Законодательство об особо охраняемых природных территориях,
Подборка наиболее важных документов по запросу Законодательство об особо охраняемых природных территориях, (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 2 "Категории особо охраняемых природных территорий, особенности их создания и развития" Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях"Принятие решения об объявлении природных объектов и комплексов памятниками природы краевого значения, а территорий, занятых ими, - особо охраняемыми природными территориями краевого значения в установленном законодательством порядке, утверждение их границ и определение режима их особой охраны относится к полномочиям Правительства Красноярского края (подпункт "д" пункта 2 статьи 2, пункт 1 статьи 5 Закон края от 28 сентября 1995 года N 7-175).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)2. Статус, режим особой охраны и границы территорий, в пределах которых расположены водные объекты, указанные в части 1 настоящей статьи, устанавливаются в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях и законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия.
(ред. от 31.07.2025)2. Статус, режим особой охраны и границы территорий, в пределах которых расположены водные объекты, указанные в части 1 настоящей статьи, устанавливаются в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях и законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия.
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)3. К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.
(ред. от 31.07.2025)3. К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Рассматриваемые положения Закона об объектах культурного наследия по аналогии с законодательством об особо охраняемых природных территориях необходимо понимать следующим образом: границы территорий объектов культурного наследия, установленные до принятия Закона о регистрации недвижимости, признаются действительными; сведения о границах объектов культурного наследия, определяемых после введения в действие Закона о регистрации недвижимости, устанавливаются на основании Закона об объектах культурного наследия и подлежат включению в ЕГРН.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Рассматриваемые положения Закона об объектах культурного наследия по аналогии с законодательством об особо охраняемых природных территориях необходимо понимать следующим образом: границы территорий объектов культурного наследия, установленные до принятия Закона о регистрации недвижимости, признаются действительными; сведения о границах объектов культурного наследия, определяемых после введения в действие Закона о регистрации недвижимости, устанавливаются на основании Закона об объектах культурного наследия и подлежат включению в ЕГРН.
Статья: О типичных нарушениях законодательства в сфере использования и охраны особо охраняемых природных территорий
(Бердинских С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 5)"Актуальные проблемы российского права", 2021, N 5
(Бердинских С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 5)"Актуальные проблемы российского права", 2021, N 5
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)ВРИ в отношении таких участков согласно п. 7 ст. 36 ГрК РФ определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Использование земель или земельных участков из состава земель лесного фонда, земель или земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий (за исключением территорий населенных пунктов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий), определяется соответственно лесохозяйственным регламентом, положением об особо охраняемой природной территории в соответствии с лесным законодательством, законодательством об особо охраняемых природных территориях.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)ВРИ в отношении таких участков согласно п. 7 ст. 36 ГрК РФ определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Использование земель или земельных участков из состава земель лесного фонда, земель или земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий (за исключением территорий населенных пунктов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий), определяется соответственно лесохозяйственным регламентом, положением об особо охраняемой природной территории в соответствии с лесным законодательством, законодательством об особо охраняемых природных территориях.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)В заключение хотелось бы сказать, что за последние несколько лет под давлением судов, обращений граждан и государственных органов законодательство об ООПТ трансформировалось в пользу возможности ведения ограниченной хозяйственной деятельности на данных территориях в целом и национальных парков в частности, а также обеспечения жизнедеятельности граждан, проживающих в населенных пунктах. Хотелось бы, чтобы эта тенденция не развилась в комплексное освоение территорий национальных парков со все большим изменением законодательства.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)В заключение хотелось бы сказать, что за последние несколько лет под давлением судов, обращений граждан и государственных органов законодательство об ООПТ трансформировалось в пользу возможности ведения ограниченной хозяйственной деятельности на данных территориях в целом и национальных парков в частности, а также обеспечения жизнедеятельности граждан, проживающих в населенных пунктах. Хотелось бы, чтобы эта тенденция не развилась в комплексное освоение территорий национальных парков со все большим изменением законодательства.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. Согласно ч. 3 ст. 4 ГрК РФ к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, иное законодательство РФ только в том случае, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности, то есть комментируемым Кодексом. Таким образом, в данном случае нормы градостроительного законодательства имеют приоритет по сравнению с нормами специального законодательства.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. Согласно ч. 3 ст. 4 ГрК РФ к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, иное законодательство РФ только в том случае, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности, то есть комментируемым Кодексом. Таким образом, в данном случае нормы градостроительного законодательства имеют приоритет по сравнению с нормами специального законодательства.
Ситуация: В каких случаях физические лица уплачивают сбор за пользование объектами животного мира и водных ресурсов?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)на особо охраняемых природных территориях - природоохранными учреждениями, предусмотренными законодательством об особо охраняемых природных территориях.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)на особо охраняемых природных территориях - природоохранными учреждениями, предусмотренными законодательством об особо охраняемых природных территориях.