Займ от нерезидента валютный контроль
Подборка наиболее важных документов по запросу Займ от нерезидента валютный контроль (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Информация: Навигатор по ограничительным мерам
("Официальный сайт Банка России", 2024)13.9. Исполнение обязательств по займу в иностранной валюте резидентом перед недружественным нерезидентом, находящимся под контролем дружественных нерезидентов или дружественных государств
("Официальный сайт Банка России", 2024)13.9. Исполнение обязательств по займу в иностранной валюте резидентом перед недружественным нерезидентом, находящимся под контролем дружественных нерезидентов или дружественных государств
Статья: Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации (ст. 193 УК)
(Кубанцева О.О.)
("Законность", 2022, N 5)<1> Обязанность резидентов по репатриации денежных средств при осуществлении внешнеторговой деятельности и при предоставлении резидентами иностранной валюты или валюты Российской Федерации в виде займов нерезидентам закреплена в ст. 19 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
(Кубанцева О.О.)
("Законность", 2022, N 5)<1> Обязанность резидентов по репатриации денежных средств при осуществлении внешнеторговой деятельности и при предоставлении резидентами иностранной валюты или валюты Российской Федерации в виде займов нерезидентам закреплена в ст. 19 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по отдельным вопросам применения статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2024)Осуществленные в рассматриваемом случае действия по оплате по договору аренды, оформленные договором займа и протоколом взаимозачета с привлечением в качестве участника сделки представителя иностранной компании, имеющего статус нерезидента, влекут возможность сокрытия участниками расчетов достоверной информации о движении денежных средств от контролирующих органов.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2024)Осуществленные в рассматриваемом случае действия по оплате по договору аренды, оформленные договором займа и протоколом взаимозачета с привлечением в качестве участника сделки представителя иностранной компании, имеющего статус нерезидента, влекут возможность сокрытия участниками расчетов достоверной информации о движении денежных средств от контролирующих органов.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)При исполнении условий договора на предоставление беспроцентного займа от общества в уполномоченный банк не поступили заявление, документы и информация, которые необходимы для переоформления паспорта сделки в срок, установленный п. 8.4 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением", а именно не позднее 29 января 2016 г. (пятница).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)При исполнении условий договора на предоставление беспроцентного займа от общества в уполномоченный банк не поступили заявление, документы и информация, которые необходимы для переоформления паспорта сделки в срок, установленный п. 8.4 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением", а именно не позднее 29 января 2016 г. (пятница).
Статья: Договор займа: соотношение понятий "безвозмездный" и "беспроцентный"
(Матвеева Н.А., Матвеев И.В.)
("Банковское право", 2022, N 3)"В случаях, когда объектом займа являются денежные средства, на стороне заемщика возникает денежное долговое обязательство, предметом которого выступают действия заемщика по уплате заимодавцу денежной суммы, равной полученной от заимодавца, а также (если иное не установлено договором займа) процентов за пользование денежными средствами" <5>. Объектом договора займа, как указывалось выше, могут служить иностранная валюта и валютные ценности, о чем свидетельствует норма, содержащаяся в п. 2 ст. 807 ГК РФ, согласно которой иностранная валюта и валютные ценности могут быть предметом договора займа на территории Российской Федерации с соблюдением правил ст. 140, 141 и 317 ГК РФ, а также с учетом ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" <6>, согласно которой валютные операции между резидентами и нерезидентами по общему правилу осуществляются без ограничений.
(Матвеева Н.А., Матвеев И.В.)
("Банковское право", 2022, N 3)"В случаях, когда объектом займа являются денежные средства, на стороне заемщика возникает денежное долговое обязательство, предметом которого выступают действия заемщика по уплате заимодавцу денежной суммы, равной полученной от заимодавца, а также (если иное не установлено договором займа) процентов за пользование денежными средствами" <5>. Объектом договора займа, как указывалось выше, могут служить иностранная валюта и валютные ценности, о чем свидетельствует норма, содержащаяся в п. 2 ст. 807 ГК РФ, согласно которой иностранная валюта и валютные ценности могут быть предметом договора займа на территории Российской Федерации с соблюдением правил ст. 140, 141 и 317 ГК РФ, а также с учетом ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" <6>, согласно которой валютные операции между резидентами и нерезидентами по общему правилу осуществляются без ограничений.
Готовое решение: Представление сведений о валютных операциях и подтверждающих документов в банк для валютного контроля
(КонсультантПлюс, 2025)5. Особенности представления в банк для валютного контроля документов и информации по наличным расчетам
(КонсультантПлюс, 2025)5. Особенности представления в банк для валютного контроля документов и информации по наличным расчетам
Статья: Работа с иностранными контрагентами в условиях санкций
(Каблучков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 8)Получить разрешение Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ необходимо <11>:
(Каблучков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 8)Получить разрешение Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ необходимо <11>:
Вопрос: Физическое лицо - резидент РФ предоставило заем иностранной организации. Возможен ли возврат займа на зарубежный счет резидента? Распространяется ли требование репатриации иностранной валюты на суммы займа, полученные на зарубежный счет?
(Консультация эксперта, 2024)Обоснование: С 14.04.2018 предусмотрены порядок репатриации резидентами на свои счета в уполномоченных банках денежных средств, предоставленных нерезидентам по договорам займа, а также ответственность в виде штрафа за ненадлежащее исполнение данной обязанности (ч. 1, 1.1 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ), ч. 4 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, п. 2 ст. 1, ст. 2, п. 1 ст. 3 Федерального закона от 03.04.2018 N 64-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" и статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 64-ФЗ)).
(Консультация эксперта, 2024)Обоснование: С 14.04.2018 предусмотрены порядок репатриации резидентами на свои счета в уполномоченных банках денежных средств, предоставленных нерезидентам по договорам займа, а также ответственность в виде штрафа за ненадлежащее исполнение данной обязанности (ч. 1, 1.1 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ), ч. 4 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, п. 2 ст. 1, ст. 2, п. 1 ст. 3 Федерального закона от 03.04.2018 N 64-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" и статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 64-ФЗ)).
Готовое решение: Как поставить внешнеэкономический договор (экспортный, импортный контракт, контракт ЦП, кредитный договор) на учет в банке
(КонсультантПлюс, 2025)Чтобы поставить на учет в банке импортный контракт (импортный контракт ЦП, кредитный договор), резидент-импортер или резидент - сторона кредитного договора должен представить в банк сам контракт или кредитный договор (выписку из него), содержащие информацию, которая нужна для постановки на учет и осуществления валютного контроля, и иную информацию, необходимую для формирования банком УК разд. I ведомости банковского контроля. Для постановки на учет кредитного договора, по которому резидент предоставляет заем нерезиденту, резидент дополнительно к названным документам должен представить в банк УК информацию об ожидаемых сроках репатриации иностранной валюты и (или) валюты РФ согласно Приложению N 3 к Инструкции (п. 5.6 Инструкции N 181-И).
(КонсультантПлюс, 2025)Чтобы поставить на учет в банке импортный контракт (импортный контракт ЦП, кредитный договор), резидент-импортер или резидент - сторона кредитного договора должен представить в банк сам контракт или кредитный договор (выписку из него), содержащие информацию, которая нужна для постановки на учет и осуществления валютного контроля, и иную информацию, необходимую для формирования банком УК разд. I ведомости банковского контроля. Для постановки на учет кредитного договора, по которому резидент предоставляет заем нерезиденту, резидент дополнительно к названным документам должен представить в банк УК информацию об ожидаемых сроках репатриации иностранной валюты и (или) валюты РФ согласно Приложению N 3 к Инструкции (п. 5.6 Инструкции N 181-И).
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Так, в соответствии со статьей 19 Закона о валютном регулировании и валютном контроле установлено, что резиденты обязаны при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами иностранной валюты или валюты Российской Федерации в виде займов нерезидентам, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами) и (или) договорами займа, обеспечить:
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Так, в соответствии со статьей 19 Закона о валютном регулировании и валютном контроле установлено, что резиденты обязаны при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами иностранной валюты или валюты Российской Федерации в виде займов нерезидентам, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами) и (или) договорами займа, обеспечить:
Вопрос: О вопросах, связанных с осуществлением резидентами сделок (операций) с зарубежной недвижимостью, а также получением и предоставлением кредитов (займов) с участием лиц из недружественных стран.
(Письмо Минфина России от 19.08.2024 N 05-11-12/77683)Также сообщаем, что решениями подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (далее - подкомиссия Правительственной комиссии) от 23 мая 2022 г. N 52/2 и от 23 июня 2022 г. N 65/1, действующими без ограничения срока, резидентам - физическим лицам разрешено осуществление валютных операций, связанных с предоставлением иностранной валюты по договорам займа в пользу нерезидентов.
(Письмо Минфина России от 19.08.2024 N 05-11-12/77683)Также сообщаем, что решениями подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (далее - подкомиссия Правительственной комиссии) от 23 мая 2022 г. N 52/2 и от 23 июня 2022 г. N 65/1, действующими без ограничения срока, резидентам - физическим лицам разрешено осуществление валютных операций, связанных с предоставлением иностранной валюты по договорам займа в пользу нерезидентов.
Вопрос: Могут ли в случае прощения долга иностранному лицу быть применены меры административной ответственности по п. 4 ст. 15.25 КоАП РФ к российскому заимодавцу за нерепатриацию валютного займа?
(Консультация эксперта, 2024)В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) резиденты при предоставлении иностранной валюты в виде займов нерезидентам обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами или договорами займа, обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями договоров займа.
(Консультация эксперта, 2024)В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) резиденты при предоставлении иностранной валюты в виде займов нерезидентам обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами или договорами займа, обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями договоров займа.
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Положения абз. 2 - 5 ч. 1.1 комментируемой статьи определяют следующий исчерпывающий перечень информации, которую резиденты обязаны представлять (за исключением случаев, указанных в ч. 1.3 данной статьи; указание на исключение введено Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 353-ФЗ, которым и введена указанная часть) уполномоченным банкам при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами нерезидентам займов (указание на случаи предоставления резидентами нерезидентам займов введено Федеральным законом от 2 августа 2019 г. N 265-ФЗ - как указано разработчиками его проекта - с целью обеспечения исполнения уполномоченными банками функций агентов валютного контроля):
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Положения абз. 2 - 5 ч. 1.1 комментируемой статьи определяют следующий исчерпывающий перечень информации, которую резиденты обязаны представлять (за исключением случаев, указанных в ч. 1.3 данной статьи; указание на исключение введено Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 353-ФЗ, которым и введена указанная часть) уполномоченным банкам при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами нерезидентам займов (указание на случаи предоставления резидентами нерезидентам займов введено Федеральным законом от 2 августа 2019 г. N 265-ФЗ - как указано разработчиками его проекта - с целью обеспечения исполнения уполномоченными банками функций агентов валютного контроля):
Информация: Применение Указов Президента Российской Федерации, устанавливающих меры воздействия (противодействия), направленные на обеспечение финансовой стабильности Российской Федерации
("Официальный сайт Банка России", 2023)Ответ: В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 28.02.2022 N 79 "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций" и подпунктом "б" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 01.03.2022 N 81 "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации" предоставление займов в иностранной валюте любым нерезидентам, а также кредитов (в иностранной валюте и рублях) и займов (в рублях) нерезидентам из недружественных государств возможно только на основании разрешения Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (далее - Правительственная комиссия).
("Официальный сайт Банка России", 2023)Ответ: В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 28.02.2022 N 79 "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций" и подпунктом "б" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 01.03.2022 N 81 "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации" предоставление займов в иностранной валюте любым нерезидентам, а также кредитов (в иностранной валюте и рублях) и займов (в рублях) нерезидентам из недружественных государств возможно только на основании разрешения Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (далее - Правительственная комиссия).