Закупки филиала
Подборка наиболее важных документов по запросу Закупки филиала (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: У организации есть зарубежный филиал. Там ведется деятельность по закупке и продаже товара без ввоза в РФ. С расчетных счетов, открытых за пределами РФ, оплачиваются покупка товаров, услуги международной перевозки и пр. Нужно ли сдавать налоговый расчет о суммах выплаченных иностранным организациям доходов?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: У российской организации есть зарубежный филиал. Там ведется деятельность по закупке и продаже товара без ввоза в РФ. С расчетных счетов, открытых за пределами РФ, оплачиваются покупка товаров, предназначенных на продажу, услуги международной перевозки товаров, аренда офиса, консультационно-бухгалтерские услуги и пр.
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: У российской организации есть зарубежный филиал. Там ведется деятельность по закупке и продаже товара без ввоза в РФ. С расчетных счетов, открытых за пределами РФ, оплачиваются покупка товаров, предназначенных на продажу, услуги международной перевозки товаров, аренда офиса, консультационно-бухгалтерские услуги и пр.
"Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (октябрь 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3. Требование к участникам закупки о наличии опыта выполнения работ по предмету закупки исключительно для компаний электросетевого комплекса, имеющих территориально распределенную сеть (от 3 филиалов и более), ограничивает количество участников закупки.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3. Требование к участникам закупки о наличии опыта выполнения работ по предмету закупки исключительно для компаний электросетевого комплекса, имеющих территориально распределенную сеть (от 3 филиалов и более), ограничивает количество участников закупки.
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)а) полное и сокращенное (при наличии) наименование юридического лица, в том числе иностранного юридического лица (если участником закупки является юридическое лицо), аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица (если от имени иностранного юридического лица выступает аккредитованный филиал или представительство), наименование обособленного подразделения юридического лица (если от имени участника закупки выступает обособленное подразделение юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (если участником закупки является физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя);
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)а) полное и сокращенное (при наличии) наименование юридического лица, в том числе иностранного юридического лица (если участником закупки является юридическое лицо), аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица (если от имени иностранного юридического лица выступает аккредитованный филиал или представительство), наименование обособленного подразделения юридического лица (если от имени участника закупки выступает обособленное подразделение юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (если участником закупки является физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя);
Статья: Организация деятельности по закупкам товаров, работ, услуг как элемент корпоративного управления
(Андреева Л.В.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2023, N 1)Характерным примером повышения эффективности закупок путем централизации закупки однородных товаров является опыт Ростелекома, в 80 филиалах которого проводились закупки до 500 000 рублей, что было неэффективно, так как в среднем на заявку приходилось не более 2 - 3 предложений поставщиков, а организация сделки занимала месяц. До 2021 года в каждом из филиалов компании работал отдел договорного обеспечения и логистики. Все закупки были однотипными, и у руководства Ростелекома возникла идея объединить их с помощью цифрового решения. В компании создали Центр компетенций по малым закупкам, провели структурирование таких закупок в масштабе Южного федерального округа. Сейчас все малые закупки 80 филиалов Ростелекома обрабатывают 17 сотрудников. За счет централизации и учета закупок до 500 000 рублей у компании появилась возможность объединять заявки для перевода в сферу конкурентных закупок.
(Андреева Л.В.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2023, N 1)Характерным примером повышения эффективности закупок путем централизации закупки однородных товаров является опыт Ростелекома, в 80 филиалах которого проводились закупки до 500 000 рублей, что было неэффективно, так как в среднем на заявку приходилось не более 2 - 3 предложений поставщиков, а организация сделки занимала месяц. До 2021 года в каждом из филиалов компании работал отдел договорного обеспечения и логистики. Все закупки были однотипными, и у руководства Ростелекома возникла идея объединить их с помощью цифрового решения. В компании создали Центр компетенций по малым закупкам, провели структурирование таких закупок в масштабе Южного федерального округа. Сейчас все малые закупки 80 филиалов Ростелекома обрабатывают 17 сотрудников. За счет централизации и учета закупок до 500 000 рублей у компании появилась возможность объединять заявки для перевода в сферу конкурентных закупок.
"Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (февраль 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2. Установление заказчиком требования к участникам закупки о наличии опыта выполнения работ по предмету закупки исключительно для компаний электросетевого комплекса, имеющих территориально распределенную сеть (от 3 филиалов и более), неправомерно.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2. Установление заказчиком требования к участникам закупки о наличии опыта выполнения работ по предмету закупки исключительно для компаний электросетевого комплекса, имеющих территориально распределенную сеть (от 3 филиалов и более), неправомерно.
Готовое решение: Какие преференции предоставляются участникам закупок по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Применяются ли преференции товарам (работам, услугам), происходящим из России или других стран ЕАЭС, преимущества СМСП и самозанятым, если участником закупки выступает филиал (представительство) иностранной организации, работающий в России (аккредитованный филиал)
(КонсультантПлюс, 2025)Применяются ли преференции товарам (работам, услугам), происходящим из России или других стран ЕАЭС, преимущества СМСП и самозанятым, если участником закупки выступает филиал (представительство) иностранной организации, работающий в России (аккредитованный филиал)
Готовое решение: Как планировать закупки по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем филиал действует на основании утвержденного положения о филиале. Поэтому он вправе самостоятельно планировать свои закупки, если это предусмотрено указанным положением. Однако такие закупки все равно должны включаться в общий план закупки юридического лица, который размещается в ЕИС. Размещение отдельного плана закупок филиала юридического лица Законом N 223-ФЗ не предусмотрено. Положением о филиале, а также иными внутренними документами заказчика может быть установлен соответствующий порядок планирования, в том числе порядок согласования закупок филиала (п. 3 ст. 55 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем филиал действует на основании утвержденного положения о филиале. Поэтому он вправе самостоятельно планировать свои закупки, если это предусмотрено указанным положением. Однако такие закупки все равно должны включаться в общий план закупки юридического лица, который размещается в ЕИС. Размещение отдельного плана закупок филиала юридического лица Законом N 223-ФЗ не предусмотрено. Положением о филиале, а также иными внутренними документами заказчика может быть установлен соответствующий порядок планирования, в том числе порядок согласования закупок филиала (п. 3 ст. 55 ГК РФ).
Готовое решение: Как рассчитать совокупный годовой объем закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Учитываются ли при расчете СГОЗ по Закону N 44-ФЗ закупки для филиалов
(КонсультантПлюс, 2025)Учитываются ли при расчете СГОЗ по Закону N 44-ФЗ закупки для филиалов
Готовое решение: Как запланировать закупки по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Филиал заказчика самостоятельно не готовит план-график и не размещает его в ЕИС. Закупки для нужд филиала указываются в общем плане-графике заказчика в обычном порядке. Это связано с тем, что филиал заказчика не является юридическим лицом, а следовательно, и самостоятельным заказчиком в понимании Закона N 44-ФЗ (п. п. 2, 3 ст. 55 ГК РФ, п. п. 5 - 7 ч. 1 ст. 3, ч. 6 - 7 ст. 16 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Филиал заказчика самостоятельно не готовит план-график и не размещает его в ЕИС. Закупки для нужд филиала указываются в общем плане-графике заказчика в обычном порядке. Это связано с тем, что филиал заказчика не является юридическим лицом, а следовательно, и самостоятельным заказчиком в понимании Закона N 44-ФЗ (п. п. 2, 3 ст. 55 ГК РФ, п. п. 5 - 7 ч. 1 ст. 3, ч. 6 - 7 ст. 16 Закона N 44-ФЗ).
Готовое решение: Как ведется реестр контрактов по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Кто вносит сведения в реестр контрактов при закупках для филиалов
(КонсультантПлюс, 2025)Кто вносит сведения в реестр контрактов при закупках для филиалов
"Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (июнь 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3. Установление заказчиком требования к участникам закупки о наличии опыта выполнения работ по предмету закупки исключительно для компаний электросетевого комплекса, имеющих территориально распределенную сеть (от 3 филиалов и более), неправомерно.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3. Установление заказчиком требования к участникам закупки о наличии опыта выполнения работ по предмету закупки исключительно для компаний электросетевого комплекса, имеющих территориально распределенную сеть (от 3 филиалов и более), неправомерно.
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Здесь необходимо обратить внимание, что корректировка плана закупки осуществляется до проведения закупки, то есть на этапе ее подготовки и не требуется уже после ее проведения <1>. В случае наличия у заказчиков филиалов и/или представительств закупки для нужд таких филиалов и/или представительств необходимо вносить в план закупки головной организации, несмотря на существовавшую в ЕИС возможность регистрировать филиалы и/или представительства в качестве отдельных заказчиков. Конечно, это сопряжено с дополнительными техническими трудностями, но нужно понимать, что обязанности по планированию закупок имеются именно у заказчика, а филиалы и представительства не являются юридическими лицами (ч. 3 ст. 55 ГК РФ) <2>. Исключением могут являться ситуации, когда зарубежные филиалы или представительства заказчика проводят закупки для целей исполнения ими договоров в интересах иностранных юридических лиц за пределами территории Российской Федерации: такие правоотношения попросту выведены из-под действия Закона 223-ФЗ (п. 12 ч. 4 ст. 1 Закона 223-ФЗ) и не требуют планирования закупок.
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Здесь необходимо обратить внимание, что корректировка плана закупки осуществляется до проведения закупки, то есть на этапе ее подготовки и не требуется уже после ее проведения <1>. В случае наличия у заказчиков филиалов и/или представительств закупки для нужд таких филиалов и/или представительств необходимо вносить в план закупки головной организации, несмотря на существовавшую в ЕИС возможность регистрировать филиалы и/или представительства в качестве отдельных заказчиков. Конечно, это сопряжено с дополнительными техническими трудностями, но нужно понимать, что обязанности по планированию закупок имеются именно у заказчика, а филиалы и представительства не являются юридическими лицами (ч. 3 ст. 55 ГК РФ) <2>. Исключением могут являться ситуации, когда зарубежные филиалы или представительства заказчика проводят закупки для целей исполнения ими договоров в интересах иностранных юридических лиц за пределами территории Российской Федерации: такие правоотношения попросту выведены из-под действия Закона 223-ФЗ (п. 12 ч. 4 ст. 1 Закона 223-ФЗ) и не требуют планирования закупок.
Готовое решение: Какую отчетность составлять при закупках по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)При условии наделения соответствующими полномочиями филиал может проводить закупки и размещать отчетность, но только от имени заказчика. При этом филиал действует в лице уполномоченных заказчиком представителей (см. Письмо Минэкономразвития России от 18.12.2015 N Д28и-3733).
(КонсультантПлюс, 2025)При условии наделения соответствующими полномочиями филиал может проводить закупки и размещать отчетность, но только от имени заказчика. При этом филиал действует в лице уполномоченных заказчиком представителей (см. Письмо Минэкономразвития России от 18.12.2015 N Д28и-3733).