Закупка иностранного программного обеспечения
Подборка наиболее важных документов по запросу Закупка иностранного программного обеспечения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка программного обеспечения и услуг по его обслуживанию по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...установлено, что ФГУП... осуществляет деятельность в области обеспечения единства измерений... согласно которым к рабочим компьютерам работников применяются требования об установке определенного программного обеспечения; все методы измерений, испытаний, диагностика приборов и оборудования осуществляются на предприятии в операционной системе Microsoft Windows; установленное оборудование уникальное и несовместимое с программными продуктами, включенными в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин. При этом заказчиком обоснована невозможность соблюдения запрета на допуск иностранного программного обеспечения при закупках для государственных и муниципальных нужд, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236.
(КонсультантПлюс, 2025)...установлено, что ФГУП... осуществляет деятельность в области обеспечения единства измерений... согласно которым к рабочим компьютерам работников применяются требования об установке определенного программного обеспечения; все методы измерений, испытаний, диагностика приборов и оборудования осуществляются на предприятии в операционной системе Microsoft Windows; установленное оборудование уникальное и несовместимое с программными продуктами, включенными в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин. При этом заказчиком обоснована невозможность соблюдения запрета на допуск иностранного программного обеспечения при закупках для государственных и муниципальных нужд, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие особенности закупки программного обеспечения по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)1. На закупку какого иностранного ПО установлен запрет
(КонсультантПлюс, 2025)1. На закупку какого иностранного ПО установлен запрет
Вопрос: О запрете закупок программ для электронных вычислительных машин и (или) баз данных для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
(Письмо Минфина России от 11.02.2025 N 24-06-09/12084)Вопрос: О запрете закупок программ для электронных вычислительных машин и (или) баз данных для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
(Письмо Минфина России от 11.02.2025 N 24-06-09/12084)Вопрос: О запрете закупок программ для электронных вычислительных машин и (или) баз данных для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 30.03.2022 N 166
(ред. от 07.04.2025)
"О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации"б) с 1 января 2025 г. органам государственной власти, заказчикам запрещается использовать иностранное программное обеспечение на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры, если иное не установлено федеральным законом.
(ред. от 07.04.2025)
"О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации"б) с 1 января 2025 г. органам государственной власти, заказчикам запрещается использовать иностранное программное обеспечение на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры, если иное не установлено федеральным законом.
Статья: Правовое обеспечение экономического суверенитета современного государства
(Танимов О.В., Арнаутова А.А.)
("Финансовое право", 2024, N 8)- для государственных и муниципальных заказчиков установлен запрет на закупку иностранных программ для ЭВМ (Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд");
(Танимов О.В., Арнаутова А.А.)
("Финансовое право", 2024, N 8)- для государственных и муниципальных заказчиков установлен запрет на закупку иностранных программ для ЭВМ (Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд");
Вопрос: Вправе ли заказчики с 01.01.2025 продолжить закупки иностранного программного обеспечения?
("Вестник Института госзакупок", 2025, N 1)"Вестник Института госзакупок", 2025, N 1
("Вестник Института госзакупок", 2025, N 1)"Вестник Института госзакупок", 2025, N 1
Статья: Технологический суверенитет - гарантия безопасности государства
(Чердаков О.И.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 2)В качестве примеров можно привести: запрет на закупку иностранного программного обеспечения (ПО) для госсектора, а с 2025 г. - полный переход на российское ПО; ограничения на ввоз медицинского оборудования, что стимулировало локализацию производства томографов, аппаратов ИВЛ и иных; налоговые каникулы для IT-компаний с нулевым НДС, снижение страховых взносов; субсидии на НИОКР (до 80% затрат компенсирует государство); стимулирование импортозамещения - требование к иностранным компаниям передавать технологии или открывать производства, создание спецконтрактов; государственную поддержку стратегических отраслей, таких как микроэлектроника, фармацевтика; формирование внутреннего спроса за счет приоритета отечественных товаров в закупках для госсектора (Закон N 44-ФЗ) <18>; субсидирование спроса посредством реализации программы льготного лизинга для предприятий, закупающих российское оборудование; скидки населению на отечественную электронику; защиту интеллектуальной собственности - ограничение патентных прав иностранных компаний в критических отраслях; стимулирование отечественных патентов и др.
(Чердаков О.И.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 2)В качестве примеров можно привести: запрет на закупку иностранного программного обеспечения (ПО) для госсектора, а с 2025 г. - полный переход на российское ПО; ограничения на ввоз медицинского оборудования, что стимулировало локализацию производства томографов, аппаратов ИВЛ и иных; налоговые каникулы для IT-компаний с нулевым НДС, снижение страховых взносов; субсидии на НИОКР (до 80% затрат компенсирует государство); стимулирование импортозамещения - требование к иностранным компаниям передавать технологии или открывать производства, создание спецконтрактов; государственную поддержку стратегических отраслей, таких как микроэлектроника, фармацевтика; формирование внутреннего спроса за счет приоритета отечественных товаров в закупках для госсектора (Закон N 44-ФЗ) <18>; субсидирование спроса посредством реализации программы льготного лизинга для предприятий, закупающих российское оборудование; скидки населению на отечественную электронику; защиту интеллектуальной собственности - ограничение патентных прав иностранных компаний в критических отраслях; стимулирование отечественных патентов и др.
Готовое решение: Какой установлен порядок указания страны происхождения товара при закупках по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)При закупке программного обеспечения учитывайте сведения о стране происхождения товара в общем порядке, приведенном в настоящем материале. При этом обратите внимание: действует запрет на закупку иностранного программного обеспечения, а также установлен особый порядок подтверждения страны происхождения закупаемого ПО.
(КонсультантПлюс, 2025)При закупке программного обеспечения учитывайте сведения о стране происхождения товара в общем порядке, приведенном в настоящем материале. При этом обратите внимание: действует запрет на закупку иностранного программного обеспечения, а также установлен особый порядок подтверждения страны происхождения закупаемого ПО.
Вопрос: О подготовке обоснования невозможности соблюдения запрета или ограничения допуска товаров (работ, услуг) из иностранных государств, в частности, при закупке программного обеспечения.
(Письмо Минфина России от 11.10.2024 N 24-06-09/98674)Вопрос: О подготовке обоснования невозможности соблюдения запрета или ограничения допуска товаров (работ, услуг) из иностранных государств, в частности, при закупке программного обеспечения.
(Письмо Минфина России от 11.10.2024 N 24-06-09/98674)Вопрос: О подготовке обоснования невозможности соблюдения запрета или ограничения допуска товаров (работ, услуг) из иностранных государств, в частности, при закупке программного обеспечения.
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Справочно. В целях обеспечения выполнения мероприятий по обеспечению технологической независимости на значимых объектах критической информационной инфраструктуры организаций кредитно-финансовой сферы принят Федеральный закон от 13.06.2023 N 243-ФЗ, который определяет полномочия Банка России по согласованию планов мероприятий кредитных и некредитных финансовых организаций по переходу на преимущественное использование российского программного обеспечения, отечественных радиоэлектронной продукции и телекоммуникационного оборудования, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и осуществлению закупок иностранного программного обеспечения, радиоэлектронной продукции и телекоммуникационного оборудования, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, и закупок услуг, необходимых для их использования на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации. Согласно Федеральному закону от 13.06.2023 N 243-ФЗ Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России будет определен соответствующий порядок.
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Справочно. В целях обеспечения выполнения мероприятий по обеспечению технологической независимости на значимых объектах критической информационной инфраструктуры организаций кредитно-финансовой сферы принят Федеральный закон от 13.06.2023 N 243-ФЗ, который определяет полномочия Банка России по согласованию планов мероприятий кредитных и некредитных финансовых организаций по переходу на преимущественное использование российского программного обеспечения, отечественных радиоэлектронной продукции и телекоммуникационного оборудования, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и осуществлению закупок иностранного программного обеспечения, радиоэлектронной продукции и телекоммуникационного оборудования, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, и закупок услуг, необходимых для их использования на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации. Согласно Федеральному закону от 13.06.2023 N 243-ФЗ Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России будет определен соответствующий порядок.
Статья: Международно-правовые санкции: к вопросу об их эффективности как инструмента регулирования современной экономики
(Попова А.В., Акимова З.А.)
("Финансовое право", 2025, N 7)Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2022 г. N 166 "О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации" <16>, а также Постановлением Правительства РФ от 14 ноября 2023 г. N 1912 (ред. от 26.12.2024) "О порядке перехода субъектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации на преимущественное применение доверенных программно-аппаратных комплексов на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации" <17> введены запреты на закупку иностранного программного обеспечения и использование государственными гражданскими служащими иностранного программного обеспечения в критической информационной инфраструктуре Российской Федерации.
(Попова А.В., Акимова З.А.)
("Финансовое право", 2025, N 7)Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2022 г. N 166 "О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации" <16>, а также Постановлением Правительства РФ от 14 ноября 2023 г. N 1912 (ред. от 26.12.2024) "О порядке перехода субъектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации на преимущественное применение доверенных программно-аппаратных комплексов на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации" <17> введены запреты на закупку иностранного программного обеспечения и использование государственными гражданскими служащими иностранного программного обеспечения в критической информационной инфраструктуре Российской Федерации.
Статья: Правовые проблемы определения компетенции Банка России в "антисанкционных" нормативных актах
(Тиханов Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 5)<51> Постановление Правительства РФ от 22 августа 2022 г. N 1478 "Об утверждении требований к программному обеспечению, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, используемому органами государственной власти, заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, Правил согласования закупок иностранного программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, в целях его использования заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также закупок услуг, необходимых для использования этого программного обеспечения на таких объектах, и Правил перехода на преимущественное использование российского программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации" // СЗ РФ. 2022. N 35. Ст. 6108.
(Тиханов Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 5)<51> Постановление Правительства РФ от 22 августа 2022 г. N 1478 "Об утверждении требований к программному обеспечению, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, используемому органами государственной власти, заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, Правил согласования закупок иностранного программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, в целях его использования заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также закупок услуг, необходимых для использования этого программного обеспечения на таких объектах, и Правил перехода на преимущественное использование российского программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации" // СЗ РФ. 2022. N 35. Ст. 6108.