Законное владение транспортным средством
Подборка наиболее важных документов по запросу Законное владение транспортным средством (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры, связанные с защитой права собственности: Собственник транспортного средства или спецтехники хочет истребовать их из чужого незаконного владения
(КонсультантПлюс, 2025)Собственник транспортного средства или спецтехники считает, что Ответчик без законных оснований владеет данными транспортным средством или спецтехникой, и хочет истребовать их из незаконного владения Ответчика.
(КонсультантПлюс, 2025)Собственник транспортного средства или спецтехники считает, что Ответчик без законных оснований владеет данными транспортным средством или спецтехникой, и хочет истребовать их из незаконного владения Ответчика.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 1 "Основные понятия" Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств""По смыслу статьи 1 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ Л. может быть признан лишь водителем транспортного средства, управлявшим им по воле собственника, и лишь физически владевшим автомобилем в момент дорожно-транспортного происшествия. Факт юридического владения сохранялся при установленных обстоятельствах за собственником Р.Я.О., поскольку юридически передача транспортного средства в законное владение Л. не оформлена."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Факторы снижения воспитательной функции административного наказания
(Дерюга Н.Н., Дерюга А.Н.)
("Журнал российского права", 2021, N 5)На практике это реализуется: а) во внедрении в публично-правовую среду принципа презумпции вины в сфере безопасности дорожного движения и благоустройства, увязывая вину правонарушителя лишь с фактом его законного владения транспортным средством или объектом недвижимого имущества (ст. 1.5 КоАП РФ); б) в увеличении количества стадий производства по делам об административных правонарушениях, реализация которых не требует реального присутствия их участников, в том числе лиц, привлекаемых к административной ответственности (например, ч. 4.1 ст. 28.2, ч. 3, 4 ст. 28.6, ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ).
(Дерюга Н.Н., Дерюга А.Н.)
("Журнал российского права", 2021, N 5)На практике это реализуется: а) во внедрении в публично-правовую среду принципа презумпции вины в сфере безопасности дорожного движения и благоустройства, увязывая вину правонарушителя лишь с фактом его законного владения транспортным средством или объектом недвижимого имущества (ст. 1.5 КоАП РФ); б) в увеличении количества стадий производства по делам об административных правонарушениях, реализация которых не требует реального присутствия их участников, в том числе лиц, привлекаемых к административной ответственности (например, ч. 4.1 ст. 28.2, ч. 3, 4 ст. 28.6, ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ).
Статья: Реализация основных средств, аренда, расходы на услуги самозанятых и рекламу: налогообложение прибыли
(Коновалов Д.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 5)Если собственником является лицо, владеющее транспортным средством на ином, чем право собственности, законном основании, регистрация такого собственника осуществляется в центре информационной поддержки пользователей. Информация о законных основаниях владения транспортным средством указывается таким лицом в заявлении о регистрации.
(Коновалов Д.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 5)Если собственником является лицо, владеющее транспортным средством на ином, чем право собственности, законном основании, регистрация такого собственника осуществляется в центре информационной поддержки пользователей. Информация о законных основаниях владения транспортным средством указывается таким лицом в заявлении о регистрации.
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2022 N 580-ФЗ
(ред. от 24.06.2023)
"Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"1) поступление в уполномоченный орган от собственника (арендодателя) транспортного средства, используемого перевозчиком в качестве легкового такси, сведений о прекращении у перевозчика права владения указанным транспортным средством. Данные сведения должны быть подтверждены собственником (арендодателем) транспортного средства посредством представления копии документа, подтверждающего право собственности или иное законное основание владения указанным транспортным средством, копии документа, удостоверяющего личность собственника (арендодателя) транспортного средства, либо заверенной юридическим лицом копии документа, удостоверяющего личность представителя юридического лица, и копии документа, подтверждающего полномочия представителя юридического лица действовать от имени этого юридического лица;
(ред. от 24.06.2023)
"Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"1) поступление в уполномоченный орган от собственника (арендодателя) транспортного средства, используемого перевозчиком в качестве легкового такси, сведений о прекращении у перевозчика права владения указанным транспортным средством. Данные сведения должны быть подтверждены собственником (арендодателем) транспортного средства посредством представления копии документа, подтверждающего право собственности или иное законное основание владения указанным транспортным средством, копии документа, удостоверяющего личность собственника (арендодателя) транспортного средства, либо заверенной юридическим лицом копии документа, удостоверяющего личность представителя юридического лица, и копии документа, подтверждающего полномочия представителя юридического лица действовать от имени этого юридического лица;
Постановление Правительства РФ от 14.06.2013 N 504
(ред. от 28.08.2025)
"О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн"
(вместе с "Правилами взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн")42. В случае если собственником (владельцем) транспортного средства является лицо, владеющее транспортным средством на ином, чем право собственности, законном основании, регистрация такого собственника (владельца) транспортного средства осуществляется в центре информационной поддержки пользователей. При этом информация о законных основаниях владения транспортным средством указывается таким лицом в заявлении о регистрации в реестре.
(ред. от 28.08.2025)
"О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн"
(вместе с "Правилами взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн")42. В случае если собственником (владельцем) транспортного средства является лицо, владеющее транспортным средством на ином, чем право собственности, законном основании, регистрация такого собственника (владельца) транспортного средства осуществляется в центре информационной поддержки пользователей. При этом информация о законных основаниях владения транспортным средством указывается таким лицом в заявлении о регистрации в реестре.
Статья: Понятие договора шеринга и системы шеринговых договоров на транспорте
(Курганов В.В.)
("Транспортное право", 2025, N 3)Рассмотрим транспортные шеринговые договоры с правовой стороны. Несомненно, что шеринговые договоры являются гражданско-правовыми, так как направлены на возникновение, изменение, прекращение взаимных гражданских прав и обязанностей. Можно выделить следующие юридические характеристики таких договоров. Во-первых, договоры шеринга являются реальными. Шеринговый договор считается заключенным в момент передачи стороне права использовать транспортное средство в целях, предусмотренных договором. Например, договор каршеринга считается заключенным с момента передачи пользователю автотранспортного средства с целью осуществления поездки. Во-вторых, шеринговые транспортные договоры являются возмездными. Предусматривается взаимное исполнение сторонами обязательств, прописанных в договоре, при котором каждая из сторон получает определенную выгоду. Например, по договору каршеринга каршеринговая компания получает денежные средства в качестве платы от пользователя сервиса, а пользователь сервиса приобретает возможность осуществить поездку на каршеринговом автомобиле. По договору райдшеринга водитель транспортного средства получает от попутчика денежные средства в качестве компенсации части материальных расходов, вызванных поездкой, а попутчик приобретает право осуществить поездку совместно с водителем до пункта назначения. В-третьих, шеринговые транспортные договоры являются многосторонними. Права и обязанности сторон договора направлены на достижение общей правовой цели, которая достигается путем объединения совместных усилий. Например, при заключении договора код-шеринга, являющегося организационным договором, фактический и договорные перевозчики имеют права и обязанности, направленные на достижение общих целей по совместному использованию рейса фактического перевозчика. В-четвертых, договоры являются взаимообязывающими. Стороны договора всегда имеют взаимные обязательства по отношению к противоположной стороне касательно исполнения предмета договора. В-пятых, являются транспортными договорами, которые регулируют общественные отношения, возникающие при осуществлении перевозок. В-шестых, шеринговые транспортные договоры могут быть коммерческими и некоммерческими. Не все договоры имеют цель извлечение коммерческой прибыли в процессе исполнения. Например, договор каршеринга является коммерческим договором, который направлен на извлечение каршеринговой компанией коммерческой прибыли от сдачи в краткосрочную аренду автотранспортных средств. Договор райдшеринга является некоммерческим договором, так как водитель транспортного средства не имеет цель получить коммерческую прибыль от совместной поездки с попутчиком, а имеет цель компенсировать часть своих материальных затрат, связанных с поездкой до пункта назначения. В-седьмых, стороной договора всегда выступает законный владелец транспортного средства. Под владельцем понимается лицо, которое на законных основаниях владеет транспортным средством. Этим лицом может быть собственник или лицо, владеющее транспортным средством на ином законном основании (на праве аренды, праве хозяйственного ведения и оперативного управления).
(Курганов В.В.)
("Транспортное право", 2025, N 3)Рассмотрим транспортные шеринговые договоры с правовой стороны. Несомненно, что шеринговые договоры являются гражданско-правовыми, так как направлены на возникновение, изменение, прекращение взаимных гражданских прав и обязанностей. Можно выделить следующие юридические характеристики таких договоров. Во-первых, договоры шеринга являются реальными. Шеринговый договор считается заключенным в момент передачи стороне права использовать транспортное средство в целях, предусмотренных договором. Например, договор каршеринга считается заключенным с момента передачи пользователю автотранспортного средства с целью осуществления поездки. Во-вторых, шеринговые транспортные договоры являются возмездными. Предусматривается взаимное исполнение сторонами обязательств, прописанных в договоре, при котором каждая из сторон получает определенную выгоду. Например, по договору каршеринга каршеринговая компания получает денежные средства в качестве платы от пользователя сервиса, а пользователь сервиса приобретает возможность осуществить поездку на каршеринговом автомобиле. По договору райдшеринга водитель транспортного средства получает от попутчика денежные средства в качестве компенсации части материальных расходов, вызванных поездкой, а попутчик приобретает право осуществить поездку совместно с водителем до пункта назначения. В-третьих, шеринговые транспортные договоры являются многосторонними. Права и обязанности сторон договора направлены на достижение общей правовой цели, которая достигается путем объединения совместных усилий. Например, при заключении договора код-шеринга, являющегося организационным договором, фактический и договорные перевозчики имеют права и обязанности, направленные на достижение общих целей по совместному использованию рейса фактического перевозчика. В-четвертых, договоры являются взаимообязывающими. Стороны договора всегда имеют взаимные обязательства по отношению к противоположной стороне касательно исполнения предмета договора. В-пятых, являются транспортными договорами, которые регулируют общественные отношения, возникающие при осуществлении перевозок. В-шестых, шеринговые транспортные договоры могут быть коммерческими и некоммерческими. Не все договоры имеют цель извлечение коммерческой прибыли в процессе исполнения. Например, договор каршеринга является коммерческим договором, который направлен на извлечение каршеринговой компанией коммерческой прибыли от сдачи в краткосрочную аренду автотранспортных средств. Договор райдшеринга является некоммерческим договором, так как водитель транспортного средства не имеет цель получить коммерческую прибыль от совместной поездки с попутчиком, а имеет цель компенсировать часть своих материальных затрат, связанных с поездкой до пункта назначения. В-седьмых, стороной договора всегда выступает законный владелец транспортного средства. Под владельцем понимается лицо, которое на законных основаниях владеет транспортным средством. Этим лицом может быть собственник или лицо, владеющее транспортным средством на ином законном основании (на праве аренды, праве хозяйственного ведения и оперативного управления).
"Комментарий к отдельным положениям Уголовного кодекса Российской Федерации в решениях Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ"
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)По смыслу закона неправомерное завладение транспортным средством означает установление фактического владения им лицом, не имеющим законных прав владения и пользования данным транспортным средством. Самовольная же поездка кого-то из членов семьи или близкого знакомого на автомобиле, которым собственник разрешал пользоваться без предварительного получения его согласия, не образует состава преступления, предусмотренного ст. 166 УК РФ <725>.
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)По смыслу закона неправомерное завладение транспортным средством означает установление фактического владения им лицом, не имеющим законных прав владения и пользования данным транспортным средством. Самовольная же поездка кого-то из членов семьи или близкого знакомого на автомобиле, которым собственник разрешал пользоваться без предварительного получения его согласия, не образует состава преступления, предусмотренного ст. 166 УК РФ <725>.
Статья: Привлечение к административной ответственности за несоблюдение требований, касающихся обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (проблемы и пути их решения)
(Якимов А.Ю.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 2)В этой связи следует напомнить, что согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности" в отношении законных оснований владения транспортным средством употребляется формулировка "и тому подобное". В качестве возможного примера можно привести договор безвозмездного пользования (ст. 689 ГК РФ).
(Якимов А.Ю.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 2)В этой связи следует напомнить, что согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности" в отношении законных оснований владения транспортным средством употребляется формулировка "и тому подобное". В качестве возможного примера можно привести договор безвозмездного пользования (ст. 689 ГК РФ).
Статья: Некоторые вопросы правового регулирования обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и пути их решения
(Якимов А.Ю.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 4)Рассмотрим еще одно законное основание владения транспортным средством, включенное в определение рассмотренного ранее понятия "владелец транспортного средства", - доверенность (ст. 185 ГК РФ) на право управления.
(Якимов А.Ю.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 4)Рассмотрим еще одно законное основание владения транспортным средством, включенное в определение рассмотренного ранее понятия "владелец транспортного средства", - доверенность (ст. 185 ГК РФ) на право управления.
Готовое решение: Какие компенсации облагаются и не облагаются НДФЛ
(КонсультантПлюс, 2025)Существует и иная позиция: компенсация за использование автомобиля, которым работник управляет по доверенности, НДФЛ не облагается. Этот вывод основан на Письме Минфина России от 05.12.2017 N 03-04-06/80616, в котором сказано, что с компенсации за использование в служебных целях автомобиля, который принадлежит работнику на законном основании, налог не удерживается. Поскольку доверенность подтверждает законность владения и пользования транспортным средством, компенсацию можно не облагать НДФЛ.
(КонсультантПлюс, 2025)Существует и иная позиция: компенсация за использование автомобиля, которым работник управляет по доверенности, НДФЛ не облагается. Этот вывод основан на Письме Минфина России от 05.12.2017 N 03-04-06/80616, в котором сказано, что с компенсации за использование в служебных целях автомобиля, который принадлежит работнику на законном основании, налог не удерживается. Поскольку доверенность подтверждает законность владения и пользования транспортным средством, компенсацию можно не облагать НДФЛ.
Статья: О транспортной накладной подробно
(Подкопаев М.В.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 5)Согласно п. 108 Правил разд. 6 "Перевозчик" заполняется в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя, принявшего на себя по договору перевозки груза обязанность перевезти и выдать управомоченному на их получение лицу вверенный грузоотправителем груз в пункте назначения с использованием транспортных средств, указанных в разд. 7 "Транспортное средство", находящихся в законном владении перевозчика.
(Подкопаев М.В.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 5)Согласно п. 108 Правил разд. 6 "Перевозчик" заполняется в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя, принявшего на себя по договору перевозки груза обязанность перевезти и выдать управомоченному на их получение лицу вверенный грузоотправителем груз в пункте назначения с использованием транспортных средств, указанных в разд. 7 "Транспортное средство", находящихся в законном владении перевозчика.