Загрязнение земель
Подборка наиболее важных документов по запросу Загрязнение земель (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования: Гражданин (ИП, Организация, Должностное лицо) обжалует привлечение к ответственности за нарушение правил санитарной безопасности в лесах
(КонсультантПлюс, 2025)Уполномоченный орган привлек Гражданина (ИП, Организацию, Должностное лицо) к ответственности по ст. 8.31 КоАП РФ за нарушение правил санитарной безопасности в лесах. Например, за загрязнение земель лесного фонда нефтепродуктами.
(КонсультантПлюс, 2025)Уполномоченный орган привлек Гражданина (ИП, Организацию, Должностное лицо) к ответственности по ст. 8.31 КоАП РФ за нарушение правил санитарной безопасности в лесах. Например, за загрязнение земель лесного фонда нефтепродуктами.
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования: Организация (ИП, Должностное лицо, Гражданин) обжалует привлечение к ответственности за порчу земель
(КонсультантПлюс, 2025)действия Организации (ИП, Должностного лица, Гражданина) привели к загрязнению земель (сброс сточных вод (жидких бытовых отходов) на рельеф местности, размещение твердых бытовых отходов, загрязнение земельного участка нефтепродуктами и др.)
(КонсультантПлюс, 2025)действия Организации (ИП, Должностного лица, Гражданина) привели к загрязнению земель (сброс сточных вод (жидких бытовых отходов) на рельеф местности, размещение твердых бытовых отходов, загрязнение земельного участка нефтепродуктами и др.)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Развитие законодательства Российской Федерации в сфере обращения с отходами недропользования - проблемы теории и практики
(Агафонов В.Б.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 6)Таким образом, хозяйственная деятельность предприятий добывающего сектора приводит к существенному негативному воздействию на окружающую среду, способствует загрязнению земель химическими веществами, развитию водной и ветровой эрозии, опустыниванию, переувлажнению и заболачиванию, негативно воздействует на атмосферный воздух, поверхностные и подземные водные объекты.
(Агафонов В.Б.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 6)Таким образом, хозяйственная деятельность предприятий добывающего сектора приводит к существенному негативному воздействию на окружающую среду, способствует загрязнению земель химическими веществами, развитию водной и ветровой эрозии, опустыниванию, переувлажнению и заболачиванию, негативно воздействует на атмосферный воздух, поверхностные и подземные водные объекты.
Готовое решение: Кто является собственником отходов
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите, что на собственнике земельного участка лежит обязанность по охране земель от загрязнения отходами производства и потребления. То есть в любом случае вы должны обеспечить вывоз мусора, в том числе брошенного, в установленном порядке. Это касается также арендаторов и иных землепользователей (пп. 2 п. 2 ст. 13 ЗК РФ, п. 32 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023).
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите, что на собственнике земельного участка лежит обязанность по охране земель от загрязнения отходами производства и потребления. То есть в любом случае вы должны обеспечить вывоз мусора, в том числе брошенного, в установленном порядке. Это касается также арендаторов и иных землепользователей (пп. 2 п. 2 ст. 13 ЗК РФ, п. 32 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023).
Нормативные акты
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)1. Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, -
(ред. от 17.11.2025)1. Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, -
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)2. Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, требований к обращению побочных продуктов животноводства при использовании побочных продуктов животноводства -
(ред. от 04.11.2025)2. Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, требований к обращению побочных продуктов животноводства при использовании побочных продуктов животноводства -
Статья: Публичное управление земельными ресурсами
(Белоусова В.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 6)Казалось бы, вектор по эффективному использованию земельных ресурсов заложен в правильном направлении, однако мало что изменилось по истечении 11 лет. Возвращаясь к действительности, стоит уделить пристальное внимание Государственному (национальному) докладу "О состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2020 г.", подготовленному Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, в котором приведены неутешительные данные в отношении земель сельскохозяйственного назначения. Так, по сравнению с 2011 г. площадь земель уменьшилась на 8,2 млн га и составляет 380,8 млн га, причиной чего явились изменение границ населенных пунктов, изъятие земель для государственных нужд, изменение вида разрешенного использования. Разумеется, основанием перевода земель являлись акты органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, однако подобное положение вещей не может в дальнейшем повлиять не только на сохранение основного потенциала страны, но и на его развитие. Ведь зачастую изъятие и перевод сельскохозяйственных земель в другую категорию обусловлены не только тенденцией развития, например, городских агломераций, но и непригодных земель в связи с их деградацией: эрозия почв, переувлажнение и заболачивание, нарушения и загрязнения земель. Только не следует забывать о том, что состояние земельных ресурсов находится под государственным надзором и муниципальным, производственным и общественным земельным контролем, который заключается в своевременном мониторинге объекта управления.
(Белоусова В.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 6)Казалось бы, вектор по эффективному использованию земельных ресурсов заложен в правильном направлении, однако мало что изменилось по истечении 11 лет. Возвращаясь к действительности, стоит уделить пристальное внимание Государственному (национальному) докладу "О состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2020 г.", подготовленному Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, в котором приведены неутешительные данные в отношении земель сельскохозяйственного назначения. Так, по сравнению с 2011 г. площадь земель уменьшилась на 8,2 млн га и составляет 380,8 млн га, причиной чего явились изменение границ населенных пунктов, изъятие земель для государственных нужд, изменение вида разрешенного использования. Разумеется, основанием перевода земель являлись акты органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, однако подобное положение вещей не может в дальнейшем повлиять не только на сохранение основного потенциала страны, но и на его развитие. Ведь зачастую изъятие и перевод сельскохозяйственных земель в другую категорию обусловлены не только тенденцией развития, например, городских агломераций, но и непригодных земель в связи с их деградацией: эрозия почв, переувлажнение и заболачивание, нарушения и загрязнения земель. Только не следует забывать о том, что состояние земельных ресурсов находится под государственным надзором и муниципальным, производственным и общественным земельным контролем, который заключается в своевременном мониторинге объекта управления.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Современное состояние окружающей природной среды под влиянием антропогенного воздействия человеческой деятельности резко ухудшается. "Деградация экосистем ведет к дестабилизации биосферы, утрате ее целостности и устойчивости и способности поддерживать надлежащее качество природной среды, которое необходимо не только для промышленного производства, но и для увеличения продолжительности жизни и укрепления здоровья людей, повышения уровня их благосостояния" <1>. Последствия хозяйственной и иной деятельности людей влекут загрязнение и уменьшение земель, занимаемых особо охраняемыми природными территориями и объектами. Находящиеся на этих территориях производственные и бытовые отходы становятся источником вторичного загрязнения окружающей среды, ее отдельных природных объектов и комплексов, ухудшают условия жизни и деятельности проживающего в регионе населения <2>. Эти обстоятельства обусловливают значимость проведения силами муниципалитетов контрольных и профилактических мероприятий по охране и использованию особо охраняемых природных территорий местного значения.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Современное состояние окружающей природной среды под влиянием антропогенного воздействия человеческой деятельности резко ухудшается. "Деградация экосистем ведет к дестабилизации биосферы, утрате ее целостности и устойчивости и способности поддерживать надлежащее качество природной среды, которое необходимо не только для промышленного производства, но и для увеличения продолжительности жизни и укрепления здоровья людей, повышения уровня их благосостояния" <1>. Последствия хозяйственной и иной деятельности людей влекут загрязнение и уменьшение земель, занимаемых особо охраняемыми природными территориями и объектами. Находящиеся на этих территориях производственные и бытовые отходы становятся источником вторичного загрязнения окружающей среды, ее отдельных природных объектов и комплексов, ухудшают условия жизни и деятельности проживающего в регионе населения <2>. Эти обстоятельства обусловливают значимость проведения силами муниципалитетов контрольных и профилактических мероприятий по охране и использованию особо охраняемых природных территорий местного значения.
"Квалификация экологических преступлений: учебное пособие"
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Загрязнение земель - ухудшение в результате антропогенной деятельности (включая аварии) качества земель, в том числе лишенных плодородного слоя почвы (карьеры, каменистые поверхности и т.д.), характеризующиеся увеличением (появлением) химических веществ или уровня радиации по сравнению с их ранее существовавшими значениями (фоновыми или на начало сравниваемого периода). Загрязнение земель применяемыми в сельском и лесном хозяйстве средствами химизации характеризуется увеличением их содержания свыше предельно или ориентировочно допустимых концентраций в почве.
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Загрязнение земель - ухудшение в результате антропогенной деятельности (включая аварии) качества земель, в том числе лишенных плодородного слоя почвы (карьеры, каменистые поверхности и т.д.), характеризующиеся увеличением (появлением) химических веществ или уровня радиации по сравнению с их ранее существовавшими значениями (фоновыми или на начало сравниваемого периода). Загрязнение земель применяемыми в сельском и лесном хозяйстве средствами химизации характеризуется увеличением их содержания свыше предельно или ориентировочно допустимых концентраций в почве.
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)К нарушенным землям относятся: выемки карьеров, выработки торфа, породные отвалы шахт, карьеров, приисков, отстойники, гидроотвалы и хвостохранилища, золоотвалы электростанций, отвалы шлака металлургических заводов, отвалы коммунального и строительного мусора, деформированные поверхности шахтных полей (прогибы, провалы), дражные поля, резервы и кавальеры вдоль железных и шоссейных дорог, трассы трубопроводов и канализационных коллекторов, геологоразведочные выработки (карьеры, канавы, шурфы), площадки буровых скважин, промплощадки, транспортные и иные коммуникации ликвидированных предприятий или отдельных их объектов, загрязненные земли на нефтяных, газовых, соляных и других месторождениях, а также загрязненные участки поверхности земли, если для их восстановления требуется снятие и замена верхнего плодородного слоя почвы.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)К нарушенным землям относятся: выемки карьеров, выработки торфа, породные отвалы шахт, карьеров, приисков, отстойники, гидроотвалы и хвостохранилища, золоотвалы электростанций, отвалы шлака металлургических заводов, отвалы коммунального и строительного мусора, деформированные поверхности шахтных полей (прогибы, провалы), дражные поля, резервы и кавальеры вдоль железных и шоссейных дорог, трассы трубопроводов и канализационных коллекторов, геологоразведочные выработки (карьеры, канавы, шурфы), площадки буровых скважин, промплощадки, транспортные и иные коммуникации ликвидированных предприятий или отдельных их объектов, загрязненные земли на нефтяных, газовых, соляных и других месторождениях, а также загрязненные участки поверхности земли, если для их восстановления требуется снятие и замена верхнего плодородного слоя почвы.
Статья: Развитие правового учения профессора В.В. Петрова в современной доктрине правового регулирования обращения с отходами
(Мисник Г.А.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Следует признать, что в условиях отсутствия унифицированной системы информации учета несанкционированных свалок, работ по их ликвидации, неопределенности пороговых значений загрязнения земель токсичными веществами и, как следствие, отсутствия оснований ранжирования технологий ликвидации свалок установление обоснованных критериев разграничения ответственности субъектов правоотношений в сфере обращения с отходами является затруднительным. В связи с этим вместо механизма разграничения ответственности субъектов, деятельность которых приводит к возникновению несанкционированных свалок, законодатель идет по пути установления правил финансирования данных мероприятий в порядке субсидирования, что предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 326 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" <17>. Порядок определения предельного объема затрат на реализацию проектов, направленных на ликвидацию мест несанкционированного размещения отходов, рассчитан исходя из площади территории, на которой выявлен накопленный вред окружающей среде, объема (массы) отходов, размещенных на указанной территории, и удельных показателей стоимости работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, которые утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
(Мисник Г.А.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Следует признать, что в условиях отсутствия унифицированной системы информации учета несанкционированных свалок, работ по их ликвидации, неопределенности пороговых значений загрязнения земель токсичными веществами и, как следствие, отсутствия оснований ранжирования технологий ликвидации свалок установление обоснованных критериев разграничения ответственности субъектов правоотношений в сфере обращения с отходами является затруднительным. В связи с этим вместо механизма разграничения ответственности субъектов, деятельность которых приводит к возникновению несанкционированных свалок, законодатель идет по пути установления правил финансирования данных мероприятий в порядке субсидирования, что предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 326 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" <17>. Порядок определения предельного объема затрат на реализацию проектов, направленных на ликвидацию мест несанкционированного размещения отходов, рассчитан исходя из площади территории, на которой выявлен накопленный вред окружающей среде, объема (массы) отходов, размещенных на указанной территории, и удельных показателей стоимости работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, которые утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Первым примером, демонстрирующим намерение причинить вред другому лицу в гражданско-правовых отношениях, является продажа заводом частному лицу мазутных резервуаров, расположенных под землей. Продаже предшествовало то, что завод не смог получить положительную экспертизу промышленной безопасности на мазутные резервуары, в связи с чем не смог продолжить их эксплуатацию. Причина отсутствия экспертизы заключалась в плохом состоянии резервуаров из-за протечек в почву хранящего в них мазута. Более того, завод получил предписание от Росприроднадзора об устранении недостатков мазутного хозяйства и ликвидации негативных экологических последствий. Согласно ст. 13 Земельного кодекса РФ завод как собственник земельных участков, на которых расположены резервуары, обязан проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, отходами производства и другого негативного воздействия, а в случае ухудшения качества земель (в том числе в результате их загрязнения) обязан обеспечить их рекультивацию с целью предотвращения деградации земель в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" <1>.
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Первым примером, демонстрирующим намерение причинить вред другому лицу в гражданско-правовых отношениях, является продажа заводом частному лицу мазутных резервуаров, расположенных под землей. Продаже предшествовало то, что завод не смог получить положительную экспертизу промышленной безопасности на мазутные резервуары, в связи с чем не смог продолжить их эксплуатацию. Причина отсутствия экспертизы заключалась в плохом состоянии резервуаров из-за протечек в почву хранящего в них мазута. Более того, завод получил предписание от Росприроднадзора об устранении недостатков мазутного хозяйства и ликвидации негативных экологических последствий. Согласно ст. 13 Земельного кодекса РФ завод как собственник земельных участков, на которых расположены резервуары, обязан проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, отходами производства и другого негативного воздействия, а в случае ухудшения качества земель (в том числе в результате их загрязнения) обязан обеспечить их рекультивацию с целью предотвращения деградации земель в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" <1>.
Статья: Налоговый учет расходов на рекультивацию земель
(Сергеева И.К.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2023, N 3)Обратите внимание! В соответствии с п. 6 Постановления Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" (далее - Правила рекультивации) рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом, Лесным кодексом, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.
(Сергеева И.К.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2023, N 3)Обратите внимание! В соответствии с п. 6 Постановления Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" (далее - Правила рекультивации) рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом, Лесным кодексом, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.