Заказник Кургальский
Подборка наиболее важных документов по запросу Заказник Кургальский (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Экологический туризм на особо охраняемых природных территориях: рекреационная деятельность и охрана окружающей среды
(Клюканова Л.Г.)
("Закон", 2023, N 10)Туризм и ранее был возможен для некоторых видов ООПТ, но при этом традиционно в большинстве случаев рассматривается (и в предшествующее, и в настоящее время) в качестве вида рекреационной деятельности, которая трактуется в качестве более содержательно широкого понятия, охватывающего разные сферы деятельности, включая туризм. Уставы многих ООПТ (федерального, регионального и местного значения) формировались в этом контексте и содержали указание на осуществление ими именно комплексной рекреационной деятельности (например, природного парка "Волго-Ахтубинская пойма" в Волгоградской области, природного парка "Виштынецкий" в Калининградской области, Государственного природного заказника "Кургальский" в Ленинградской области, национального парка "Лосиный Остров" в Московской области и др.).
(Клюканова Л.Г.)
("Закон", 2023, N 10)Туризм и ранее был возможен для некоторых видов ООПТ, но при этом традиционно в большинстве случаев рассматривается (и в предшествующее, и в настоящее время) в качестве вида рекреационной деятельности, которая трактуется в качестве более содержательно широкого понятия, охватывающего разные сферы деятельности, включая туризм. Уставы многих ООПТ (федерального, регионального и местного значения) формировались в этом контексте и содержали указание на осуществление ими именно комплексной рекреационной деятельности (например, природного парка "Волго-Ахтубинская пойма" в Волгоградской области, природного парка "Виштынецкий" в Калининградской области, Государственного природного заказника "Кургальский" в Ленинградской области, национального парка "Лосиный Остров" в Московской области и др.).
Статья: Современные тенденции правового регулирования охраны и использования особо охраняемых природных территорий
(Злотникова Т.В.)
("Экологическое право", 2019, N 2)В настоящей работе по итогам прошедшего в России Года ООПТ и с учетом более чем двадцатилетнего применения Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" проанализированы современные тенденции правового регулирования в области охраны и использования ООПТ. Принятые в последние годы изменения устранили ряд выявленных в процессе правоприменения указанного Закона недостатков, но обозначили новые проблемы, связанные со снижением эффективности защитных барьеров, предусмотренных в Законе для разных видов ООПТ. Выявлена четкая тенденция ослабления природоохранных мер, закрепленных в Законе. Показаны потенциальные негативные последствия указанных преобразований для сохранения биоразнообразия и обеспечения международных обязательств, принятых на себя Россией. На основе выводов общественной экологической экспертизы проекта газопровода "Северный поток - 2" показаны опасные последствия прохождения трассы газопровода через охраняемые природные территории (заказник "Кургальский" и водно-болотное угодье, имеющее международный статус, "Кургальский полуостров"). Проанализированы отдельные судебные решения по спорам об изменении режимов использования и охраны ООПТ.
(Злотникова Т.В.)
("Экологическое право", 2019, N 2)В настоящей работе по итогам прошедшего в России Года ООПТ и с учетом более чем двадцатилетнего применения Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" проанализированы современные тенденции правового регулирования в области охраны и использования ООПТ. Принятые в последние годы изменения устранили ряд выявленных в процессе правоприменения указанного Закона недостатков, но обозначили новые проблемы, связанные со снижением эффективности защитных барьеров, предусмотренных в Законе для разных видов ООПТ. Выявлена четкая тенденция ослабления природоохранных мер, закрепленных в Законе. Показаны потенциальные негативные последствия указанных преобразований для сохранения биоразнообразия и обеспечения международных обязательств, принятых на себя Россией. На основе выводов общественной экологической экспертизы проекта газопровода "Северный поток - 2" показаны опасные последствия прохождения трассы газопровода через охраняемые природные территории (заказник "Кургальский" и водно-болотное угодье, имеющее международный статус, "Кургальский полуостров"). Проанализированы отдельные судебные решения по спорам об изменении режимов использования и охраны ООПТ.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 13.09.1994 N 1050
"О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 г."26. Полуостров Кургальский Финского залива Балтийского моря в пределах государственного заказника "Кургальский полуостров" (Ленинградская область).
"О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 г."26. Полуостров Кургальский Финского залива Балтийского моря в пределах государственного заказника "Кургальский полуостров" (Ленинградская область).
"Актуальные проблемы охраны права собственности на природные ресурсы и объекты: междисциплинарный подход: сборник статей участников Международной научно-практической конференции, посвященной памяти члена-корреспондента Академии наук Республики Татарстан, доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста Республики Татарстан А.А. Рябова (Казань, 26 - 27 октября 2018 г.)"
(под ред. З.Ф. Сафина, Е.В. Луневой)
("Статут", 2019)В юбилейный для заповедной системы страны год экологи были вынуждены вмешаться в процесс лоббирования экологически ущербного проекта строительства газопровода "Северный поток - 2", что заставило общественность инициировать проведение по его проектной документации общественной экологической экспертизы (далее - ОЭЭ) <1>. Автору публикации довелось принять в этой общественной экспертизе непосредственное участие, формируя ее эколого-правовую часть. Причиной организации ОЭЭ явилось предложение проекта по прохождению российского сухопутного участка трассы указанного газопровода через региональную ООПТ - государственный природный заказник "Кургальский", который по ценности произрастающего и обитающего растительного и животного мира является одной из ценнейших природных территорий северо-запада страны (более 100 "краснокнижных" представителей живой природы).
(под ред. З.Ф. Сафина, Е.В. Луневой)
("Статут", 2019)В юбилейный для заповедной системы страны год экологи были вынуждены вмешаться в процесс лоббирования экологически ущербного проекта строительства газопровода "Северный поток - 2", что заставило общественность инициировать проведение по его проектной документации общественной экологической экспертизы (далее - ОЭЭ) <1>. Автору публикации довелось принять в этой общественной экспертизе непосредственное участие, формируя ее эколого-правовую часть. Причиной организации ОЭЭ явилось предложение проекта по прохождению российского сухопутного участка трассы указанного газопровода через региональную ООПТ - государственный природный заказник "Кургальский", который по ценности произрастающего и обитающего растительного и животного мира является одной из ценнейших природных территорий северо-запада страны (более 100 "краснокнижных" представителей живой природы).
"Комментарий к Федеральному закону от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе"
(постатейный)
(Ведышева Н.О., Майборода В.А., Бабич А.А., Кологерманская Е.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019)Пример: оператор проекта строительства газопровода "Северный поток - 2" в апреле 2017 г. опубликовал техническое задание и программу оценки воздействия на окружающую среду газопровода в России. Трубопровод должен был пройти через Кургальский заказник, по дну Балтийского моря от российского побережья до побережья ФРГ для поставок российского газа на рынок ЕС. После общественного обсуждения проектная документация была переработана и в объеме 138 томов представлена на общественную и государственную экологические экспертизы. 12 января 2018 г. Приказ об утверждении общественной экологической экспертизы был подписан, и 15 января 2018 г. заключение направлено в Росприроднадзор. Срок представления результатов был соблюден, поскольку срок окончания государственной экологической экспертизы был 29 января 2018 г. <25> Таким образом, здесь мы видим одновременное прохождение документации через государственную и общественную экологические экспертизы. Однако результаты были противоположные. Заключение общественной экологической экспертизы было отрицательным, экологи выступали против строительства газопровода через Кургальский заказник, считая, что он негативно повлияет на окружающую среду <26>. При этом комиссия государственной экологической экспертизы дала положительное заключение сроком на 3 года, которое было необходимо для подачи заявок на получение разрешений для строительства газопровода в России <27>.
(постатейный)
(Ведышева Н.О., Майборода В.А., Бабич А.А., Кологерманская Е.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019)Пример: оператор проекта строительства газопровода "Северный поток - 2" в апреле 2017 г. опубликовал техническое задание и программу оценки воздействия на окружающую среду газопровода в России. Трубопровод должен был пройти через Кургальский заказник, по дну Балтийского моря от российского побережья до побережья ФРГ для поставок российского газа на рынок ЕС. После общественного обсуждения проектная документация была переработана и в объеме 138 томов представлена на общественную и государственную экологические экспертизы. 12 января 2018 г. Приказ об утверждении общественной экологической экспертизы был подписан, и 15 января 2018 г. заключение направлено в Росприроднадзор. Срок представления результатов был соблюден, поскольку срок окончания государственной экологической экспертизы был 29 января 2018 г. <25> Таким образом, здесь мы видим одновременное прохождение документации через государственную и общественную экологические экспертизы. Однако результаты были противоположные. Заключение общественной экологической экспертизы было отрицательным, экологи выступали против строительства газопровода через Кургальский заказник, считая, что он негативно повлияет на окружающую среду <26>. При этом комиссия государственной экологической экспертизы дала положительное заключение сроком на 3 года, которое было необходимо для подачи заявок на получение разрешений для строительства газопровода в России <27>.