Заимствования унитарным предприятием
Подборка наиболее важных документов по запросу Заимствования унитарным предприятием (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2023 N 07АП-1739/2022(4), 07АП-1739/2022(5) по делу N А27-14183/2021
Требование: Об отмене определения о включении требований в реестр требований кредиторов должника.
Решение: Определение оставлено без изменения.Доводы КУМС Прокопьевского городского округа относительно того, что получение займа от ООО "МТК-Сибирь" является крупной сделкой, совершенной без согласия собственника, заимствованием, совершенным в форме и порядке не предусмотренными законом, в отсутствие согласования, отклоняются судом апелляционной инстанции. Отсутствие согласия собственника на совершение крупной сделки является основанием для ее оспаривания, при этом, данная сделка не была ранее признана недействительной судом по иску лица, необходимость получения согласия которого предусмотрена законом (статья 173.1 ГК РФ). Аналогичное правило применяется и при получении заимствования унитарным предприятием без согласования с собственником.
Требование: Об отмене определения о включении требований в реестр требований кредиторов должника.
Решение: Определение оставлено без изменения.Доводы КУМС Прокопьевского городского округа относительно того, что получение займа от ООО "МТК-Сибирь" является крупной сделкой, совершенной без согласия собственника, заимствованием, совершенным в форме и порядке не предусмотренными законом, в отсутствие согласования, отклоняются судом апелляционной инстанции. Отсутствие согласия собственника на совершение крупной сделки является основанием для ее оспаривания, при этом, данная сделка не была ранее признана недействительной судом по иску лица, необходимость получения согласия которого предусмотрена законом (статья 173.1 ГК РФ). Аналогичное правило применяется и при получении заимствования унитарным предприятием без согласования с собственником.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)3) принцип самоокупаемости и самофинансирования производственной деятельности предприятия. Соответственно этому принципу затраты на производство и реализацию продукции, на развитие производства в первую очередь осуществляются за счет собственных средств, получаемых в результате производственно-хозяйственной деятельности. Этот принцип предусматривает необходимость создания на предприятиях финансовых резервов (резервных фондов). Самофинансирование означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, а также осуществление воспроизводства основных фондов и оборотных средств. В необходимых случаях унитарные предприятия вправе осуществлять (по согласованию с собственником имущества) заимствования средств в формах: а) банковского кредита по договорам с кредитными организациями; б) бюджетных кредитов, предоставленных на условиях и в пределах лимитов, которые предусмотрены бюджетным законодательством РФ. При этом казенные предприятия вправе пользоваться банковским кредитом только по разрешению уполномоченных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Унитарные предприятия вправе осуществлять заимствования также путем размещения облигаций или выдачи векселей. Однако в целях решения государственных (и муниципальных) задач государственным и муниципальным предприятиям оказывается финансовая поддержка из денежных фондов соответствующих органов, в ведении которых они находятся;
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)3) принцип самоокупаемости и самофинансирования производственной деятельности предприятия. Соответственно этому принципу затраты на производство и реализацию продукции, на развитие производства в первую очередь осуществляются за счет собственных средств, получаемых в результате производственно-хозяйственной деятельности. Этот принцип предусматривает необходимость создания на предприятиях финансовых резервов (резервных фондов). Самофинансирование означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, а также осуществление воспроизводства основных фондов и оборотных средств. В необходимых случаях унитарные предприятия вправе осуществлять (по согласованию с собственником имущества) заимствования средств в формах: а) банковского кредита по договорам с кредитными организациями; б) бюджетных кредитов, предоставленных на условиях и в пределах лимитов, которые предусмотрены бюджетным законодательством РФ. При этом казенные предприятия вправе пользоваться банковским кредитом только по разрешению уполномоченных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Унитарные предприятия вправе осуществлять заимствования также путем размещения облигаций или выдачи векселей. Однако в целях решения государственных (и муниципальных) задач государственным и муниципальным предприятиям оказывается финансовая поддержка из денежных фондов соответствующих органов, в ведении которых они находятся;
Последние изменения: Муниципальное унитарное предприятие (создание, деятельность, реорганизация, ликвидация)
(КонсультантПлюс, 2025)Предусмотрено, в частности, следующее: в случаях, установленных Правительством РФ, кроме размещения облигаций и выдачи векселей МУП также вправе осуществлять заимствования в иных формах (п. 1 ст. 24 Закона об унитарных предприятиях).
(КонсультантПлюс, 2025)Предусмотрено, в частности, следующее: в случаях, установленных Правительством РФ, кроме размещения облигаций и выдачи векселей МУП также вправе осуществлять заимствования в иных формах (п. 1 ст. 24 Закона об унитарных предприятиях).
Нормативные акты
Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)Статья 24. Заимствования унитарным предприятием
(ред. от 23.05.2025)
"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)Статья 24. Заимствования унитарным предприятием
Положение Банка России от 27.03.2020 N 714-П
(ред. от 30.09.2022)
"О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг"
(Зарегистрировано в Минюсте России 24.04.2020 N 58203)В случае осуществления заимствования государственным или муниципальным унитарным предприятием указывается информация о согласовании объема и направления использования средств, полученных в результате размещения ценных бумаг, с уполномоченным органом государственной власти с указанием такого органа, даты и номера решения о согласовании объема и направления использования указанных средств.
(ред. от 30.09.2022)
"О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг"
(Зарегистрировано в Минюсте России 24.04.2020 N 58203)В случае осуществления заимствования государственным или муниципальным унитарным предприятием указывается информация о согласовании объема и направления использования средств, полученных в результате размещения ценных бумаг, с уполномоченным органом государственной власти с указанием такого органа, даты и номера решения о согласовании объема и направления использования указанных средств.
Статья: Развитие системы юридических лиц в Гражданском кодексе РФ 1994 года
(Суханов Е.А.)
("Закон", 2025, N 1)При его рассмотрении прежде всего необходимо отметить, что система юридических лиц конкретного правопорядка является показателем состояния его социально-экономической основы и уровня развития имущественного оборота. Так, российская правовая система менее чем за четверть века перешла от примитивной трехчленной систематизации юридических лиц "предприятия - учреждения - организации корпоративного типа" (колхозы, кооперативные и общественные организации), закреплявшейся ст. 24 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года, к их развитой типизации (делению на коммерческие и некоммерческие, а также на корпоративные и унитарные организации) и дальнейшей дифференциации на виды и подвиды (нередко избыточной и не вызванной реальными потребностями социально-экономического развития), а в известной мере обусловленной и малоудачными заимствованиями зарубежных (англо-американских) образцов и аналогов. Очевидна прямая зависимость этого перехода от смены парадигмы отечественной экономики, столь же быстро перешедшей от планового огосударствленного хозяйства к его рыночной организации.
(Суханов Е.А.)
("Закон", 2025, N 1)При его рассмотрении прежде всего необходимо отметить, что система юридических лиц конкретного правопорядка является показателем состояния его социально-экономической основы и уровня развития имущественного оборота. Так, российская правовая система менее чем за четверть века перешла от примитивной трехчленной систематизации юридических лиц "предприятия - учреждения - организации корпоративного типа" (колхозы, кооперативные и общественные организации), закреплявшейся ст. 24 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года, к их развитой типизации (делению на коммерческие и некоммерческие, а также на корпоративные и унитарные организации) и дальнейшей дифференциации на виды и подвиды (нередко избыточной и не вызванной реальными потребностями социально-экономического развития), а в известной мере обусловленной и малоудачными заимствованиями зарубежных (англо-американских) образцов и аналогов. Очевидна прямая зависимость этого перехода от смены парадигмы отечественной экономики, столь же быстро перешедшей от планового огосударствленного хозяйства к его рыночной организации.
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- бюджетные ассигнования на предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями;
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- бюджетные ассигнования на предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями;
"Частное право в странах бывшего СССР: итоги 30-летия: сборник статей"
(под ред. Л.Ю. Михеевой)
("Статут", 2022)- существует необоснованно большое количество организационно-правовых форм юридических лиц, схожих друг с другом и состоящих из смеси правил, заимствованных из других организационно-правовых форм (например, частное предприятие и унитарное предприятие);
(под ред. Л.Ю. Михеевой)
("Статут", 2022)- существует необоснованно большое количество организационно-правовых форм юридических лиц, схожих друг с другом и состоящих из смеси правил, заимствованных из других организационно-правовых форм (например, частное предприятие и унитарное предприятие);
Последние изменения: Государственное унитарное предприятие (создание, деятельность, реорганизация, ликвидация)
(КонсультантПлюс, 2025)Предусмотрено следующее: в случаях, установленных Правительством РФ, помимо ранее предусмотренных способов (размещения облигаций и выдачи векселей) ГУП также вправе осуществлять заимствования в иных формах (п. 1 ст. 24 Закона об унитарных предприятиях).
(КонсультантПлюс, 2025)Предусмотрено следующее: в случаях, установленных Правительством РФ, помимо ранее предусмотренных способов (размещения облигаций и выдачи векселей) ГУП также вправе осуществлять заимствования в иных формах (п. 1 ст. 24 Закона об унитарных предприятиях).
Вопрос: Как согласовать крупную сделку учреждения?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На сегодняшний день соответствующие положения разработаны в федеральных органах исполнительной власти (например, Приказ Минобрнауки России от 01.08.2018 N 18н "Об отдельных вопросах согласования (одобрения) некоторых сделок, совершаемых федеральными государственными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации", Приказ Минпромторга России от 04.12.2015 N 3902 "Об утверждении Порядка предварительного согласования совершения федеральным государственным бюджетным учреждением "Национальный исследовательский центр "Институт имени Н.Е. Жуковского" крупных сделок, а также принятия решения об одобрении сделок с участием федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный исследовательский центр "Институт имени Н.Е. Жуковского", в совершении которых имеется заинтересованность", Приказ Минпромторга России от 17.08.2015 N 2374 "Об утверждении Порядка организации в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации работ по согласованию совершения крупных сделок подведомственным федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным казенным предприятиям, а также сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, осуществлением заимствований; сделок, в которых имеется заинтересованность руководителя предприятия; сделок, связанных с распоряжением вкладами (долями) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ или товариществ, а также акциями, принадлежащими предприятиям, подведомственным Министерству промышленности и торговли Российской Федерации" и др.).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На сегодняшний день соответствующие положения разработаны в федеральных органах исполнительной власти (например, Приказ Минобрнауки России от 01.08.2018 N 18н "Об отдельных вопросах согласования (одобрения) некоторых сделок, совершаемых федеральными государственными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации", Приказ Минпромторга России от 04.12.2015 N 3902 "Об утверждении Порядка предварительного согласования совершения федеральным государственным бюджетным учреждением "Национальный исследовательский центр "Институт имени Н.Е. Жуковского" крупных сделок, а также принятия решения об одобрении сделок с участием федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный исследовательский центр "Институт имени Н.Е. Жуковского", в совершении которых имеется заинтересованность", Приказ Минпромторга России от 17.08.2015 N 2374 "Об утверждении Порядка организации в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации работ по согласованию совершения крупных сделок подведомственным федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным казенным предприятиям, а также сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, осуществлением заимствований; сделок, в которых имеется заинтересованность руководителя предприятия; сделок, связанных с распоряжением вкладами (долями) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ или товариществ, а также акциями, принадлежащими предприятиям, подведомственным Министерству промышленности и торговли Российской Федерации" и др.).
Готовое решение: Какие нарушения (риски) могут выявить при проверке целей, порядка и условий предоставления бюджетных кредитов
(КонсультантПлюс, 2025)нарушения при осуществлении унитарным предприятием заимствований в форме бюджетных кредитов;
(КонсультантПлюс, 2025)нарушения при осуществлении унитарным предприятием заимствований в форме бюджетных кредитов;
"Финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: Учебное пособие"
(Братухина О.А.)
("ИНФРА-М", 2025)Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.
(Братухина О.А.)
("ИНФРА-М", 2025)Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.
Последние изменения: Управление казенным предприятием
(КонсультантПлюс, 2025)Помимо ранее предусмотренных форм заимствования (кредиты по договорам с кредитными организациями, бюджетные кредиты), казенные предприятия также вправе осуществлять заимствования в иных формах в случаях, установленных Правительством РФ (п. 1 ст. 24 Закона об унитарных предприятиях).
(КонсультантПлюс, 2025)Помимо ранее предусмотренных форм заимствования (кредиты по договорам с кредитными организациями, бюджетные кредиты), казенные предприятия также вправе осуществлять заимствования в иных формах в случаях, установленных Правительством РФ (п. 1 ст. 24 Закона об унитарных предприятиях).