Законные требования сотрудника полиции
Подборка наиболее важных документов по запросу Законные требования сотрудника полиции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Видеосъемка должностных лиц
(КонсультантПлюс, 2025)Законно требование сотрудника полиции прекратить видеосъемку даже в публичном месте (в помещении для приема граждан участкового пункта полиции), если оно обусловлено проведением оперативно-розыскных мероприятий
(КонсультантПлюс, 2025)Законно требование сотрудника полиции прекратить видеосъемку даже в публичном месте (в помещении для приема граждан участкового пункта полиции), если оно обусловлено проведением оперативно-розыскных мероприятий
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения против порядка управления: Гражданин оспаривает привлечение к ответственности за неповиновение требованию либо воспрепятствование исполнению обязанностей сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника уголовно-исполнительной системы или войск нацгвардии РФ
(КонсультантПлюс, 2025)Гражданин не выполнил законное требование сотрудника полиции (не прекратил эксплуатацию ТС, когда это запрещено, отказался проследовать в служебный автомобиль, воспрепятствовал установлению личности и др.)
(КонсультантПлюс, 2025)Гражданин не выполнил законное требование сотрудника полиции (не прекратил эксплуатацию ТС, когда это запрещено, отказался проследовать в служебный автомобиль, воспрепятствовал установлению личности и др.)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Содействие обвиняемого в разблокировке его смартфона: допустимо ли принуждение?
(Коновалов С.Г.)
("Закон", 2025, N 2)В ходе длительных поисков судебной практики мне удалось найти лишь несколько российских судебных решений, отчасти затронувших вопрос о возможности санкций за отказ разблокировать свой смартфон. Однако в них он был решен слишком казуистично. Так, в одном деле суд признал гражданина виновным в невыполнении "законного требования сотрудника полиции разблокировать телефон". Но важный нюанс состоит в том, что обвиняемый не просто пассивно воздержался от разблокировки, а "пальцем нанес повреждение экрану телефона", в результате чего тот "потерял свои функциональные возможности" <64>. В другом деле суд, напротив, отказал в применении мер ответственности. Правда, мотивом отказа стала не априорная порочность требования о разблокировке, а недоказанность того, что у полиции "возникла необходимость... беспрепятственного пользования в служебных целях сотовым телефоном [гражданина]" <65>. Как видно, суды в обоих случаях могли войти в обсуждение интересующей нас проблемы, но, что примечательно, от этой возможности они уклонились.
(Коновалов С.Г.)
("Закон", 2025, N 2)В ходе длительных поисков судебной практики мне удалось найти лишь несколько российских судебных решений, отчасти затронувших вопрос о возможности санкций за отказ разблокировать свой смартфон. Однако в них он был решен слишком казуистично. Так, в одном деле суд признал гражданина виновным в невыполнении "законного требования сотрудника полиции разблокировать телефон". Но важный нюанс состоит в том, что обвиняемый не просто пассивно воздержался от разблокировки, а "пальцем нанес повреждение экрану телефона", в результате чего тот "потерял свои функциональные возможности" <64>. В другом деле суд, напротив, отказал в применении мер ответственности. Правда, мотивом отказа стала не априорная порочность требования о разблокировке, а недоказанность того, что у полиции "возникла необходимость... беспрепятственного пользования в служебных целях сотовым телефоном [гражданина]" <65>. Как видно, суды в обоих случаях могли войти в обсуждение интересующей нас проблемы, но, что примечательно, от этой возможности они уклонились.
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на III квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Увеличен размер административного штрафа за невыполнение законного требования сотрудника полиции, должностного лица таможенного органа или должностного лица Ространснадзора об остановке транспортного средства. Установлена повышенная ответственность за повторное совершение такого правонарушения.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Увеличен размер административного штрафа за невыполнение законного требования сотрудника полиции, должностного лица таможенного органа или должностного лица Ространснадзора об остановке транспортного средства. Установлена повышенная ответственность за повторное совершение такого правонарушения.
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)2. Невыполнение законного требования сотрудника полиции, должностного лица таможенного органа или должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, об остановке транспортного средства, за исключением случаев, предусмотренных частью 12 статьи 12.21.1 настоящего Кодекса, -
(ред. от 04.11.2025)2. Невыполнение законного требования сотрудника полиции, должностного лица таможенного органа или должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, об остановке транспортного средства, за исключением случаев, предусмотренных частью 12 статьи 12.21.1 настоящего Кодекса, -
Статья: Арест за тонировку: законное наказание или произвол?
(Корецкий Д.А., Алтухов С.А.)
("Законность", 2021, N 2)Ключевые слова: административная ответственность, арест, прокурорский надзор, неповиновение законным требованиям сотрудника полиции, управление автомобилем с тонированными стеклами.
(Корецкий Д.А., Алтухов С.А.)
("Законность", 2021, N 2)Ключевые слова: административная ответственность, арест, прокурорский надзор, неповиновение законным требованиям сотрудника полиции, управление автомобилем с тонированными стеклами.
"Административно-предупредительные меры в области безопасности дорожного движения: монография"
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)В-третьих, законные требования сотрудника полиции обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами (ч. 3).
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)В-третьих, законные требования сотрудника полиции обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами (ч. 3).
Статья: К вопросу о повышении эффективности профилактического воздействия выносимого полицией официального предостережения
(Лизунов А.С., Майорова С.А., Харитонов А.О.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)Однако фактов, когда лицо, которому ранее объявлялось официальное предостережение, привлекалось бы к административной ответственности одновременно по двум статьям КоАП РФ, а именно за совершение правонарушения, о недопустимости которого оно предупреждалось, и за неповиновение законным требованиям сотрудника полиции (ст. 19.3 КоАП РФ), изложенным в официальном предостережении, нам в решениях судов обнаружить не удалось. Полагаем, что сложившуюся судебную практику следует оценить положительно, за одно правонарушение должно следовать одно наказание, в противном случае будет нарушен принцип справедливости. Таким образом, в настоящее время вынесение официального предостережения можно рассматривать лишь как предпосылку привлечения лица, продолжающего совершать антиобщественные действия, к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ - и не более того.
(Лизунов А.С., Майорова С.А., Харитонов А.О.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)Однако фактов, когда лицо, которому ранее объявлялось официальное предостережение, привлекалось бы к административной ответственности одновременно по двум статьям КоАП РФ, а именно за совершение правонарушения, о недопустимости которого оно предупреждалось, и за неповиновение законным требованиям сотрудника полиции (ст. 19.3 КоАП РФ), изложенным в официальном предостережении, нам в решениях судов обнаружить не удалось. Полагаем, что сложившуюся судебную практику следует оценить положительно, за одно правонарушение должно следовать одно наказание, в противном случае будет нарушен принцип справедливости. Таким образом, в настоящее время вынесение официального предостережения можно рассматривать лишь как предпосылку привлечения лица, продолжающего совершать антиобщественные действия, к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ - и не более того.
Статья: Лишение права управления транспортными средствами как вид административного наказания
(Панкова О.В.)
("Безопасность дорожного движения", 2023, N 4)В 2005 году аналогичные изменения были внесены в ст. 12.26 КоАП РФ, устанавливающую административную ответственность за невыполнение законного требования сотрудника милиции (с 1 марта 2011 года - полиции) о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
(Панкова О.В.)
("Безопасность дорожного движения", 2023, N 4)В 2005 году аналогичные изменения были внесены в ст. 12.26 КоАП РФ, устанавливающую административную ответственность за невыполнение законного требования сотрудника милиции (с 1 марта 2011 года - полиции) о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Статья: Объявление официального предостережения в условиях УИС: проблемные вопросы законодательного регулирования
(Овчинников О.М., Кашкина Е.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 2)Отдельные вопросы использования данной профилактической формы в правоприменительной практике уже становились объектом интереса ряда исследователей и находили отражение в научных трудах. Объявление предостережения рассматривалось как одно из перспективных направлений совершенствования деятельности органов внутренних дел <6>, отдельные авторы, анализируя профилактическую деятельность полицейского, уточняли категории физических лиц, к которым применимы меры индивидуальной профилактики правонарушений, конкретизировали категории антиобщественного поведения и действий, создающих условия совершения правонарушений <7>. Объявление предостережения рассматривалось через призму деятельности участкового уполномоченного <8>. Анализ правовой регламентации профилактической деятельности участкового уполномоченного позволяет прийти к выводу о том, что в настоящее время порядок вынесения официального предостережения физическому лицу в полной мере не регламентирован. Равно как не уточнены значимые с содержательной точки зрения конкретные и последовательные действия этого должностного лица, официальные документы, необходимые для оформления, особенности ознакомления с ними заинтересованных лиц, гарантии механизма социальной и правовой защиты участников данных правоотношений, ответственность за неисполнение законного требования сотрудника полиции, механизм последующего контроля за поведением профилактируемого лица. Профилактические функции сотрудников федеральной службы безопасности также подвергались изучению <9>. Были выявлены схожие процессуальные ограничения, вытекающие из неурегулированности данной сферы деятельности, в свою очередь, влекущие определенные проблемные моменты для субъекта правоприменения вплоть до привлечения его к дисциплинарной, уголовной или иной установленной законом ответственности.
(Овчинников О.М., Кашкина Е.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 2)Отдельные вопросы использования данной профилактической формы в правоприменительной практике уже становились объектом интереса ряда исследователей и находили отражение в научных трудах. Объявление предостережения рассматривалось как одно из перспективных направлений совершенствования деятельности органов внутренних дел <6>, отдельные авторы, анализируя профилактическую деятельность полицейского, уточняли категории физических лиц, к которым применимы меры индивидуальной профилактики правонарушений, конкретизировали категории антиобщественного поведения и действий, создающих условия совершения правонарушений <7>. Объявление предостережения рассматривалось через призму деятельности участкового уполномоченного <8>. Анализ правовой регламентации профилактической деятельности участкового уполномоченного позволяет прийти к выводу о том, что в настоящее время порядок вынесения официального предостережения физическому лицу в полной мере не регламентирован. Равно как не уточнены значимые с содержательной точки зрения конкретные и последовательные действия этого должностного лица, официальные документы, необходимые для оформления, особенности ознакомления с ними заинтересованных лиц, гарантии механизма социальной и правовой защиты участников данных правоотношений, ответственность за неисполнение законного требования сотрудника полиции, механизм последующего контроля за поведением профилактируемого лица. Профилактические функции сотрудников федеральной службы безопасности также подвергались изучению <9>. Были выявлены схожие процессуальные ограничения, вытекающие из неурегулированности данной сферы деятельности, в свою очередь, влекущие определенные проблемные моменты для субъекта правоприменения вплоть до привлечения его к дисциплинарной, уголовной или иной установленной законом ответственности.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В качестве примера можно привести решение Московского городского суда от 14.05.2013 по делу N 7-1153/13 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ за неповиновение законным требованиям сотрудника полиции на территории метрополитена (в тоннеле станции метро), выражающееся в отказе предъявления документов, удостоверяющих личность и попытке скрыться. В Приказе МВД России от 29.01.2008 N 80 "Вопросы организации деятельности строевых подразделений контрольно-постовой службы полиции" приведено понятие "территории оперативного обслуживания органов внутренних дел" - это участки, непосредственно прилегающие к открытому железнодорожному полотну, станциям, подуличным переходам, киоскам вентиляционных шахт, объектам энергообеспечения метрополитена, а также участки местности под железнодорожным полотном.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В качестве примера можно привести решение Московского городского суда от 14.05.2013 по делу N 7-1153/13 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ за неповиновение законным требованиям сотрудника полиции на территории метрополитена (в тоннеле станции метро), выражающееся в отказе предъявления документов, удостоверяющих личность и попытке скрыться. В Приказе МВД России от 29.01.2008 N 80 "Вопросы организации деятельности строевых подразделений контрольно-постовой службы полиции" приведено понятие "территории оперативного обслуживания органов внутренних дел" - это участки, непосредственно прилегающие к открытому железнодорожному полотну, станциям, подуличным переходам, киоскам вентиляционных шахт, объектам энергообеспечения метрополитена, а также участки местности под железнодорожным полотном.
Статья: Запрещение эксплуатации транспортного средства как индивидуальный правовой акт, направленный на предупреждение дорожно-транспортных происшествий
(Баканов К.С.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 11)Одной из форм проявления законных требований сотрудников полиции (Госавтоинспекции) является запрещение эксплуатации транспортных средств (далее - ТС). Одной из законодательно определенных целей применения такой меры является исключение из участия в дорожном движении ТС с техническими неисправностями.
(Баканов К.С.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 11)Одной из форм проявления законных требований сотрудников полиции (Госавтоинспекции) является запрещение эксплуатации транспортных средств (далее - ТС). Одной из законодательно определенных целей применения такой меры является исключение из участия в дорожном движении ТС с техническими неисправностями.
Статья: Правомерное применение оружия для остановки транспортного средства как обстоятельство, исключающее преступность деяния
(Ляпин Д.О.)
("Уголовное право", 2024, N 6)2. Д.В.С., управляя автомобилем с неисправными внешними приборами, законные требования сотрудника полиции остановить автомобиль не выполнил, продолжил движение, нарушая Правила дорожного движения РФ, создавая угрозу жизни и здоровью участникам дорожного движения, вследствие чего сотрудник полиции был вынужден осуществить преследование автомобиля Д.В.С. Водителю данного автомобиля через СГУ было вынесено предупреждение о возможности применении огнестрельного оружия в случае неостановки автомобиля, однако и после данного предупреждения Д.В.С. не остановил автомобиль, в связи с чем на основании п. 1 ч. 3 ст. 23 Федерального закона "О полиции" сотрудником полиции для остановки транспортного средства путем его повреждения было применено огнестрельное оружие. После остановки автомобиля было выявлено, что водитель Д.В.С. управлял им, будучи в состоянии алкогольного опьянения <18>.
(Ляпин Д.О.)
("Уголовное право", 2024, N 6)2. Д.В.С., управляя автомобилем с неисправными внешними приборами, законные требования сотрудника полиции остановить автомобиль не выполнил, продолжил движение, нарушая Правила дорожного движения РФ, создавая угрозу жизни и здоровью участникам дорожного движения, вследствие чего сотрудник полиции был вынужден осуществить преследование автомобиля Д.В.С. Водителю данного автомобиля через СГУ было вынесено предупреждение о возможности применении огнестрельного оружия в случае неостановки автомобиля, однако и после данного предупреждения Д.В.С. не остановил автомобиль, в связи с чем на основании п. 1 ч. 3 ст. 23 Федерального закона "О полиции" сотрудником полиции для остановки транспортного средства путем его повреждения было применено огнестрельное оружие. После остановки автомобиля было выявлено, что водитель Д.В.С. управлял им, будучи в состоянии алкогольного опьянения <18>.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается их применение, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается их применение, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции.
Статья: Привод как иная мера уголовно-процессуального принуждения. Комментарий к статье 113 УПК РФ
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Привод может быть применен лишь в случае "неявки" лица (игнорирования вызываемым гражданином повесток <52>) и отсутствия хотя бы одной из указанных причин. Причем, если до этого лицо с соблюдением требований УПК РФ не вызывалось, его привод не может быть признан законным, а требования сотрудника полиции, соответственно, правомерными <53>.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Привод может быть применен лишь в случае "неявки" лица (игнорирования вызываемым гражданином повесток <52>) и отсутствия хотя бы одной из указанных причин. Причем, если до этого лицо с соблюдением требований УПК РФ не вызывалось, его привод не может быть признан законным, а требования сотрудника полиции, соответственно, правомерными <53>.