Заключение контракта без обеспечения
Подборка наиболее важных документов по запросу Заключение контракта без обеспечения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Заключение контракта по Закону N 44-ФЗ.
Внесут ли сведения в РНП, если участник закупки вовремя не подписал проект контракта из-за отказа банка выдать независимую гарантию
(КонсультантПлюс, 2025)Предоставление обеспечения исполнения контракта является прямой обязанностью участника закупки. Его непредоставление - самостоятельное и достаточное основание для того, чтобы признать победителя недобросовестным и уклонившимся от заключения контракта. Отсутствие обеспечения указывает на незаинтересованность победителя в заключении контракта, свидетельствует о его халатности и недобросовестности. Отказ банков в выдаче банковской гарантии и отсутствие средств для внесения в качестве обеспечения не могут служить основанием для того, чтобы не включать общество в РНП.
Внесут ли сведения в РНП, если участник закупки вовремя не подписал проект контракта из-за отказа банка выдать независимую гарантию
(КонсультантПлюс, 2025)Предоставление обеспечения исполнения контракта является прямой обязанностью участника закупки. Его непредоставление - самостоятельное и достаточное основание для того, чтобы признать победителя недобросовестным и уклонившимся от заключения контракта. Отсутствие обеспечения указывает на незаинтересованность победителя в заключении контракта, свидетельствует о его халатности и недобросовестности. Отказ банков в выдаче банковской гарантии и отсутствие средств для внесения в качестве обеспечения не могут служить основанием для того, чтобы не включать общество в РНП.
Готовое решение: Как получить независимую гарантию для обеспечения заявки, исполнения государственного контракта, гарантийных обязательств по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если уже после заключения контракта обнаружилось, что независимая гарантия, представленная в качестве обеспечения его исполнения, содержит подобные ошибки, полагаем, что целесообразно ее заменить. Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить новое обеспечение взамен старой гарантии. Сделать это можно на основании ч. 7 ст. 96 Закона N 44-ФЗ. Контрактом может быть предусмотрена обязанность поставщика заменить ненадлежащее обеспечение, в этом случае следует действовать в соответствии с условиями контракта. При этом учтите, что даже после замены обеспечения остаются риски признания такого контракта ничтожным как заключенного при отсутствии надлежащего обеспечения. Есть практика, когда заказчик заключил контракт, хотя гарантии не было в реестре независимых гарантий. Суды расценили это как заключение контракта в отсутствие обеспечения и признали контракт ничтожным (см. п. 26 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом ВС РФ 28.06.2017). Полагаем, что данная позиция применима и к ситуации, когда в независимой гарантии есть ошибки или опечатки.
(КонсультантПлюс, 2025)Если уже после заключения контракта обнаружилось, что независимая гарантия, представленная в качестве обеспечения его исполнения, содержит подобные ошибки, полагаем, что целесообразно ее заменить. Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить новое обеспечение взамен старой гарантии. Сделать это можно на основании ч. 7 ст. 96 Закона N 44-ФЗ. Контрактом может быть предусмотрена обязанность поставщика заменить ненадлежащее обеспечение, в этом случае следует действовать в соответствии с условиями контракта. При этом учтите, что даже после замены обеспечения остаются риски признания такого контракта ничтожным как заключенного при отсутствии надлежащего обеспечения. Есть практика, когда заказчик заключил контракт, хотя гарантии не было в реестре независимых гарантий. Суды расценили это как заключение контракта в отсутствие обеспечения и признали контракт ничтожным (см. п. 26 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом ВС РФ 28.06.2017). Полагаем, что данная позиция применима и к ситуации, когда в независимой гарантии есть ошибки или опечатки.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)Действия заказчика по заключению контракта в отсутствие представленного обеспечения его исполнения являются нарушением прямого законодательного запрета, установленного пунктом 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции и в силу части 4 статьи 17 названного закона, пункта 2 статьи 168 ГК РФ соответствующие торги и заключенный по их результатам договор признаются ничтожными.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)Действия заказчика по заключению контракта в отсутствие представленного обеспечения его исполнения являются нарушением прямого законодательного запрета, установленного пунктом 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции и в силу части 4 статьи 17 названного закона, пункта 2 статьи 168 ГК РФ соответствующие торги и заключенный по их результатам договор признаются ничтожными.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)2) осуществление закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного указом или распоряжением Президента Российской Федерации, либо в случаях, установленных поручениями Президента Российской Федерации, у поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного постановлением или распоряжением Правительства Российской Федерации. В таких правовых актах указываются предмет контракта, предельный срок, на который заключается контракт, обязанность единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) исполнить свои обязательства по контракту лично или возможность привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей и требование к объему исполнения единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту лично, а также могут быть определены обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта, условие о заключении контракта без использования единой информационной системы. При осуществлении закупки для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации в таких указе или распоряжении Президента Российской Федерации может быть установлено условие о неразмещении на официальном сайте предусмотренной настоящим Федеральным законом информации, формируемой и размещаемой при осуществлении этой закупки. Порядок подготовки проектов таких правовых актов и поручений и перечень документов, прилагаемых при подготовке указанных проектов, включая обоснование цены контракта, предусмотренное статьей 22 настоящего Федерального закона, определяются нормативным правовым актом Президента Российской Федерации. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых для муниципальных нужд;
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)2) осуществление закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного указом или распоряжением Президента Российской Федерации, либо в случаях, установленных поручениями Президента Российской Федерации, у поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного постановлением или распоряжением Правительства Российской Федерации. В таких правовых актах указываются предмет контракта, предельный срок, на который заключается контракт, обязанность единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) исполнить свои обязательства по контракту лично или возможность привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей и требование к объему исполнения единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту лично, а также могут быть определены обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта, условие о заключении контракта без использования единой информационной системы. При осуществлении закупки для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации в таких указе или распоряжении Президента Российской Федерации может быть установлено условие о неразмещении на официальном сайте предусмотренной настоящим Федеральным законом информации, формируемой и размещаемой при осуществлении этой закупки. Порядок подготовки проектов таких правовых актов и поручений и перечень документов, прилагаемых при подготовке указанных проектов, включая обоснование цены контракта, предусмотренное статьей 22 настоящего Федерального закона, определяются нормативным правовым актом Президента Российской Федерации. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых для муниципальных нужд;
Готовое решение: Как проверить независимую гарантию в рамках Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)В случае принятия несоответствующей гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта помимо административной ответственности существует риск признания такого контракта ничтожным как заключенного при отсутствии надлежащего обеспечения (см. п. 26 Обзора судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 28.06.2017).
(КонсультантПлюс, 2025)В случае принятия несоответствующей гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта помимо административной ответственности существует риск признания такого контракта ничтожным как заключенного при отсутствии надлежащего обеспечения (см. п. 26 Обзора судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 28.06.2017).
Готовое решение: При каких условиях контракт, заключенный по Закону N 44-ФЗ, может быть признан недействительным
(КонсультантПлюс, 2025)Нарушение антимонопольных требований при закупке. Нарушение антимонопольных требований к конкурентным процедурам, установленных ст. 17 Закона N 135-ФЗ, является основанием для признания судом такой процедуры и контракта недействительными (ч. 4 ст. 17 Закона N 135-ФЗ). Так, например, недействительным может быть признан контракт, заключенный без надлежащего обеспечения его исполнения, поскольку это создает участнику преимущественные условия в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона N 135-ФЗ (см. Позицию ВС РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Нарушение антимонопольных требований при закупке. Нарушение антимонопольных требований к конкурентным процедурам, установленных ст. 17 Закона N 135-ФЗ, является основанием для признания судом такой процедуры и контракта недействительными (ч. 4 ст. 17 Закона N 135-ФЗ). Так, например, недействительным может быть признан контракт, заключенный без надлежащего обеспечения его исполнения, поскольку это создает участнику преимущественные условия в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона N 135-ФЗ (см. Позицию ВС РФ).
"Обзор административной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (июнь 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, в действиях должностного лица Заказчика, заключившего контракт без предоставления Подрядчиком обеспечения исполнения контракта, содержится состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2025).
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, в действиях должностного лица Заказчика, заключившего контракт без предоставления Подрядчиком обеспечения исполнения контракта, содержится состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2025).
Готовое решение: Как предоставить обеспечение исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Будут отличаться последствия непредоставления обеспечения: при отсутствии обеспечения заказчик не заключит контракт (ч. 4 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Будут отличаться последствия непредоставления обеспечения: при отсутствии обеспечения заказчик не заключит контракт (ч. 4 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).
"Обзор административной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (январь 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Учитывая изложенное, действия Заказчика, заключившего контракт без предоставления обеспечения исполнения контракта, нарушают требования части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 7.32 КоАП РФ.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Учитывая изложенное, действия Заказчика, заключившего контракт без предоставления обеспечения исполнения контракта, нарушают требования части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 7.32 КоАП РФ.