки, осуществляемые в соответствии с правовым актом, предусмотренным ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ, принятым бюджетным учреждением и размещенным до начала года в ЕИС (положением о закупке).
Вопрос: Об использовании АНО субсидии, предоставленной из бюджета субъекта РФ; о применении АНО законодательства о закупках отдельными видами юрлиц и о контрактной системе в сфере закупок.
(Письмо Минфина России от 05.07.2024 N 02-08-12/63464)В соответствии с Законом N 44-ФЗ заказчиком является государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 21 статьи 15 Закона N 44-ФЗ бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки (пункт 7 части 1 статьи 3 Закона N 44-ФЗ).
(Письмо Минфина России от 05.07.2024 N 02-08-12/63464)В соответствии с Законом N 44-ФЗ заказчиком является государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 21 статьи 15 Закона N 44-ФЗ бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки (пункт 7 части 1 статьи 3 Закона N 44-ФЗ).