Законодательство о митингах
Подборка наиболее важных документов по запросу Законодательство о митингах (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О некоторых аспектах объявления сотрудниками полиции официального предостережения
(Вальков А.П., Кочеров Ю.Н., Сотников С.С.)
("Российский следователь", 2021, N 8)11) лицам - активистам, ранее задержанным за участие в несанкционированных митингах - о недопустимости нарушения законодательства о митингах, а также о том, что призывы выходить во двор и светить фонариками вверх являются экстремистской деятельностью.
(Вальков А.П., Кочеров Ю.Н., Сотников С.С.)
("Российский следователь", 2021, N 8)11) лицам - активистам, ранее задержанным за участие в несанкционированных митингах - о недопустимости нарушения законодательства о митингах, а также о том, что призывы выходить во двор и светить фонариками вверх являются экстремистской деятельностью.
Статья: О проблемах, возникающих из членства России в Совете Европы и обязательств по исполнению решений ЕСПЧ
(Новосельцев А.Ю., Степанюгин К.В.)
("Международное публичное и частное право", 2021, N 1)Членство в Совете Европы влечет за собой признание без специального согласия обязательной юрисдикции ЕСПЧ по вопросам толкования и применения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод <14>. Абстрактный характер прав первого поколения <15> позволяет судьям ЕСПЧ по своему усмотрению толковать ограничения прав и свобод, необходимость которых возможно определить лишь с позиции национальных интересов, а не абстрактного гуманизма. Ситуация, при которой недружественная группа государств определяет законность и обоснованность оперативно-разыскных мероприятий, применения силы в отношении незаконных вооруженных формирований, депортации или отказа во въезде, мероприятий по информационной безопасности, ответственности за нарушение законодательства о митингах, собраниях, общественных организациях, ограничений избирательного права, несовместима с суверенитетом Российской Федерации.
(Новосельцев А.Ю., Степанюгин К.В.)
("Международное публичное и частное право", 2021, N 1)Членство в Совете Европы влечет за собой признание без специального согласия обязательной юрисдикции ЕСПЧ по вопросам толкования и применения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод <14>. Абстрактный характер прав первого поколения <15> позволяет судьям ЕСПЧ по своему усмотрению толковать ограничения прав и свобод, необходимость которых возможно определить лишь с позиции национальных интересов, а не абстрактного гуманизма. Ситуация, при которой недружественная группа государств определяет законность и обоснованность оперативно-разыскных мероприятий, применения силы в отношении незаконных вооруженных формирований, депортации или отказа во въезде, мероприятий по информационной безопасности, ответственности за нарушение законодательства о митингах, собраниях, общественных организациях, ограничений избирательного права, несовместима с суверенитетом Российской Федерации.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 5.38. Нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании
(ред. от 04.11.2025)Статья 5.38. Нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании
Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ
(ред. от 05.12.2022)
"О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"Статья 1. Законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях
(ред. от 05.12.2022)
"О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"Статья 1. Законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях
Статья: Юридическая ответственность профсоюзной организации
(Кондратьева З.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 1)Профсоюзы имеют право проводить собрания, митинги, демонстрации, пикетирования, используя это право как средство защиты социально-трудовых прав и интересов работников (ст. 14 Закона о профсоюзах), в поддержку своих требований в период рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора (ст. 401 ТК РФ). Профсоюзная организация как общественное объединение имеет аналогичные права <8>: свободно распространять информацию о своей деятельности; проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование; представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях, за исключением права на организацию и проведение забастовок. За нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях и пикетировании предусматривается административный штраф (ст. 5.38, 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), в некоторых случаях за правонарушения в данной сфере предусмотрена ответственность в виде обязательных работ. В целях снижения правонарушений при проведении массовых акций, а также создания гарантий реализации права граждан на организацию и проведение митингов, демонстраций государство совместно с профсоюзными организациями должно эффективнее обеспечивать правопорядок при проведении общественно-политических мероприятий.
(Кондратьева З.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 1)Профсоюзы имеют право проводить собрания, митинги, демонстрации, пикетирования, используя это право как средство защиты социально-трудовых прав и интересов работников (ст. 14 Закона о профсоюзах), в поддержку своих требований в период рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора (ст. 401 ТК РФ). Профсоюзная организация как общественное объединение имеет аналогичные права <8>: свободно распространять информацию о своей деятельности; проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование; представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях, за исключением права на организацию и проведение забастовок. За нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях и пикетировании предусматривается административный штраф (ст. 5.38, 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), в некоторых случаях за правонарушения в данной сфере предусмотрена ответственность в виде обязательных работ. В целях снижения правонарушений при проведении массовых акций, а также создания гарантий реализации права граждан на организацию и проведение митингов, демонстраций государство совместно с профсоюзными организациями должно эффективнее обеспечивать правопорядок при проведении общественно-политических мероприятий.
Статья: Уже пора умом Россию понимать? Требование пригодности в конституционном правосудии
(Должиков А.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2020, N 6)В практике российского конституционного правосудия аргумент ad absurdum встречается, хотя и не имеет прикладного значения. Доводы об абсурдности законодательства чаще всего приводятся отдельными конституционными судьями в их особых мнениях. При этом большинство этих примеров относятся к числу сложных дел. Отдельные из них затрагивают политически чувствительные вопросы (невыдача тел террористов <58>, предвыборная агитация <59>, гарантии независимости судей Верховного Суда РФ и областных судов <60>, запрет КПСС <61> и другие). Последний пример датируется 2009 годом и является характерным выражением исчезающей сейчас идеологии судейского активизма <62>. Данное дело касалось запрета проведения публичного мероприятия при условии, что организатору не удалось согласовать с властями изменение места или времени проведения этого мероприятия. В своем особом мнении А.Л. Кононов, оценивая законодательство о митингах и практику его применения, подчеркнул следующее: "Поскольку какие-либо правила, критерии и конкретные требования к мотивам в законе отсутствуют - любой повод и предлог отвечает условию мотивированности. Уже материалы жалоб показывают, насколько заведомо избыточно и порой абсурдно исполнительная власть и судебные органы выдвигают и оправдывают такого рода мотивы. Так, органы публичной власти легко запрещают проведение мероприятий под предлогом возможного проведения ремонта дорог и коммуникаций, высокой посещаемости мест проведения митингов и демонстраций, аварийного состояния культурных объектов и угрозы их сохранности и даже наличия обращения церковного иерарха о деструктивности проводимого мероприятия. Имеются также примеры, когда органы публичной власти заведомо создают подобные мотивы для запрета митингов и манифестаций, инициируя проведение в то же время и в том же месте иных публичных акций. Таким образом, требование мотивировать предложение органа публичной власти об изменении времени и места проведения мероприятия не представляет никаких гарантий реализации права мирных собраний и фактически используется как предлог для их запрещения".
(Должиков А.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2020, N 6)В практике российского конституционного правосудия аргумент ad absurdum встречается, хотя и не имеет прикладного значения. Доводы об абсурдности законодательства чаще всего приводятся отдельными конституционными судьями в их особых мнениях. При этом большинство этих примеров относятся к числу сложных дел. Отдельные из них затрагивают политически чувствительные вопросы (невыдача тел террористов <58>, предвыборная агитация <59>, гарантии независимости судей Верховного Суда РФ и областных судов <60>, запрет КПСС <61> и другие). Последний пример датируется 2009 годом и является характерным выражением исчезающей сейчас идеологии судейского активизма <62>. Данное дело касалось запрета проведения публичного мероприятия при условии, что организатору не удалось согласовать с властями изменение места или времени проведения этого мероприятия. В своем особом мнении А.Л. Кононов, оценивая законодательство о митингах и практику его применения, подчеркнул следующее: "Поскольку какие-либо правила, критерии и конкретные требования к мотивам в законе отсутствуют - любой повод и предлог отвечает условию мотивированности. Уже материалы жалоб показывают, насколько заведомо избыточно и порой абсурдно исполнительная власть и судебные органы выдвигают и оправдывают такого рода мотивы. Так, органы публичной власти легко запрещают проведение мероприятий под предлогом возможного проведения ремонта дорог и коммуникаций, высокой посещаемости мест проведения митингов и демонстраций, аварийного состояния культурных объектов и угрозы их сохранности и даже наличия обращения церковного иерарха о деструктивности проводимого мероприятия. Имеются также примеры, когда органы публичной власти заведомо создают подобные мотивы для запрета митингов и манифестаций, инициируя проведение в то же время и в том же месте иных публичных акций. Таким образом, требование мотивировать предложение органа публичной власти об изменении времени и места проведения мероприятия не представляет никаких гарантий реализации права мирных собраний и фактически используется как предлог для их запрещения".
Ситуация: В каком порядке граждане вправе проводить митинги?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)другие действия, не противоречащие законодательству РФ, совершаемые в целях подготовки и проведения митинга.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)другие действия, не противоречащие законодательству РФ, совершаемые в целях подготовки и проведения митинга.