Закупка у монополистов 44-фз
Подборка наиболее важных документов по запросу Закупка у монополистов 44-фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Определение единственного поставщика по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Полагая, что указанный Контракт является недействительным, поскольку заключен в нарушение положений статьи 93 Закона N 44-ФЗ (Служба... не включена в реестр субъектов естественных монополий в области связи), что привело к нарушению права Общества участвовать в конкурентной закупке, оно обратилось в арбитражный суд...
(КонсультантПлюс, 2025)Полагая, что указанный Контракт является недействительным, поскольку заключен в нарушение положений статьи 93 Закона N 44-ФЗ (Служба... не включена в реестр субъектов естественных монополий в области связи), что привело к нарушению права Общества участвовать в конкурентной закупке, оно обратилось в арбитражный суд...
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка услуг почтовой связи
(КонсультантПлюс, 2025)...основанием для принятия оспариваемого решения послужил вывод управления о том, что предметом закупки является вид деятельности, отнесенный к сфере деятельности субъектов естественных монополий...
(КонсультантПлюс, 2025)...основанием для принятия оспариваемого решения послужил вывод управления о том, что предметом закупки является вид деятельности, отнесенный к сфере деятельности субъектов естественных монополий...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какой порядок предоставления решения об одобрении крупной сделки участником закупки предусмотрен по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Представляется ли решение о согласии на совершение или об одобрении крупной сделки при проведении закупки по Закону N 44-ФЗ у субъектов естественных монополий
(КонсультантПлюс, 2025)Представляется ли решение о согласии на совершение или об одобрении крупной сделки при проведении закупки по Закону N 44-ФЗ у субъектов естественных монополий
Готовое решение: Какой предусмотрен порядок закупки услуг почтовой связи в соответствии с Законом N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если поставка знаков почтовой оплаты (почтовых марок, маркированных конвертов) является самостоятельным объектом закупки, а не входит в состав услуг по отправке простой и заказной корреспонденции, недопустимо проводить закупку у единственного поставщика - монополиста по п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. На этом основании заказчик вправе закупить у АО "Почта России" услуги по пересылке внутренней корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей) и включить условие о поставке знаков почтовой оплаты в контракт на оказание названных услуг (см. Письма ФАС России от 07.04.2025 N 28/32029/25, Минфина России от 28.08.2017 N 24-02-05/55137). Это связано с тем, что в соответствии с Перечнем услуг общедоступной почтовой связи, в отношении которых ФАС России регулирует тарифы, к таким услугам отнесена пересылка упомянутой корреспонденции, а не продажа знаков почтовой оплаты. Ранее ФАС России сообщала, что заключить контракт с единственным поставщиком возможно по п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (см. Письмо от 23.03.2022 N ПИ/25152/22). При этом Минфин России указывает, что можно заключить контракт на этом основании, если есть правовой акт, который подтверждает исключительность полномочий АО "Почта России" на поставку знаков почтовой оплаты (см. Письмо от 23.01.2023 N 24-06-06/4674).
(КонсультантПлюс, 2025)Если поставка знаков почтовой оплаты (почтовых марок, маркированных конвертов) является самостоятельным объектом закупки, а не входит в состав услуг по отправке простой и заказной корреспонденции, недопустимо проводить закупку у единственного поставщика - монополиста по п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. На этом основании заказчик вправе закупить у АО "Почта России" услуги по пересылке внутренней корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей) и включить условие о поставке знаков почтовой оплаты в контракт на оказание названных услуг (см. Письма ФАС России от 07.04.2025 N 28/32029/25, Минфина России от 28.08.2017 N 24-02-05/55137). Это связано с тем, что в соответствии с Перечнем услуг общедоступной почтовой связи, в отношении которых ФАС России регулирует тарифы, к таким услугам отнесена пересылка упомянутой корреспонденции, а не продажа знаков почтовой оплаты. Ранее ФАС России сообщала, что заключить контракт с единственным поставщиком возможно по п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (см. Письмо от 23.03.2022 N ПИ/25152/22). При этом Минфин России указывает, что можно заключить контракт на этом основании, если есть правовой акт, который подтверждает исключительность полномочий АО "Почта России" на поставку знаков почтовой оплаты (см. Письмо от 23.01.2023 N 24-06-06/4674).
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)1. В целях обеспечения энергоэффективности при закупке товаров, работ, услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа, неиспользуемого в качестве моторного топлива), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), а также поставок электрической энергии, мазута, угля, поставок топлива, используемого в целях выработки энергии, заказчики вправе заключать энергосервисные контракты, предметом которых является совершение исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования указанных энергетических ресурсов (далее - энергосервисный контракт).
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)1. В целях обеспечения энергоэффективности при закупке товаров, работ, услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа, неиспользуемого в качестве моторного топлива), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), а также поставок электрической энергии, мазута, угля, поставок топлива, используемого в целях выработки энергии, заказчики вправе заключать энергосервисные контракты, предметом которых является совершение исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования указанных энергетических ресурсов (далее - энергосервисный контракт).
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2024)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)
(ред. от 27.11.2024)Согласно разъяснениям, изложенным в постановлении Пленума Верховного Суда от 4 марта 2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства", по смыслу взаимосвязанных положений части 1 статьи 1, частей 1 и 4 статьи 17, части 5 статьи 18 Закона N 135-ФЗ антимонопольный контроль допускается в отношении процедур, обязательность проведения которых прямо предусмотрена законом и введена в целях предупреждения и пресечения монополистической деятельности, формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования, например конкурентных процедур определения поставщика в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)
(ред. от 27.11.2024)Согласно разъяснениям, изложенным в постановлении Пленума Верховного Суда от 4 марта 2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства", по смыслу взаимосвязанных положений части 1 статьи 1, частей 1 и 4 статьи 17, части 5 статьи 18 Закона N 135-ФЗ антимонопольный контроль допускается в отношении процедур, обязательность проведения которых прямо предусмотрена законом и введена в целях предупреждения и пресечения монополистической деятельности, формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования, например конкурентных процедур определения поставщика в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Статья: Технологическое присоединение объектов заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 Правил технологического присоединения
(Скрыпник Д.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Обоснование ответа: Согласно пункту 1 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ <10> заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в случае, если товар, работа или услуга относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях".
(Скрыпник Д.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Обоснование ответа: Согласно пункту 1 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ <10> заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в случае, если товар, работа или услуга относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях".
Готовое решение: Особенности заключения энергосервисного контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Особенности заключения энергосервисного контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Особенности заключения энергосервисного контракта по Закону N 44-ФЗ
Статья: Особенности установления факта ограничения конкуренции по признакам цифровых картелей
(Васильева О.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 3)<5> Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.11.2022) (далее - Закон N 44-ФЗ) // СЗ РФ. 2013. N 14. Ст. 1652.
(Васильева О.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 3)<5> Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.11.2022) (далее - Закон N 44-ФЗ) // СЗ РФ. 2013. N 14. Ст. 1652.
Готовое решение: Какой предусмотрен порядок закупки услуг телефонной связи в соответствии с Законом N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Выберите способ закупки, учитывая ограничения, изложенные выше. Услуги мобильной связи относятся к телекоммуникационным услугам, которые включены в аукционный перечень. Проведите конкурентную закупку в форме аукциона или запроса котировок. Учтите, что для закупки услуг мобильной связи у единственного поставщика не может применяться п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, поскольку данный вид услуг не относится к сферам деятельности естественных монополий. Закупить такие услуги у единственного поставщика можно на основании п. п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. При этом учитывайте общие ограничения по цене контракта и годовому объему таких закупок.
(КонсультантПлюс, 2025)Выберите способ закупки, учитывая ограничения, изложенные выше. Услуги мобильной связи относятся к телекоммуникационным услугам, которые включены в аукционный перечень. Проведите конкурентную закупку в форме аукциона или запроса котировок. Учтите, что для закупки услуг мобильной связи у единственного поставщика не может применяться п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, поскольку данный вид услуг не относится к сферам деятельности естественных монополий. Закупить такие услуги у единственного поставщика можно на основании п. п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. При этом учитывайте общие ограничения по цене контракта и годовому объему таких закупок.
Готовое решение: Как заключаются контракты с единственным поставщиком в отдельных случаях
(КонсультантПлюс, 2025)Такую закупку вы можете осуществить на основании п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. В соответствии с указанной нормой можно осуществить закупку у единственного поставщика, если товар (работа, услуга) относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий. На это также указывали ФАС России в Письме от 03.02.2015 N АЦ/4119/15, Минэкономразвития России в Письмах от 17.03.2015 N Д28и-832, от 25.07.2016 N Д28и-1861.
(КонсультантПлюс, 2025)Такую закупку вы можете осуществить на основании п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. В соответствии с указанной нормой можно осуществить закупку у единственного поставщика, если товар (работа, услуга) относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий. На это также указывали ФАС России в Письме от 03.02.2015 N АЦ/4119/15, Минэкономразвития России в Письмах от 17.03.2015 N Д28и-832, от 25.07.2016 N Д28и-1861.
Статья: Правовые коллизии, возникающие при формировании национальной системы финансовых и товарных индикаторов
(Прохорова Ю.Г.)
("Конкурентное право", 2025, N 2)Напомним, что при проведении всех видов торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <12> (далее - Закон N 135-ФЗ) установлен антимонопольный контроль в отношении процедур, обязательность проведения которых прямо предусмотрена законом и введена в целях предупреждения и пресечения монополистической деятельности, формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования, например конкурентных процедур определения поставщика в соответствии со ст. 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) <13>.
(Прохорова Ю.Г.)
("Конкурентное право", 2025, N 2)Напомним, что при проведении всех видов торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <12> (далее - Закон N 135-ФЗ) установлен антимонопольный контроль в отношении процедур, обязательность проведения которых прямо предусмотрена законом и введена в целях предупреждения и пресечения монополистической деятельности, формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования, например конкурентных процедур определения поставщика в соответствии со ст. 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) <13>.
Готовое решение: Какие особенности установлены для закупок коммунальных услуг в соответствии с Законом N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Законом N 44-ФЗ предусмотрен ряд специальных оснований для закупки коммунальных услуг у единственного поставщика:
(КонсультантПлюс, 2025)Законом N 44-ФЗ предусмотрен ряд специальных оснований для закупки коммунальных услуг у единственного поставщика:
Готовое решение: Какие способы закупок (закупочные процедуры) предусмотрены Законом N 44-ФЗ и когда они проводятся
(КонсультантПлюс, 2025)по п. п. 1, 2, 11, 12, 16, 26, 36, 42, 47, 48, 49, 55, 58, 61, 62 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
(КонсультантПлюс, 2025)по п. п. 1, 2, 11, 12, 16, 26, 36, 42, 47, 48, 49, 55, 58, 61, 62 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Принцип обеспечения конкурентности означает конкурентный отбор участников закупок. Лишь в виде исключения допускается осуществление закупки у единственного поставщика; это особые случаи, перечисленные в ч. 2 ст. 93 Закона 44-ФЗ. Например, осуществление закупки товаров, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, закупки товаров на сумму, не превышающую ста тысяч рублей, закупки российского вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным поставщиком, закупки культурных ценностей, в том числе музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов, включая их копии, имеющих историческое, художественное или иное культурное значение, предназначенных для пополнения государственных музейного, библиотечного, архивного фондов, кино-фото фонда, иных аналогичных фондов и т.д.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Принцип обеспечения конкурентности означает конкурентный отбор участников закупок. Лишь в виде исключения допускается осуществление закупки у единственного поставщика; это особые случаи, перечисленные в ч. 2 ст. 93 Закона 44-ФЗ. Например, осуществление закупки товаров, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, закупки товаров на сумму, не превышающую ста тысяч рублей, закупки российского вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным поставщиком, закупки культурных ценностей, в том числе музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов, включая их копии, имеющих историческое, художественное или иное культурное значение, предназначенных для пополнения государственных музейного, библиотечного, архивного фондов, кино-фото фонда, иных аналогичных фондов и т.д.
Готовое решение: Как действовать заказчику в ходе исполнения государственного (муниципального) контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Специальное основание для закупки у естественных монополий установлено п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. В отношении контракта, заключенного по этому основанию, установлены следующие особенности:
(КонсультантПлюс, 2025)Специальное основание для закупки у естественных монополий установлено п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. В отношении контракта, заключенного по этому основанию, установлены следующие особенности: