Заключение контракта без доведенных лимитов
Подборка наиболее важных документов по запросу Заключение контракта без доведенных лимитов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2025 N 20АП-1341/2025 по делу N А23-5138/2024
Требование: О признании ничтожными муниципальных контрактов на выполнение работ по вывозу снега по содержанию дорог и тротуаров, применении последствий недействительности сделок в виде обязания возвратить денежные средства.
Решение: Требование удовлетворено.Сама по себе необходимость выполнения работ не свидетельствует о том, что такая необходимость носила экстренный характер. Принятие нормативных правовых актов органами государственной власти и органами местного самоуправления, как и доведение лимитов бюджетных обязательств до заказчика не являются обстоятельством непреодолимой силы и не означают необходимость выполнения работ без заключения муниципального контракта в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ, с использованием конкурентных способов размещения заказа.
Требование: О признании ничтожными муниципальных контрактов на выполнение работ по вывозу снега по содержанию дорог и тротуаров, применении последствий недействительности сделок в виде обязания возвратить денежные средства.
Решение: Требование удовлетворено.Сама по себе необходимость выполнения работ не свидетельствует о том, что такая необходимость носила экстренный характер. Принятие нормативных правовых актов органами государственной власти и органами местного самоуправления, как и доведение лимитов бюджетных обязательств до заказчика не являются обстоятельством непреодолимой силы и не означают необходимость выполнения работ без заключения муниципального контракта в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ, с использованием конкурентных способов размещения заказа.
Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2023 N 05АП-5413/2023 по делу N А59-7351/2022
Требование: О взыскании убытков.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.Довод АО "Проектно-изыскательский институт "Ленгипроречтранс" о необоснованности ссылки ГКУ "Дирекция программы "Курилы" на указанное письмо от 15.09.2022 исх.3.08-3880/22 отклоняется апелляционной коллегией, поскольку общество не принимает во внимание, что решение о заключении контрактов на основании положений Закона N 44-ФЗ в силу положений пункта 5 статьи 161 БК РФ принимается учреждением в пределах доведенных лимитов бюджетных средств, при этом отсутствие или превышение таких пределов доведенных лимитов с учетом приведенного правового регулирования не свидетельствует о возможности получателя бюджетных средств принимать бюджетные обязательства.
Требование: О взыскании убытков.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.Довод АО "Проектно-изыскательский институт "Ленгипроречтранс" о необоснованности ссылки ГКУ "Дирекция программы "Курилы" на указанное письмо от 15.09.2022 исх.3.08-3880/22 отклоняется апелляционной коллегией, поскольку общество не принимает во внимание, что решение о заключении контрактов на основании положений Закона N 44-ФЗ в силу положений пункта 5 статьи 161 БК РФ принимается учреждением в пределах доведенных лимитов бюджетных средств, при этом отсутствие или превышение таких пределов доведенных лимитов с учетом приведенного правового регулирования не свидетельствует о возможности получателя бюджетных средств принимать бюджетные обязательства.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Экстренные закупки в чрезвычайных обстоятельствах: что нужно знать о п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 1)Значительный разрыв во времени между "чрезвычайным происшествием" и заключением контракта по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ очень часто объясняется запретом на заключение контрактов при отсутствии доведенных до заказчика лимитов бюджетных обязательств на осуществление закупки (п. 2 ст. 72 БК РФ). В таких случаях при оценке правомерности "экстренной закупки" судами принимается во внимание оперативность совершения заказчиком всех действий, необходимых для получения финансирования.
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 1)Значительный разрыв во времени между "чрезвычайным происшествием" и заключением контракта по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ очень часто объясняется запретом на заключение контрактов при отсутствии доведенных до заказчика лимитов бюджетных обязательств на осуществление закупки (п. 2 ст. 72 БК РФ). В таких случаях при оценке правомерности "экстренной закупки" судами принимается во внимание оперативность совершения заказчиком всех действий, необходимых для получения финансирования.
Статья: Бюджетно-правовой режим как порядок поведения участников бюджетной деятельности
(Андриевский К.В.)
("Финансовое право", 2025, N 3)До 2015 г. не существовало жестких правил казначейского контроля бюджетных расходов при осуществлении закупок до момента регистрации отдельных сведений о заключенном контракте в реестре контрактов единой информационной системы в сфере закупок. Такой подход приводил к осуществлению данных операций без наличия достаточного количества средств для оплаты соответствующих обязательств или к осуществлению закупок без доведенных средств для их оплаты. Такое поведение бюджетополучателей часто приводило к тому, что оплата по заключенным и исполненным контрактам без доведенных лимитов бюджетных обязательств осуществлялась только после судебного решения (в случае обращения в суд контрагента) и выдачи исполнительно листа как основания для осуществления оплаты <11>.
(Андриевский К.В.)
("Финансовое право", 2025, N 3)До 2015 г. не существовало жестких правил казначейского контроля бюджетных расходов при осуществлении закупок до момента регистрации отдельных сведений о заключенном контракте в реестре контрактов единой информационной системы в сфере закупок. Такой подход приводил к осуществлению данных операций без наличия достаточного количества средств для оплаты соответствующих обязательств или к осуществлению закупок без доведенных средств для их оплаты. Такое поведение бюджетополучателей часто приводило к тому, что оплата по заключенным и исполненным контрактам без доведенных лимитов бюджетных обязательств осуществлялась только после судебного решения (в случае обращения в суд контрагента) и выдачи исполнительно листа как основания для осуществления оплаты <11>.
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 17.07.2014 N 61н
(ред. от 10.06.2024)
"Об утверждении Типовых положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы"
(вместе с "Типовым положением об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по федеральному округу", "Типовым положением об управлении Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа)", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по ценообразованию для целей налогообложения", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по камеральному контролю", "Типовым положением о Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам", "Типовым положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по управлению долгом", "Типовым положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по управлению долгом в границах федерального округа (субъектов Российской Федерации, не входящих в состав федерального округа)", "Типовым положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по контролю и надзору за налогоплательщиками в сфере бюджетного финансирования")
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.10.2014 N 34539)6.21. осуществляет закупки товаров, работ и услуг для нужд Управления (нужд инспекций Федеральной налоговой службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекций Федеральной налоговой службы межрайонного уровня), а также иные действия заказчика, предусмотренные законодательством Российской Федерации <1> и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, от имени Российской Федерации заключает государственные контракты, иные договоры в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, с учетом принятых и неисполненных обязательств;
(ред. от 10.06.2024)
"Об утверждении Типовых положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы"
(вместе с "Типовым положением об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по федеральному округу", "Типовым положением об управлении Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа)", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по ценообразованию для целей налогообложения", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по камеральному контролю", "Типовым положением о Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам", "Типовым положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по управлению долгом", "Типовым положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по управлению долгом в границах федерального округа (субъектов Российской Федерации, не входящих в состав федерального округа)", "Типовым положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по контролю и надзору за налогоплательщиками в сфере бюджетного финансирования")
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.10.2014 N 34539)6.21. осуществляет закупки товаров, работ и услуг для нужд Управления (нужд инспекций Федеральной налоговой службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекций Федеральной налоговой службы межрайонного уровня), а также иные действия заказчика, предусмотренные законодательством Российской Федерации <1> и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, от имени Российской Федерации заключает государственные контракты, иные договоры в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, с учетом принятых и неисполненных обязательств;
Готовое решение: В каких случаях можно заключить долгосрочный государственный контракт
(КонсультантПлюс, 2025)Если в рамках доведенных лимитов вы, например, заключаете контракт со сроком исполнения в текущем и плановом периоде, то в него следует включить отлагательное условие о том, что поставщик (подрядчик, исполнитель) в плановом периоде исполняет обязательства по контракту только после того, как получит от заказчика уведомление о доведении соответствующего финансирования, позволяющего оплатить контракт, не изменяя его условий. Минфин России высказал данную позицию еще в 2016 г., ФАС России также указывает на отсутствие запрета заключать контракты под отлагательным условием.
(КонсультантПлюс, 2025)Если в рамках доведенных лимитов вы, например, заключаете контракт со сроком исполнения в текущем и плановом периоде, то в него следует включить отлагательное условие о том, что поставщик (подрядчик, исполнитель) в плановом периоде исполняет обязательства по контракту только после того, как получит от заказчика уведомление о доведении соответствующего финансирования, позволяющего оплатить контракт, не изменяя его условий. Минфин России высказал данную позицию еще в 2016 г., ФАС России также указывает на отсутствие запрета заключать контракты под отлагательным условием.
Статья: Городская среда. Опыт регионов. Комментарии КСО
(Шагимуратов К., Рычагов М., Татаринцев М., Карнакова И., Скоморохова Е., Скурихина О., Трунина М., Устинов А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 6)Фиксируемая Контрольно-счетной палатой Республики Башкортостан проблематика в данной сфере касалась вопросов результативности использования финансовых ресурсов, направляемых на реализацию мероприятий национального проекта "Жилье и городская среда" в Республике Башкортостан в части своевременного утверждения муниципальных программ, содержащих расходные обязательства муниципального образования; исключения фактов эксплуатации объектов благоустройства, не принятых на баланс эксплуатирующими организациями; недопущения случаев заключения муниципальных контрактов при отсутствии доведенных лимитов бюджетных обязательств.
(Шагимуратов К., Рычагов М., Татаринцев М., Карнакова И., Скоморохова Е., Скурихина О., Трунина М., Устинов А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 6)Фиксируемая Контрольно-счетной палатой Республики Башкортостан проблематика в данной сфере касалась вопросов результативности использования финансовых ресурсов, направляемых на реализацию мероприятий национального проекта "Жилье и городская среда" в Республике Башкортостан в части своевременного утверждения муниципальных программ, содержащих расходные обязательства муниципального образования; исключения фактов эксплуатации объектов благоустройства, не принятых на баланс эксплуатирующими организациями; недопущения случаев заключения муниципальных контрактов при отсутствии доведенных лимитов бюджетных обязательств.
"Обзор административной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (июнь 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, Дополнительное соглашение заключено сторонами Контракта в отсутствие доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения Контракта.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, Дополнительное соглашение заключено сторонами Контракта в отсутствие доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения Контракта.
Готовое решение: Как заключить контракт теплоснабжения по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Учитывайте стандартное условие о пролонгации договора теплоснабжения. Контракт теплоснабжения считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении (п. 43 Правил организации теплоснабжения в РФ, п. 2 ст. 540, п. 1 ст. 548 ГК РФ). Поэтому, чтобы не допустить ситуации, когда услуги оказаны, а вы не можете их оплатить из-за отсутствия доведенных лимитов на следующий год, вы можете включить в контракт отлагательное условие о том, что тепло поставляется только после получения от заказчика уведомления о доведении соответствующего финансирования (см. Письмо Минфина России от 22.04.2016 N 02-02-04/23390).
(КонсультантПлюс, 2025)Учитывайте стандартное условие о пролонгации договора теплоснабжения. Контракт теплоснабжения считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении (п. 43 Правил организации теплоснабжения в РФ, п. 2 ст. 540, п. 1 ст. 548 ГК РФ). Поэтому, чтобы не допустить ситуации, когда услуги оказаны, а вы не можете их оплатить из-за отсутствия доведенных лимитов на следующий год, вы можете включить в контракт отлагательное условие о том, что тепло поставляется только после получения от заказчика уведомления о доведении соответствующего финансирования (см. Письмо Минфина России от 22.04.2016 N 02-02-04/23390).
Вопрос: Об увеличении размера авансовых платежей по заключенным в 2021 г. госконтрактам при предоставлении в 2024 г. субсидии из федерального бюджета бюджету Московской области на их софинансирование.
(Письмо Минфина России от 06.09.2024 N 02-15-08/85105)Из Письма следует, что в городских округах Московской области проводятся работы по строительству четырех путепроводов в соответствии с заключенными государственными контрактами от 14.12.2021, от 22.12.2021, от 24.12.2021, от 26.12.2021 (далее - государственные контракты), финансовое обеспечение которых в 2021 - 2023 годах осуществлялось без софинансирования из федерального бюджета.
(Письмо Минфина России от 06.09.2024 N 02-15-08/85105)Из Письма следует, что в городских округах Московской области проводятся работы по строительству четырех путепроводов в соответствии с заключенными государственными контрактами от 14.12.2021, от 22.12.2021, от 24.12.2021, от 26.12.2021 (далее - государственные контракты), финансовое обеспечение которых в 2021 - 2023 годах осуществлялось без софинансирования из федерального бюджета.
Готовое решение: Как осуществить закупку у единственного поставщика по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Каковы последствия заключения контракта с единственным поставщиком без внесения закупки в план-график
(КонсультантПлюс, 2025)Каковы последствия заключения контракта с единственным поставщиком без внесения закупки в план-график
Готовое решение: Как провести закупку услуг по вывозу мусора в рамках Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Потребитель при отсутствии замечаний в течение трех рабочих дней подписывает акт сдачи-приемки услуг и возвращает один экземпляр исполнителю.
(КонсультантПлюс, 2025)Потребитель при отсутствии замечаний в течение трех рабочих дней подписывает акт сдачи-приемки услуг и возвращает один экземпляр исполнителю.
"Финансовый контроль публичных закупок в Российской Федерации: монография"
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)1) наличия доведенных лимитов бюджетных обязательств (ассигнований) при осуществлении закупки. Данная проверка позволяет выявить случаи заключения государственных контрактов сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств, что является нарушением законодательства за которое предусмотрена административная ответственность. Случаи заключения и исполнения государственных (муниципальных) контрактов при отсутствии лимитов бюджетных обязательств предусмотрены бюджетным законодательством и представлены следующим:
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)1) наличия доведенных лимитов бюджетных обязательств (ассигнований) при осуществлении закупки. Данная проверка позволяет выявить случаи заключения государственных контрактов сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств, что является нарушением законодательства за которое предусмотрена административная ответственность. Случаи заключения и исполнения государственных (муниципальных) контрактов при отсутствии лимитов бюджетных обязательств предусмотрены бюджетным законодательством и представлены следующим:
Готовое решение: Как заключить государственный, муниципальный контракт по итогам открытых конкурентных электронных процедур
(КонсультантПлюс, 2025)Допустимо ли заключить контракт по Закону N 44-ФЗ в отсутствие лимитов бюджетных обязательств
(КонсультантПлюс, 2025)Допустимо ли заключить контракт по Закону N 44-ФЗ в отсутствие лимитов бюджетных обязательств
Статья: Пути повышения эффективности расходования бюджетных средств в таможенных органах на примере центрального таможенного управления
(Сычева А.Е.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 8)Работа посвящена выявлению проблем, снижающих эффективность исполнения бюджета по расходам таможенных органов Российской Федерации, на примере Центрального таможенного управления. Установлено, что действующая система бюджетного управления сталкивается с проблемами несбалансированности плановых и кассовых показателей в течение финансового года, затяжными процедурами заключения государственных контрактов, формальным подходом к формированию бюджетных заявок и отсутствием сквозной интеграции ведомственных информационных систем с государственной интегрированной информационной системой "Электронный бюджет", что порождает риски технических ошибок и неосвоения ассигнований. Определено, что данные факторы снижают прозрачность и оперативность бюджетного процесса, а также ограничивают возможности таможенных органов по оптимизации расходных операций. В результате исследования обоснована необходимость создания открытой информационной базы финансовых показателей, сокращения сроков доведения лимитов бюджетных обязательств, автоматизации перераспределения неиспользованных средств с применением искусственного интеллекта, актуализации внутренних регламентов и внесения изменений в бюджетное законодательство. Сделан вывод, что комплексная цифровизация учета, усиление внутреннего финансового контроля и координация между Министерством финансов Российской Федерации, Федеральной таможенной службой и региональными таможенными управлениями позволят оптимизировать управление государственными финансами, а также повысить качество исполнения расходных полномочий.
(Сычева А.Е.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 8)Работа посвящена выявлению проблем, снижающих эффективность исполнения бюджета по расходам таможенных органов Российской Федерации, на примере Центрального таможенного управления. Установлено, что действующая система бюджетного управления сталкивается с проблемами несбалансированности плановых и кассовых показателей в течение финансового года, затяжными процедурами заключения государственных контрактов, формальным подходом к формированию бюджетных заявок и отсутствием сквозной интеграции ведомственных информационных систем с государственной интегрированной информационной системой "Электронный бюджет", что порождает риски технических ошибок и неосвоения ассигнований. Определено, что данные факторы снижают прозрачность и оперативность бюджетного процесса, а также ограничивают возможности таможенных органов по оптимизации расходных операций. В результате исследования обоснована необходимость создания открытой информационной базы финансовых показателей, сокращения сроков доведения лимитов бюджетных обязательств, автоматизации перераспределения неиспользованных средств с применением искусственного интеллекта, актуализации внутренних регламентов и внесения изменений в бюджетное законодательство. Сделан вывод, что комплексная цифровизация учета, усиление внутреннего финансового контроля и координация между Министерством финансов Российской Федерации, Федеральной таможенной службой и региональными таможенными управлениями позволят оптимизировать управление государственными финансами, а также повысить качество исполнения расходных полномочий.