Заключение контракта со вторым поставщиком
Подборка наиболее важных документов по запросу Заключение контракта со вторым поставщиком (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупки по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Согласование заключения контракта с единственным поставщиком
(КонсультантПлюс, 2025)Согласование заключения контракта с единственным поставщиком
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Государственный (муниципальный) контракт
(КонсультантПлюс, 2025)Отказ заказчика от заключения контракта
(КонсультантПлюс, 2025)Отказ заказчика от заключения контракта
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Если поставщик не поставил товар, контракт расторгнут по решению заказчика в одностороннем порядке с внесением поставщика в РНП. Может ли заказчик заключить контракт со вторым участником на таких же условиях?
("Вестник Института госзакупок", 2025, N 10)"Вестник Института госзакупок", 2025, N 10
("Вестник Института госзакупок", 2025, N 10)"Вестник Института госзакупок", 2025, N 10
Статья: Ответственность государственного заказчика и поставщика при исполнении государственного контракта
(Матвеева Н.С.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 1)Расторжение контракта отрицательно сказывается на обеспечении нужд заказчика и требует от него совершения дальнейших действий по удовлетворению своих потребностей. После расторжения контракта у заказчика есть возможность заключить новый контракт без проведения конкурентных процедур, т.е. предложить заключить контракт участнику, которому при определении поставщиков был присвоен второй номер. В этом случае контракт должен быть заключен с соблюдением условий, изложенных в извещении (приглашении принять участие) и документации о закупке, поданных участником заявке и окончательном предложении, а также с учетом частично исполненных обязательств по расторгнутому контракту. Чтобы заключить контракт с таким участником, от него нужно получить согласие и обеспечение его исполнения (при установлении этого требования).
(Матвеева Н.С.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 1)Расторжение контракта отрицательно сказывается на обеспечении нужд заказчика и требует от него совершения дальнейших действий по удовлетворению своих потребностей. После расторжения контракта у заказчика есть возможность заключить новый контракт без проведения конкурентных процедур, т.е. предложить заключить контракт участнику, которому при определении поставщиков был присвоен второй номер. В этом случае контракт должен быть заключен с соблюдением условий, изложенных в извещении (приглашении принять участие) и документации о закупке, поданных участником заявке и окончательном предложении, а также с учетом частично исполненных обязательств по расторгнутому контракту. Чтобы заключить контракт с таким участником, от него нужно получить согласие и обеспечение его исполнения (при установлении этого требования).
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)5) заказчик в порядке, установленном настоящей частью, заключает контракт с участником закупки, заявке которого в соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присвоен второй порядковый номер, в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, признан уклонившимся от заключения контракта либо если заказчик отказался от заключения контракта в соответствии с частями 9 и 10 статьи 31 настоящего Федерального закона. В случае признания такого участника закупки уклонившимся от заключения контракта заказчик вправе заключить в порядке, установленном настоящей частью, контракт с участником закупки, заявке которого присвоен третий порядковый номер или последующие порядковые номера. При этом участники закупки, заявки которых получили второй и третий порядковые номера, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей частью.
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)5) заказчик в порядке, установленном настоящей частью, заключает контракт с участником закупки, заявке которого в соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присвоен второй порядковый номер, в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, признан уклонившимся от заключения контракта либо если заказчик отказался от заключения контракта в соответствии с частями 9 и 10 статьи 31 настоящего Федерального закона. В случае признания такого участника закупки уклонившимся от заключения контракта заказчик вправе заключить в порядке, установленном настоящей частью, контракт с участником закупки, заявке которого присвоен третий порядковый номер или последующие порядковые номера. При этом участники закупки, заявки которых получили второй и третий порядковые номера, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей частью.
Постановление Правительства РФ от 06.08.2020 N 1193
(ред. от 29.06.2024, с изм. от 31.10.2022)
"О порядке осуществления контроля, предусмотренного частями 5 и 5.1 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
(вместе с "Правилами осуществления контроля, предусмотренного частями 5 и 5.1 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд")в) цен контракта, предложенных участником закупки, с которым в соответствии с Федеральным законом заключается контракт, и участником закупки, заявке которого присвоен второй номер, и указанных в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), над начальной (максимальной) ценой контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки;
(ред. от 29.06.2024, с изм. от 31.10.2022)
"О порядке осуществления контроля, предусмотренного частями 5 и 5.1 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
(вместе с "Правилами осуществления контроля, предусмотренного частями 5 и 5.1 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд")в) цен контракта, предложенных участником закупки, с которым в соответствии с Федеральным законом заключается контракт, и участником закупки, заявке которого присвоен второй номер, и указанных в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), над начальной (максимальной) ценой контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки;
Готовое решение: Как принять участие в запросе котировок в электронной форме по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Победитель признается уклонившимся от заключения контракта, если в указанный срок он не подписал проект контракта и не разместил его на электронной площадке и в ЕИС (с использованием электронной площадки) либо не предоставил обеспечение исполнения контракта (при необходимости). Информацию об этом направят в антимонопольный орган для включения сведений о таком участнике в реестр недобросовестных поставщиков (пп. "б" п. 2 ч. 6 ст. 51 Закона N 44-ФЗ). Учтите: если победитель уклонился от заключения контракта, его заключают с участником, заявке которого присвоен следующий порядковый номер. При этом заключить контракт обязан не только "второй" участник, но и, в случае если "второй" участник уклонится от заключения контракта, участники, заявкам которых присвоены следующие порядковые номера и которые не отозвали свою заявку (ч. 1, 7 ст. 51 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Победитель признается уклонившимся от заключения контракта, если в указанный срок он не подписал проект контракта и не разместил его на электронной площадке и в ЕИС (с использованием электронной площадки) либо не предоставил обеспечение исполнения контракта (при необходимости). Информацию об этом направят в антимонопольный орган для включения сведений о таком участнике в реестр недобросовестных поставщиков (пп. "б" п. 2 ч. 6 ст. 51 Закона N 44-ФЗ). Учтите: если победитель уклонился от заключения контракта, его заключают с участником, заявке которого присвоен следующий порядковый номер. При этом заключить контракт обязан не только "второй" участник, но и, в случае если "второй" участник уклонится от заключения контракта, участники, заявкам которых присвоены следующие порядковые номера и которые не отозвали свою заявку (ч. 1, 7 ст. 51 Закона N 44-ФЗ).
Статья: Обновление концепции антимонопольного регулирования. Научно-практический комментарий к Постановлению Пленума ВС РФ от 4 марта 2021 года N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства"
(Алексеева А.А., Борзило Е.Ю., Корнеев В.А., Писенко К.А., Разгильдеев А.В., Сафонов В.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, NN 5, 6, 7)Верховный Суд РФ разъяснил, что действия хозяйствующих субъектов при осуществлении закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика (по сути, являющейся заключением прямого договора без проведения торгов) не могут быть рассмотрены на предмет нарушения ст. 17 Закона о защите конкуренции. Представляется, что заключение договора в отсутствие торгов со ссылкой на право заключить договор с единственным поставщиком может быть оспорено контролирующим органом в одном случае: если имеет место обход закона с целью избежания заключения договора на торгах (ст. 10 и 168 ГК РФ). При этом важно учесть разницу правил Закона о контрактной системе и Закона о закупках: если первым Законом строго регламентированы случаи, когда контракт может быть заключен с единственным поставщиком, то вторым Законом заказчику предоставлено право по своему усмотрению определить круг закупок у единственного поставщика (ст. 2 - 3.2 Закона о закупках). Таким образом, отнесение заказчиком определенного вида закупок к числу закупок у единственного поставщика и включение в положение о закупке соответствующего правила не могут быть квалифицированы как обход закона.
(Алексеева А.А., Борзило Е.Ю., Корнеев В.А., Писенко К.А., Разгильдеев А.В., Сафонов В.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, NN 5, 6, 7)Верховный Суд РФ разъяснил, что действия хозяйствующих субъектов при осуществлении закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика (по сути, являющейся заключением прямого договора без проведения торгов) не могут быть рассмотрены на предмет нарушения ст. 17 Закона о защите конкуренции. Представляется, что заключение договора в отсутствие торгов со ссылкой на право заключить договор с единственным поставщиком может быть оспорено контролирующим органом в одном случае: если имеет место обход закона с целью избежания заключения договора на торгах (ст. 10 и 168 ГК РФ). При этом важно учесть разницу правил Закона о контрактной системе и Закона о закупках: если первым Законом строго регламентированы случаи, когда контракт может быть заключен с единственным поставщиком, то вторым Законом заказчику предоставлено право по своему усмотрению определить круг закупок у единственного поставщика (ст. 2 - 3.2 Закона о закупках). Таким образом, отнесение заказчиком определенного вида закупок к числу закупок у единственного поставщика и включение в положение о закупке соответствующего правила не могут быть квалифицированы как обход закона.
Статья: Конфликт интересов и его типовые ситуации на службе в уголовно-исполнительной системе
(Хамизова С.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)Разбору неоднозначных ситуаций в данной сфере посвящен Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении п. 9 ч. 1 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ, которые возникают в судебной практике при разрешении споров, утвержденный Президиумом Верховного Суда 28 сентября 2016 г. Так, обязательным условием заключения государственного контракта является заполнение в письменной форме декларации об отсутствии конфликта интересов (в соответствии с положениями п. 2 ст. 434 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ). Конфликт интересов может иметь место не только в отношении руководителей, указанных в п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, но и в отношении должностных лиц (в частности, их заместителей), которые участвуют в закупке и влияют на ее процедуру и результат. Если руководитель заказчика одновременно является представителем учредителя некоммерческой организации (участника закупки), это свидетельствует о наличии между заказчиком и участником закупки конфликта интересов. Участник закупки должен соответствовать требованиям Закона N 44-ФЗ с момента подачи им заявки на участие в электронном аукционе и до момента выявления победителя. То, что участник закупки соответствует требованиям в момент выявления победителя, не имеет правового значения, если в момент подачи заявки для участия в электронном аукционе он не соответствовал этим требованиям. Комиссия по осуществлению закупок обязана отстранить участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), а заказчик - отказаться от заключения контракта с победителем конкурса (победителем запроса котировок) с момента обнаружения между участником закупки и заказчиком конфликта интересов. Если после рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе и подписания протокола обнаружен конфликт интересов, комиссия по осуществлению закупок обязана принять решение об отстранении участника закупки от участия в определении поставщика без повторного рассмотрения вторых частей заявок. Государственный контракт, заключенный победителем торгов и заказчиком при наличии между ними конфликта интересов, является ничтожным (п. 2 ст. 168 ГК РФ). Понуждение заказчика к исполнению контракта не допускается, если после заключения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует требованиям об отсутствии конфликта интересов. В указанном случае отказ заказчика от исполнения контракта является правомерным.
(Хамизова С.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)Разбору неоднозначных ситуаций в данной сфере посвящен Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении п. 9 ч. 1 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ, которые возникают в судебной практике при разрешении споров, утвержденный Президиумом Верховного Суда 28 сентября 2016 г. Так, обязательным условием заключения государственного контракта является заполнение в письменной форме декларации об отсутствии конфликта интересов (в соответствии с положениями п. 2 ст. 434 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ). Конфликт интересов может иметь место не только в отношении руководителей, указанных в п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, но и в отношении должностных лиц (в частности, их заместителей), которые участвуют в закупке и влияют на ее процедуру и результат. Если руководитель заказчика одновременно является представителем учредителя некоммерческой организации (участника закупки), это свидетельствует о наличии между заказчиком и участником закупки конфликта интересов. Участник закупки должен соответствовать требованиям Закона N 44-ФЗ с момента подачи им заявки на участие в электронном аукционе и до момента выявления победителя. То, что участник закупки соответствует требованиям в момент выявления победителя, не имеет правового значения, если в момент подачи заявки для участия в электронном аукционе он не соответствовал этим требованиям. Комиссия по осуществлению закупок обязана отстранить участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), а заказчик - отказаться от заключения контракта с победителем конкурса (победителем запроса котировок) с момента обнаружения между участником закупки и заказчиком конфликта интересов. Если после рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе и подписания протокола обнаружен конфликт интересов, комиссия по осуществлению закупок обязана принять решение об отстранении участника закупки от участия в определении поставщика без повторного рассмотрения вторых частей заявок. Государственный контракт, заключенный победителем торгов и заказчиком при наличии между ними конфликта интересов, является ничтожным (п. 2 ст. 168 ГК РФ). Понуждение заказчика к исполнению контракта не допускается, если после заключения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует требованиям об отсутствии конфликта интересов. В указанном случае отказ заказчика от исполнения контракта является правомерным.
Вопрос: О вопросах, связанных с закупками для государственных (муниципальных) нужд и предложениями по внесению изменений в НПА в сфере закупок отдельными видами юрлиц.
(Письмо Минфина России от 27.03.2023 N 01-06-13/24-26611)Таким образом, из совокупного толкования вышеуказанных норм следует, что оплата поставщику (подрядчику, исполнителю) допускается после подписания документа о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, за исключением выплаты аванса.
(Письмо Минфина России от 27.03.2023 N 01-06-13/24-26611)Таким образом, из совокупного толкования вышеуказанных норм следует, что оплата поставщику (подрядчику, исполнителю) допускается после подписания документа о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, за исключением выплаты аванса.
Статья: Реестр недобросовестных поставщиков: требуется совершенствование
(Тихомиров П.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2020, N 4)Статистика внесения в РНП по доле в общем количестве конкурентных неотмененных закупок по Законам N 44-ФЗ и N 223-ФЗ за 2018, 2019, 1-е п/г 2020 г. В расчет доли не брались закупки у единственного поставщика и отмененные извещения. Первые - по причине того, что заказчик самостоятельно определял единственного поставщика или поставщик является таковым в силу закона, следовательно, уклонение от заключения контракта невозможно в силу отсутствия инициативной оферты в рамках состязания (конкуренции) на торгах и последующего выбора победителя. Существенное неисполнение и последующее расторжение контрактов с единственным поставщиком тоже маловероятны, но если и случаются, то ответственность за это полностью лежит на заказчике, поскольку это его выбор и он должен был проявить должную осмотрительность при заключении контракта. Вторые - поскольку по их результатам не заключены контракты.
(Тихомиров П.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2020, N 4)Статистика внесения в РНП по доле в общем количестве конкурентных неотмененных закупок по Законам N 44-ФЗ и N 223-ФЗ за 2018, 2019, 1-е п/г 2020 г. В расчет доли не брались закупки у единственного поставщика и отмененные извещения. Первые - по причине того, что заказчик самостоятельно определял единственного поставщика или поставщик является таковым в силу закона, следовательно, уклонение от заключения контракта невозможно в силу отсутствия инициативной оферты в рамках состязания (конкуренции) на торгах и последующего выбора победителя. Существенное неисполнение и последующее расторжение контрактов с единственным поставщиком тоже маловероятны, но если и случаются, то ответственность за это полностью лежит на заказчике, поскольку это его выбор и он должен был проявить должную осмотрительность при заключении контракта. Вторые - поскольку по их результатам не заключены контракты.
Статья: Обзор изменений в Постановлении Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875, вступивших в силу с 19 июня 2025 г.
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 7)Дополнительно следует отметить, что предусмотренное вторым предложением ч. 4 ст. 93 Закона N 44-ФЗ отсутствие необходимости обоснования цены контракта, заключаемого в отдельных случаях с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не исключает необходимость определения такой цены в соответствии с Законом N 44-ФЗ и, соответственно, с учетом установленных особенностей определения цен.
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 7)Дополнительно следует отметить, что предусмотренное вторым предложением ч. 4 ст. 93 Закона N 44-ФЗ отсутствие необходимости обоснования цены контракта, заключаемого в отдельных случаях с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не исключает необходимость определения такой цены в соответствии с Законом N 44-ФЗ и, соответственно, с учетом установленных особенностей определения цен.
Готовое решение: Как осуществить закупку у единственного поставщика по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу изменения в план-график в отношении закупки у единственного поставщика вносите не позднее чем за один день до дня заключения контракта. Исключение составляют закупки по п. 9 ч. 1 ст. 93 и по ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. В первом случае вносите изменения не позднее дня заключения контракта, во втором - не позднее чем за один день до размещения извещения в ЕИС (ч. 9 ст. 16 Закона N 44-ФЗ, п. 23 Порядка N 1279).
(КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу изменения в план-график в отношении закупки у единственного поставщика вносите не позднее чем за один день до дня заключения контракта. Исключение составляют закупки по п. 9 ч. 1 ст. 93 и по ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. В первом случае вносите изменения не позднее дня заключения контракта, во втором - не позднее чем за один день до размещения извещения в ЕИС (ч. 9 ст. 16 Закона N 44-ФЗ, п. 23 Порядка N 1279).
Статья: Обзор изменений, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 09.12.2024 N 1740
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 1)Начиная со второго полугодия 2025 г. при формировании в ЕИС проекта контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, предусмотренных п. 1, 8, 22 и 29 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, в проект контракта будут включаться сведения не только о единственном поставщике (подрядчике, исполнителе), но и о действующем по его поручению агенте (в т.ч. о платежном агенте, банковском платежном агенте). Такая опция предусматривается на случай привлечения единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) агента, в т.ч. платежного агента или банковского платежного агента. Включаемые сведения вполне стандартные: полное и сокращенное (при наличии) наименование юридического лица (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), реквизиты счета единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 1)Начиная со второго полугодия 2025 г. при формировании в ЕИС проекта контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, предусмотренных п. 1, 8, 22 и 29 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, в проект контракта будут включаться сведения не только о единственном поставщике (подрядчике, исполнителе), но и о действующем по его поручению агенте (в т.ч. о платежном агенте, банковском платежном агенте). Такая опция предусматривается на случай привлечения единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) агента, в т.ч. платежного агента или банковского платежного агента. Включаемые сведения вполне стандартные: полное и сокращенное (при наличии) наименование юридического лица (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), реквизиты счета единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Готовое решение: Как составить, утвердить и разместить план-график закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Идентификационный код закупки в плане-графике формируйте по общим правилам, заполняя предложенные системой поля, в частности: год размещения извещения (заключения контракта с единственным поставщиком), ваш ИКУ, номер закупки в пределах одного года, код объекта закупки по ОКПД2 и код вида расходов;
(КонсультантПлюс, 2025)Идентификационный код закупки в плане-графике формируйте по общим правилам, заполняя предложенные системой поля, в частности: год размещения извещения (заключения контракта с единственным поставщиком), ваш ИКУ, номер закупки в пределах одного года, код объекта закупки по ОКПД2 и код вида расходов;
Вопрос: О заключении контракта со вторым участником закупки при расторжении контракта по соглашению сторон и отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
(Письмо Минфина России от 03.03.2023 N 24-06-06/17938)Вопрос: О заключении контракта со вторым участником закупки при расторжении контракта по соглашению сторон и отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
(Письмо Минфина России от 03.03.2023 N 24-06-06/17938)Вопрос: О заключении контракта со вторым участником закупки при расторжении контракта по соглашению сторон и отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.