Закупка без заключения контракта
Подборка наиболее важных документов по запросу Закупка без заключения контракта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как провести закупки малого объема по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)оплата по счету или приобретение без контракта.
(КонсультантПлюс, 2025)оплата по счету или приобретение без контракта.
Вопрос: О включении в реестр закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов, сведений о закупке по договору розничной купли-продажи.
(Письмо Минфина России от 05.05.2025 N 02-11-13/44905)Вопрос: О включении в реестр закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов, сведений о закупке по договору розничной купли-продажи.
(Письмо Минфина России от 05.05.2025 N 02-11-13/44905)Вопрос: О включении в реестр закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов, сведений о закупке по договору розничной купли-продажи.
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)15. При заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктом 1, пунктами 4 и 5 (за исключением контрактов, заключенных в соответствии с частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), пунктами 8, 9, 15, 20, 21, 22, 23, 26, 28, 29, 33, 37, 40, 41, 44, 45, 46, 50 - 53, 56, 63 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, требования частей 4 - 9, 11 - 13 настоящей статьи заказчиком могут не применяться к указанному контракту. В этих случаях контракт может быть заключен в простой письменной форме в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации для совершения сделок.
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)15. При заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктом 1, пунктами 4 и 5 (за исключением контрактов, заключенных в соответствии с частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), пунктами 8, 9, 15, 20, 21, 22, 23, 26, 28, 29, 33, 37, 40, 41, 44, 45, 46, 50 - 53, 56, 63 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, требования частей 4 - 9, 11 - 13 настоящей статьи заказчиком могут не применяться к указанному контракту. В этих случаях контракт может быть заключен в простой письменной форме в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации для совершения сделок.
Готовое решение: Как вести реестр закупок малого объема по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Реестр закупок - это реестр, в который получатели бюджетных средств вносят данные о закупках "без заключения контракта". Чаще всего это закупки до 600 тыс. руб., поэтому такой реестр часто называют реестром закупок малого объема. Обратите внимание, что это не реестр контрактов.
(КонсультантПлюс, 2025)Реестр закупок - это реестр, в который получатели бюджетных средств вносят данные о закупках "без заключения контракта". Чаще всего это закупки до 600 тыс. руб., поэтому такой реестр часто называют реестром закупок малого объема. Обратите внимание, что это не реестр контрактов.
"Обзор практики рассмотрения обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (II квартал 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)5. Подача ценового предложения без учета особенностей проведения закупки на право заключения контракта на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг с неопределенным объемом не освобождает участника закупки от заключения контракта.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)5. Подача ценового предложения без учета особенностей проведения закупки на право заключения контракта на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг с неопределенным объемом не освобождает участника закупки от заключения контракта.
Статья: Правовые и организационные механизмы повышения оперативности устранения угроз безопасности дорожного движения в рамках дорожной деятельности
(Баканов К.С., Исаев М.М.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 1)Однако применению данного способа должно предшествовать рассмотренное выше планирование дорожной деятельности. В случае если планирование не проведено либо его результаты не учтены, заключение контракта на закупку без указания объема подлежащих выполнению работ при содержании автомобильной дороги признается неправомерным [27].
(Баканов К.С., Исаев М.М.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 1)Однако применению данного способа должно предшествовать рассмотренное выше планирование дорожной деятельности. В случае если планирование не проведено либо его результаты не учтены, заключение контракта на закупку без указания объема подлежащих выполнению работ при содержании автомобильной дороги признается неправомерным [27].
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Современные правоотношения постоянно изобретают новые варианты поведения, направленные на обход закона, например: обход закона как форма злоупотребления гражданскими правами при совершении крупных сделок и сделок с заинтересованностью <1>; обход законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок в части выполнения дополнительных работ без заключения контракта и предшествующих этому процедур по определению подрядчика, что дает основания суду отказывать в судебной защите права, приобретенного в результате обхода закона <2>; обход законодательства о противодействии легализации преступных доходов посредством неоднократного открытия и закрытия разных счетов в банке с целью уклонения от соблюдения процедур обязательного контроля <3>; обход антимонопольного законодательства путем создания аукционными роботами картельных сговоров <4>; обход (уклонение от уплаты) налогов заключением сделки при отсутствии ее деловой цели (разумных коммерческих соображений) и др.
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Современные правоотношения постоянно изобретают новые варианты поведения, направленные на обход закона, например: обход закона как форма злоупотребления гражданскими правами при совершении крупных сделок и сделок с заинтересованностью <1>; обход законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок в части выполнения дополнительных работ без заключения контракта и предшествующих этому процедур по определению подрядчика, что дает основания суду отказывать в судебной защите права, приобретенного в результате обхода закона <2>; обход законодательства о противодействии легализации преступных доходов посредством неоднократного открытия и закрытия разных счетов в банке с целью уклонения от соблюдения процедур обязательного контроля <3>; обход антимонопольного законодательства путем создания аукционными роботами картельных сговоров <4>; обход (уклонение от уплаты) налогов заключением сделки при отсутствии ее деловой цели (разумных коммерческих соображений) и др.
Готовое решение: Какой срок установлен для хранения документов о закупках по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Полагаем, что в части, не противоречащей Закону N 44-ФЗ, также необходимо соблюдать сроки хранения документов, установленные Перечнем N 236 (ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ, п. 4.3 Инструкции N 237). Например, положения (регламенты) о контрактных управляющих, контрактной службе, комиссиях по осуществлению закупок требуется хранить постоянно, а реестры закупок, проведенных без заключения государственного или муниципального контракта, - до ликвидации организации. После истечения сроков хранения продлите их или уничтожьте документы (п. 4.3 Инструкции N 237).
(КонсультантПлюс, 2025)Полагаем, что в части, не противоречащей Закону N 44-ФЗ, также необходимо соблюдать сроки хранения документов, установленные Перечнем N 236 (ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ, п. 4.3 Инструкции N 237). Например, положения (регламенты) о контрактных управляющих, контрактной службе, комиссиях по осуществлению закупок требуется хранить постоянно, а реестры закупок, проведенных без заключения государственного или муниципального контракта, - до ликвидации организации. После истечения сроков хранения продлите их или уничтожьте документы (п. 4.3 Инструкции N 237).
Вопрос: Заказчик планирует закупку работ по защите информации, для которых необходима лицензия. В контракте отсутствует обязанность подрядчика выполнить работу лично. Вправе ли заказчик заключить контракт с участником закупки, который не имеет лицензии, если участник заключил договор с субподрядчиком, имеющим лицензию?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Заказчик планирует закупку работ по защите информации, для проведения которых необходима лицензия ФСТЭК России. Работы (услуги), требующие наличия лицензии, являются самостоятельным объектом закупки. В контракте отсутствует обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично. Вправе ли заказчик заключить контракт с участником закупки, который не имеет указанной лицензии, если указанный участник заключил договор с субподрядчиком, имеющим лицензию ФСТЭК России на выполнение указанных работ?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Заказчик планирует закупку работ по защите информации, для проведения которых необходима лицензия ФСТЭК России. Работы (услуги), требующие наличия лицензии, являются самостоятельным объектом закупки. В контракте отсутствует обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично. Вправе ли заказчик заключить контракт с участником закупки, который не имеет указанной лицензии, если указанный участник заключил договор с субподрядчиком, имеющим лицензию ФСТЭК России на выполнение указанных работ?
Готовое решение: Как рассчитать НМЦК (начальную цену единицы товара) при закупке лекарственных препаратов по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)На практике могут встречаться ситуации, когда при расчете цены единицы измерения количества действующего вещества в дозировке (например, мг, мл, МЕ и проч.) получено значение, при округлении которого по общим математическим правилам до копеек, то есть до двух знаков после запятой, итоговая цена лекарственного препарата, рассчитанная с учетом его дозировки, существенно занижается или завышается. В таком случае полагаем, что округлять полученное значение для использования его в дальнейших расчетах (в том числе для определения НМЦК с учетом общего количества поставляемого товара в установленном порядке) не нужно. Это позволит избежать занижения или завышения НМЦК, которые, в свою очередь, могут повлечь отсутствие заявок на участие в закупке или заключение контракта по завышенной цене. Если же вы проводите закупку с неизвестным объемом и сумма цен единицы товара является критерием оценки заявок, рассмотрите целесообразность замены единицы измерения. Например, если это не противоречит ЕСКЛП, в качестве такой единицы можно рассмотреть штуку (таблетка, капсула, ампула т.д. - в соответствии с лекарственной формой). Обосновать невозможность использования единицы измерения количества активного вещества в препарате можно риском наступления приведенных выше негативных последствий.
(КонсультантПлюс, 2025)На практике могут встречаться ситуации, когда при расчете цены единицы измерения количества действующего вещества в дозировке (например, мг, мл, МЕ и проч.) получено значение, при округлении которого по общим математическим правилам до копеек, то есть до двух знаков после запятой, итоговая цена лекарственного препарата, рассчитанная с учетом его дозировки, существенно занижается или завышается. В таком случае полагаем, что округлять полученное значение для использования его в дальнейших расчетах (в том числе для определения НМЦК с учетом общего количества поставляемого товара в установленном порядке) не нужно. Это позволит избежать занижения или завышения НМЦК, которые, в свою очередь, могут повлечь отсутствие заявок на участие в закупке или заключение контракта по завышенной цене. Если же вы проводите закупку с неизвестным объемом и сумма цен единицы товара является критерием оценки заявок, рассмотрите целесообразность замены единицы измерения. Например, если это не противоречит ЕСКЛП, в качестве такой единицы можно рассмотреть штуку (таблетка, капсула, ампула т.д. - в соответствии с лекарственной формой). Обосновать невозможность использования единицы измерения количества активного вещества в препарате можно риском наступления приведенных выше негативных последствий.