Законодательство о недропользовании
Подборка наиболее важных документов по запросу Законодательство о недропользовании (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 7 "Участки недр, предоставляемые в пользование" Закона РФ "О недрах""Несмотря на то, что законодательством о недропользовании допускается возможность обработки месторождения общераспространенных полезных ископаемых по самостоятельной лицензии на пользование участком недр местного значения в границах лицензии на разведку и добычу иного полезного ископаемого, осуществление деятельности на данном участке третьими лицами без согласия пользователя недр нарушит его права и интересы в отношении данного объекта, поскольку будет препятствовать реализации им своего преимущественного права."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Развитие законодательства Российской Федерации в сфере обращения с отходами недропользования - проблемы теории и практики
(Агафонов В.Б.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 6)"Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 6
(Агафонов В.Б.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 6)"Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 6
Нормативные акты
Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1
(ред. от 31.07.2025)
"О недрах"Раздел VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
(ред. от 31.07.2025)
"О недрах"Раздел VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
Федеральный закон от 30.12.1995 N 225-ФЗ
(ред. от 08.12.2020)
"О соглашениях о разделе продукции"4. Основанием для включения в перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, является отсутствие возможности геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на иных предусмотренных законодательством Российской Федерации условиях пользования недрами, отличных от условий раздела продукции.
(ред. от 08.12.2020)
"О соглашениях о разделе продукции"4. Основанием для включения в перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, является отсутствие возможности геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на иных предусмотренных законодательством Российской Федерации условиях пользования недрами, отличных от условий раздела продукции.
Тематический выпуск: Сложные операции и сделки: бухгалтерский учет, документооборот, применение ККТ
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 11)Таким образом, законодательство в области недропользования императивно устанавливает, что пользование недрами, в том числе добыча общераспространенных полезных ископаемых, осуществляется только при наличии у хозяйствующего субъекта соответствующей лицензии, полученной в установленном порядке.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 11)Таким образом, законодательство в области недропользования императивно устанавливает, что пользование недрами, в том числе добыча общераспространенных полезных ископаемых, осуществляется только при наличии у хозяйствующего субъекта соответствующей лицензии, полученной в установленном порядке.
Готовое решение: Порядок исчисления и уплаты налога на сверхприбыль (до 29 января 2024 г. включительно)
(КонсультантПлюс, 2024)организации, осуществлявшие в течение 2022 г. добычу углеводородного сырья на участке недр, предоставленном им в пользование по законодательству РФ;
(КонсультантПлюс, 2024)организации, осуществлявшие в течение 2022 г. добычу углеводородного сырья на участке недр, предоставленном им в пользование по законодательству РФ;
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Отметим, что указанный Федеральный закон от 30.12.1995 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции", принятый в развитие законодательства РФ в области недропользования и инвестиционной деятельности, устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории РФ, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны РФ на условиях соглашений о разделе продукции.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Отметим, что указанный Федеральный закон от 30.12.1995 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции", принятый в развитие законодательства РФ в области недропользования и инвестиционной деятельности, устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории РФ, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны РФ на условиях соглашений о разделе продукции.
Статья: Многокомпонентные комплексные руды: особенности применения адвалорных и специфических ставок НДПИ
(Логинова Т.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 3)Несмотря на высокий интерес со стороны научного сообщества к рассматриваемой проблематике, единое мнение по вопросу совершенствования механизма взимания НДПИ при добыче многокомпонентных комплексных руд и их полезных компонентов среди специалистов отсутствует. Отчасти причиной этого служит необходимость одновременного решения комплекса вопросов, учитывающих не только фискальный потенциал добываемых полезных ископаемых, но и необходимость справедливого и равномерного распределения налоговой нагрузки с учетом особенностей различных месторождений, соблюдения эффективности добычи, сохранения инвестиционной привлекательности разработки месторождений и добычи отдельных видов твердых полезных ископаемых. В частности, при налогообложении МКР и полезных компонентов одним из проблемных вопросов, не утративших своей актуальности, является идентификация таких полезных ископаемых, о чем свидетельствуют не только многочисленные упоминания в научной литературе, но и сложившаяся судебная практика <8>. В частности, Л.З. Быховский отмечает, что "путаница при решении вопросов налогообложения возникает в части понимания термина "многокомпонентная комплексная руда" ввиду его отсутствия в нормативной и методической документации. В результате "к данному типу могут быть отнесены руды большого числа месторождений, где многочисленные попутные компоненты были внесены в отчетность только с формальных позиций" [14]. На споры в терминологии указывает и А.А. Ялбулганов, отмечая дискуссионность понятий "минеральное сырье", "горнодобывающая промышленность", "разработка карьеров", "полезные компоненты", "отходы" и др. <9> Также современные специалисты указывают на спорность вопроса определения стадии технологического процесса, по результатам которой продукция горнодобывающей промышленности должна быть признана добытым полезным ископаемым [1, 9, 10, 12]. Как отмечает М.М. Юмаев, несмотря на то что этот вопрос "касается в большей степени определения количества добытого полезного ископаемого, тем не менее, прежде чем его определить, нужно установить, количество какой продукции надо определять" <10>. В связи с этим во внимание необходимо принимать не только отдельные недостатки законодательства о налогах и сборах в части действующего порядка определения элементов НДПИ, но и необходимость совершенствования законодательства о пользовании недрами <11> [12, 14 - 17].
(Логинова Т.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 3)Несмотря на высокий интерес со стороны научного сообщества к рассматриваемой проблематике, единое мнение по вопросу совершенствования механизма взимания НДПИ при добыче многокомпонентных комплексных руд и их полезных компонентов среди специалистов отсутствует. Отчасти причиной этого служит необходимость одновременного решения комплекса вопросов, учитывающих не только фискальный потенциал добываемых полезных ископаемых, но и необходимость справедливого и равномерного распределения налоговой нагрузки с учетом особенностей различных месторождений, соблюдения эффективности добычи, сохранения инвестиционной привлекательности разработки месторождений и добычи отдельных видов твердых полезных ископаемых. В частности, при налогообложении МКР и полезных компонентов одним из проблемных вопросов, не утративших своей актуальности, является идентификация таких полезных ископаемых, о чем свидетельствуют не только многочисленные упоминания в научной литературе, но и сложившаяся судебная практика <8>. В частности, Л.З. Быховский отмечает, что "путаница при решении вопросов налогообложения возникает в части понимания термина "многокомпонентная комплексная руда" ввиду его отсутствия в нормативной и методической документации. В результате "к данному типу могут быть отнесены руды большого числа месторождений, где многочисленные попутные компоненты были внесены в отчетность только с формальных позиций" [14]. На споры в терминологии указывает и А.А. Ялбулганов, отмечая дискуссионность понятий "минеральное сырье", "горнодобывающая промышленность", "разработка карьеров", "полезные компоненты", "отходы" и др. <9> Также современные специалисты указывают на спорность вопроса определения стадии технологического процесса, по результатам которой продукция горнодобывающей промышленности должна быть признана добытым полезным ископаемым [1, 9, 10, 12]. Как отмечает М.М. Юмаев, несмотря на то что этот вопрос "касается в большей степени определения количества добытого полезного ископаемого, тем не менее, прежде чем его определить, нужно установить, количество какой продукции надо определять" <10>. В связи с этим во внимание необходимо принимать не только отдельные недостатки законодательства о налогах и сборах в части действующего порядка определения элементов НДПИ, но и необходимость совершенствования законодательства о пользовании недрами <11> [12, 14 - 17].
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)8. Право пользования подземными водными объектами, как указано в ч. 3 комментируемой статьи, как и формы собственности на такие объекты (см. ст. 8 ВК РФ), приобретается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством о недрах. В этом случае действуют правила предоставления права пользования недрами, установленные Законом о недрах. В частности, ст. 11 Закона о недрах предусмотрено, что предоставление недр в пользование, в том числе органами государственной власти субъектов РФ, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)8. Право пользования подземными водными объектами, как указано в ч. 3 комментируемой статьи, как и формы собственности на такие объекты (см. ст. 8 ВК РФ), приобретается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством о недрах. В этом случае действуют правила предоставления права пользования недрами, установленные Законом о недрах. В частности, ст. 11 Закона о недрах предусмотрено, что предоставление недр в пользование, в том числе органами государственной власти субъектов РФ, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами.
Статья: Горная выработка как объект обложения налогом на имущество организаций: природный ресурс или недвижимость
(Котляров М.А.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 3)Нарушение целостности недр (создание горной выработки), естественно, требует текущих и капитальных затрат, целью которых является обеспечение безопасного извлечения полезных ископаемых. Таким образом, горная выработка, образующаяся в процессе недропользования, не является объектом строительства в аспекте градостроительного законодательства. Недропользование в части разведки и добычи полезных ископаемых, не ставит конечной целью создание объектов недвижимости. Их возникновение возможно лишь в отношении подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, объектов хранения отходов.
(Котляров М.А.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 3)Нарушение целостности недр (создание горной выработки), естественно, требует текущих и капитальных затрат, целью которых является обеспечение безопасного извлечения полезных ископаемых. Таким образом, горная выработка, образующаяся в процессе недропользования, не является объектом строительства в аспекте градостроительного законодательства. Недропользование в части разведки и добычи полезных ископаемых, не ставит конечной целью создание объектов недвижимости. Их возникновение возможно лишь в отношении подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, объектов хранения отходов.
Статья: Рациональное использование и охрана недр с применением диспозитивных методов правового регулирования
(Канделаки Г.Г.)
("Экологическое право", 2022, N 1)В настоящей статье рассматриваются изменения законодательства о недрах, направленные на стимулирование рационального использования и охрану недр, в частности новый вид пользования недрами - разработка технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, в том числе с возможностью перехода к промышленному освоению участка недр на участках недр распределенного фонда. Отмечаются изменения в законодательстве, предусматривающие возможность геологического изучения участков недр федерального значения внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации в целях поиска и оценки месторождений нефти, газа и газового конденсата в качестве самостоятельного вида пользования недрами. Также в статье рассматриваются возможности обеспечения рационального недропользования, в том числе обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; а также публичных интересов по обеспечению охраны недр и безопасному ведению работ на основе публично-правовых методов регулирования и с использованием диспозитивных, частноправовых начал на основе государственно-частного партнерства и концессионных соглашений.
(Канделаки Г.Г.)
("Экологическое право", 2022, N 1)В настоящей статье рассматриваются изменения законодательства о недрах, направленные на стимулирование рационального использования и охрану недр, в частности новый вид пользования недрами - разработка технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, в том числе с возможностью перехода к промышленному освоению участка недр на участках недр распределенного фонда. Отмечаются изменения в законодательстве, предусматривающие возможность геологического изучения участков недр федерального значения внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации в целях поиска и оценки месторождений нефти, газа и газового конденсата в качестве самостоятельного вида пользования недрами. Также в статье рассматриваются возможности обеспечения рационального недропользования, в том числе обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; а также публичных интересов по обеспечению охраны недр и безопасному ведению работ на основе публично-правовых методов регулирования и с использованием диспозитивных, частноправовых начал на основе государственно-частного партнерства и концессионных соглашений.