Законодательство об отходах производства и потребления
Подборка наиболее важных документов по запросу Законодательство об отходах производства и потребления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Привлечение к административной ответственности работника прокуратуры
(КонсультантПлюс, 2025)...Начальником управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры... области... на обращение Е. дан ответ... в котором сообщено, что представление прокуратуры об устранении нарушений законодательства в сфере отходов производства и потребления содержит описание фактов выявленных нарушений, допущенных должностными лицами администрации г. ...в том числе Е. (председателем КУМИ г. ...первым заместителем главы г. ...). Указанные в обращении факты не обладают признаками распространения или предоставления персональных данных. Факт использования указанных заявителем персональных данных в представлении не влечет распространение персональных данных и нарушения законодательства. Указано также, что прокурорские работники субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не являются.
(КонсультантПлюс, 2025)...Начальником управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры... области... на обращение Е. дан ответ... в котором сообщено, что представление прокуратуры об устранении нарушений законодательства в сфере отходов производства и потребления содержит описание фактов выявленных нарушений, допущенных должностными лицами администрации г. ...в том числе Е. (председателем КУМИ г. ...первым заместителем главы г. ...). Указанные в обращении факты не обладают признаками распространения или предоставления персональных данных. Факт использования указанных заявителем персональных данных в представлении не влечет распространение персональных данных и нарушения законодательства. Указано также, что прокурорские работники субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не являются.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 2 "Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе" Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении""В случае, если такие фракции удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты или направление в систему оборотного водоснабжения, такие стоки не подпадают под определение сточных вод в терминологии Водного кодекса Российской Федерации и Федерального закона N 416-ФЗ и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления, при этом деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов, отнесенных к I - IV классам опасности, подлежит лицензированию."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор нового законодательства
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 5)Постановление Правительства Российской Федерации
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 5)Постановление Правительства Российской Федерации
Статья: Обзор нового законодательства
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 4)Постановление Правительства Российской Федерации
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 4)Постановление Правительства Российской Федерации
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на I квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Установлено, что нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение разрабатываются и устанавливаются в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления в составе комплексного экологического разрешения.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Установлено, что нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение разрабатываются и устанавливаются в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления в составе комплексного экологического разрешения.
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение разрабатываются и устанавливаются в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления в составе комплексного экологического разрешения.
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение разрабатываются и устанавливаются в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления в составе комплексного экологического разрешения.
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)На основании вышеизложенного можно прийти к выводу о том, что в плоскости законодательства об отходах производства и потребления понятия "утилизация отходов" и "использование отходов" тождественны, поэтому рекультивация земель с использованием отходов есть деятельность по утилизации отходов. Если при рекультивации земель используются отходы IV класса опасности, то соответствующая деятельность подпадает под лицензируемый вид деятельности, на осуществление которой необходимо получение лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности с правом проведения работ по утилизации отходов IV класса опасности. Если при рекультивации земель используются только отходы V класса опасности, получение соответствующей лицензии не потребуется.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)На основании вышеизложенного можно прийти к выводу о том, что в плоскости законодательства об отходах производства и потребления понятия "утилизация отходов" и "использование отходов" тождественны, поэтому рекультивация земель с использованием отходов есть деятельность по утилизации отходов. Если при рекультивации земель используются отходы IV класса опасности, то соответствующая деятельность подпадает под лицензируемый вид деятельности, на осуществление которой необходимо получение лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности с правом проведения работ по утилизации отходов IV класса опасности. Если при рекультивации земель используются только отходы V класса опасности, получение соответствующей лицензии не потребуется.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Иная регламентация установлена в настоящее время в отношении донного грунта, на который в случае использования его в установленном законодательством порядке правовой режим отходов производства и потребления, предусмотренный Законом об отходах, не распространяется. Так, ст. 52.3 ВК РФ допускает возможность использования донного грунта, в том числе при проведении дноуглубительных и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов <1>.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Иная регламентация установлена в настоящее время в отношении донного грунта, на который в случае использования его в установленном законодательством порядке правовой режим отходов производства и потребления, предусмотренный Законом об отходах, не распространяется. Так, ст. 52.3 ВК РФ допускает возможность использования донного грунта, в том числе при проведении дноуглубительных и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов <1>.
Статья: Практика Арбитражного суда Республики Карелия по применению Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"
(Котлов Р.Э., Ятова Е.В.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)В статье исследована судебная практика Арбитражного суда Республики Карелия и вышестоящих инстанций по применению Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Рассмотрены основные вопросы, связанные с применением положений законодательства об отходах производства и потребления в различных категориях споров, в том числе по искам регионального оператора к потребителям о взыскании задолженности по договорам на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, по искам регионального оператора о взыскании расходов на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов и др.
(Котлов Р.Э., Ятова Е.В.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)В статье исследована судебная практика Арбитражного суда Республики Карелия и вышестоящих инстанций по применению Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Рассмотрены основные вопросы, связанные с применением положений законодательства об отходах производства и потребления в различных категориях споров, в том числе по искам регионального оператора к потребителям о взыскании задолженности по договорам на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, по искам регионального оператора о взыскании расходов на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов и др.
Статья: Обзор нового законодательства
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Федеральный закон от 8 августа 2024 г. N 296-ФЗ "О внесении
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Федеральный закон от 8 августа 2024 г. N 296-ФЗ "О внесении
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Следует учитывать, что ч. 4 комментируемой статьи распространяется на отношения, возникшие после 1 января 2016 г. Об особенностях ее применения к контрактам на услуги по обращению с ТКО, заключенным до указанной даты на срок более 10 лет, см. Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации".
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Следует учитывать, что ч. 4 комментируемой статьи распространяется на отношения, возникшие после 1 января 2016 г. Об особенностях ее применения к контрактам на услуги по обращению с ТКО, заключенным до указанной даты на срок более 10 лет, см. Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации".