Заготовка древесины для собственных нужд
Подборка наиболее важных документов по запросу Заготовка древесины для собственных нужд (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Уголовная ответственность за преступления против общественной безопасности и общественного порядка: Руководитель организации (иное лицо) привлекается к ответственности за незаконную рубку лесных насаждений (ст. 260 УК РФ)
(КонсультантПлюс, 2025)инженер организации, используя фиктивные договоры купли-продажи лесных насаждений, которые могли бы разрешать заготовку древесины для собственных нужд заказчиков, организовал незаконную рубку лесных насаждений
(КонсультантПлюс, 2025)инженер организации, используя фиктивные договоры купли-продажи лесных насаждений, которые могли бы разрешать заготовку древесины для собственных нужд заказчиков, организовал незаконную рубку лесных насаждений
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 260 "Незаконная рубка лесных насаждений" УК РФ"Доводы кассаторов о том, что заготовленная древесина не является предметом преступления, предусмотренного ст. 260 УК РФ, со ссылкой на п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 года N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" являются необоснованными. Наличие договоров купли-продажи лесных насаждений выводов суда первой инстанции о причастности всех подсудимых к незаконной рубке лесных насаждений никоим образом не опровергает и об их невиновности в содеянном не свидетельствует, поскольку они действовали не в интересах покупателей и не во исполнение указанных договоров, которые были подписаны лишь в целях придания вида законности заготовки древесины, в действительности направленной не для удовлетворения потребностей граждан в заготовке древесины для собственных нужд, согласно заключенных договоров купли-продажи лесных насаждений."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Природоресурсный суверенитет народов России
(Селиванова К.А.)
("Юстиция", 2021, N 3-4)На сегодняшний день право пользования землей и другими природными ресурсами коренными малочисленными народами России закрепляется рядом законов. Так, пользование землей коренными малочисленными народами осуществляется в соответствии с Земельным кодексом РФ и Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Лесной кодекс Российской Федерации предоставляет представителям коренных народов право бесплатно осуществлять заготовку древесины для собственных нужд исходя из установленных нормативов (ст. 30). Особенности использования водных объектов коренными народами для осуществления традиционного природопользования установлены Водным кодексом РФ. Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" наделяет коренные народы рядом особых прав, кроме предоставленных остальным пользователям животного мира (например, предоставление первоочередного выбора промысловых угодий; льготы в отношении сроков и районов добывания объектов животного мира) (ст. 49). Преимущественным правом на использование живых ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации и в пределах континентального шельфа Российской Федерации коренные народы наделены в соответствии с Федеральными законами от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" и от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации".
(Селиванова К.А.)
("Юстиция", 2021, N 3-4)На сегодняшний день право пользования землей и другими природными ресурсами коренными малочисленными народами России закрепляется рядом законов. Так, пользование землей коренными малочисленными народами осуществляется в соответствии с Земельным кодексом РФ и Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Лесной кодекс Российской Федерации предоставляет представителям коренных народов право бесплатно осуществлять заготовку древесины для собственных нужд исходя из установленных нормативов (ст. 30). Особенности использования водных объектов коренными народами для осуществления традиционного природопользования установлены Водным кодексом РФ. Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" наделяет коренные народы рядом особых прав, кроме предоставленных остальным пользователям животного мира (например, предоставление первоочередного выбора промысловых угодий; льготы в отношении сроков и районов добывания объектов животного мира) (ст. 49). Преимущественным правом на использование живых ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации и в пределах континентального шельфа Российской Федерации коренные народы наделены в соответствии с Федеральными законами от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" и от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации".
Нормативные акты
"Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 30. Заготовка гражданами древесины для собственных нужд
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 30. Заготовка гражданами древесины для собственных нужд
Приказ Минприроды России от 01.12.2020 N 993
(ред. от 17.10.2022)
"Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61553)5. Граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд <7>.
(ред. от 17.10.2022)
"Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61553)5. Граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд <7>.
Статья: Согласование запретов и дозволений, установленных в целях противодействия коррупции, как междисциплинарная проблема
(Михайлов В.И.)
("Журнал российского права", 2021, N 6)В качестве еще одного примера применения указанного способа согласования норм-запретов и норм-дозволений можно назвать ч. 2 ст. 30 Лесного кодекса РФ, согласно которой лица, относящиеся к коренным малочисленным народам, имеют право бесплатно осуществлять заготовку древесины для собственных нужд. Осуществляя порубку лесных насаждений, эти лица действуют правомерно, и их действия не образуют состав преступления, ответственность за которое предусмотрена в ст. 260 "Незаконная рубка лесных насаждений" УК.
(Михайлов В.И.)
("Журнал российского права", 2021, N 6)В качестве еще одного примера применения указанного способа согласования норм-запретов и норм-дозволений можно назвать ч. 2 ст. 30 Лесного кодекса РФ, согласно которой лица, относящиеся к коренным малочисленным народам, имеют право бесплатно осуществлять заготовку древесины для собственных нужд. Осуществляя порубку лесных насаждений, эти лица действуют правомерно, и их действия не образуют состав преступления, ответственность за которое предусмотрена в ст. 260 "Незаконная рубка лесных насаждений" УК.
Статья: Страсти по "Закону о сборе валежника": от теории к практике
(Абдулин Р.С.)
("Уголовное судопроизводство", 2021, N 1)В настоящее время в семидесяти семи регионах России уже приняты законы, внесены поправки в уже имеющиеся нормы, регламентирующие порядок заготовки древесины для личных нужд, установлены соответствующие нормативы данного вида деятельности. Анализ некоторых региональных законов проведен доцентом кафедры лесоводства СПбГЛТУ О. Григорьевой. Из ее статьи следует, что принятые законы шаблонны, так как во многом повторяют памятку Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике с добавлением своеобразного местного колорита, что нередко противоречит здравому смыслу.
(Абдулин Р.С.)
("Уголовное судопроизводство", 2021, N 1)В настоящее время в семидесяти семи регионах России уже приняты законы, внесены поправки в уже имеющиеся нормы, регламентирующие порядок заготовки древесины для личных нужд, установлены соответствующие нормативы данного вида деятельности. Анализ некоторых региональных законов проведен доцентом кафедры лесоводства СПбГЛТУ О. Григорьевой. Из ее статьи следует, что принятые законы шаблонны, так как во многом повторяют памятку Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике с добавлением своеобразного местного колорита, что нередко противоречит здравому смыслу.
"Квалификация экологических преступлений: учебное пособие"
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)К резервным лесам относятся леса, в которых в течение двадцати лет не планируется осуществлять заготовку древесины, за исключением заготовки древесины гражданами для собственных нужд (ч. 1 ст. 118 Лесного кодекса РФ).
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)К резервным лесам относятся леса, в которых в течение двадцати лет не планируется осуществлять заготовку древесины, за исключением заготовки древесины гражданами для собственных нужд (ч. 1 ст. 118 Лесного кодекса РФ).
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)113) нормативно-правового регулирования заготовки гражданами древесины для собственных нужд, заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов для собственных нужд, заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора ими лекарственных растений для собственных нужд, осуществления мероприятий по лесоустройству в отношении лесов и лесных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, осуществления полномочий собственников лесных участков;
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)113) нормативно-правового регулирования заготовки гражданами древесины для собственных нужд, заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов для собственных нужд, заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора ими лекарственных растений для собственных нужд, осуществления мероприятий по лесоустройству в отношении лесов и лесных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, осуществления полномочий собственников лесных участков;
Статья: Изменение границ, преобразование и ликвидация особо охраняемых природных территорий: проблемы правового регулирования и правоприменения
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Часто приходится встречать аргументацию, несовместимую с природоохранными целями, в стратегических документах регионального уровня, а также и обосновании законодательных предложений, вносимых субъектами РФ. Например, Концепция развития системы ООПТ Республики Саха (Якутия) до 2020 года (Постановление правительства Республики Саха (Якутия) от 16.02.2011 N 54) в сфере совершенствования нормативной правовой базы развития ООПТ ставила задачу определить порядок изменения границ, реорганизации и ликвидации ООПТ при реализации федеральных и республиканских программ, направленных на развитие экономики (разведка и разработка полезных ископаемых, строительство ГЭС, железных и автомобильных дорог и т.д.), с учетом компенсации ущерба ООПТ. Или другой пример: в обоснование проекта федерального закона N 986748-7 приводился довод, что определенные территории изначально были вовлечены в хозяйственный оборот, а статус ООПТ без каких-либо экологических и научных изысканий присвоен позднее; достижение требований законодательства по их полному или частичному изъятию из хозяйственного использования всегда было и остается затруднительным на практике. Реализация мероприятий по индивидуальному жилищному строительству, заготовке древесины для собственных нужд граждан, обслуживанию линейных сооружений, разведке и добыче полезных ископаемых существенно ограничивается с учетом требований законодательства по ООПТ. Данные аргументы обоснованно отклонены Правительством РФ, в заключении которого указано, что наличие хозяйственных и экономических интересов по освоению земельных участков в границах ООПТ не может являться основанием изменения границ ООПТ, поскольку концепция создания ООПТ направлена на сохранение естественных природных комплексов и ландшафтов на территории, имеющей особое природоохранное значение.
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Часто приходится встречать аргументацию, несовместимую с природоохранными целями, в стратегических документах регионального уровня, а также и обосновании законодательных предложений, вносимых субъектами РФ. Например, Концепция развития системы ООПТ Республики Саха (Якутия) до 2020 года (Постановление правительства Республики Саха (Якутия) от 16.02.2011 N 54) в сфере совершенствования нормативной правовой базы развития ООПТ ставила задачу определить порядок изменения границ, реорганизации и ликвидации ООПТ при реализации федеральных и республиканских программ, направленных на развитие экономики (разведка и разработка полезных ископаемых, строительство ГЭС, железных и автомобильных дорог и т.д.), с учетом компенсации ущерба ООПТ. Или другой пример: в обоснование проекта федерального закона N 986748-7 приводился довод, что определенные территории изначально были вовлечены в хозяйственный оборот, а статус ООПТ без каких-либо экологических и научных изысканий присвоен позднее; достижение требований законодательства по их полному или частичному изъятию из хозяйственного использования всегда было и остается затруднительным на практике. Реализация мероприятий по индивидуальному жилищному строительству, заготовке древесины для собственных нужд граждан, обслуживанию линейных сооружений, разведке и добыче полезных ископаемых существенно ограничивается с учетом требований законодательства по ООПТ. Данные аргументы обоснованно отклонены Правительством РФ, в заключении которого указано, что наличие хозяйственных и экономических интересов по освоению земельных участков в границах ООПТ не может являться основанием изменения границ ООПТ, поскольку концепция создания ООПТ направлена на сохранение естественных природных комплексов и ландшафтов на территории, имеющей особое природоохранное значение.
Статья: Вопросы квалификации незаконного оборота древесины
(Винокуров В.Н., Ступина С.А., Швецова М.А.)
("Уголовное право", 2020, N 6)В статье предложена квалификация заготовки древесины для собственных нужд на основании договора купли-продажи лесных насаждений, когда в результате полученную древесину приобретает лицо, не являвшееся стороной данного договора.
(Винокуров В.Н., Ступина С.А., Швецова М.А.)
("Уголовное право", 2020, N 6)В статье предложена квалификация заготовки древесины для собственных нужд на основании договора купли-продажи лесных насаждений, когда в результате полученную древесину приобретает лицо, не являвшееся стороной данного договора.