Законодательство в сфере ГОЗ
Подборка наиболее важных документов по запросу Законодательство в сфере ГОЗ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 23 "Полномочия антимонопольного органа" Федерального закона "О защите конкуренции""Полномочия ФАС России на обращение в суд с исками и заявлениями о нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа предусмотрены подпунктом 5 пункта 1 статьи 15.2 Закона о ГОЗ.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Неустойка по контракту по гособоронзаказу
(КонсультантПлюс, 2025)...суд также соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что период начисления неустойки также не обоснован, поскольку ни действующим законодательством в сфере закупок в рамках государственного оборонного заказа, ни самим Контрактом не установлен срок, в течение которого Ответчик обязан согласовать (подписать) Сведения об операциях с целевыми средствами.
(КонсультантПлюс, 2025)...суд также соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что период начисления неустойки также не обоснован, поскольку ни действующим законодательством в сфере закупок в рамках государственного оборонного заказа, ни самим Контрактом не установлен срок, в течение которого Ответчик обязан согласовать (подписать) Сведения об операциях с целевыми средствами.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О государственном оборонном заказе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)Глава 5.2. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛА О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
(ред. от 28.12.2024)
"О государственном оборонном заказе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)Глава 5.2. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛА О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Приказ ФАС России от 26.05.2021 N 510/21
(ред. от 19.09.2024)
"Об утверждении формы и порядка выдачи требования о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа"
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2021 N 64728)Зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2021 г. N 64728
(ред. от 19.09.2024)
"Об утверждении формы и порядка выдачи требования о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа"
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2021 N 64728)Зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2021 г. N 64728
Статья: Требование о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа, как мера превентивного воздействия на хозяйствующих субъектов
(Свининых Е.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 3)"Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 3
(Свининых Е.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 3)"Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 3
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2024 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)Указанная статья содержит две части, первая из которых предусматривает наказание в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридические лица - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей за совершение действий (бездействия), запрещенных законодательством в сфере ГОЗ, если такие действия (бездействие) приводят или могут привести к необоснованному завышению цены на продукцию по ГОЗ, а вторая предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридические лица - в двукратном размере суммы затрат, включенных в себестоимость продукции по ГОЗ и не относящихся к производству такой продукции за включение в себестоимость производства (реализации) продукции по ГОЗ затрат, не связанных с ее производством.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)Указанная статья содержит две части, первая из которых предусматривает наказание в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридические лица - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей за совершение действий (бездействия), запрещенных законодательством в сфере ГОЗ, если такие действия (бездействие) приводят или могут привести к необоснованному завышению цены на продукцию по ГОЗ, а вторая предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридические лица - в двукратном размере суммы затрат, включенных в себестоимость продукции по ГОЗ и не относящихся к производству такой продукции за включение в себестоимость производства (реализации) продукции по ГОЗ затрат, не связанных с ее производством.
Статья: Прокурорский надзор за исполнением законодательства в налоговой сфере: актуальные проблемы и перспективы
(Назаренко Б.А.)
("Финансовое право", 2024, N 1)<12> Морозов Д.Б. Применение законодательства в сфере государственного оборонного заказа в рамках надзорных мероприятий органов прокуратуры // Законность. 2020. N 12. С. 23 - 25.
(Назаренко Б.А.)
("Финансовое право", 2024, N 1)<12> Морозов Д.Б. Применение законодательства в сфере государственного оборонного заказа в рамках надзорных мероприятий органов прокуратуры // Законность. 2020. N 12. С. 23 - 25.
Статья: Финансовый мониторинг в сфере государственного оборонного заказа
(Фартунов Е.А.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 1)В статье рассматриваются правовые, а также организационные вопросы осуществления финансового мониторинга в сфере государственного оборонного заказа. Анализируются положения законодательства, регулирующие государственный оборонный заказ и противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, на предмет установления правовой основы осуществления финансового мониторинга в сфере ГОЗ. Анализируется деятельность уполномоченных кредитных организаций и Федеральной службы по финансовому мониторингу в указанной сфере. Отмечаются основные угрозы в сфере гособоронзаказа, противодействие которым возможно благодаря финансовому мониторингу.
(Фартунов Е.А.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 1)В статье рассматриваются правовые, а также организационные вопросы осуществления финансового мониторинга в сфере государственного оборонного заказа. Анализируются положения законодательства, регулирующие государственный оборонный заказ и противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, на предмет установления правовой основы осуществления финансового мониторинга в сфере ГОЗ. Анализируется деятельность уполномоченных кредитных организаций и Федеральной службы по финансовому мониторингу в указанной сфере. Отмечаются основные угрозы в сфере гособоронзаказа, противодействие которым возможно благодаря финансовому мониторингу.
Статья: Гражданский иск прокурора в сфере исполнения бюджетного законодательства о государственных (муниципальных) договорах (соглашениях), контрактах, в том числе в сфере государственного оборонного заказа: проблематика эффективности
(Лебедева (Скачкова) А.Е.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2022, N 8)"Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2022, N 8
(Лебедева (Скачкова) А.Е.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2022, N 8)"Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2022, N 8
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Данный подпункт введен с 9 января 2023 г. Федеральным законом от 29 декабря 2022 г. N 618-ФЗ <85>, проект которого разработан во исполнение Указания Президента РФ от 27 мая 2022 г. N Пр-945. Как отмечалось разработчиками законопроекта, он призван обеспечить выполнение заданий государственного заказа, создание (разработку, модернизацию) вооружения, военной и специальной техники, осуществляемое организациями в инициативном порядке, а именно в рамках предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 2 части первой ГК РФ), по согласованию с федеральными органами исполнительной власти - государственными заказчиками, своевременную утилизацию вооружения, военной, специальной техники и других видов продукции военного назначения, а также достижение иных целей, предусмотренных законодательством РФ в сфере обороны, оборота оружия, государственного оборонного заказа и военно-технического сотрудничества с иностранными государствами.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Данный подпункт введен с 9 января 2023 г. Федеральным законом от 29 декабря 2022 г. N 618-ФЗ <85>, проект которого разработан во исполнение Указания Президента РФ от 27 мая 2022 г. N Пр-945. Как отмечалось разработчиками законопроекта, он призван обеспечить выполнение заданий государственного заказа, создание (разработку, модернизацию) вооружения, военной и специальной техники, осуществляемое организациями в инициативном порядке, а именно в рамках предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 2 части первой ГК РФ), по согласованию с федеральными органами исполнительной власти - государственными заказчиками, своевременную утилизацию вооружения, военной, специальной техники и других видов продукции военного назначения, а также достижение иных целей, предусмотренных законодательством РФ в сфере обороны, оборота оружия, государственного оборонного заказа и военно-технического сотрудничества с иностранными государствами.
Статья: Анализ Росфинмониторингом информации об операциях с денежными средствами по ГОЗ в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем
(Жемеров В.В.)
("Финансовое право", 2025, N 6)Однако необходимо акцентировать внимание именно на том, что доходы должны быть получены преступным путем. В связи с чем для того, чтобы Росфинмониторинг реализовал весь свой инструментарий, предусмотренный Федеральными законами N 275-ФЗ и N 115-ФЗ, необходимо наличие самого уголовно наказуемого деяния. В действующем законодательстве предусмотрен широкий перечень уголовных преступлений, связанных с нарушением законодательства в сфере ГОЗ. Например, включение в себестоимость продукции по ГОЗ необоснованных затрат может содержать в себе признаки мошенничества <11>; злоупотребление полномочиями путем получения денежных средств и иных материальных ценностей от лиц, связанных с исполнителями контрактов (ст. 201.1 Уголовного кодекса Российской Федерации) <12>, и т.д.
(Жемеров В.В.)
("Финансовое право", 2025, N 6)Однако необходимо акцентировать внимание именно на том, что доходы должны быть получены преступным путем. В связи с чем для того, чтобы Росфинмониторинг реализовал весь свой инструментарий, предусмотренный Федеральными законами N 275-ФЗ и N 115-ФЗ, необходимо наличие самого уголовно наказуемого деяния. В действующем законодательстве предусмотрен широкий перечень уголовных преступлений, связанных с нарушением законодательства в сфере ГОЗ. Например, включение в себестоимость продукции по ГОЗ необоснованных затрат может содержать в себе признаки мошенничества <11>; злоупотребление полномочиями путем получения денежных средств и иных материальных ценностей от лиц, связанных с исполнителями контрактов (ст. 201.1 Уголовного кодекса Российской Федерации) <12>, и т.д.
Статья: Ответственность за нарушения в сфере государственного оборонного заказа
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- отказ или уклонение поставщика (исполнителя, подрядчика), занимающего в соответствии с законодательством РФ в сфере государственного оборонного заказа доминирующее положение, от заключения договора, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, если заключение такого договора является обязательным для указанного лица, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния (ч. 3);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- отказ или уклонение поставщика (исполнителя, подрядчика), занимающего в соответствии с законодательством РФ в сфере государственного оборонного заказа доминирующее положение, от заключения договора, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, если заключение такого договора является обязательным для указанного лица, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния (ч. 3);