Законодательство об экологической безопасности
Подборка наиболее важных документов по запросу Законодательство об экологической безопасности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 72 Конституции РФ"Согласно пункту "к" части 1 статьи 72, статье 73, части 4 статьи 76 Конституции Российской Федерации административное и административно-процессуальное законодательство, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Понятие экологической безопасности в законодательстве России и Финляндии
(Шлямина А.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 12)"Административное право и процесс", 2021, N 12
(Шлямина А.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 12)"Административное право и процесс", 2021, N 12
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"2. Экологическое просвещение, в том числе информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, средствами массовой информации, общественными объединениями и другими негосударственными некоммерческими организациями, иными юридическими лицами, гражданами.
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"2. Экологическое просвещение, в том числе информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, средствами массовой информации, общественными объединениями и другими негосударственными некоммерческими организациями, иными юридическими лицами, гражданами.
"Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" от 07.03.2001 N 24-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)Судно считается годным к плаванию, если должным образом обеспечено укомплектование экипажа судна (за исключением внешнего экипажа для полностью автономного судна) и оно удовлетворяет требованиям обеспечения безопасности судоходства, экологической, санитарной и пожарной безопасности, установленным законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Судно (за исключением полностью автономного судна) не допускается к плаванию, если состав экипажа судна в день выхода судна в плавание по численности меньше, чем установлено положением о минимальном составе экипажей судов. Каждое автономное судно должно иметь внешний экипаж автономного судна в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.
(ред. от 24.06.2025)Судно считается годным к плаванию, если должным образом обеспечено укомплектование экипажа судна (за исключением внешнего экипажа для полностью автономного судна) и оно удовлетворяет требованиям обеспечения безопасности судоходства, экологической, санитарной и пожарной безопасности, установленным законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Судно (за исключением полностью автономного судна) не допускается к плаванию, если состав экипажа судна в день выхода судна в плавание по численности меньше, чем установлено положением о минимальном составе экипажей судов. Каждое автономное судно должно иметь внешний экипаж автономного судна в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.
Статья: Экологическая и климатическая составляющие отчетности по стандартам TCFD: теория и практика
(Вахрушина М.А., Биткина А.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 5)На официальном сайте предприятия размещена информация о проверке контрагентов ОАО "Красцветмет" на соблюдение ими ESG-требований (требований в области охраны окружающей среды, охраны труда и промышленной безопасности, соблюдения прав человека, экологического законодательства, причастности к сомнительным сделкам или финансированию конфликтов). В случае нарушения контрагентом данных принципов ОАО "Красцветмет" отказывается от сотрудничества с ним <31>.
(Вахрушина М.А., Биткина А.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 5)На официальном сайте предприятия размещена информация о проверке контрагентов ОАО "Красцветмет" на соблюдение ими ESG-требований (требований в области охраны окружающей среды, охраны труда и промышленной безопасности, соблюдения прав человека, экологического законодательства, причастности к сомнительным сделкам или финансированию конфликтов). В случае нарушения контрагентом данных принципов ОАО "Красцветмет" отказывается от сотрудничества с ним <31>.
"Правовое обеспечение экологической безопасности Российской Федерации: состояние и перспективы развития: монография"
(Абанина Е.Н., Сухова Е.А.)
("Юстицинформ", 2022)Исследование обозначенного круга вопросов привело нас к следующим выводам: правовое обеспечение экологической безопасности в Российской Федерации представляет собой самостоятельное нормативное образование, включающие как систему норм экологического права, так и норм других отраслей, принятых на федеральном и региональном уровнях и регулирующих однородные общественные отношения, складывающиеся в сфере защиты прав и свобод человека, создания условий для благоприятного состояния окружающей среды и устойчивого развития человеческого общества. Содержание системы правового обеспечения экологической безопасности составляет совокупность правовых и иных средств, создающих условия и гарантирующих эффективное противодействие внутренним и внешним природным, техногенным и экологическим угрозам и возможным последствиям их действия. Совершенствовать необходимо, прежде всего, средства правового регулирования, с помощью которых осуществляется упорядочение правоотношений в сфере обеспечения экологической безопасности (цели и задачи, принципы, права и обязанности субъектов, полномочия органов федеральной, региональной и местной власти в сфере обеспечения экологической безопасности, средства контроля и надзора, меры юридической ответственности и др.). При этом центральное место, на наш взгляд, должен занять системообразующий нормативный правовой акт на федеральном уровне, который позволит урегулировать оптимальную структуру законодательства об экологической безопасности и закрепить единые условия ее правового обеспечения. Группу же иных средств, требующих своего развития, составляют организационно-управленческие, материально-технические, средства научно-методологического характера и иные, обеспечивающие в совокупности механизм реализации всей системы.
(Абанина Е.Н., Сухова Е.А.)
("Юстицинформ", 2022)Исследование обозначенного круга вопросов привело нас к следующим выводам: правовое обеспечение экологической безопасности в Российской Федерации представляет собой самостоятельное нормативное образование, включающие как систему норм экологического права, так и норм других отраслей, принятых на федеральном и региональном уровнях и регулирующих однородные общественные отношения, складывающиеся в сфере защиты прав и свобод человека, создания условий для благоприятного состояния окружающей среды и устойчивого развития человеческого общества. Содержание системы правового обеспечения экологической безопасности составляет совокупность правовых и иных средств, создающих условия и гарантирующих эффективное противодействие внутренним и внешним природным, техногенным и экологическим угрозам и возможным последствиям их действия. Совершенствовать необходимо, прежде всего, средства правового регулирования, с помощью которых осуществляется упорядочение правоотношений в сфере обеспечения экологической безопасности (цели и задачи, принципы, права и обязанности субъектов, полномочия органов федеральной, региональной и местной власти в сфере обеспечения экологической безопасности, средства контроля и надзора, меры юридической ответственности и др.). При этом центральное место, на наш взгляд, должен занять системообразующий нормативный правовой акт на федеральном уровне, который позволит урегулировать оптимальную структуру законодательства об экологической безопасности и закрепить единые условия ее правового обеспечения. Группу же иных средств, требующих своего развития, составляют организационно-управленческие, материально-технические, средства научно-методологического характера и иные, обеспечивающие в совокупности механизм реализации всей системы.
Статья: Роль природно-климатических проектов в правовом обеспечении экологической и климатической безопасности Российской Федерации
(Агафонов В.Б.)
("Экологическое право", 2024, N 2)Ключевые слова: природно-климатический проект, карбоновый полигон, карбоновая ферма, природоподобные технологии, климатическое законодательство, экологическая безопасность, климатическая безопасность, научно-технологическое развитие, парниковые газы, окружающая среда, климат.
(Агафонов В.Б.)
("Экологическое право", 2024, N 2)Ключевые слова: природно-климатический проект, карбоновый полигон, карбоновая ферма, природоподобные технологии, климатическое законодательство, экологическая безопасность, климатическая безопасность, научно-технологическое развитие, парниковые газы, окружающая среда, климат.
Ситуация: Каковы правила пользования жилыми помещениями?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Пользование жилым помещением должно осуществляться с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с утвержденными правилами пользования жилыми помещениями (ч. 4 ст. 17 ЖК РФ; п. 1 Правил).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Пользование жилым помещением должно осуществляться с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с утвержденными правилами пользования жилыми помещениями (ч. 4 ст. 17 ЖК РФ; п. 1 Правил).
Статья: Проблемы обеспечения экологической безопасности транспортной деятельности в Республике Беларусь
(Хотько О.А.)
("Экологическое право", 2021, N 3)Во-вторых, в белорусской и зарубежной юридической науке не имеется комплексных исследований по разрешению эколого-правовых проблем в рассматриваемой области, что обусловливает востребованность анализа обоснованности и полноты закрепленных в законодательстве требований экологической безопасности по отношению к транспортной деятельности <2> и целесообразности формирования концептуальной стратегии обеспечения экологической безопасности в данной сфере <3>. Следует отметить особый вклад ученых в разработку проблем правового обеспечения экологической безопасности: Е.Н. Абаниной, Н.А. Духно, Н.Г. Жаворонковой, Н.А. Карпович, Ю.Г. Шпаковского и др. <4>.
(Хотько О.А.)
("Экологическое право", 2021, N 3)Во-вторых, в белорусской и зарубежной юридической науке не имеется комплексных исследований по разрешению эколого-правовых проблем в рассматриваемой области, что обусловливает востребованность анализа обоснованности и полноты закрепленных в законодательстве требований экологической безопасности по отношению к транспортной деятельности <2> и целесообразности формирования концептуальной стратегии обеспечения экологической безопасности в данной сфере <3>. Следует отметить особый вклад ученых в разработку проблем правового обеспечения экологической безопасности: Е.Н. Абаниной, Н.А. Духно, Н.Г. Жаворонковой, Н.А. Карпович, Ю.Г. Шпаковского и др. <4>.
"Квалификация экологических преступлений: учебное пособие"
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Достаточно интересен подход, предложенный А.П. Коротковой, которая в массиве экологических преступлений выделяет экоцид (посягательство на безопасность человечества), эколого-хозяйственные преступления, совершаемые при осуществлении антропогенной деятельности, и преступления против отдельных компонентов природной среды <1>. Экоцид как деяние, до принятия УК РФ 1996 г. не описанное в структуре отечественного уголовного законодательства, бесспорно, посягает на экологическую безопасность, а также создает условия для массовой гибели как людей, так и объектов растительного и животного мира. Авторы настоящей работы относят экоцид к числу преступлений экологической направленности, но в общей системе, обоснованной в первой главе исследования. Во взаимосвязи с положениями гл. 26 УК РФ эта норма располагается на чрезмерном отдалении, поэтому осмысление состава экоцида в структуре экологической преступности возможно не на уровне классификации, а на уровне систематизации, наряду с деяниями, ответственность за совершение которых предусмотрена в гл. 26 УК РФ.
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Достаточно интересен подход, предложенный А.П. Коротковой, которая в массиве экологических преступлений выделяет экоцид (посягательство на безопасность человечества), эколого-хозяйственные преступления, совершаемые при осуществлении антропогенной деятельности, и преступления против отдельных компонентов природной среды <1>. Экоцид как деяние, до принятия УК РФ 1996 г. не описанное в структуре отечественного уголовного законодательства, бесспорно, посягает на экологическую безопасность, а также создает условия для массовой гибели как людей, так и объектов растительного и животного мира. Авторы настоящей работы относят экоцид к числу преступлений экологической направленности, но в общей системе, обоснованной в первой главе исследования. Во взаимосвязи с положениями гл. 26 УК РФ эта норма располагается на чрезмерном отдалении, поэтому осмысление состава экоцида в структуре экологической преступности возможно не на уровне классификации, а на уровне систематизации, наряду с деяниями, ответственность за совершение которых предусмотрена в гл. 26 УК РФ.
Статья: Развитие экологического аудита в рамках реализации природоохранной политики России
(Глущенко А.В., Кучерова Е.П.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 13)Первый этап - это период с конца 1980-х до начала 1990-х годов [20]. Этот период характеризуется появлением предпосылок экологического аудита и формированием законодательно закрепленных основ общего аудита. Основными предпосылками проведения экологического аудита на российских предприятиях являются: переход России на путь безопасного развития в связи с ростом глобальных экологических проблем; интеграция Российской Федерации в международную экологическую безопасность; усиление законодательства в сфере экологической деятельности; становление и развитие института общего аудита и аудиторской деятельности в стране. В связи с отсутствием в это время отечественной правовой базы экологического аудита ориентировались на нормы и правила международных стандартов. Некоторые российские предприятия, имеющие выход на международные рынки, вынуждены были вести международную согласованную процедуру экологического аудита и в связи с этим получать должный сертификат по экологической безопасности производства и продукции [20, с. 103].
(Глущенко А.В., Кучерова Е.П.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 13)Первый этап - это период с конца 1980-х до начала 1990-х годов [20]. Этот период характеризуется появлением предпосылок экологического аудита и формированием законодательно закрепленных основ общего аудита. Основными предпосылками проведения экологического аудита на российских предприятиях являются: переход России на путь безопасного развития в связи с ростом глобальных экологических проблем; интеграция Российской Федерации в международную экологическую безопасность; усиление законодательства в сфере экологической деятельности; становление и развитие института общего аудита и аудиторской деятельности в стране. В связи с отсутствием в это время отечественной правовой базы экологического аудита ориентировались на нормы и правила международных стандартов. Некоторые российские предприятия, имеющие выход на международные рынки, вынуждены были вести международную согласованную процедуру экологического аудита и в связи с этим получать должный сертификат по экологической безопасности производства и продукции [20, с. 103].
Статья: Модель понятия "окружающая среда" в экологическом праве России
(Яковлева Т.А.)
("Российский юридический журнал", 2022, NN 3, 5)Для проведения подобного исследования оптимальным представляется такой методологический прием, как правовое моделирование. Построение правовой модели понятия окружающей среды необходимо для описания, разъяснения и толкования этого понятия и его элементов в целях оценки правового регулирования охраны окружающей среды, прогнозирования возможных рисков в условиях постоянного развития науки и технологий, увеличения потребностей общества в природных ресурсах, совершенствования законодательства, обеспечения экологической безопасности.
(Яковлева Т.А.)
("Российский юридический журнал", 2022, NN 3, 5)Для проведения подобного исследования оптимальным представляется такой методологический прием, как правовое моделирование. Построение правовой модели понятия окружающей среды необходимо для описания, разъяснения и толкования этого понятия и его элементов в целях оценки правового регулирования охраны окружающей среды, прогнозирования возможных рисков в условиях постоянного развития науки и технологий, увеличения потребностей общества в природных ресурсах, совершенствования законодательства, обеспечения экологической безопасности.
"Правовой режим самовольной постройки в системе вещного права: монография"
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2024)Представленная монография Беловой Татьяны Викторовны посвящена изучению проблем, возникающих в связи с несанкционированным строительством недвижимости. Обосновано, что правовое регулирование создания объекта строительства относится к правовому комплексу, отдельные стороны которого регулируются нормами разных отраслей права, в частности гражданского, предпринимательского, земельного, градостроительного, архитектурного, воздушного, водного права и законодательства, а также нормами пожарной и промышленной безопасности, экологического, санитарного и санитарно-эпидемиологического и иного законодательства. Несоблюдение требований названных и других законов может привести к самовольной постройке, обобщенное понятие которой приведено в ст. 222 ГК РФ.
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2024)Представленная монография Беловой Татьяны Викторовны посвящена изучению проблем, возникающих в связи с несанкционированным строительством недвижимости. Обосновано, что правовое регулирование создания объекта строительства относится к правовому комплексу, отдельные стороны которого регулируются нормами разных отраслей права, в частности гражданского, предпринимательского, земельного, градостроительного, архитектурного, воздушного, водного права и законодательства, а также нормами пожарной и промышленной безопасности, экологического, санитарного и санитарно-эпидемиологического и иного законодательства. Несоблюдение требований названных и других законов может привести к самовольной постройке, обобщенное понятие которой приведено в ст. 222 ГК РФ.
Статья: Обеспечение экологической безопасности в Российской Федерации: административно-правовой аспект
(Чистяков К.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)Ларин А.Н. в своей работе делает акцент именно на проблеме законодательства по обеспечение экологической безопасности. Он указывает на то, что законодательство в сфере обеспечения экологической безопасности находится в развитии на одной из стадий своего становления. Несмотря на многообразие нормативных актов в этой сфере, они не лишены недостатков, нередко дублируются, а подчас и противоречат друг другу. Решение он видит в создании теоретических основ развития экологического законодательства в Российской Федерации. Он считает, что Концепция развития экологического законодательства России создала бы благоприятные условия для развития как национального, так и международного экологического законодательства <14>.
(Чистяков К.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)Ларин А.Н. в своей работе делает акцент именно на проблеме законодательства по обеспечение экологической безопасности. Он указывает на то, что законодательство в сфере обеспечения экологической безопасности находится в развитии на одной из стадий своего становления. Несмотря на многообразие нормативных актов в этой сфере, они не лишены недостатков, нередко дублируются, а подчас и противоречат друг другу. Решение он видит в создании теоретических основ развития экологического законодательства в Российской Федерации. Он считает, что Концепция развития экологического законодательства России создала бы благоприятные условия для развития как национального, так и международного экологического законодательства <14>.