Закупка товаров короновирус
Подборка наиболее важных документов по запросу Закупка товаров короновирус (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупки по Закону N 223-ФЗ в условиях коронавируса
(КонсультантПлюс, 2025)Дополнительное соглашение о продлении срока поставки закупленного товара из-за распространения коронавируса не признают недействительным, даже если договор заключен в условиях коронавируса, но стороны, добросовестность которых установлена, не могли знать о продлении ограничительных мер на весь срок действия договора
(КонсультантПлюс, 2025)Дополнительное соглашение о продлении срока поставки закупленного товара из-за распространения коронавируса не признают недействительным, даже если договор заключен в условиях коронавируса, но стороны, добросовестность которых установлена, не могли знать о продлении ограничительных мер на весь срок действия договора
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Отмена закупки
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно разъяснениям, содержащимся в Письме Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020 "О позиции Минфина России, МЧС России, ФАС России об осуществлении закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV", распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы.
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно разъяснениям, содержащимся в Письме Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020 "О позиции Минфина России, МЧС России, ФАС России об осуществлении закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV", распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Нормативное правовое регулирование государственной закупочной сферы в период пандемии COVID-19
(Габбасова В.В.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 6)<8> Письмо ФАС России от 18 марта 2020 г. N ИА/21684/20 "Об условиях закупки товаров, работ у единственного поставщика в период пандемии коронавируса" // СПС "КонсультантПлюс".
(Габбасова В.В.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 6)<8> Письмо ФАС России от 18 марта 2020 г. N ИА/21684/20 "Об условиях закупки товаров, работ у единственного поставщика в период пандемии коронавируса" // СПС "КонсультантПлюс".
Готовое решение: Как учесть при налогообложении расходы, которые возникают в связи с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2)
(КонсультантПлюс, 2025)приказ (распоряжение) на закупку товаров (работ, услуг), который будет подтверждать, что затраты связаны именно с COVID-19.
(КонсультантПлюс, 2025)приказ (распоряжение) на закупку товаров (работ, услуг), который будет подтверждать, что затраты связаны именно с COVID-19.
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.04.2020 N 124-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции"Если в 2020 году в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, Президентом Российской Федерации принято решение об установлении нерабочих дней, то в течение таких нерабочих дней:
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции"Если в 2020 году в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, Президентом Российской Федерации принято решение об установлении нерабочих дней, то в течение таких нерабочих дней:
Федеральный закон от 30.11.2024 N 423-ФЗ
"О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"Специальная социальная выплата медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации (Социальное обеспечение и иные выплаты населению)
"О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"Специальная социальная выплата медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации (Социальное обеспечение и иные выплаты населению)
Статья: Особенности реализации государственной политики по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках системы закупок: вопросы теории и практики
(Бит-Шабо И.В.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 5)Оба вышепроанализированных Закона - яркий пример действенного инструмента поддержки СМСП, открытия для них новых рынков сбыта, создания условий выгодного сотрудничества с государственными (муниципальными) и корпоративными заказчиками. Подтверждением эффективности норм Закона N 44-ФЗ и Закона N 223-ФЗ является увеличение объемов участия в закупках СМСП. Однако в 2020 г., большая часть которого была посвящена борьбе с пандемией COVID-19, объем закупок у СМП и СОНКО снизился с 33% в 2019 г. до 27% в 2020 г. <19>
(Бит-Шабо И.В.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 5)Оба вышепроанализированных Закона - яркий пример действенного инструмента поддержки СМСП, открытия для них новых рынков сбыта, создания условий выгодного сотрудничества с государственными (муниципальными) и корпоративными заказчиками. Подтверждением эффективности норм Закона N 44-ФЗ и Закона N 223-ФЗ является увеличение объемов участия в закупках СМСП. Однако в 2020 г., большая часть которого была посвящена борьбе с пандемией COVID-19, объем закупок у СМП и СОНКО снизился с 33% в 2019 г. до 27% в 2020 г. <19>
Готовое решение: Как проводить срочные (экстренные) закупки по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)При принятии решения о проведении срочной закупки неконкурентным способом рекомендуем придерживаться следующего принципа: закупать можно только те товары (услуги, работы), которые непосредственно необходимы вследствие экстренных обстоятельств. На обязательность указанной причинно-следственной связи между объектом закупки и его использованием для данных целей при закупках по Закону N 44-ФЗ указывали, например, госорганы в период распространения новой коронавирусной инфекции. Полагаем, что на данные позиции можно ориентироваться и при закупках по Закону N 223-ФЗ (Письмо Минфина России от 15.04.2020 N 24-05-05/30387, совместное Письмо Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020).
(КонсультантПлюс, 2025)При принятии решения о проведении срочной закупки неконкурентным способом рекомендуем придерживаться следующего принципа: закупать можно только те товары (услуги, работы), которые непосредственно необходимы вследствие экстренных обстоятельств. На обязательность указанной причинно-следственной связи между объектом закупки и его использованием для данных целей при закупках по Закону N 44-ФЗ указывали, например, госорганы в период распространения новой коронавирусной инфекции. Полагаем, что на данные позиции можно ориентироваться и при закупках по Закону N 223-ФЗ (Письмо Минфина России от 15.04.2020 N 24-05-05/30387, совместное Письмо Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020).
Статья: Проблемы реализации конституционного права граждан на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность в период пандемии коронавируса (COVID-2019)
(Володина К.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)В сфере государственных закупок в 2020 г. допускается по соглашению сторон изменение срока исполнения контракта, цены контракта, цены единицы товара, работы, услуги, если при ее исполнении в связи с распространением коронавирусной инфекции возникли форс-мажорные обстоятельства. Также до 31 декабря 2020 г. государственные заказчики не вправе требовать от субъектов малого предпринимательства обеспечения исполнения контракта, а Правительство РФ вправе использовать основания для закупки у единственного поставщика, не указанные в федеральном законе.
(Володина К.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)В сфере государственных закупок в 2020 г. допускается по соглашению сторон изменение срока исполнения контракта, цены контракта, цены единицы товара, работы, услуги, если при ее исполнении в связи с распространением коронавирусной инфекции возникли форс-мажорные обстоятельства. Также до 31 декабря 2020 г. государственные заказчики не вправе требовать от субъектов малого предпринимательства обеспечения исполнения контракта, а Правительство РФ вправе использовать основания для закупки у единственного поставщика, не указанные в федеральном законе.
Готовое решение: Как заказчикам по Закону N 44-ФЗ проводить срочные закупки в целях предупреждения распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) до 1 июля 2022 г. (включительно)
(КонсультантПлюс, 2022)1. Каким способом провести срочную закупку в период распространения коронавирусной инфекции
(КонсультантПлюс, 2022)1. Каким способом провести срочную закупку в период распространения коронавирусной инфекции
Готовое решение: Как действовать заказчику по Закону N 44-ФЗ в условиях коронавирусной инфекции (COVID-19) до 1 июля 2022 г. (включительно)
(КонсультантПлюс, 2022)Распространение новой коронавирусной инфекции является обстоятельством непреодолимой силы. В связи с этим заказчик в том числе для предупреждения ЧС (при введении режима повышенной готовности) вправе осуществить по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ закупку любых товаров, работ, услуг. Нужно убедиться, что имеется причинно-следственная связь между объектом закупки и целью его использования - удовлетворение потребностей, возникших из-за таких обстоятельств, и (или) предупреждение ЧС (при введении режима повышенной готовности) (п. п. 1, 2 Письма Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020).
(КонсультантПлюс, 2022)Распространение новой коронавирусной инфекции является обстоятельством непреодолимой силы. В связи с этим заказчик в том числе для предупреждения ЧС (при введении режима повышенной готовности) вправе осуществить по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ закупку любых товаров, работ, услуг. Нужно убедиться, что имеется причинно-следственная связь между объектом закупки и целью его использования - удовлетворение потребностей, возникших из-за таких обстоятельств, и (или) предупреждение ЧС (при введении режима повышенной готовности) (п. п. 1, 2 Письма Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020).
Статья: Регулятивный потенциал писем федеральных органов исполнительной власти
(Домченко А.С.)
("Административное право и процесс", 2022, N 1)В то же время в рамках совместного Письма Минфина России, МЧС России и ФАС России от 3 апреля 2020 г. N 24-06-05/26578, 219-АГ-70, МЕ/28039/20 <15> указано, что распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, относится к обстоятельством непреодолимой силы, в связи с чем заказчик вправе осуществить закупку любых товаров, работ и услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Иными словами, подобное письмо корректирует режим нормирования в рамках контрактной системы публичной администрации и учитывается участниками общественных отношений в сфере осуществления закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд наравне с соответствующими законоположениями.
(Домченко А.С.)
("Административное право и процесс", 2022, N 1)В то же время в рамках совместного Письма Минфина России, МЧС России и ФАС России от 3 апреля 2020 г. N 24-06-05/26578, 219-АГ-70, МЕ/28039/20 <15> указано, что распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, относится к обстоятельством непреодолимой силы, в связи с чем заказчик вправе осуществить закупку любых товаров, работ и услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Иными словами, подобное письмо корректирует режим нормирования в рамках контрактной системы публичной администрации и учитывается участниками общественных отношений в сфере осуществления закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд наравне с соответствующими законоположениями.
Последние изменения: Изменение существенных условий контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Можно изменить срок исполнения контракта, его цену (цену единицы товара (работы, услуги) при закупке с неизвестным объемом). Это допустимо, если в связи с распространением коронавирусной инфекции или в иных случаях, установленных Правительством РФ, возникли независящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность исполнения контракта. Для изменения понадобится письменное обоснование на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ, местной администрации (ч. 65 ст. 112 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Можно изменить срок исполнения контракта, его цену (цену единицы товара (работы, услуги) при закупке с неизвестным объемом). Это допустимо, если в связи с распространением коронавирусной инфекции или в иных случаях, установленных Правительством РФ, возникли независящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность исполнения контракта. Для изменения понадобится письменное обоснование на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ, местной администрации (ч. 65 ст. 112 Закона N 44-ФЗ).
Последние изменения: Когда можно проводить закупку у единственного поставщика по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Закупки любых товаров, работ, услуг можно проводить на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, если они направлены на профилактику, предупреждение, ликвидацию последствий распространения коронавирусной инфекции (COVID-19). Чтобы осуществить такую закупку, заказчику нужно установить причинно-следственную связь между объектом закупки и его использованием для удовлетворения потребностей, возникших вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
(КонсультантПлюс, 2025)Закупки любых товаров, работ, услуг можно проводить на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, если они направлены на профилактику, предупреждение, ликвидацию последствий распространения коронавирусной инфекции (COVID-19). Чтобы осуществить такую закупку, заказчику нужно установить причинно-следственную связь между объектом закупки и его использованием для удовлетворения потребностей, возникших вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
Статья: Критерии добросовестного поведения товаропроизводителя при заключении договора коммерческой концессии: анализ судебной практики
(Челышева Н.Ю.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 2)В сложившихся условиях вследствие ограничительных мер по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции значительно уменьшились объемы товарооборота. Региональные субъекты розничной купли-продажи сокращают объем закупок у крупных поставщиков, которые, в свою очередь, вынуждены сокращать объемы производства. Дальнейшее ухудшение экономической ситуации в будущем угрожает всеобщим сокращением количества субъектов малого предпринимательства, дефицитом товаров, неизменно сопровождаемым снижением их качества, а также экономически неоправданным ростом цен.
(Челышева Н.Ю.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 2)В сложившихся условиях вследствие ограничительных мер по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции значительно уменьшились объемы товарооборота. Региональные субъекты розничной купли-продажи сокращают объем закупок у крупных поставщиков, которые, в свою очередь, вынуждены сокращать объемы производства. Дальнейшее ухудшение экономической ситуации в будущем угрожает всеобщим сокращением количества субъектов малого предпринимательства, дефицитом товаров, неизменно сопровождаемым снижением их качества, а также экономически неоправданным ростом цен.
Статья: К вопросу о некоторых правовых проблемах внедрения экологических технологий промышленного производства и экологических стандартов в России и в странах ЕС и их значении для предпринимательской деятельности
(Егорова М.А.)
("Юрист", 2022, N 5)Производственные отношения связаны с осуществлением бизнес-процессов. По результатам социологического исследования <2>, к основным бизнес-процессам, которые необходимо перестраивать для сохранения бизнеса и скорейшего восстановления деятельности компаний, относятся управление персоналом, маркетинг, планирование, продажи и закупки, более 50% опрошенных субъектов бизнеса планируют продолжить расширение автоматизации в производственных отношениях, прежде всего в отраслях промышленности, фармацевтики, логистики и перевозки грузов, ретейла, производства и дистрибуции товаров народного потребления (ТНП).
(Егорова М.А.)
("Юрист", 2022, N 5)Производственные отношения связаны с осуществлением бизнес-процессов. По результатам социологического исследования <2>, к основным бизнес-процессам, которые необходимо перестраивать для сохранения бизнеса и скорейшего восстановления деятельности компаний, относятся управление персоналом, маркетинг, планирование, продажи и закупки, более 50% опрошенных субъектов бизнеса планируют продолжить расширение автоматизации в производственных отношениях, прежде всего в отраслях промышленности, фармацевтики, логистики и перевозки грузов, ретейла, производства и дистрибуции товаров народного потребления (ТНП).