Законодательство о чрезвычайных ситуациях
Подборка наиболее важных документов по запросу Законодательство о чрезвычайных ситуациях (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Согласование внеплановой проверки с прокуратурой
(КонсультантПлюс, 2025)...внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) на основании решения руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора) по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации, принимаемого на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан (часть 2.6 статьи 77 Закона N 131-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)...внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) на основании решения руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора) по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации, принимаемого на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан (часть 2.6 статьи 77 Закона N 131-ФЗ).
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Проверки органов местного самоуправления
(КонсультантПлюс, 2025)...внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) на основании решения руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора) по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации, принимаемого на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан (часть 2.6 статьи 77 Закона N 131-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)...внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) на основании решения руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора) по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации, принимаемого на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан (часть 2.6 статьи 77 Закона N 131-ФЗ).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Организация прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
(Ларин А.И.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2024, N 6)"Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2024, N 6
(Ларин А.И.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2024, N 6)"Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2024, N 6
Вопрос: Нет ли необходимости закрепить в законодательстве Российской Федерации норму, в соответствии с которой добровольцам (волонтерам), которые хотят принять участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, будут оплачивать проезд к месту чрезвычайной ситуации и обратно?
("Официальный сайт МЧС России", 2022)"Официальный сайт МЧС России www.mchs.gov.ru", 2022
("Официальный сайт МЧС России", 2022)"Официальный сайт МЧС России www.mchs.gov.ru", 2022
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 26.11.2024)Статья 28. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
(ред. от 08.08.2024)
"О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 26.11.2024)Статья 28. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Согласно ч. 2.3 ст. 77 Закона N 131-ФЗ органы государственного контроля (надзора) совместно с прокуратурой субъекта РФ проводят плановые проверки деятельности органов местного самоуправления. Внеплановые проверки деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) на основании решения руководителя соответствующего органа по согласованию с прокуратурой субъекта РФ, принимаемого на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства РФ, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан. Основаниями внеплановых проверок могут быть также поручения Президента РФ, Правительства РФ, требования Генерального прокурора РФ, прокурора субъекта РФ о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, а также в целях контроля за исполнением ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений. Указанные проверки проводятся без согласования с органами прокуратуры (ч. 2.6 ст. 77). Предметом плановых и внеплановых проверок нередко является контрольная деятельность органов местного самоуправления, в том числе муниципальный контроль.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Согласно ч. 2.3 ст. 77 Закона N 131-ФЗ органы государственного контроля (надзора) совместно с прокуратурой субъекта РФ проводят плановые проверки деятельности органов местного самоуправления. Внеплановые проверки деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) на основании решения руководителя соответствующего органа по согласованию с прокуратурой субъекта РФ, принимаемого на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства РФ, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан. Основаниями внеплановых проверок могут быть также поручения Президента РФ, Правительства РФ, требования Генерального прокурора РФ, прокурора субъекта РФ о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, а также в целях контроля за исполнением ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений. Указанные проверки проводятся без согласования с органами прокуратуры (ч. 2.6 ст. 77). Предметом плановых и внеплановых проверок нередко является контрольная деятельность органов местного самоуправления, в том числе муниципальный контроль.
Ситуация: Как оформить пожилого родственника в дом для престарелых?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются на платной основе. Исключение составляют бесплатно оказываемые услуги отдельным категориям граждан (в частности, инвалидам и участникам ВОВ, инвалидам боевых действий, лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов). Законодательством субъектов РФ могут предусматриваться и другие категории лиц, которым указанные услуги предоставляются бесплатно (ч. 1, 3 ст. 31, ч. 3 ст. 32 Закона N 442-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются на платной основе. Исключение составляют бесплатно оказываемые услуги отдельным категориям граждан (в частности, инвалидам и участникам ВОВ, инвалидам боевых действий, лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов). Законодательством субъектов РФ могут предусматриваться и другие категории лиц, которым указанные услуги предоставляются бесплатно (ч. 1, 3 ст. 31, ч. 3 ст. 32 Закона N 442-ФЗ).
Статья: Проблемы и перспективы развития массового рынка страхования жилья в России
(Цыганов А.А.)
("Финансы", 2024, N 10)9. Хужамов Л.Т., Терещенцева П.А. Страхование жилья в России от чрезвычайных ситуаций в свете нового российского законодательства: сравнительный анализ с советским периодом и дореволюционной Россией // Страховое дело. 2020. N 2. С. 36 - 40.
(Цыганов А.А.)
("Финансы", 2024, N 10)9. Хужамов Л.Т., Терещенцева П.А. Страхование жилья в России от чрезвычайных ситуаций в свете нового российского законодательства: сравнительный анализ с советским периодом и дореволюционной Россией // Страховое дело. 2020. N 2. С. 36 - 40.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)4) Постановление Правительства РФ от 31.05.2024 N 732 "Об утверждении Правил осуществления деятельности по восстановлению пропускной способности русел рек, использования извлеченного донного грунта при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации или при возникновении чрезвычайной ситуации в соответствии с законодательством в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций" <1>;
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)4) Постановление Правительства РФ от 31.05.2024 N 732 "Об утверждении Правил осуществления деятельности по восстановлению пропускной способности русел рек, использования извлеченного донного грунта при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации или при возникновении чрезвычайной ситуации в соответствии с законодательством в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций" <1>;
Статья: Протест как акт прокурорского реагирования вне уголовно-правовой сферы в странах СНГ (сравнительно-правовой аспект)
(Магомедов Ш.М.)
("Современное право", 2024, N 9)7. Мухаметов Э.Р. Пресечение заключения договора с единственным поставщиком с использованием законодательства о чрезвычайных ситуациях / Э.Р. Мухаметов // Законность. 2019. N 6. С. 10 - 12.
(Магомедов Ш.М.)
("Современное право", 2024, N 9)7. Мухаметов Э.Р. Пресечение заключения договора с единственным поставщиком с использованием законодательства о чрезвычайных ситуациях / Э.Р. Мухаметов // Законность. 2019. N 6. С. 10 - 12.
Статья: Ответственность в сфере формирования и расходования средств резервных фондов субъектов Российской Федерации
(Керимов А.Х.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)Н.В. Омелехина отмечает, что, поскольку использование средств резервных фондов бюджетов, формируемых в составе их расходной части, предусмотрено ординарным финансовым законодательством, наличие чрезвычайной ситуации, требующей дополнительного финансирования, не изменяет инструментарий, используемый в ходе финансово-правового регулирования возникающих отношений <2>. При этом сам правовой режим осуществления непредвиденных, чрезвычайных расходов она описывает как особый, реализуемый посредством создания резервных фондов <3>. Р.В. Ткаченко характеризует правовой режим распределения и использования средств резервных фондов как первичный (основной) метод бюджетного регулирования, обосновывая это наличием как особого учета этих средств, так и специальных целей их расходования <4>.
(Керимов А.Х.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)Н.В. Омелехина отмечает, что, поскольку использование средств резервных фондов бюджетов, формируемых в составе их расходной части, предусмотрено ординарным финансовым законодательством, наличие чрезвычайной ситуации, требующей дополнительного финансирования, не изменяет инструментарий, используемый в ходе финансово-правового регулирования возникающих отношений <2>. При этом сам правовой режим осуществления непредвиденных, чрезвычайных расходов она описывает как особый, реализуемый посредством создания резервных фондов <3>. Р.В. Ткаченко характеризует правовой режим распределения и использования средств резервных фондов как первичный (основной) метод бюджетного регулирования, обосновывая это наличием как особого учета этих средств, так и специальных целей их расходования <4>.
Статья: Расходы при УСН: какие, когда и как учесть
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2023, N 19)Наше предприятие относится ко второй категории по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям. В соответствии с требованиями законодательства мы обязаны разрабатывать план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Можем ли мы включить в расходы затраты по разработке такого плана?
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2023, N 19)Наше предприятие относится ко второй категории по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям. В соответствии с требованиями законодательства мы обязаны разрабатывать план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Можем ли мы включить в расходы затраты по разработке такого плана?
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)4) проектная или иная документация лица, которому передаются вскрышные и вмещающие горные породы, предусматривающая их использование для собственных производственных и технологических нужд, не связанных с осуществлением пользования недрами, подготовленная и утвержденная в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, в области промышленной безопасности, в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также земельным законодательством, в случае если такая документация предусмотрена законодательством Российской Федерации.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)4) проектная или иная документация лица, которому передаются вскрышные и вмещающие горные породы, предусматривающая их использование для собственных производственных и технологических нужд, не связанных с осуществлением пользования недрами, подготовленная и утвержденная в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, в области промышленной безопасности, в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также земельным законодательством, в случае если такая документация предусмотрена законодательством Российской Федерации.