Законодательство об автомобильных дорогах
Подборка наиболее важных документов по запросу Законодательство об автомобильных дорогах (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Полномочия администрации муниципального образования
(КонсультантПлюс, 2025)"...Отсутствие у спорного проезда, являющегося территорией общего пользования, признаков сооружения (автомобильной дороги), невключение его в реестр муниципальной собственности не освобождает органы местного самоуправления от обязанности обеспечить его надлежащее содержание в целях использования для осуществления дорожного движения или построить в соответствии с действующим законодательством автомобильную дорогу..."
(КонсультантПлюс, 2025)"...Отсутствие у спорного проезда, являющегося территорией общего пользования, признаков сооружения (автомобильной дороги), невключение его в реестр муниципальной собственности не освобождает органы местного самоуправления от обязанности обеспечить его надлежащее содержание в целях использования для осуществления дорожного движения или построить в соответствии с действующим законодательством автомобильную дорогу..."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 34 "Органы местного самоуправления" Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"Таким образом, администрация в целях реализации полномочий по решению вопросов местного значения в области содержания автомобильных дорог обязана обеспечивать соответствие состояния автомобильных дорог местного значения требованиям законодательства в области безопасности дорожного движения, а также санитарным требованиям, в том числе, техническим регламентам и другим нормативным документам."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Обзор судебной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (январь 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)5. Установление заказчиком требования о необходимости согласования подрядчиком с заказчиком состава асфальтобетонных смесей до начала производства работ при наличии в извещении условия о соблюдении всех национальных стандартов Российской Федерации, регулирующих вопросы ремонта автомобильных дорог, состава дорожных покрытий, является чрезмерным и противоречащим законодательству о контрактной системе в сфере закупок.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)5. Установление заказчиком требования о необходимости согласования подрядчиком с заказчиком состава асфальтобетонных смесей до начала производства работ при наличии в извещении условия о соблюдении всех национальных стандартов Российской Федерации, регулирующих вопросы ремонта автомобильных дорог, состава дорожных покрытий, является чрезмерным и противоречащим законодательству о контрактной системе в сфере закупок.
"Обзор судебной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (август 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)5. Установление заказчиком требования о согласовании подрядчиком состава асфальтобетонных смесей до начала производства работ при наличии в извещении условия о соблюдении всех национальных стандартов Российской Федерации, регулирующих вопросы ремонта автомобильных дорог, состава дорожных покрытий, является чрезмерным и противоречащим законодательству о контрактной системе в сфере закупок.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)5. Установление заказчиком требования о согласовании подрядчиком состава асфальтобетонных смесей до начала производства работ при наличии в извещении условия о соблюдении всех национальных стандартов Российской Федерации, регулирующих вопросы ремонта автомобильных дорог, состава дорожных покрытий, является чрезмерным и противоречащим законодательству о контрактной системе в сфере закупок.
Нормативные акты
Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 4. Законодательство об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности
(ред. от 31.07.2025)
"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 4. Законодательство об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 5.63.1. Нарушение требований законодательства, предусматривающих выдачу специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства
(ред. от 04.11.2025)Статья 5.63.1. Нарушение требований законодательства, предусматривающих выдачу специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)<2> Постановление Правительства РФ от 3 сентября 2010 г. N 685 "Об утверждении Регламента Государственной компании "Российские автомобильные дороги" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 37. Ст. 4699.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)<2> Постановление Правительства РФ от 3 сентября 2010 г. N 685 "Об утверждении Регламента Государственной компании "Российские автомобильные дороги" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 37. Ст. 4699.
Статья: Вопросы ненадлежащего содержания автомобильных дорог общего пользования в судебной практике
(Емельянцев В.П.)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Следует также учитывать, что по смыслу действующего законодательства автомобильная дорога как объект, подлежащий учету в государственном кадастре недвижимости, является видовым понятием по отношению к таким родовым понятиям, как сооружение <2> и линейный объект <3>. В условиях дефицита земельных ресурсов эти понятия создают дополнительные юридические сущности для правоотношений, которые регулируются законодательством о градостроительной деятельности, правилами землепользования и застройки.
(Емельянцев В.П.)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Следует также учитывать, что по смыслу действующего законодательства автомобильная дорога как объект, подлежащий учету в государственном кадастре недвижимости, является видовым понятием по отношению к таким родовым понятиям, как сооружение <2> и линейный объект <3>. В условиях дефицита земельных ресурсов эти понятия создают дополнительные юридические сущности для правоотношений, которые регулируются законодательством о градостроительной деятельности, правилами землепользования и застройки.
"Казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг: монография"
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)66. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. N 3021-р "О казначейском сопровождении финансово-хозяйственной деятельности Государственной компании "Российские автомобильные дороги" // Собрание законодательства РФ. 2019. N 1. Ст. 131.
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)66. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. N 3021-р "О казначейском сопровождении финансово-хозяйственной деятельности Государственной компании "Российские автомобильные дороги" // Собрание законодательства РФ. 2019. N 1. Ст. 131.
Статья: Строительство автомобильных дорог
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса. Для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог. Установление границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляются в соответствии с ЗК РФ, законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (п. 3.1 ст. 90 ЗК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса. Для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог. Установление границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляются в соответствии с ЗК РФ, законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (п. 3.1 ст. 90 ЗК РФ).
"Публично-правовые компании в России: проблемы правового статуса: монография"
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)<50> См.: Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2009 N 2133-р "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования федерального значения, находящихся в федеральной собственности и подлежащих первоначальной передаче в доверительное управление Государственной компании "Российские автомобильные дороги" // Собрание законодательства РФ. 2010. N 3. Ст. 338; Распоряжение Правительства РФ от 07.07.2011 N 1178-р "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования федерального значения, подлежащих передаче в доверительное управление Государственной компании "Российские автомобильные дороги" // Собрание законодательства РФ. 2011. N 29. Ст. 4513.
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)<50> См.: Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2009 N 2133-р "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования федерального значения, находящихся в федеральной собственности и подлежащих первоначальной передаче в доверительное управление Государственной компании "Российские автомобильные дороги" // Собрание законодательства РФ. 2010. N 3. Ст. 338; Распоряжение Правительства РФ от 07.07.2011 N 1178-р "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования федерального значения, подлежащих передаче в доверительное управление Государственной компании "Российские автомобильные дороги" // Собрание законодательства РФ. 2011. N 29. Ст. 4513.