Закупка лекарственных препаратов в 2021
Подборка наиболее важных документов по запросу Закупка лекарственных препаратов в 2021 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка лекарственных препаратов по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Решение Арбитражного суда Свердловской области от 08.11.2021 по делу N А60-18326/2021
(КонсультантПлюс, 2025)Решение Арбитражного суда Свердловской области от 08.11.2021 по делу N А60-18326/2021
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка лекарств по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Признается неправомерным расчет НМЦК (начальной цены единицы товара) только методом сопоставимых рыночных цен при закупке лекарственных препаратов в случаях, не связанных с оказанием неотложной, экстренной медицинской помощи, авариями и т.п.
(КонсультантПлюс, 2025)Признается неправомерным расчет НМЦК (начальной цены единицы товара) только методом сопоставимых рыночных цен при закупке лекарственных препаратов в случаях, не связанных с оказанием неотложной, экстренной медицинской помощи, авариями и т.п.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности правового регулирования осуществления закупок учреждениями здравоохранения
(Буткевич О.В., Кучер Е.С.)
("Юрист", 2024, N 9)<13> Письмо ФАС от 23 января 2018 г. N ИА/3737/18 "О формировании документации на закупку лекарственных препаратов с МНН "Салметерол + Флутиказон" // СПС "КонсультантПлюс"; Письмо ФАС России от 16 июля 2018 г. N АЦ/54724/18 "О формировании документации на закупку лекарственных препаратов с МНН "Эноксапарин натрия" // СПС "КонсультантПлюс"; Письмо ФАС России от 8 июня 2021 г. N ТН/46879/21 "О формировании документации на закупку лекарственного препарата с МНН "Ванкомицин" // СПС "КонсультантПлюс".
(Буткевич О.В., Кучер Е.С.)
("Юрист", 2024, N 9)<13> Письмо ФАС от 23 января 2018 г. N ИА/3737/18 "О формировании документации на закупку лекарственных препаратов с МНН "Салметерол + Флутиказон" // СПС "КонсультантПлюс"; Письмо ФАС России от 16 июля 2018 г. N АЦ/54724/18 "О формировании документации на закупку лекарственных препаратов с МНН "Эноксапарин натрия" // СПС "КонсультантПлюс"; Письмо ФАС России от 8 июня 2021 г. N ТН/46879/21 "О формировании документации на закупку лекарственного препарата с МНН "Ванкомицин" // СПС "КонсультантПлюс".
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 26.09.2024 N 41-П
"По делу о проверке конституционности пункта 10 части 1 статьи 16 и части 9 статьи 83 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в связи с запросом Государственного Совета Республики Татарстан"Порядок реализации соответствующего дополнительного механизма организации и финансового обеспечения медицинской помощи установлен в Правилах приобретения лекарственных препаратов и медицинских изделий для конкретного ребенка с тяжелым жизнеугрожающим и хроническим заболеванием, в том числе редким (орфанным) заболеванием, либо для групп таких детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2021 года N 545, и в Правилах обеспечения оказания медицинской помощи (при необходимости за пределами Российской Федерации) конкретному ребенку с тяжелым жизнеугрожающим или хроническим заболеванием, в том числе редким (орфанным) заболеванием, либо группам таких детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2021 года N 769. При этом, в частности, пункт 21(1) последних (в редакции, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2024 года N 554) предусматривает возможность формирования в субъектах Российской Федерации на основании поступившего от исполнительного органа субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья запроса, согласованного главным внештатным специалистом Министерства здравоохранения Российской Федерации по соответствующим заболеваниям, резерва лекарственных препаратов, включенных в перечни для закупок, в целях незамедлительного обеспечения неопределенной группы детей с орфанными заболеваниями в соответствии с данными Правилами.
"По делу о проверке конституционности пункта 10 части 1 статьи 16 и части 9 статьи 83 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в связи с запросом Государственного Совета Республики Татарстан"Порядок реализации соответствующего дополнительного механизма организации и финансового обеспечения медицинской помощи установлен в Правилах приобретения лекарственных препаратов и медицинских изделий для конкретного ребенка с тяжелым жизнеугрожающим и хроническим заболеванием, в том числе редким (орфанным) заболеванием, либо для групп таких детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2021 года N 545, и в Правилах обеспечения оказания медицинской помощи (при необходимости за пределами Российской Федерации) конкретному ребенку с тяжелым жизнеугрожающим или хроническим заболеванием, в том числе редким (орфанным) заболеванием, либо группам таких детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2021 года N 769. При этом, в частности, пункт 21(1) последних (в редакции, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2024 года N 554) предусматривает возможность формирования в субъектах Российской Федерации на основании поступившего от исполнительного органа субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья запроса, согласованного главным внештатным специалистом Министерства здравоохранения Российской Федерации по соответствующим заболеваниям, резерва лекарственных препаратов, включенных в перечни для закупок, в целях незамедлительного обеспечения неопределенной группы детей с орфанными заболеваниями в соответствии с данными Правилами.
Постановление Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875
(ред. от 27.09.2025)
"О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(вместе с "Положением о требованиях к форме и содержанию отчета об объеме закупок товаров российского происхождения, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими гражданами, российскими юридическими лицами, о порядке формирования и размещения такого отчета в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", о порядке предоставления федеральному органу исполнительной власти, указанному в части 7 статьи 14 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и части 7 статьи 3.1-4 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", доступа к информации, содержащейся в таких отчетах, размещенных в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о порядке рассмотрения таких отчетов и оценки результатов осуществления в отчетном году указанных закупок этим федеральным органом исполнительной власти")11. Рекомендовать юридическим лицам, указанным в части 2 статьи 1 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", при осуществлении в соответствии с указанным Федеральным законом и настоящим постановлением закупок лекарственных препаратов и медицинских изделий руководствоваться положениями постановлений Правительства Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 929 "Об установлении предельного значения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями" и от 19 апреля 2021 г. N 620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
(ред. от 27.09.2025)
"О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(вместе с "Положением о требованиях к форме и содержанию отчета об объеме закупок товаров российского происхождения, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими гражданами, российскими юридическими лицами, о порядке формирования и размещения такого отчета в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", о порядке предоставления федеральному органу исполнительной власти, указанному в части 7 статьи 14 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и части 7 статьи 3.1-4 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", доступа к информации, содержащейся в таких отчетах, размещенных в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о порядке рассмотрения таких отчетов и оценки результатов осуществления в отчетном году указанных закупок этим федеральным органом исполнительной власти")11. Рекомендовать юридическим лицам, указанным в части 2 статьи 1 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", при осуществлении в соответствии с указанным Федеральным законом и настоящим постановлением закупок лекарственных препаратов и медицинских изделий руководствоваться положениями постановлений Правительства Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 929 "Об установлении предельного значения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями" и от 19 апреля 2021 г. N 620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Статья: Нормативно-правовое регулирование здравоохранения в период пандемии COVID-19: государственные закупки лекарственных препаратов
(Герасимчук М.Ю., Герасимчук Е.В.)
("Хозяйство и право", 2022, N 3)<15> Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17 ноября 2020 г. N 18-2/И/2-17599 "О поэтапном переходе на обязательное применение единого структурированного справочника-каталога лекарственных препаратов в единой информационной системе в сфере закупок" // СПС "Гарант".
(Герасимчук М.Ю., Герасимчук Е.В.)
("Хозяйство и право", 2022, N 3)<15> Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17 ноября 2020 г. N 18-2/И/2-17599 "О поэтапном переходе на обязательное применение единого структурированного справочника-каталога лекарственных препаратов в единой информационной системе в сфере закупок" // СПС "Гарант".
Статья: Применение "защитных мер" при заключении, исполнении и изменении контракта
(Александров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 7)Иными словами, норма ч. 10 ст. 31 Закона N 44-ФЗ предусматривает снижение цены контракта по сравнению с предложением участника закупки и является специальной нормой по отношению к ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ, поскольку регламентирует порядок формирования цены контракта на закупку лекарственных препаратов из Перечня ЖНВЛП. В случае закупки лекарственных препаратов, не включенных в Перечень ЖНВЛП, применение ч. 10 ст. 31 Закона N 44-ФЗ невозможно. Равно и при закупке иных товаров <7>.
(Александров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 7)Иными словами, норма ч. 10 ст. 31 Закона N 44-ФЗ предусматривает снижение цены контракта по сравнению с предложением участника закупки и является специальной нормой по отношению к ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ, поскольку регламентирует порядок формирования цены контракта на закупку лекарственных препаратов из Перечня ЖНВЛП. В случае закупки лекарственных препаратов, не включенных в Перечень ЖНВЛП, применение ч. 10 ст. 31 Закона N 44-ФЗ невозможно. Равно и при закупке иных товаров <7>.
Статья: Риск-ориентированная модель в системе ОМС: проблема применения лекарственных средств "вне инструкции"
(Старченко А.А.)
("Медицинское право", 2021, N 5)В 4 номере журнала "Медицинское право" за 2021 г. опубликована статья Ю.Д. Сергеева и соавторов "Медико-юридические аспекты назначения лекарственных препаратов вне инструкции по медицинскому применению (off-label)", содержащая предложения по последовательности действий лечащего врача (в ситуации крайней необходимости. - Прим. ред.) при применении и назначении лекарственного препарата (ЛП) вне инструкции: 1) оформление добровольного информированного согласия на введение вне инструкции; 2) информирование об отсутствии специфических средств лечения; 2) созыв консилиума; 4) решение врачебной комиссии <1>. Однако при всей внешней привлекательности данного алгоритма перенесения индивидуальной ответственности лечащего врача на коллективный уровень, в каждом отдельном случае такой алгоритм может при определенных ситуациях привести врача к действиям, впоследствии признаваемым правоохранительными органами правонарушением. При этом важно знать, что в системе ОМС исполнение данного алгоритма может вести к признанию качества медицинской помощи ненадлежащим и применению соответствующих финансовых санкций. 30 апреля 2021 г. Комитет по охране здоровья Госдумы поддержал законопроект, позволяющий детским онкоцентрам закупать за счет средств ОМС лекарственные препараты, назначаемые "вне инструкции" (off-label), включая не зарегистрированные в России, и применять их у онкологических и гематологических пациентов-детей, рекомендовал его к принятию в первом чтении в июне 2021 г. Указанный законопроект вносит изменения в Закон Российской Федерации (далее - РФ) N 323-ФЗ, разрешающие закупку онкопрепаратов из средств ОМС и их применение "в соответствии с клиническими рекомендациями при оказании медицинской помощи детям с онкологическими и гематологическими заболеваниями", в том числе при оказании высокотехнологичной медпомощи. В интересах пациента по решению врачебной комиссии допускается применение препаратов, не зарегистрированных на территории России и не входящих в соответствующие клинические рекомендации и стандарты. "Законопроект устраняет неопределенность в оформлении оплаты данных препаратов через ОМС и при оказании высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС", - сказано в пояснительной записке к документу. Перед началом применения лечащий врач должен будет проинформировать законного представителя пациента об ожидаемой эффективности предлагаемой терапии, степени риска и возможных побочных действиях. Важно, что в соответствии с поправками пациенты также смогут продолжать лечение в детских онкоцентрах после достижения совершеннолетия.
(Старченко А.А.)
("Медицинское право", 2021, N 5)В 4 номере журнала "Медицинское право" за 2021 г. опубликована статья Ю.Д. Сергеева и соавторов "Медико-юридические аспекты назначения лекарственных препаратов вне инструкции по медицинскому применению (off-label)", содержащая предложения по последовательности действий лечащего врача (в ситуации крайней необходимости. - Прим. ред.) при применении и назначении лекарственного препарата (ЛП) вне инструкции: 1) оформление добровольного информированного согласия на введение вне инструкции; 2) информирование об отсутствии специфических средств лечения; 2) созыв консилиума; 4) решение врачебной комиссии <1>. Однако при всей внешней привлекательности данного алгоритма перенесения индивидуальной ответственности лечащего врача на коллективный уровень, в каждом отдельном случае такой алгоритм может при определенных ситуациях привести врача к действиям, впоследствии признаваемым правоохранительными органами правонарушением. При этом важно знать, что в системе ОМС исполнение данного алгоритма может вести к признанию качества медицинской помощи ненадлежащим и применению соответствующих финансовых санкций. 30 апреля 2021 г. Комитет по охране здоровья Госдумы поддержал законопроект, позволяющий детским онкоцентрам закупать за счет средств ОМС лекарственные препараты, назначаемые "вне инструкции" (off-label), включая не зарегистрированные в России, и применять их у онкологических и гематологических пациентов-детей, рекомендовал его к принятию в первом чтении в июне 2021 г. Указанный законопроект вносит изменения в Закон Российской Федерации (далее - РФ) N 323-ФЗ, разрешающие закупку онкопрепаратов из средств ОМС и их применение "в соответствии с клиническими рекомендациями при оказании медицинской помощи детям с онкологическими и гематологическими заболеваниями", в том числе при оказании высокотехнологичной медпомощи. В интересах пациента по решению врачебной комиссии допускается применение препаратов, не зарегистрированных на территории России и не входящих в соответствующие клинические рекомендации и стандарты. "Законопроект устраняет неопределенность в оформлении оплаты данных препаратов через ОМС и при оказании высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС", - сказано в пояснительной записке к документу. Перед началом применения лечащий врач должен будет проинформировать законного представителя пациента об ожидаемой эффективности предлагаемой терапии, степени риска и возможных побочных действиях. Важно, что в соответствии с поправками пациенты также смогут продолжать лечение в детских онкоцентрах после достижения совершеннолетия.
Статья: Правовые инновации в сфере редких (орфанных) заболеваний: от временных мер к устойчивой модели
(Посадкова М.В.)
("Медицинское право", 2025, N 3)Суды также указывают, что является неприемлемым использование неправовых доводов, таких как обоснование невозможности закупки лекарственного препарата, например его высокой стоимости или размера затрат на его приобретение <8>, что еще раз подтверждает необходимость внедрения более эффективного способа расходования средств бюджета.
(Посадкова М.В.)
("Медицинское право", 2025, N 3)Суды также указывают, что является неприемлемым использование неправовых доводов, таких как обоснование невозможности закупки лекарственного препарата, например его высокой стоимости или размера затрат на его приобретение <8>, что еще раз подтверждает необходимость внедрения более эффективного способа расходования средств бюджета.
Статья: Правовые средства реализации функций налогов на современном этапе
(Копина А.А.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 3)Введение прогрессивной ставки по НДФЛ сопровождалось установлением целевой направленности полученных сверх обычной ставки средств в специально созданный фонд "Круг добра", который осуществляет помощь детям, страдающим редкими и тяжелыми заболеваниями, закупку для них дорогих лекарств, медицинского оборудования, оплату операций. Кроме того, существуют и меры поддержки семьи на разных уровнях <13>.
(Копина А.А.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 3)Введение прогрессивной ставки по НДФЛ сопровождалось установлением целевой направленности полученных сверх обычной ставки средств в специально созданный фонд "Круг добра", который осуществляет помощь детям, страдающим редкими и тяжелыми заболеваниями, закупку для них дорогих лекарств, медицинского оборудования, оплату операций. Кроме того, существуют и меры поддержки семьи на разных уровнях <13>.
Готовое решение: Как закупить лекарственные средства по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Контракт по п. 6.1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заключите через ЕИС в порядке, предусмотренном п. 3 ч. 5 этой статьи. Контракт по п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заключите через ЕИС в том же порядке, если актом Президента РФ или Правительства РФ не определено, что контракт заключается без использования этой системы. При закупках лекарств у единственного поставщика по другим основаниям, кроме п. п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, вы также вправе заключить контракт через ЕИС (ч. 14 ст. 93 названного Закона, ч. 15 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Контракт по п. 6.1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заключите через ЕИС в порядке, предусмотренном п. 3 ч. 5 этой статьи. Контракт по п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заключите через ЕИС в том же порядке, если актом Президента РФ или Правительства РФ не определено, что контракт заключается без использования этой системы. При закупках лекарств у единственного поставщика по другим основаниям, кроме п. п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, вы также вправе заключить контракт через ЕИС (ч. 14 ст. 93 названного Закона, ч. 15 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ).
Статья: Сравнительно-правовой анализ налоговых систем России и Германии с акцентом на рассмотрении подоходного налогообложения
(Анисина К.Т.)
("Финансовое право", 2021, N 5)С 1 января 1992 г. по 31 декабря 2000 г. в Российской Федерации применялась прогрессивная шкала налоговых ставок по подоходному налогу, которая пересматривалась несколько раз и в разные годы имела от трех до семи диапазонов совокупного годового дохода, облагаемого по налоговым ставкам от 12 до 35%. Стремление работодателей и работников минимизировать реально выплачиваемые (получаемые) доходы в целях снижения налоговой нагрузки, а также сложности администрирования налогообложения доходов граждан, в том числе работающих по совместительству, выявили неэффективность действовавшего порядка налогообложения доходов физических лиц и тем самым способствовали переходу к единой налоговой ставке. Введение с 1 января 2001 г. ставки налога на доходы физических лиц в размере 13% для большинства видов доходов способствовало увеличению поступления налога на доходы физических лиц в бюджетную систему Российской Федерации. В Российской Федерации до 1 января 2021 г. она оставалась плоской и была равна 13%. Лишь по некоторым нераспространенным видам доходов законодатель предусмотрел ставки 30%, 35%. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 372-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения доходов физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей за налоговый период" (приблизительно 55 555 евро) установил прогрессивную ставку, равную 15% в отношении доходов свыше 5 млн руб. К таким доходам относится заработная плата или иные вознаграждения по гражданско-правовым договорам и только в части превышения 5 млн рублей. Эта мера касается периодических и активных доходов, связанных непосредственно с трудовой деятельностью (включая зарплату и дивиденды). При этом, как и раньше, по ставке 13% будут облагаться средства, вырученные с продажи личного имущества (за исключением ценных бумаг), и выплаты по договорам страхования и пенсионного обеспечения. Таким образом, продажа квартиры, чего многие опасались на стадии рассмотрения закона, под повышенную ставку точно не подпадает. Сейчас предполагается, что благодаря росту ставки НДФЛ для состоятельных россиян бюджет дополнительно получит 60 млрд руб. в 2021 г., 64 млрд руб. в 2022 г. и 68,5 млрд руб. в 2023 г. (всего более 190 млрд руб.). Эти деньги будут направлены на лечение детей с редкими тяжелыми заболеваниями, в том числе закупку для них дорогих лекарств, техники, средств реабилитации, проведение высокотехнологичных операций. Планируемые сборы сравнимы с суммами, которые выделяются из бюджета на закупку лекарств для людей с орфанными заболеваниями. Поскольку речь идет именно об официальном доходе более 400 тыс. руб. в месяц, то, очевидно, под новую меру подпадают топ-менеджеры, управленцы, владельцы бизнеса. Оценить конкретное число потенциальных плательщиков повышенного НДФЛ довольно непросто. По приблизительной оценке, исходя из данных Всемирного банка, это могут быть 0,5% взрослого населения России (или около 550 тыс. человек) <13>.
(Анисина К.Т.)
("Финансовое право", 2021, N 5)С 1 января 1992 г. по 31 декабря 2000 г. в Российской Федерации применялась прогрессивная шкала налоговых ставок по подоходному налогу, которая пересматривалась несколько раз и в разные годы имела от трех до семи диапазонов совокупного годового дохода, облагаемого по налоговым ставкам от 12 до 35%. Стремление работодателей и работников минимизировать реально выплачиваемые (получаемые) доходы в целях снижения налоговой нагрузки, а также сложности администрирования налогообложения доходов граждан, в том числе работающих по совместительству, выявили неэффективность действовавшего порядка налогообложения доходов физических лиц и тем самым способствовали переходу к единой налоговой ставке. Введение с 1 января 2001 г. ставки налога на доходы физических лиц в размере 13% для большинства видов доходов способствовало увеличению поступления налога на доходы физических лиц в бюджетную систему Российской Федерации. В Российской Федерации до 1 января 2021 г. она оставалась плоской и была равна 13%. Лишь по некоторым нераспространенным видам доходов законодатель предусмотрел ставки 30%, 35%. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 372-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения доходов физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей за налоговый период" (приблизительно 55 555 евро) установил прогрессивную ставку, равную 15% в отношении доходов свыше 5 млн руб. К таким доходам относится заработная плата или иные вознаграждения по гражданско-правовым договорам и только в части превышения 5 млн рублей. Эта мера касается периодических и активных доходов, связанных непосредственно с трудовой деятельностью (включая зарплату и дивиденды). При этом, как и раньше, по ставке 13% будут облагаться средства, вырученные с продажи личного имущества (за исключением ценных бумаг), и выплаты по договорам страхования и пенсионного обеспечения. Таким образом, продажа квартиры, чего многие опасались на стадии рассмотрения закона, под повышенную ставку точно не подпадает. Сейчас предполагается, что благодаря росту ставки НДФЛ для состоятельных россиян бюджет дополнительно получит 60 млрд руб. в 2021 г., 64 млрд руб. в 2022 г. и 68,5 млрд руб. в 2023 г. (всего более 190 млрд руб.). Эти деньги будут направлены на лечение детей с редкими тяжелыми заболеваниями, в том числе закупку для них дорогих лекарств, техники, средств реабилитации, проведение высокотехнологичных операций. Планируемые сборы сравнимы с суммами, которые выделяются из бюджета на закупку лекарств для людей с орфанными заболеваниями. Поскольку речь идет именно об официальном доходе более 400 тыс. руб. в месяц, то, очевидно, под новую меру подпадают топ-менеджеры, управленцы, владельцы бизнеса. Оценить конкретное число потенциальных плательщиков повышенного НДФЛ довольно непросто. По приблизительной оценке, исходя из данных Всемирного банка, это могут быть 0,5% взрослого населения России (или около 550 тыс. человек) <13>.
Статья: Конституционно-правовое плацебо: анализ позиции Конституционного Суда РФ в Постановлении от 26 сентября 2024 года N 41-П о праве на лекарственное обеспечение орфанных пациентов
(Шарловский К.А., Лимонова А.М.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 1)2) оспариваемые положения ставят качество оказания помощи больным, их жизнь и здоровье в зависимость от экономических возможностей регионов, что противоречит принципу равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства, в то время как эффективное оказание медицинской помощи при редких заболеваниях возможно лишь в случае создания централизованной системы их диагностирования и лечения, а также закупки и распределения лекарственных препаратов.
(Шарловский К.А., Лимонова А.М.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 1)2) оспариваемые положения ставят качество оказания помощи больным, их жизнь и здоровье в зависимость от экономических возможностей регионов, что противоречит принципу равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства, в то время как эффективное оказание медицинской помощи при редких заболеваниях возможно лишь в случае создания централизованной системы их диагностирования и лечения, а также закупки и распределения лекарственных препаратов.
Статья: Социально-правовые основы закята как предпосылка формирования фискальной политики арабских стран
(Погодина И.В., Байсеркешова Ж.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 3)В современной налоговой системе России есть ряд механизмов, которые направлены на поддержку населения, в том числе социально незащищенных слоев: это, например, налоговые льготы, поощрение пожертвований налоговыми льготами и введенная с 1 января 2021 г. прогрессивная ставка НДФЛ (до 15% для тех, кто зарабатывает свыше 5 млн руб. в год). Полученные средства государство направляет на лечение детей с тяжелыми, редкими заболеваниями, на закупку дорогостоящих лекарств, техники и средств реабилитации, на проведение высокотехнологичных операций.
(Погодина И.В., Байсеркешова Ж.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 3)В современной налоговой системе России есть ряд механизмов, которые направлены на поддержку населения, в том числе социально незащищенных слоев: это, например, налоговые льготы, поощрение пожертвований налоговыми льготами и введенная с 1 января 2021 г. прогрессивная ставка НДФЛ (до 15% для тех, кто зарабатывает свыше 5 млн руб. в год). Полученные средства государство направляет на лечение детей с тяжелыми, редкими заболеваниями, на закупку дорогостоящих лекарств, техники и средств реабилитации, на проведение высокотехнологичных операций.
Статья: Фонд "Круг добра": предпосылки создания и специфика финансово-правового регулирования
(Кавкаева К.П., Малышева А.А.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 1)Существующую систему предоставления льготных лекарственных препаратов на уровне субъектов РФ невозможно назвать прозрачной. Среди 13 групп подсистем Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения только одна содержит информацию о лекарственных препаратах - информационно-аналитическая подсистема мониторинга и контроля в сфере закупок лекарственных препаратов для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Но даже она не способствует раскрытию информации о совершенных субъектами РФ закупках лекарственных препаратов. Думается, что в целях повышения эффективности предоставления лекарственных препаратов для лечения заболеваний, которые включены в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, необходимо обязать органы государственной власти субъектов РФ размещать в открытом доступе информацию о количестве лиц, нуждающихся в закупке таких препаратов, количестве выделяемых на эти цели средств бюджета субъекта РФ, количестве закупленных лекарств и затраченных денежных средств за финансовый год.
(Кавкаева К.П., Малышева А.А.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 1)Существующую систему предоставления льготных лекарственных препаратов на уровне субъектов РФ невозможно назвать прозрачной. Среди 13 групп подсистем Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения только одна содержит информацию о лекарственных препаратах - информационно-аналитическая подсистема мониторинга и контроля в сфере закупок лекарственных препаратов для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Но даже она не способствует раскрытию информации о совершенных субъектами РФ закупках лекарственных препаратов. Думается, что в целях повышения эффективности предоставления лекарственных препаратов для лечения заболеваний, которые включены в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, необходимо обязать органы государственной власти субъектов РФ размещать в открытом доступе информацию о количестве лиц, нуждающихся в закупке таких препаратов, количестве выделяемых на эти цели средств бюджета субъекта РФ, количестве закупленных лекарств и затраченных денежных средств за финансовый год.