Законность нпа
Подборка наиболее важных документов по запросу Законность нпа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 213 "Судебное разбирательство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов" КАС РФ"Исходя из положений части 9 статьи 213 КАС РФ, бремя доказывания законности оспариваемого нормативного правового акта возлагается на орган, принявший такой нормативный акт."
Позиции судов по спорным вопросам. Арбитражный процесс: Оспаривание нормативного правового акта в арбитражном процессе
(КонсультантПлюс, 2025)Арбитражный суд отказывает в принятии заявления об оспаривании действий по принятию НПА, если фактически оспаривается законность приказов и суд устанавливает наличие в них признаков нормативных актов
(КонсультантПлюс, 2025)Арбитражный суд отказывает в принятии заявления об оспаривании действий по принятию НПА, если фактически оспаривается законность приказов и суд устанавливает наличие в них признаков нормативных актов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О цифровизации контроля за законностью муниципальных нормативных правовых актов
(Хобраков Д.Ц.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 9)"Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 9
(Хобраков Д.Ц.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 9)"Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 9
Статья: Процессуальная форма судебного контроля за законностью локальных нормативных правовых актов
(Жеребкина Е.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 8)"Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 8
(Жеребкина Е.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 8)"Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 8
Нормативные акты
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)2. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), но обязаны:
(ред. от 31.07.2025)2. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), но обязаны:
Статья: Великое объединение: оспаривание нормативных правовых и административных актов в суде по одним процессуальным правилам
(Ильин А.В.)
("Закон", 2025, N 6)Единообразие по модели проверки законности возможно, но это будет очевидный шаг назад в деле обеспечения прав граждан и организаций от незаконных актов власти. В XXI веке трудно всерьез рассуждать о достаточности процессуальных гарантий производства по проверке законности нормативного правового акта, скроенного по лекалам позапрошлого века <10>. Учитывая гораздо более прогрессивное производство по делам об оспаривании административных актов, это делает бессмысленным любые проекты объединения производств.
(Ильин А.В.)
("Закон", 2025, N 6)Единообразие по модели проверки законности возможно, но это будет очевидный шаг назад в деле обеспечения прав граждан и организаций от незаконных актов власти. В XXI веке трудно всерьез рассуждать о достаточности процессуальных гарантий производства по проверке законности нормативного правового акта, скроенного по лекалам позапрошлого века <10>. Учитывая гораздо более прогрессивное производство по делам об оспаривании административных актов, это делает бессмысленным любые проекты объединения производств.
Статья: Порядок возмещения вреда, причиненного действием незаконных нормативных предписаний в сфере тарифного регулирования
(Никитин С.В.)
("Вестник Арбитражного суда Московского округа", 2024, N 4)Что касается вопроса о возможности и правовых последствиях проверки арбитражным судом законности нормативного правового акта в сфере тарифного регулирования, проведенной в рамках дела о взыскании убытков, то здесь также нельзя говорить о формировании в судебной практике достаточно определенной правовой позиции.
(Никитин С.В.)
("Вестник Арбитражного суда Московского округа", 2024, N 4)Что касается вопроса о возможности и правовых последствиях проверки арбитражным судом законности нормативного правового акта в сфере тарифного регулирования, проведенной в рамках дела о взыскании убытков, то здесь также нельзя говорить о формировании в судебной практике достаточно определенной правовой позиции.
Статья: Проблемы реализации судом контрольных функций на стадии предварительного расследования
(Новойдарская И.В.)
("Мировой судья", 2025, N 6)Решение указанных проблем видится в первую очередь через единое понимание самого термина "функции" в уголовно-процессуальном праве. В соответствии с ним общий научный подход к понятию "контрольные функции суда" связан с выполняемыми этим понятием функциями, которые включают внешний контроль за законностью нормативных правовых актов и проверку законности действий (бездействия) органов государственной власти. Указанные задачи остаются трудноразрешимыми. На наш взгляд, функция представляет собой сложную функциональную систему, состоящую из многих взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов для достижения определенной цели.
(Новойдарская И.В.)
("Мировой судья", 2025, N 6)Решение указанных проблем видится в первую очередь через единое понимание самого термина "функции" в уголовно-процессуальном праве. В соответствии с ним общий научный подход к понятию "контрольные функции суда" связан с выполняемыми этим понятием функциями, которые включают внешний контроль за законностью нормативных правовых актов и проверку законности действий (бездействия) органов государственной власти. Указанные задачи остаются трудноразрешимыми. На наш взгляд, функция представляет собой сложную функциональную систему, состоящую из многих взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов для достижения определенной цели.
Статья: Мониторинг как важнейший инструмент в деятельности российской прокуратуры
(Ергашев Е.Р., Леготин А.О.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 5)При осуществлении прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления прокурор запрашивает и изучает проекты региональных и муниципальных правовых актов, присутствует на заседаниях, участвует в работе комитетов, комиссий и рабочих групп, выступает с предложениями и замечаниями, ведет реестр нормативных правовых актов. Эта деятельность, регулируемая Приказом Генерального прокурора от 31 августа 2023 г. N 583, основывается на принципах своевременности и срочности: "Организовать изучение нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в течение 30 дней со дня их принятия или внесения изменений в действующие нормативные правовые акты".
(Ергашев Е.Р., Леготин А.О.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 5)При осуществлении прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления прокурор запрашивает и изучает проекты региональных и муниципальных правовых актов, присутствует на заседаниях, участвует в работе комитетов, комиссий и рабочих групп, выступает с предложениями и замечаниями, ведет реестр нормативных правовых актов. Эта деятельность, регулируемая Приказом Генерального прокурора от 31 августа 2023 г. N 583, основывается на принципах своевременности и срочности: "Организовать изучение нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в течение 30 дней со дня их принятия или внесения изменений в действующие нормативные правовые акты".
Статья: Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации: некоторые итоги 10-летнего правоприменения
(Августина И.Д.)
("Административное право и процесс", 2025, N 9)При этом за пределами правового регулирования КАС РФ, в КоАП РФ оставлены административные дела, связанные с судебным обжалованием решений административных органов о привлечении граждан к административной ответственности. В период подготовки КАС РФ А.Б. Зеленцовым с учетом зарубежного опыта было высказано мнение, что "административный иск как процессуальное средство представляет собой требование заявителя к суду о защите публичного права как субъективного, так и объективного. Защита объективного публичного права посредством административного иска может и должна осуществляться по крайней мере в двух ситуациях: а) в связи со спорами о законности нормативно-правовых актов (спорами об абстрактном праве) и б) в связи с совершением административных проступков (в смысле ст. 21 КоАП), нарушающих правила поведения и запреты в сфере публичного управления. Во Франции такие иски называются исками по поводу мер ответственности или в связи с применением репрессии" <3>.
(Августина И.Д.)
("Административное право и процесс", 2025, N 9)При этом за пределами правового регулирования КАС РФ, в КоАП РФ оставлены административные дела, связанные с судебным обжалованием решений административных органов о привлечении граждан к административной ответственности. В период подготовки КАС РФ А.Б. Зеленцовым с учетом зарубежного опыта было высказано мнение, что "административный иск как процессуальное средство представляет собой требование заявителя к суду о защите публичного права как субъективного, так и объективного. Защита объективного публичного права посредством административного иска может и должна осуществляться по крайней мере в двух ситуациях: а) в связи со спорами о законности нормативно-правовых актов (спорами об абстрактном праве) и б) в связи с совершением административных проступков (в смысле ст. 21 КоАП), нарушающих правила поведения и запреты в сфере публичного управления. Во Франции такие иски называются исками по поводу мер ответственности или в связи с применением репрессии" <3>.
Статья: Особенности судебного оспаривания интерпретационных нормативных актов
(Ивкин С.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 6)По данной категории дел суду надлежит разрешить спор о законности <4> оспариваемого нормативного правового акта, возникший между лицом, обратившимся в суд, и субъектом, принявшим этот акт <5>, т.е. урегулировать юридический конфликт о законности нормативного правового акта <6>.
(Ивкин С.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 6)По данной категории дел суду надлежит разрешить спор о законности <4> оспариваемого нормативного правового акта, возникший между лицом, обратившимся в суд, и субъектом, принявшим этот акт <5>, т.е. урегулировать юридический конфликт о законности нормативного правового акта <6>.
"Правовая норма в системе социальных регуляторов"
(Носов С.И.)
("Статут", 2024)Правовая определенность является важным условием законности нормативных правовых актов, что вытекает из самой природы правовых норм, ясно и четко должны быть заложены равный масштаб, равная мера свободы для всех субъектов права. И напротив, неопределенность правовых норм неизбежно ведет к серьезным проблемам правоприменения и к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом. Таким образом, нормативно-правовая определенность выступает в качестве универсального принципа государственно-властной деятельности: правотворчества и правоприменения.
(Носов С.И.)
("Статут", 2024)Правовая определенность является важным условием законности нормативных правовых актов, что вытекает из самой природы правовых норм, ясно и четко должны быть заложены равный масштаб, равная мера свободы для всех субъектов права. И напротив, неопределенность правовых норм неизбежно ведет к серьезным проблемам правоприменения и к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом. Таким образом, нормативно-правовая определенность выступает в качестве универсального принципа государственно-властной деятельности: правотворчества и правоприменения.
Статья: Интерпретационные акты как предмет судебного нормоконтроля
(Никитин С.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 1)Рассматриваются проблемы правового регулирования и осуществления судебного контроля за законностью (правомерностью) интерпретационных нормативных правовых актов. На основе анализа правовой природы актов нормативного толкования критически оценивается действующая процедура судебного оспаривания таких актов. Автор отмечает, что порядок проверки интерпретационных актов, изложенный в ст. 217.1 КАС РФ, не предусматривает особенности дисквалификации судом интерпретационных актов, принятых с нарушением формально-юридических требований, предъявляемых к нормативным правовым актам, и практически исключает их проверку судом с точки зрения соответствия указанным требованиям. Это, по мнению автора, ориентируют суды при проверке интерпретационных актов лишь на установление наличия или отсутствия нормативного характера разъяснений и формальное сравнение содержания этих разъяснений с содержанием разъясняемого акта. Формулируются предложения по законодательному урегулированию порядка судебной проверки интерпретационных нормативных предписаний, в том числе имеющих формально-юридические пороки. В частности, автор обосновывает необходимость легитимизации нормативных разъяснений законодательства, которые принимаются властными органами, в том числе в форме писем; это потребует внесения в законодательство поправок, которые четко установят круг субъектов, обладающих полномочиями по изданию интерпретационных актов, наименование и формы таких актов, а также порядок их опубликования и государственной регистрации.
(Никитин С.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 1)Рассматриваются проблемы правового регулирования и осуществления судебного контроля за законностью (правомерностью) интерпретационных нормативных правовых актов. На основе анализа правовой природы актов нормативного толкования критически оценивается действующая процедура судебного оспаривания таких актов. Автор отмечает, что порядок проверки интерпретационных актов, изложенный в ст. 217.1 КАС РФ, не предусматривает особенности дисквалификации судом интерпретационных актов, принятых с нарушением формально-юридических требований, предъявляемых к нормативным правовым актам, и практически исключает их проверку судом с точки зрения соответствия указанным требованиям. Это, по мнению автора, ориентируют суды при проверке интерпретационных актов лишь на установление наличия или отсутствия нормативного характера разъяснений и формальное сравнение содержания этих разъяснений с содержанием разъясняемого акта. Формулируются предложения по законодательному урегулированию порядка судебной проверки интерпретационных нормативных предписаний, в том числе имеющих формально-юридические пороки. В частности, автор обосновывает необходимость легитимизации нормативных разъяснений законодательства, которые принимаются властными органами, в том числе в форме писем; это потребует внесения в законодательство поправок, которые четко установят круг субъектов, обладающих полномочиями по изданию интерпретационных актов, наименование и формы таких актов, а также порядок их опубликования и государственной регистрации.
Статья: Понятие и виды судебного контроля
(Шестало С.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В зависимости от формы выделяют два вида судебного контроля за законностью нормативных правовых актов:
(Шестало С.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В зависимости от формы выделяют два вида судебного контроля за законностью нормативных правовых актов:
Статья: О контроле органов местного самоуправления за законностью муниципальных нормативных правовых актов и их проектов
(Хобраков Д.Ц.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)"Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10
(Хобраков Д.Ц.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)"Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10