Заимствование средств из другого источника
Подборка наиболее важных документов по запросу Заимствование средств из другого источника (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26.05.2023 N Ф09-2059/23 по делу N А60-17569/2022
Требование: О признании недействительным предписания уполномоченного органа.
Обстоятельства: Указано на нецелевое расходование учреждением субсидии на финансовое обеспечение организации отдыха детей в каникулярное время.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как средства субсидии были потрачены на питание, оплату труда сотрудников, оплату питания детей сверх численности, установленной муниципальным заданием; законом не предусмотрена возможность отвлечения средств субсидии на финансовое обеспечение муниципального задания на оплату расходов, которые не связаны с его выполнением; кроме того, несмотря на сокращение количественных показателей объема муниципальной услуги, его корректировка учреждением не произведена.Поскольку бюджетным законодательством не предусмотрена возможность отвлечения средств субсидии, предоставленной на финансовое обеспечение муниципального задания, на оплату расходов, которые не связаны с его выполнением, в рамках внутреннего заимствования средств учреждения, а равно путем замещения одних бюджетных источников другими, суды обоснованно признали расходование спорной субсидии на цели, не установленные Соглашением и Порядком ее предоставления, нецелевым использованием бюджетных средств.
Требование: О признании недействительным предписания уполномоченного органа.
Обстоятельства: Указано на нецелевое расходование учреждением субсидии на финансовое обеспечение организации отдыха детей в каникулярное время.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как средства субсидии были потрачены на питание, оплату труда сотрудников, оплату питания детей сверх численности, установленной муниципальным заданием; законом не предусмотрена возможность отвлечения средств субсидии на финансовое обеспечение муниципального задания на оплату расходов, которые не связаны с его выполнением; кроме того, несмотря на сокращение количественных показателей объема муниципальной услуги, его корректировка учреждением не произведена.Поскольку бюджетным законодательством не предусмотрена возможность отвлечения средств субсидии, предоставленной на финансовое обеспечение муниципального задания, на оплату расходов, которые не связаны с его выполнением, в рамках внутреннего заимствования средств учреждения, а равно путем замещения одних бюджетных источников другими, суды обоснованно признали расходование спорной субсидии на цели, не установленные Соглашением и Порядком ее предоставления, нецелевым использованием бюджетных средств.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О необходимости легального закрепления механизмов возврата региональному оператору средств, заимствованных для оплаты работ по капитальному ремонту многоквартирного дома
(Картавов С.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 6)Проблема заключалась в том, что в некоторых из таких домов работы были выполнены, а их оплата произведена с использованием средств, заимствованных у других многоквартирных домов. Исключение дома из программы означает прекращение обязанности собственников помещений такого дома уплачивать взносы на капитальный ремонт. Таким образом, возврат заимствованных для таких домов денежных средств не представляется возможным, поскольку источник возврата исчезает одновременно с исключением дома из программы.
(Картавов С.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 6)Проблема заключалась в том, что в некоторых из таких домов работы были выполнены, а их оплата произведена с использованием средств, заимствованных у других многоквартирных домов. Исключение дома из программы означает прекращение обязанности собственников помещений такого дома уплачивать взносы на капитальный ремонт. Таким образом, возврат заимствованных для таких домов денежных средств не представляется возможным, поскольку источник возврата исчезает одновременно с исключением дома из программы.
Статья: Финансовый суверенитет в доктрине финансового права дореволюционного и советского периодов: историко-правовое исследование
(Омельченко А.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 10)Следует согласиться с Н.М. Марченко, выделяющим "займы" в качестве признака государства. Однако, на наш взгляд, правильнее говорить не просто о "займах", а шире - о государственном кредите. Так, еще в дореволюционной науке финансового права налоги и кредит причислялись к главным источникам финансового обеспечения государства <13>. С точки зрения современной теории финансового права "займы и налоги" не что иное, как два основных метода финансовой деятельности собирания фондов денежных средств - методы обязательных и добровольных платежей. Право государства осуществлять внутренние и внешние заимствования также неотъемлемым образом связано с суверенитетом. В то же время формально может показаться, что, осуществляя заимствования, государство тем самым поступается своим суверенитетом, становясь в зависимую позицию от заимодателя. Особенно остро данная проблема стоит в отношении займов, получаемых от международных организаций и иностранных государств. Действительно, если привлекаемые на основе возвратности и платности денежные средства становятся основным доходным источником бюджета, то о суверенитете такого государства говорить не приходится, поскольку через различные официальные и неофициальные условия предоставления кредитов заимодатели могут диктовать свои правила, в том числе влиять на законодательство должника. Таким образом, государству нужно стремиться проводить взвешенную, сбалансированную финансовую политику, чтобы не попасть в зависимость от других лиц, предоставляющих ему денежные средства. Между тем не следует и любой случай привлечения государством свободных денежных средств рассматривать как факт попрания суверенитета; в экономической и правовой науке кредит рассматривается как обычный инструмент покрытия дефицита бюджета. Сегодня отсутствуют государства, у которых не было бы государственного долга. Более того, самыми большими должниками являются наиболее экономически развитые страны <14>. Если некритически ставить вопрос признания государства суверенным в зависимость от объема его долга, то получится, что США, Китай и другие страны не являются самостоятельными. Очевидно, что это не так. Наряду с этим если государство в условиях острого бюджетного дефицита принципиально отказывается от заимствований (или же не может найти источник свободных денежных средств), то в таком случае суверенитет страны может быть поставлен под удар: при нехватке денег органам государственной власти сложно обеспечить верховенство своих решений.
(Омельченко А.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 10)Следует согласиться с Н.М. Марченко, выделяющим "займы" в качестве признака государства. Однако, на наш взгляд, правильнее говорить не просто о "займах", а шире - о государственном кредите. Так, еще в дореволюционной науке финансового права налоги и кредит причислялись к главным источникам финансового обеспечения государства <13>. С точки зрения современной теории финансового права "займы и налоги" не что иное, как два основных метода финансовой деятельности собирания фондов денежных средств - методы обязательных и добровольных платежей. Право государства осуществлять внутренние и внешние заимствования также неотъемлемым образом связано с суверенитетом. В то же время формально может показаться, что, осуществляя заимствования, государство тем самым поступается своим суверенитетом, становясь в зависимую позицию от заимодателя. Особенно остро данная проблема стоит в отношении займов, получаемых от международных организаций и иностранных государств. Действительно, если привлекаемые на основе возвратности и платности денежные средства становятся основным доходным источником бюджета, то о суверенитете такого государства говорить не приходится, поскольку через различные официальные и неофициальные условия предоставления кредитов заимодатели могут диктовать свои правила, в том числе влиять на законодательство должника. Таким образом, государству нужно стремиться проводить взвешенную, сбалансированную финансовую политику, чтобы не попасть в зависимость от других лиц, предоставляющих ему денежные средства. Между тем не следует и любой случай привлечения государством свободных денежных средств рассматривать как факт попрания суверенитета; в экономической и правовой науке кредит рассматривается как обычный инструмент покрытия дефицита бюджета. Сегодня отсутствуют государства, у которых не было бы государственного долга. Более того, самыми большими должниками являются наиболее экономически развитые страны <14>. Если некритически ставить вопрос признания государства суверенным в зависимость от объема его долга, то получится, что США, Китай и другие страны не являются самостоятельными. Очевидно, что это не так. Наряду с этим если государство в условиях острого бюджетного дефицита принципиально отказывается от заимствований (или же не может найти источник свободных денежных средств), то в таком случае суверенитет страны может быть поставлен под удар: при нехватке денег органам государственной власти сложно обеспечить верховенство своих решений.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 29.12.2000 N 1021
(ред. от 30.08.2025)
"О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации и платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода"
(вместе с "Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации и платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода")г) планы капитальных вложений указанных организаций и источники их финансирования с целью учета в структуре цен (тарифов) затрат на привлечение заимствований и других источников финансирования инвестиций, а также отчеты по использованию инвестиционных средств за предыдущие периоды;
(ред. от 30.08.2025)
"О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации и платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода"
(вместе с "Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации и платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода")г) планы капитальных вложений указанных организаций и источники их финансирования с целью учета в структуре цен (тарифов) затрат на привлечение заимствований и других источников финансирования инвестиций, а также отчеты по использованию инвестиционных средств за предыдущие периоды;
Приказ ФАС России от 07.08.2019 N 1072/19
(ред. от 25.02.2021)
"Об утверждении Методических указаний по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд"
(Зарегистрировано в Минюсте России 11.11.2019 N 56479)д) планы капитальных вложений субъекта регулирования на соответствующий год по регулируемому виду деятельности в целях учета в структуре розничных цен расходов на привлечение заимствований и других источников финансирования инвестиций согласно этим планам, а также отчеты по использованию инвестиционных средств за предыдущие периоды;
(ред. от 25.02.2021)
"Об утверждении Методических указаний по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд"
(Зарегистрировано в Минюсте России 11.11.2019 N 56479)д) планы капитальных вложений субъекта регулирования на соответствующий год по регулируемому виду деятельности в целях учета в структуре розничных цен расходов на привлечение заимствований и других источников финансирования инвестиций согласно этим планам, а также отчеты по использованию инвестиционных средств за предыдущие периоды;
Вопрос: Как получить тариф газораспределительной организации?
("Официальный сайт ФАС России", 2023)- планы капитальных вложений субъекта регулирования (ГРО) на соответствующий период по регулируемому виду деятельности в целях учета в структуре тарифов затрат на привлечение заимствований и других источников финансирования инвестиций согласно этим планам, а также отчеты по использованию инвестиционных средств за предыдущие периоды;
("Официальный сайт ФАС России", 2023)- планы капитальных вложений субъекта регулирования (ГРО) на соответствующий период по регулируемому виду деятельности в целях учета в структуре тарифов затрат на привлечение заимствований и других источников финансирования инвестиций согласно этим планам, а также отчеты по использованию инвестиционных средств за предыдущие периоды;
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- бюджетная роспись - документ, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета) в соответствии с БК РФ в целях исполнения бюджета по расходам (источникам финансирования дефицита бюджета);
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- бюджетная роспись - документ, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета) в соответствии с БК РФ в целях исполнения бюджета по расходам (источникам финансирования дефицита бюджета);
"Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве"
(7-е издание, дополненное и переработанное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2021)<1> См.: экспертное заключение Судебной палаты по информационным спорам от 8 июля 1994 г. N 2 "О порядке применения статьи 57 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации".
(7-е издание, дополненное и переработанное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2021)<1> См.: экспертное заключение Судебной палаты по информационным спорам от 8 июля 1994 г. N 2 "О порядке применения статьи 57 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации".
Статья: Использование средств индивидуальной мобильности: от правового регулирования к практике применения
(Трусов А.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 11)До октября 2022 г. управление СИМ российским законодательством не регламентировалось. Однако 6 октября 2022 г. были приняты поправки в Правила дорожного движения, вступившие в действие с 1 марта 2023 г., которые частично урегулировали фактически сложившиеся общественные отношения. Согласно изменениям СИМ является т/с, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства).
(Трусов А.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 11)До октября 2022 г. управление СИМ российским законодательством не регламентировалось. Однако 6 октября 2022 г. были приняты поправки в Правила дорожного движения, вступившие в действие с 1 марта 2023 г., которые частично урегулировали фактически сложившиеся общественные отношения. Согласно изменениям СИМ является т/с, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства).
Статья: Бухгалтерский учет внутреннего заимствования денежных средств
(Попова М.)
("Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)При заимствовании денежных средств между разными источниками финансового обеспечения складывается ситуация, когда само учреждение спорта по одному источнику (с которого происходит заимствование) является кредитором, а по другому источнику (на который происходит заимствование) - дебитором. Поэтому в третьем разряде счета 0 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами" необходимо применять соответственно подстатьи 732 и 832 КОСГУ.
(Попова М.)
("Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)При заимствовании денежных средств между разными источниками финансового обеспечения складывается ситуация, когда само учреждение спорта по одному источнику (с которого происходит заимствование) является кредитором, а по другому источнику (на который происходит заимствование) - дебитором. Поэтому в третьем разряде счета 0 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами" необходимо применять соответственно подстатьи 732 и 832 КОСГУ.
Статья: Отражение в бухгалтерской отчетности операций по внутреннему заимствованию денежных средств
(Малова Е.)
("Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)В статье Л. Плошкиной "Бухгалтерский учет операций по внутреннему заимствованию денежных средств" <1> рассмотрены вопросы, связанные с бухгалтерским учетом операций по привлечению денежных средств с одного источника финансового обеспечения на другой с последующим восстановлением. В данном материале расскажем о том, как в бухгалтерской отчетности бюджетного (автономного) учреждения культуры отражаются показатели по счету 0 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами".
(Малова Е.)
("Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)В статье Л. Плошкиной "Бухгалтерский учет операций по внутреннему заимствованию денежных средств" <1> рассмотрены вопросы, связанные с бухгалтерским учетом операций по привлечению денежных средств с одного источника финансового обеспечения на другой с последующим восстановлением. В данном материале расскажем о том, как в бухгалтерской отчетности бюджетного (автономного) учреждения культуры отражаются показатели по счету 0 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами".
Статья: Освобождение редакции от ответственности за диффамационный деликт по правилам ст. 57 Закона РФ "О средствах массовой информации": гражданско-правовой аспект
(Пальцева Е.С.)
("Вестник Российской правовой академии", 2023, N 3)В настоящей статье автор рассматривает конструкцию ст. 57 Закона РФ "О средствах массовой информации" в контексте правовых перспектив для редакции быть освобожденной от финансовых притязаний в случае дословного цитирования должностных лиц или другого СМИ. Актуальность исследования обусловлена тем, что в период ужесточения законодательства, регулирующего работу средств массовой информации, журналисты чаще, чем ранее, стали подкреплять свои доводы ссылками на официальные источники (здесь мы имеем в виду ресурсы органов власти), пресс-релизы, цитировать другие СМИ, в том числе и государственные, при этом не оценивая правовые риски от такого заимствования, полагая, что их нет или они минимальны. Предметом настоящего исследования являются правоотношения, возникающие в процессе применения ст. 12, 152 Гражданского кодекса РФ в совокупности со ст. 57 Закона о СМИ, а также процессуальных норм о судебных расходах. Цель данной работы заключается в том, чтобы проанализировать в гражданско-правовом ключе вопросы освобождения редакции от ответственности за диффамационный деликт по правилам ст. 57 Закона РФ о СМИ. Исследование проводилось на основе метода формально-юридического анализа, а также общенаучных методов познания. Автор приходит к выводу, что ссылкой на ст. 57 удастся освободиться только от возмещения ущерба и компенсации морального вреда, которые взыскиваются с первоисточника (информационного агентства, органа власти, СМИ, которое ранее опубликовало информацию, или лица, которое нарушило нематериальные блага в прямом эфире). Бремя судебных расходов придется нести в равных долях с первоисточником. А это могут быть достаточно внушительные суммы, особенно с учетом назначенной и проведенной в ходе судебного рассмотрения лингвистической или психолого-лингвистической экспертизы.
(Пальцева Е.С.)
("Вестник Российской правовой академии", 2023, N 3)В настоящей статье автор рассматривает конструкцию ст. 57 Закона РФ "О средствах массовой информации" в контексте правовых перспектив для редакции быть освобожденной от финансовых притязаний в случае дословного цитирования должностных лиц или другого СМИ. Актуальность исследования обусловлена тем, что в период ужесточения законодательства, регулирующего работу средств массовой информации, журналисты чаще, чем ранее, стали подкреплять свои доводы ссылками на официальные источники (здесь мы имеем в виду ресурсы органов власти), пресс-релизы, цитировать другие СМИ, в том числе и государственные, при этом не оценивая правовые риски от такого заимствования, полагая, что их нет или они минимальны. Предметом настоящего исследования являются правоотношения, возникающие в процессе применения ст. 12, 152 Гражданского кодекса РФ в совокупности со ст. 57 Закона о СМИ, а также процессуальных норм о судебных расходах. Цель данной работы заключается в том, чтобы проанализировать в гражданско-правовом ключе вопросы освобождения редакции от ответственности за диффамационный деликт по правилам ст. 57 Закона РФ о СМИ. Исследование проводилось на основе метода формально-юридического анализа, а также общенаучных методов познания. Автор приходит к выводу, что ссылкой на ст. 57 удастся освободиться только от возмещения ущерба и компенсации морального вреда, которые взыскиваются с первоисточника (информационного агентства, органа власти, СМИ, которое ранее опубликовало информацию, или лица, которое нарушило нематериальные блага в прямом эфире). Бремя судебных расходов придется нести в равных долях с первоисточником. А это могут быть достаточно внушительные суммы, особенно с учетом назначенной и проведенной в ходе судебного рассмотрения лингвистической или психолого-лингвистической экспертизы.
Статья: Порядок создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на муниципальном уровне
(Окунева Г.А.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2025, N 9)Основанием для выпуска материальных средств из резерва является постановление администрации муниципального образования, определяющее цели выделения материальных ресурсов, наименования и объемы выдаваемых материальных средств, их получателя, порядок, срок и источники возмещения использованных материальных средств и другие вопросы, связанные с выпуском материальных средств из резерва.
(Окунева Г.А.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2025, N 9)Основанием для выпуска материальных средств из резерва является постановление администрации муниципального образования, определяющее цели выделения материальных ресурсов, наименования и объемы выдаваемых материальных средств, их получателя, порядок, срок и источники возмещения использованных материальных средств и другие вопросы, связанные с выпуском материальных средств из резерва.