Заключение договора без ЛБО
Подборка наиболее важных документов по запросу Заключение договора без ЛБО (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Лимиты бюджетных обязательств
(КонсультантПлюс, 2025)...Исковое требование основано на пункте 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункте 5 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации и мотивировано заключением договора аренды в отсутствие лимитов бюджетных ассигнований на оплату аренды земельного участка.
(КонсультантПлюс, 2025)...Исковое требование основано на пункте 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункте 5 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации и мотивировано заключением договора аренды в отсутствие лимитов бюджетных ассигнований на оплату аренды земельного участка.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Публичные обязательства
(КонсультантПлюс, 2025)...суд правомерно признал не соответствующей статье 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" оспариваемую норму, содержащуюся в подпункте 3 пункта 6 вышеназванного Порядка и устанавливающую в качестве основания для отказа в заключении с медицинскими работниками договора на получение единовременной компенсационной выплаты недостаточность лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление указанной выплаты..."
(КонсультантПлюс, 2025)...суд правомерно признал не соответствующей статье 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" оспариваемую норму, содержащуюся в подпункте 3 пункта 6 вышеназванного Порядка и устанавливающую в качестве основания для отказа в заключении с медицинскими работниками договора на получение единовременной компенсационной выплаты недостаточность лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление указанной выплаты..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемные вопросы гражданско-правовой регламентации единовременных компенсационных выплат медицинским работникам
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В заключении договора на получение выплаты ей было отказано по причине отсутствия лимитов бюджетных ассигнований на эти цели в бюджете Забайкальского края.
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В заключении договора на получение выплаты ей было отказано по причине отсутствия лимитов бюджетных ассигнований на эти цели в бюджете Забайкальского края.
"Гражданско-правовое регулирование взаимоотношений в сфере охраны здоровья: проблемные вопросы и судебная практика: научно-практическое пособие"
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В заключении договора на получение выплаты ей было отказано по причине отсутствия лимитов бюджетных ассигнований на эти цели в бюджете Забайкальского края.
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В заключении договора на получение выплаты ей было отказано по причине отсутствия лимитов бюджетных ассигнований на эти цели в бюджете Забайкальского края.
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020)В обоснование исковых требований П. ссылалась на то, что трудоустроившись по медицинской специальности в учреждение здравоохранения, расположенное в сельской местности Забайкальского края, она в сентябре 2017 г. обратилась к ответчику с заявлением о получении единовременной компенсационной выплаты, предусмотренной частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"), в заключении договора на получение выплаты ей было отказано по причине отсутствия лимитов бюджетных ассигнований на эти цели в бюджете Забайкальского края.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020)В обоснование исковых требований П. ссылалась на то, что трудоустроившись по медицинской специальности в учреждение здравоохранения, расположенное в сельской местности Забайкальского края, она в сентябре 2017 г. обратилась к ответчику с заявлением о получении единовременной компенсационной выплаты, предусмотренной частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"), в заключении договора на получение выплаты ей было отказано по причине отсутствия лимитов бюджетных ассигнований на эти цели в бюджете Забайкальского края.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015)
(ред. от 28.03.2018)В соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также пп. 1 и 2 ст. 72 БК РФ государственные органы, органы управления внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов могут вступать в договорные отношения только посредством заключения государственного и муниципального контракта. Государственный и муниципальный контракты размещаются на конкурсной основе и в пределах лимитов бюджетных обязательств.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015)
(ред. от 28.03.2018)В соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также пп. 1 и 2 ст. 72 БК РФ государственные органы, органы управления внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов могут вступать в договорные отношения только посредством заключения государственного и муниципального контракта. Государственный и муниципальный контракты размещаются на конкурсной основе и в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Вопрос: Об уточнении значений результатов предоставления субсидии и их характеристик при заключении дополнительного соглашения к соглашению о предоставлении субсидии на возмещение недополученных доходов.
(Письмо Минфина России от 07.03.2025 N 02-12-12/22676)Согласно пункту 2 Общих требований к согласованию новых условий договоров (соглашений) в случае уменьшения казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им договоров (соглашений), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2021 г. N 339 (далее - Общие требования N 339), главный распорядитель бюджетных средств в случае уменьшения доведенных лимитов бюджетных обязательств по согласованию с получающим на основании договора (соглашения) средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации лицом определяет возможность или невозможность достижения результата на основании такого договора (соглашения) при уменьшении размера средств, предусмотренных указанным договором (соглашением) без изменения иных его условий.
(Письмо Минфина России от 07.03.2025 N 02-12-12/22676)Согласно пункту 2 Общих требований к согласованию новых условий договоров (соглашений) в случае уменьшения казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им договоров (соглашений), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2021 г. N 339 (далее - Общие требования N 339), главный распорядитель бюджетных средств в случае уменьшения доведенных лимитов бюджетных обязательств по согласованию с получающим на основании договора (соглашения) средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации лицом определяет возможность или невозможность достижения результата на основании такого договора (соглашения) при уменьшении размера средств, предусмотренных указанным договором (соглашением) без изменения иных его условий.
Статья: Принципы и правовая природа возмещения транспортным организациям потерь, обусловленных установлением тарифных льгот (преимуществ) по провозной плате
(Фролов А.И.)
("Хозяйство и право", 2022, N 11)Однако в практике получает распространение подход, в соответствии с которым отказ в компенсации неполученных перевозчиком доходов мотивируется ссылкой на условия договора о предоставлении ему субсидии, ограничивающие субсидирование пределами доведенных лимитов бюджетных обязательств <9>. При этом суды исходят из того, что договор о предоставлении субсидии может ограничивать субсидию пределами лимитов бюджетной обеспеченности; при его заключении получатель субсидии выражает согласие на компенсацию потерь в пределах лимитов бюджетной обеспеченности. Хотя само по себе отсутствие лимитов бюджетных обязательств в текущем финансовом году обычно не рассматривается судами в качестве основания для отказа в предоставлении субсидии <10>.
(Фролов А.И.)
("Хозяйство и право", 2022, N 11)Однако в практике получает распространение подход, в соответствии с которым отказ в компенсации неполученных перевозчиком доходов мотивируется ссылкой на условия договора о предоставлении ему субсидии, ограничивающие субсидирование пределами доведенных лимитов бюджетных обязательств <9>. При этом суды исходят из того, что договор о предоставлении субсидии может ограничивать субсидию пределами лимитов бюджетной обеспеченности; при его заключении получатель субсидии выражает согласие на компенсацию потерь в пределах лимитов бюджетной обеспеченности. Хотя само по себе отсутствие лимитов бюджетных обязательств в текущем финансовом году обычно не рассматривается судами в качестве основания для отказа в предоставлении субсидии <10>.
Статья: Решение КСП: повысить ответственность должностных лиц за достоверность и соблюдение правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности
(Иванова А.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 3)- вести реестр закупок, осуществленных без заключения муниципальных контрактов, в соответствии со ст. 73 БК РФ;
(Иванова А.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 3)- вести реестр закупок, осуществленных без заключения муниципальных контрактов, в соответствии со ст. 73 БК РФ;
"Финансовый контроль публичных закупок в Российской Федерации: монография"
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)1) наличия доведенных лимитов бюджетных обязательств (ассигнований) при осуществлении закупки. Данная проверка позволяет выявить случаи заключения государственных контрактов сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств, что является нарушением законодательства за которое предусмотрена административная ответственность. Случаи заключения и исполнения государственных (муниципальных) контрактов при отсутствии лимитов бюджетных обязательств предусмотрены бюджетным законодательством и представлены следующим:
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)1) наличия доведенных лимитов бюджетных обязательств (ассигнований) при осуществлении закупки. Данная проверка позволяет выявить случаи заключения государственных контрактов сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств, что является нарушением законодательства за которое предусмотрена административная ответственность. Случаи заключения и исполнения государственных (муниципальных) контрактов при отсутствии лимитов бюджетных обязательств предусмотрены бюджетным законодательством и представлены следующим:
Статья: Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Аудит выделения и использования в 2021 - 2023 годах средств федерального бюджета на цели поддержки рынка ипотечного кредитования"
(Саватюгин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 9)С учетом длительных сроков одобрения льготных ипотечных кредитов, практики приостановки выдач ипотечных кредитов по причине отсутствия лимитов бюджетных обязательств не удовлетворяется спрос населения на ипотечные кредиты в рамках Сельской ипотеки. Потенциальные заемщики по Сельской ипотеке несут финансовые издержки, связанные с подготовкой необходимой документации, при этом кредитные договоры с ними могут быть не заключены в случае несогласования Минсельхозом России реестра потенциальных заемщиков.
(Саватюгин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 9)С учетом длительных сроков одобрения льготных ипотечных кредитов, практики приостановки выдач ипотечных кредитов по причине отсутствия лимитов бюджетных обязательств не удовлетворяется спрос населения на ипотечные кредиты в рамках Сельской ипотеки. Потенциальные заемщики по Сельской ипотеке несут финансовые издержки, связанные с подготовкой необходимой документации, при этом кредитные договоры с ними могут быть не заключены в случае несогласования Минсельхозом России реестра потенциальных заемщиков.
Статья: Судебные споры о взыскании стоимости выполненных работ или услуг без заключения договора
(Пустовалова И.Н., Сидорова С.А.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 3)В соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <8>, казенные учреждения и иные получатели бюджетных средств могут вступать в договорные отношения не иначе как на основании заключенного контракта, размещаемого на конкурсной основе, исходя из лимитов бюджетных обязательств. По общему правилу выполнение работ без заключения контракта (даже если в обход установленных законом процедур заключен договор) исключает возможность исполнителя требовать от заказчика оплаты выполненных работ (п. 4 ст. 1109 ГК РФ).
(Пустовалова И.Н., Сидорова С.А.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 3)В соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <8>, казенные учреждения и иные получатели бюджетных средств могут вступать в договорные отношения не иначе как на основании заключенного контракта, размещаемого на конкурсной основе, исходя из лимитов бюджетных обязательств. По общему правилу выполнение работ без заключения контракта (даже если в обход установленных законом процедур заключен договор) исключает возможность исполнителя требовать от заказчика оплаты выполненных работ (п. 4 ст. 1109 ГК РФ).
Статья: Контракт заключен 10 января, а услуги оказываются с 1 января: допускает ли Закон N 44-ФЗ ретроактивную оговорку?
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 12)В начале каждого календарного года заказчики систематически сталкиваются с ситуацией, когда услуги по договорам на поставку электроэнергии, водоснабжение/водоотведение, теплоснабжение, газоснабжение и т.п. фактически оказываются с 1 января, а договор с соответствующими хозяйствующими субъектами получается заключить в лучшем случае 10 января. Обычно это связано с тем, что заказчики - получатели бюджетных средств дожидаются лимитов бюджетных обязательств на очередной финансовый год, без которых они не могут утвердить и разместить в ЕИС свои планы-графики закупок (а при отсутствии плана-графика осуществление закупок, как известно, не допускается).
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 12)В начале каждого календарного года заказчики систематически сталкиваются с ситуацией, когда услуги по договорам на поставку электроэнергии, водоснабжение/водоотведение, теплоснабжение, газоснабжение и т.п. фактически оказываются с 1 января, а договор с соответствующими хозяйствующими субъектами получается заключить в лучшем случае 10 января. Обычно это связано с тем, что заказчики - получатели бюджетных средств дожидаются лимитов бюджетных обязательств на очередной финансовый год, без которых они не могут утвердить и разместить в ЕИС свои планы-графики закупок (а при отсутствии плана-графика осуществление закупок, как известно, не допускается).