Законы ману
Подборка наиболее важных документов по запросу Законы ману (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: От жестокости к реабилитации: трансформация отношения к должнику в древнем праве
(Пыльнев Ю.А.)
("Юрист", 2025, N 3)Автором проводится анализ древних правовых систем на основе текстов Законов Ману, Законов Хаммурапи, Законов XII таблиц и других памятников права через призму их жестокости по отношению к должникам и привилегий кредиторов. В статье показано, как эволюция правовых норм привела к гуманизации законодательства о несостоятельности и банкротстве, переходу от наказания к реабилитации должника. Автор подчеркивает, что такой сдвиг способствовал развитию гражданского оборота и увеличению роли общественных интересов. Сделан вывод о трансформации отношения к должнику в банкротном праве.
(Пыльнев Ю.А.)
("Юрист", 2025, N 3)Автором проводится анализ древних правовых систем на основе текстов Законов Ману, Законов Хаммурапи, Законов XII таблиц и других памятников права через призму их жестокости по отношению к должникам и привилегий кредиторов. В статье показано, как эволюция правовых норм привела к гуманизации законодательства о несостоятельности и банкротстве, переходу от наказания к реабилитации должника. Автор подчеркивает, что такой сдвиг способствовал развитию гражданского оборота и увеличению роли общественных интересов. Сделан вывод о трансформации отношения к должнику в банкротном праве.
"Уголовное наказание и его цели: монография"
(Дворянсков И.В.)
("ИНФРА-М", 2025)Большинство философов древности также обращается к проблеме исправления в аспекте изучения феноменов преступления и наказания. В Древнем мире наказание и религиозное воздействие дополняли друг друга в практике влияния на преступников. Преступление и грех, как правило, не разделялись, поэтому в наказание и исправление зачастую вкладывался религиозный смысл. Наиболее характерные примеры сочетания карательного и религиозного воздействия на преступность можно найти в Древнем Египте, Вавилоне, Индии (в IV - III тысячелетиях до н.э.). Образцом такого взаимопроникновения, в частности, являются законы Ману, памятник древнеиндийской литературы, древнеиндийский сборник предписаний. В них говорится: "Наказание управляет человеческим родом, наказание его охраняет, наказание бодрствует, когда все спит" <1>.
(Дворянсков И.В.)
("ИНФРА-М", 2025)Большинство философов древности также обращается к проблеме исправления в аспекте изучения феноменов преступления и наказания. В Древнем мире наказание и религиозное воздействие дополняли друг друга в практике влияния на преступников. Преступление и грех, как правило, не разделялись, поэтому в наказание и исправление зачастую вкладывался религиозный смысл. Наиболее характерные примеры сочетания карательного и религиозного воздействия на преступность можно найти в Древнем Египте, Вавилоне, Индии (в IV - III тысячелетиях до н.э.). Образцом такого взаимопроникновения, в частности, являются законы Ману, памятник древнеиндийской литературы, древнеиндийский сборник предписаний. В них говорится: "Наказание управляет человеческим родом, наказание его охраняет, наказание бодрствует, когда все спит" <1>.
Статья: Правовой плюрализм как идеологема и реальность
(Бирюков С.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 8)Более того, вопреки представлениям о поглощении индивида восточным обществом, здесь тоже существуют основанные на известной эквивалентности отношения между частными лицами, а также между обществом (группой) и индивидом (служение влечет пожалование и проч.). Эти факты отражаются уже в законах Хаммурапи и законах Ману. При этом сегодня, в том числе под западным влиянием, и плюрализм групп в соответствующих странах выражается не столько через плюрализм права или признание коллективных прав, сколько через права и обязанности индивидов и закрепление модели правового государства.
(Бирюков С.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 8)Более того, вопреки представлениям о поглощении индивида восточным обществом, здесь тоже существуют основанные на известной эквивалентности отношения между частными лицами, а также между обществом (группой) и индивидом (служение влечет пожалование и проч.). Эти факты отражаются уже в законах Хаммурапи и законах Ману. При этом сегодня, в том числе под западным влиянием, и плюрализм групп в соответствующих странах выражается не столько через плюрализм права или признание коллективных прав, сколько через права и обязанности индивидов и закрепление модели правового государства.
Статья: Теория систематизации: от классических концепций к новациям цифровой правовой среды
(Пашенцев Д.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 6)Систематизация в тех или иных видах характерна практически для всех правовых систем, в том числе религиозных, и ее истоки прослеживаются в глубокой древности. Как результат систематизации можно рассматривать, например, такие памятники права, созданные в XVIII в. до нашей эры, как Законы вавилонского царя Хаммурапи и древнеиндийские Законы Ману. Встречалась систематизация и в праве Древнего Китая, в Античности одним из первых памятников систематизации стали Законы XII таблиц.
(Пашенцев Д.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 6)Систематизация в тех или иных видах характерна практически для всех правовых систем, в том числе религиозных, и ее истоки прослеживаются в глубокой древности. Как результат систематизации можно рассматривать, например, такие памятники права, созданные в XVIII в. до нашей эры, как Законы вавилонского царя Хаммурапи и древнеиндийские Законы Ману. Встречалась систематизация и в праве Древнего Китая, в Античности одним из первых памятников систематизации стали Законы XII таблиц.
"Право на исполнение судебных актов в Российской Федерации: монография"
(Кузнецов Е.Н.)
("Статут", 2022)Законы Ману также не избежали участи фиксации в своем содержании отдельных элементов справедливости процесса: "Руководствуясь правилами судопроизводства, надо иметь в виду истину." (VIII, 45), а решать дела людей нужно "основываясь на вечной дхарме" (VIII, 8). Также здесь было установлено, что отрицающий справедливость иска должен быть изобличен как минимум тремя свидетелями (VIII, 60), а свидетели заинтересованных в деле лиц в принципе не допускались в процесс (VIII, 64) <5>.
(Кузнецов Е.Н.)
("Статут", 2022)Законы Ману также не избежали участи фиксации в своем содержании отдельных элементов справедливости процесса: "Руководствуясь правилами судопроизводства, надо иметь в виду истину." (VIII, 45), а решать дела людей нужно "основываясь на вечной дхарме" (VIII, 8). Также здесь было установлено, что отрицающий справедливость иска должен быть изобличен как минимум тремя свидетелями (VIII, 60), а свидетели заинтересованных в деле лиц в принципе не допускались в процесс (VIII, 64) <5>.
Статья: Зарождение и эволюция уголовного наказания как социально-юридического феномена
(Корсаков К.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 3)Усилению превентивного эффекта наказания в период развитого феодализма способствовали распространение монотеистических религиозных верований и принятие ими универсальных и всеобщих форм общественного контроля. "Религии удалось идеально реализовать в сознании верующих принцип неотвратимости наказания, что основывалось на вездесущности Бога и неотвратимости наказаний за нарушения в загробной жизни, даже если от них удалось уклониться в этом мире", - резюмирует С.М. Иншаков [22, с. 4]. Идеи посмертного, потустороннего наказания, представляемого в форме бесконечных мучений в аду (геенне (в иудаизме она становится символом загробного наказания за грехи с начала II в. до н. э.), джаханнаме в исламе, нараке в индуизме (в Законах Ману описываются двадцать один отдел нараки и наказания, которые ожидают там грешников)), возрождения в худшем виде при повторном воплощении, переселении души - реинкарнации и т.п., в ту пору, вне сомнения, стали оказывать большое сдерживающее воздействие на преступность. Под воздействием религиозной веры многие юридические явления, в том числе и уголовное наказание, начали рассматриваться с позиций божественной воли, причем наказание считалось исходящим от последней, а потому - неотвратимым и справедливым.
(Корсаков К.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 3)Усилению превентивного эффекта наказания в период развитого феодализма способствовали распространение монотеистических религиозных верований и принятие ими универсальных и всеобщих форм общественного контроля. "Религии удалось идеально реализовать в сознании верующих принцип неотвратимости наказания, что основывалось на вездесущности Бога и неотвратимости наказаний за нарушения в загробной жизни, даже если от них удалось уклониться в этом мире", - резюмирует С.М. Иншаков [22, с. 4]. Идеи посмертного, потустороннего наказания, представляемого в форме бесконечных мучений в аду (геенне (в иудаизме она становится символом загробного наказания за грехи с начала II в. до н. э.), джаханнаме в исламе, нараке в индуизме (в Законах Ману описываются двадцать один отдел нараки и наказания, которые ожидают там грешников)), возрождения в худшем виде при повторном воплощении, переселении души - реинкарнации и т.п., в ту пору, вне сомнения, стали оказывать большое сдерживающее воздействие на преступность. Под воздействием религиозной веры многие юридические явления, в том числе и уголовное наказание, начали рассматриваться с позиций божественной воли, причем наказание считалось исходящим от последней, а потому - неотвратимым и справедливым.