Заключение под стражу до 30 суток
Подборка наиболее важных документов по запросу Заключение под стражу до 30 суток (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 16.09.2024 N 88-28962/2024 (УИД 46RS0029-01-2023-001968-59)
Категория спора: Причинение вреда органами власти.
Требования потерпевшего: О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец был незаконно задержан и находился под арестом, что причинило ему нравственные и физические страдания.
Решение: Отказано.То обстоятельство, что определением судьи Кировского районного суда г. Курска от 05.03.2020 года в удовлетворении представления начальника ОИН и УПМ ФКУ УФСИН России по Курской области ФИО9 о заключении под стражу Ш., осужденного приговором мирового судьи судебного участка N 1 судебного района Железнодорожного округа г. Курска от 28.05.2019 года по N к 300 часам обязательных работ, сроком до 30 суток на основании п. 3 ч. 1 ст. 399 УПК РФ было отказано, само по себе о незаконности действий ответчика по объявлению Ш. в розыск, его задержанию и содержанию под стражей, не свидетельствует и не является достаточным основанием для удовлетворения иска Ш. о взыскании компенсации морального вреда. Более того, к лицам, имеющим право на компенсацию морального вреда в порядке реабилитации, Ш. не относится.
Категория спора: Причинение вреда органами власти.
Требования потерпевшего: О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец был незаконно задержан и находился под арестом, что причинило ему нравственные и физические страдания.
Решение: Отказано.То обстоятельство, что определением судьи Кировского районного суда г. Курска от 05.03.2020 года в удовлетворении представления начальника ОИН и УПМ ФКУ УФСИН России по Курской области ФИО9 о заключении под стражу Ш., осужденного приговором мирового судьи судебного участка N 1 судебного района Железнодорожного округа г. Курска от 28.05.2019 года по N к 300 часам обязательных работ, сроком до 30 суток на основании п. 3 ч. 1 ст. 399 УПК РФ было отказано, само по себе о незаконности действий ответчика по объявлению Ш. в розыск, его задержанию и содержанию под стражей, не свидетельствует и не является достаточным основанием для удовлетворения иска Ш. о взыскании компенсации морального вреда. Более того, к лицам, имеющим право на компенсацию морального вреда в порядке реабилитации, Ш. не относится.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Право на защиту осужденного в производстве по рассмотрению и разрешению вопросов, связанных с исполнением приговора, в свете правовых позиций Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ
(Крылов А.А.)
("Мировой судья", 2023, N 11)Судебное производство по рассмотрению и разрешению вопросов, связанных с исполнением приговора, осуществляется в условиях серьезного (критического) дефицита правового регулирования. При этом многие решения, принимаемые судом в порядке гл. 47 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации <1> (далее - УПК РФ), с точки зрения правовых последствий равнозначны обвинительному приговору, поскольку способны настолько существенно повлиять на правовое положение осужденного, что это вполне соизмеримо с признанием обвиняемого виновным в совершении преступления. Так, например, осужденный может быть задержан и заключен под стражу на срок до 30 суток; наказание, не связанное с изоляцией от общества, может быть заменено на лишение свободы; условное осуждение может быть отменено, а осужденный направлен для реального отбывания наказания; назначенный приговором суда вид исправительного учреждения может быть изменен на более строгий и т.д.
(Крылов А.А.)
("Мировой судья", 2023, N 11)Судебное производство по рассмотрению и разрешению вопросов, связанных с исполнением приговора, осуществляется в условиях серьезного (критического) дефицита правового регулирования. При этом многие решения, принимаемые судом в порядке гл. 47 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации <1> (далее - УПК РФ), с точки зрения правовых последствий равнозначны обвинительному приговору, поскольку способны настолько существенно повлиять на правовое положение осужденного, что это вполне соизмеримо с признанием обвиняемого виновным в совершении преступления. Так, например, осужденный может быть задержан и заключен под стражу на срок до 30 суток; наказание, не связанное с изоляцией от общества, может быть заменено на лишение свободы; условное осуждение может быть отменено, а осужденный направлен для реального отбывания наказания; назначенный приговором суда вид исправительного учреждения может быть изменен на более строгий и т.д.
"Обеспечение судом правовых интересов в досудебных стадиях российского уголовного судопроизводства: монография"
(Хроменков И.Р., Качалова О.В.)
("Проспект", 2023)В последующем в связи с невозможностью установить местонахождение осужденного 11.03.2020 он был объявлен в розыск как скрывшийся от контроля органов уголовно-исполнительной инспекции. Сотрудниками одного из районных отделов МВД России 22.04.2020 К. был задержан как находящийся в розыске, после чего начальник отдела полиции, производившего задержание К., обратился в суд с представлением о заключении К. под стражу на 30 суток для обеспечения дальнейшего рассмотрения вопроса о замене назначенного осужденному наказания более строгим.
(Хроменков И.Р., Качалова О.В.)
("Проспект", 2023)В последующем в связи с невозможностью установить местонахождение осужденного 11.03.2020 он был объявлен в розыск как скрывшийся от контроля органов уголовно-исполнительной инспекции. Сотрудниками одного из районных отделов МВД России 22.04.2020 К. был задержан как находящийся в розыске, после чего начальник отдела полиции, производившего задержание К., обратился в суд с представлением о заключении К. под стражу на 30 суток для обеспечения дальнейшего рассмотрения вопроса о замене назначенного осужденному наказания более строгим.
Нормативные акты
"Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)3. Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен прокурором, а по уголовным делам в отношении подозреваемого или обвиняемого, указанных в части первой.1 статьи 108 настоящего Кодекса, которым избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, - прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным прокурором до 30 суток.
(ред. от 27.10.2025)3. Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен прокурором, а по уголовным делам в отношении подозреваемого или обвиняемого, указанных в части первой.1 статьи 108 настоящего Кодекса, которым избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, - прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным прокурором до 30 суток.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2011 N 21
(ред. от 25.06.2024)
"О практике применения судами законодательства об исполнении приговора"24.3. По смыслу положений пункта 18 статьи 397 УПК РФ судебное решение о заключении под стражу осужденного, скрывшегося в целях уклонения от отбывания наказания, на срок до 30 суток может быть принято до решения вопроса о замене ему наказания. В связи с этим отсутствие в материалах, поступивших в суд, представления о замене осужденному наказания не препятствует разрешению вопроса о заключении его под стражу на основании пункта 18 статьи 397 УПК РФ.
(ред. от 25.06.2024)
"О практике применения судами законодательства об исполнении приговора"24.3. По смыслу положений пункта 18 статьи 397 УПК РФ судебное решение о заключении под стражу осужденного, скрывшегося в целях уклонения от отбывания наказания, на срок до 30 суток может быть принято до решения вопроса о замене ему наказания. В связи с этим отсутствие в материалах, поступивших в суд, представления о замене осужденному наказания не препятствует разрешению вопроса о заключении его под стражу на основании пункта 18 статьи 397 УПК РФ.
Статья: Взыскание процессуальных издержек
(Михайлов А.А.)
("Законность", 2024, N 7)В 2018 г. в ст. 109 УПК РФ были внесены положения о возможности обращения прокурора в суд с ходатайством по вопросу продления срока запрета определенных действий, срока домашнего ареста или срока содержания под стражей до 30 суток по уголовному делу, поступившему прокурору для утверждения обвинительного заключения. Речь идет о случаях, когда оставшегося срока недостаточно для изучения прокурором уголовного дела.
(Михайлов А.А.)
("Законность", 2024, N 7)В 2018 г. в ст. 109 УПК РФ были внесены положения о возможности обращения прокурора в суд с ходатайством по вопросу продления срока запрета определенных действий, срока домашнего ареста или срока содержания под стражей до 30 суток по уголовному делу, поступившему прокурору для утверждения обвинительного заключения. Речь идет о случаях, когда оставшегося срока недостаточно для изучения прокурором уголовного дела.
Статья: О законности ограничения права на свободу условно осужденных, уклоняющихся от контроля уголовно-исполнительных инспекций
(Вершинина С.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 7)Как видно, более половины принятых решений содержат ссылку на ст. 397 УПК, закрепляющую вопросы, подлежащие рассмотрению судом при исполнении приговора. В отдельных постановлениях суды ссылаются в целом на ст. 397 УПК РФ, в другой части решений - на п. 18 или 18.1 указанной статьи. Однако анализ содержания ст. 397 УПК РФ показывает, что ни одно из содержащихся в ней предписаний не может применяться к условно осужденным как в период испытательного срока, так и после вынесения постановления об отмене условного наказания. Так, п. 18 ст. 397 УПК РФ допускает заключение под стражу осужденных, скрывшихся в целях уклонения от отбывания наказания в виде штрафа, обязательных работ, исправительных работ или ограничения свободы, либо осужденных к принудительным работам и уклонившихся от получения предписания или не прибывших к месту отбывания наказания на срок до 30 суток. Пункт 18.1 ст. 397 УПК РФ предусматривает заключение под стражу осужденных к лишению свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении на срок до 30 суток при условии, что они уклоняются от получения предписания или не прибыли к месту отбывания наказания в установленный срок. Остальные пункты ст. 397 УПК РФ не предусматривают применения заключения под стражу.
(Вершинина С.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 7)Как видно, более половины принятых решений содержат ссылку на ст. 397 УПК, закрепляющую вопросы, подлежащие рассмотрению судом при исполнении приговора. В отдельных постановлениях суды ссылаются в целом на ст. 397 УПК РФ, в другой части решений - на п. 18 или 18.1 указанной статьи. Однако анализ содержания ст. 397 УПК РФ показывает, что ни одно из содержащихся в ней предписаний не может применяться к условно осужденным как в период испытательного срока, так и после вынесения постановления об отмене условного наказания. Так, п. 18 ст. 397 УПК РФ допускает заключение под стражу осужденных, скрывшихся в целях уклонения от отбывания наказания в виде штрафа, обязательных работ, исправительных работ или ограничения свободы, либо осужденных к принудительным работам и уклонившихся от получения предписания или не прибывших к месту отбывания наказания на срок до 30 суток. Пункт 18.1 ст. 397 УПК РФ предусматривает заключение под стражу осужденных к лишению свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении на срок до 30 суток при условии, что они уклоняются от получения предписания или не прибыли к месту отбывания наказания в установленный срок. Остальные пункты ст. 397 УПК РФ не предусматривают применения заключения под стражу.
Статья: Экстрадиция. Понятие и порядок ее осуществления
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При рассмотрении ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу суды руководствуются ч. 2 ст. 97, ст. ст. 108, 109, 466 УПК РФ, Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 N 41 "О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога и запрета определенных действий".
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При рассмотрении ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу суды руководствуются ч. 2 ст. 97, ст. ст. 108, 109, 466 УПК РФ, Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 N 41 "О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога и запрета определенных действий".
Вопрос: Какие выделяют принципы уголовного процесса?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)6) неприкосновенность личности (ст. 22 Конституции РФ, ст. 10 УПК РФ): никто не может быть задержан по подозрению в совершении преступления или заключен под стражу при отсутствии на то законных оснований, предусмотренных УПК РФ. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов, а в условиях военного положения - на срок более 30 суток, если лицо подозревается в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)6) неприкосновенность личности (ст. 22 Конституции РФ, ст. 10 УПК РФ): никто не может быть задержан по подозрению в совершении преступления или заключен под стражу при отсутствии на то законных оснований, предусмотренных УПК РФ. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов, а в условиях военного положения - на срок более 30 суток, если лицо подозревается в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления;
Статья: Особенности применения задержания в условиях военного положения
(Сафронов Д.М.)
("Российский следователь", 2024, N 8)Условия военного положения не должны изменять сложившуюся картину приоритета судебной власти над досудебным производством. Законодатель указал: "Если в отношении подозреваемого не была избрана меры пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания... в условиях военного положения подозреваемый в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления подлежит освобождению по истечении 30 суток с момента задержания" (ч. 2 ст. 94 УПК РФ). Однако содержание под стражей задержанного, как справедливо отмечает Н.В. Азаренок, "возможно только в связи с решением судом вопроса о применении к задержанному заключения под стражу" <10>. Из этого исходит и А.А. Сумин <11>. Поэтому правоприменителю необходимо срок задержания сопоставлять с позицией суда. Как указывает В.В. Кальницкий, "во внесудебном порядке лицо можно удерживать ровно столько, сколько требуется для выявления позиции суда", задержание в автономную меру принуждения, не связанную с заключением под стражу, превращаться не должно <12>. Поэтому указанный срок может быть ограничен в связи с судебным решением об освобождении лица.
(Сафронов Д.М.)
("Российский следователь", 2024, N 8)Условия военного положения не должны изменять сложившуюся картину приоритета судебной власти над досудебным производством. Законодатель указал: "Если в отношении подозреваемого не была избрана меры пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания... в условиях военного положения подозреваемый в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления подлежит освобождению по истечении 30 суток с момента задержания" (ч. 2 ст. 94 УПК РФ). Однако содержание под стражей задержанного, как справедливо отмечает Н.В. Азаренок, "возможно только в связи с решением судом вопроса о применении к задержанному заключения под стражу" <10>. Из этого исходит и А.А. Сумин <11>. Поэтому правоприменителю необходимо срок задержания сопоставлять с позицией суда. Как указывает В.В. Кальницкий, "во внесудебном порядке лицо можно удерживать ровно столько, сколько требуется для выявления позиции суда", задержание в автономную меру принуждения, не связанную с заключением под стражу, превращаться не должно <12>. Поэтому указанный срок может быть ограничен в связи с судебным решением об освобождении лица.
Статья: Налоговые преступления: тонкая настройка ответственности в 2022 году и на перспективу
(Есаков Г.А.)
("Закон", 2022, N 11)Представляется, что это дополнение применительно к ст. 198 - 199.1 УК РФ имело смысл до принятия Федерального закона от 9 марта 2022 года N 51-ФЗ, поскольку с его появлением ситуации с погашенными налоговыми обязательствами в принципе не должны попадать в следственные органы по смыслу п. 3 ст. 32 НК РФ. Такие материалы запрещено передавать для возбуждения уголовного дела. Единственно возможный теперь случай задействования будущего п. 7 ч. 1 ст. 24 УПК РФ применительно к ст. 198 - 199.1 УК РФ - это ситуация, когда налоговые обязательства гасятся по истечении 75 дней, но до момента принятия процессуального решения по направленному налоговому органами материалу (т.е. в суммарный период, включающий 10 дней направления материала, и 3, 10 или 30 (30+) суток его процессуальной проверки в соответствии со ст. 144 УПК РФ). В этом случае и должно выноситься постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
(Есаков Г.А.)
("Закон", 2022, N 11)Представляется, что это дополнение применительно к ст. 198 - 199.1 УК РФ имело смысл до принятия Федерального закона от 9 марта 2022 года N 51-ФЗ, поскольку с его появлением ситуации с погашенными налоговыми обязательствами в принципе не должны попадать в следственные органы по смыслу п. 3 ст. 32 НК РФ. Такие материалы запрещено передавать для возбуждения уголовного дела. Единственно возможный теперь случай задействования будущего п. 7 ч. 1 ст. 24 УПК РФ применительно к ст. 198 - 199.1 УК РФ - это ситуация, когда налоговые обязательства гасятся по истечении 75 дней, но до момента принятия процессуального решения по направленному налоговому органами материалу (т.е. в суммарный период, включающий 10 дней направления материала, и 3, 10 или 30 (30+) суток его процессуальной проверки в соответствии со ст. 144 УПК РФ). В этом случае и должно выноситься постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
Статья: Развитие института возмещения вреда, причиненного правоохранительными органами и судом (обсуждаем законопроект)
(Мядзелец О.А.)
("Российский судья", 2021, N 10)В то время как задержание лица по подозрению в совершении преступления получило детальное законодательное оформление в специально посвященной ему гл. 12, ст. 210 УПК РФ, ст. 17 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Уголовно-исполнительный кодекс РФ ограничился перечислением категорий осужденных, которые могут задерживаться в целях пресечения уклонения от исполнения приговора, общими формулировками оснований задержания (злостное уклонение от отбывания наказания) и установлением 48-часового срока задержания с правом продления его срока до 30 суток.
(Мядзелец О.А.)
("Российский судья", 2021, N 10)В то время как задержание лица по подозрению в совершении преступления получило детальное законодательное оформление в специально посвященной ему гл. 12, ст. 210 УПК РФ, ст. 17 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Уголовно-исполнительный кодекс РФ ограничился перечислением категорий осужденных, которые могут задерживаться в целях пресечения уклонения от исполнения приговора, общими формулировками оснований задержания (злостное уклонение от отбывания наказания) и установлением 48-часового срока задержания с правом продления его срока до 30 суток.
Статья: Принудительные работы как вид уголовного наказания: дефекты правового регулирования и пути их устранения
(Скобликов П.А.)
("Российская юстиция", 2023, N 4)4. Другая проблема относится к розыску осужденных, уклоняющихся от принудительных работ. Часть 4 ст. 60.2 УИК РФ гласит, что осужденный, уклоняющийся от получения предписания (в том числе в случае неявки за получением предписания) или не прибывший к месту отбывания наказания в установленный предписанием срок, объявляется в розыск территориальным органом уголовно-исполнительной системы и подлежит задержанию на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток.
(Скобликов П.А.)
("Российская юстиция", 2023, N 4)4. Другая проблема относится к розыску осужденных, уклоняющихся от принудительных работ. Часть 4 ст. 60.2 УИК РФ гласит, что осужденный, уклоняющийся от получения предписания (в том числе в случае неявки за получением предписания) или не прибывший к месту отбывания наказания в установленный предписанием срок, объявляется в розыск территориальным органом уголовно-исполнительной системы и подлежит задержанию на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток.
Статья: К вопросу о возможности отнесения задержания подозреваемого лица к следственным действиям
(Осодоева Н.В.)
("Российский следователь", 2022, N 6)Кроме того, Апелляционным постановлением Верховного суда Удмуртской Республики N 22-2981/2015 Постановление районного суда об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении А.А.В. сроком на 2 месяца 0 суток оставлено без изменения <6>.
(Осодоева Н.В.)
("Российский следователь", 2022, N 6)Кроме того, Апелляционным постановлением Верховного суда Удмуртской Республики N 22-2981/2015 Постановление районного суда об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении А.А.В. сроком на 2 месяца 0 суток оставлено без изменения <6>.
Статья: Подзаконные нормативные правовые акты как источники уголовно-процессуального права
(Цыреторов А.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 2)Между тем подзаконное нормотворчество в сфере уголовного судопроизводства не ново для России. Яркий пример - противоречивый Указ Президента РФ от 14 июня 1994 г. N 1226 "О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности", который действовал на протяжении трех лет. Данный нормативный документ, среди прочего, запрещал избрание меры пресечения в виде подписки о невыезде, личного поручительства, поручительства общественных организаций и залога к подозреваемым и обвиняемым, причастным к банде или иной организованной группе, подозреваемой в совершении тяжких преступлений, и предоставлял право их задерживать на срок до 30 суток, хотя в действовавшем на тот момент УПК РСФСР 1960 г. общий срок задержания составлял 48 часов и существовала такая мера пресечения, как заключение под стражу, принципиально не отличающаяся от аналогичной меры в современном уголовном судопроизводстве. Более того, положения рассматриваемого Указа противоречили ч. 2 ст. 22 Конституции РФ, устанавливающей запрет на задержание до судебного решения на срок более 48 часов. По сути, этим документом вводились отличные от установленных в УПК РСФСР нормы уголовного судопроизводства и сужалась сфера применения норм последнего. Хотя указанный нормативный акт и не был признан неконституционным, его противоречие Конституции РФ очевидно, и в целом мы склонны расценивать его в качестве деструктивного, негативного примера нормотворчества.
(Цыреторов А.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 2)Между тем подзаконное нормотворчество в сфере уголовного судопроизводства не ново для России. Яркий пример - противоречивый Указ Президента РФ от 14 июня 1994 г. N 1226 "О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности", который действовал на протяжении трех лет. Данный нормативный документ, среди прочего, запрещал избрание меры пресечения в виде подписки о невыезде, личного поручительства, поручительства общественных организаций и залога к подозреваемым и обвиняемым, причастным к банде или иной организованной группе, подозреваемой в совершении тяжких преступлений, и предоставлял право их задерживать на срок до 30 суток, хотя в действовавшем на тот момент УПК РСФСР 1960 г. общий срок задержания составлял 48 часов и существовала такая мера пресечения, как заключение под стражу, принципиально не отличающаяся от аналогичной меры в современном уголовном судопроизводстве. Более того, положения рассматриваемого Указа противоречили ч. 2 ст. 22 Конституции РФ, устанавливающей запрет на задержание до судебного решения на срок более 48 часов. По сути, этим документом вводились отличные от установленных в УПК РСФСР нормы уголовного судопроизводства и сужалась сфера применения норм последнего. Хотя указанный нормативный акт и не был признан неконституционным, его противоречие Конституции РФ очевидно, и в целом мы склонны расценивать его в качестве деструктивного, негативного примера нормотворчества.