Закупка проектно-изыскательских работ
Подборка наиболее важных документов по запросу Закупка проектно-изыскательских работ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Обжалование актов антимонопольных органов в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд. Планирование закупки и подготовка к ней: Заказчик не согласен с наличием нарушений требований к участникам закупки и (или) к подтверждающим документам
(КонсультантПлюс, 2025)Решение по спору о правомерности требования о членстве участника в двух СРО при закупке проектных и изыскательских работ зависит от того, сочтет ли суд такое требование ограничивающим конкуренцию
(КонсультантПлюс, 2025)Решение по спору о правомерности требования о членстве участника в двух СРО при закупке проектных и изыскательских работ зависит от того, сочтет ли суд такое требование ограничивающим конкуренцию
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как определить НМЦК по Закону N 44-ФЗ при закупке работ (услуг) в градостроительной сфере
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Определение НМЦК и оформление ее расчета при закупке проектных и (или) изыскательских работ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Определение НМЦК и оформление ее расчета при закупке проектных и (или) изыскательских работ
Нормативные акты
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)6) соблюдение получателями субсидий при осуществлении закупок проектных, изыскательских работ, работ по строительству (реконструкции) объектов инфраструктуры положений, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в случаях, если источником финансового обеспечения таких закупок являются субсидии, предоставляемые на цели, указанные в подпункте 1 пункта 8.1 настоящей статьи, а также если условием предоставления субсидий на цели, указанные в подпункте 2 пункта 8.1 настоящей статьи, является передача объектов инфраструктуры в государственную (муниципальную) собственность;
(ред. от 31.07.2025)6) соблюдение получателями субсидий при осуществлении закупок проектных, изыскательских работ, работ по строительству (реконструкции) объектов инфраструктуры положений, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в случаях, если источником финансового обеспечения таких закупок являются субсидии, предоставляемые на цели, указанные в подпункте 1 пункта 8.1 настоящей статьи, а также если условием предоставления субсидий на цели, указанные в подпункте 2 пункта 8.1 настоящей статьи, является передача объектов инфраструктуры в государственную (муниципальную) собственность;
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (сентябрь 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)5. Комиссией по осуществлению закупок при оценке договоров, предусматривающих выполнение проектно-изыскательских работ, к оценке также могут приниматься договоры по внесению изменений в проектную документацию.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)5. Комиссией по осуществлению закупок при оценке договоров, предусматривающих выполнение проектно-изыскательских работ, к оценке также могут приниматься договоры по внесению изменений в проектную документацию.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (январь 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)4. Объединение в один лот выполнения строительно-монтажных и проектно-изыскательских работ противоречит провозглашенным Законом о закупках принципам недопустимости дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)4. Объединение в один лот выполнения строительно-монтажных и проектно-изыскательских работ противоречит провозглашенным Законом о закупках принципам недопустимости дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (февраль 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)4. Объединение в один лот выполнения строительно-монтажных и проектно-изыскательских работ противоречит провозглашенным Законом о закупках принципам недопустимости дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, что также может повлечь нарушение при формировании критериев оценки.
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)4. Объединение в один лот выполнения строительно-монтажных и проектно-изыскательских работ противоречит провозглашенным Законом о закупках принципам недопустимости дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, что также может повлечь нарушение при формировании критериев оценки.
Готовое решение: Когда заказчикам проводить закупки по Закону N 44-ФЗ, а когда по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Положения Закона N 44-ФЗ также необходимо применять заказчикам, которые не являются ГУП (МУП) или 100% акций (долей) которых не принадлежит РФ (субъекту РФ), если закупки проектных, изыскательских работ, работ по строительству (реконструкции) объектов инфраструктуры финансируются за счет субсидий по п. 8.1 ст. 78 БК РФ (ч. 4. ст. 15 Закона N 44-ФЗ, пп. 6 п. 8.3 ст. 78 БК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Положения Закона N 44-ФЗ также необходимо применять заказчикам, которые не являются ГУП (МУП) или 100% акций (долей) которых не принадлежит РФ (субъекту РФ), если закупки проектных, изыскательских работ, работ по строительству (реконструкции) объектов инфраструктуры финансируются за счет субсидий по п. 8.1 ст. 78 БК РФ (ч. 4. ст. 15 Закона N 44-ФЗ, пп. 6 п. 8.3 ст. 78 БК РФ).
Готовое решение: Как провести открытую конкурентную закупку строительных работ по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)При закупке работ по строительству, реконструкции объектов капстроительства, если работы упомянуты в перечне, утвержденном Постановлением N 570, надо установить обязанность для подрядчика выполнить часть работ самостоятельно (без привлечения других лиц, за исключением дочерних обществ) (ч. 2 ст. 110.2 Закона N 44-ФЗ). Для этого необходимо включить в извещение возможные виды работ (с объемом) из числа определенных данным Постановлением (пп. "а" п. 2 Постановления N 570). Учтите, что оно не применяется при закупке, предусматривающей выполнение одновременно проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ (Письмо Минфина России от 06.11.2020 N 24-03-07/96959).
(КонсультантПлюс, 2025)При закупке работ по строительству, реконструкции объектов капстроительства, если работы упомянуты в перечне, утвержденном Постановлением N 570, надо установить обязанность для подрядчика выполнить часть работ самостоятельно (без привлечения других лиц, за исключением дочерних обществ) (ч. 2 ст. 110.2 Закона N 44-ФЗ). Для этого необходимо включить в извещение возможные виды работ (с объемом) из числа определенных данным Постановлением (пп. "а" п. 2 Постановления N 570). Учтите, что оно не применяется при закупке, предусматривающей выполнение одновременно проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ (Письмо Минфина России от 06.11.2020 N 24-03-07/96959).
Готовое решение: Как предоставить обеспечение исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Важно! В ряде правительственных актов установлено требование к максимальному размеру обеспечения исполнения контракта при закупке проектных и (или) изыскательских работ, строительных работ на объектах капстроительства (в том числе реконструкции). В частности, в Правилах осуществления капвложений в объекты капстроительства и приобретение объектов недвижимого имущества за счет средств федерального бюджета (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.05.2024 N 702) установлено, что в контракте нужно предусмотреть требование к обеспечению исполнения контракта, предусматривающее авансирование, которое подлежит казначейскому сопровождению. Размер обеспечения должен составлять (п. 6 названных Правил):
(КонсультантПлюс, 2025)Важно! В ряде правительственных актов установлено требование к максимальному размеру обеспечения исполнения контракта при закупке проектных и (или) изыскательских работ, строительных работ на объектах капстроительства (в том числе реконструкции). В частности, в Правилах осуществления капвложений в объекты капстроительства и приобретение объектов недвижимого имущества за счет средств федерального бюджета (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.05.2024 N 702) установлено, что в контракте нужно предусмотреть требование к обеспечению исполнения контракта, предусматривающее авансирование, которое подлежит казначейскому сопровождению. Размер обеспечения должен составлять (п. 6 названных Правил):
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)- проверкой процедуры закупки материалов, проектно-изыскательских работ и строительно-монтажных работ установлено, что из проверенных 91 договоров по 70 договорам допущены нарушения на сумму 300,18 млн руб. (неверно определен победитель закупки, завышена НМЦД, завышены цены приобретенных товаров и прочее);
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)- проверкой процедуры закупки материалов, проектно-изыскательских работ и строительно-монтажных работ установлено, что из проверенных 91 договоров по 70 договорам допущены нарушения на сумму 300,18 млн руб. (неверно определен победитель закупки, завышена НМЦД, завышены цены приобретенных товаров и прочее);
"Казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг: монография"
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)- от 12 сентября 2018 г. N 1924-р "Об определении ООО "Строительная компания "Под ключ" единственным исполнителем осуществляемых федеральным автономным учреждением "РосКапСтрой" в 2018 году закупок проектно-изыскательских работ для строительства внутриплощадочных инженерных сетей на территории особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации "Ансамбль Новодевичьего монастыря", согласно которому необходимо было обеспечить казначейское сопровождение средств, выделяемых на проектно-изыскательские работы для создания комплекса коммунальной инфраструктуры на территории особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации "Ансамбль Новодевичьего монастыря";
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)- от 12 сентября 2018 г. N 1924-р "Об определении ООО "Строительная компания "Под ключ" единственным исполнителем осуществляемых федеральным автономным учреждением "РосКапСтрой" в 2018 году закупок проектно-изыскательских работ для строительства внутриплощадочных инженерных сетей на территории особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации "Ансамбль Новодевичьего монастыря", согласно которому необходимо было обеспечить казначейское сопровождение средств, выделяемых на проектно-изыскательские работы для создания комплекса коммунальной инфраструктуры на территории особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации "Ансамбль Новодевичьего монастыря";
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 2)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2023)На наш взгляд, возложение обязанности на подрядчика по принципу риска не должно быть общим правилом. Оно допустимо, например, в EPC-контрактах (инжиниринг, снабжение, строительство), так как в этом случае большинство обстоятельств, которые потенциально могут препятствовать выполнению работ, лежат в сфере контроля подрядчика: он проводит изыскательские, проектные, согласовательные работы; выбирает поставщиков и осуществляет закупку; выполняет строительные, сборочные и пусконаладочные работы <1>.
(выпуск 2)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2023)На наш взгляд, возложение обязанности на подрядчика по принципу риска не должно быть общим правилом. Оно допустимо, например, в EPC-контрактах (инжиниринг, снабжение, строительство), так как в этом случае большинство обстоятельств, которые потенциально могут препятствовать выполнению работ, лежат в сфере контроля подрядчика: он проводит изыскательские, проектные, согласовательные работы; выбирает поставщиков и осуществляет закупку; выполняет строительные, сборочные и пусконаладочные работы <1>.