Задолженность по налогам банкротство
Подборка наиболее важных документов по запросу Задолженность по налогам банкротство (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 142 "Расчеты с кредиторами в ходе конкурсного производства" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган обратился с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника-банкрота задолженности по налогу на прибыль. Требование возникло на основании уточненных деклараций, которые подал конкурсный управляющий, обнаружив ранее сокрытые доходы. Контролирующее должника лицо возражало, ссылаясь на недостоверность расчета налога без учета расходов и на бездействие инспекции, вовремя не проверившей налогоплательщика. Суд кассационной инстанции поддержал налоговый орган, указав на обязанность управляющего подавать уточненные декларации. Суд указал, что применение расчетного метода для определения расходов недопустимо, поскольку контролирующее лицо действовало недобросовестно, скрывая первичные документы. Довод о бездействии инспекции был отклонен, так как у нее не было оснований для проверки, а требование в рамках дела о банкротстве было заявлено сразу после возникновения для этого основания. Суд включил всю заявленную сумму налога и пеней в третью очередь реестра.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган обратился с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника-банкрота задолженности по налогу на прибыль. Требование возникло на основании уточненных деклараций, которые подал конкурсный управляющий, обнаружив ранее сокрытые доходы. Контролирующее должника лицо возражало, ссылаясь на недостоверность расчета налога без учета расходов и на бездействие инспекции, вовремя не проверившей налогоплательщика. Суд кассационной инстанции поддержал налоговый орган, указав на обязанность управляющего подавать уточненные декларации. Суд указал, что применение расчетного метода для определения расходов недопустимо, поскольку контролирующее лицо действовало недобросовестно, скрывая первичные документы. Довод о бездействии инспекции был отклонен, так как у нее не было оснований для проверки, а требование в рамках дела о банкротстве было заявлено сразу после возникновения для этого основания. Суд включил всю заявленную сумму налога и пеней в третью очередь реестра.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 346.21 "Порядок исчисления и уплаты налога" главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")У налогоплательщика на дату введения процедуры банкротства имелась задолженность по налогам. Большая часть задолженности была погашена за счет авансовых платежей, остальная часть суммы неуплаченных налогов была включена в реестр требований кредиторов. Налоговый орган обратился в суд, считая, что данное требование не может классифицироваться в качестве реестрового требования, поскольку сумма неуплаченного налога является результатом расчета при сдаче годовой налоговой декларации и должна относиться к текущим платежам. Суд руководствовался п. 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016. Суд указал, что, если исчисленная по итогам налогового периода сумма налога меньше авансового платежа и авансовый платеж ранее не был включен в реестр требований кредиторов, соответствующая задолженность по налогу должна быть включена в реестр в сумме, не превышающей сумму налога. К текущим платежам данная задолженность отнесена быть не может.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")У налогоплательщика на дату введения процедуры банкротства имелась задолженность по налогам. Большая часть задолженности была погашена за счет авансовых платежей, остальная часть суммы неуплаченных налогов была включена в реестр требований кредиторов. Налоговый орган обратился в суд, считая, что данное требование не может классифицироваться в качестве реестрового требования, поскольку сумма неуплаченного налога является результатом расчета при сдаче годовой налоговой декларации и должна относиться к текущим платежам. Суд руководствовался п. 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016. Суд указал, что, если исчисленная по итогам налогового периода сумма налога меньше авансового платежа и авансовый платеж ранее не был включен в реестр требований кредиторов, соответствующая задолженность по налогу должна быть включена в реестр в сумме, не превышающей сумму налога. К текущим платежам данная задолженность отнесена быть не может.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Особенности исчисления доходов и расходов, а также уплаты налога на прибыль при банкротстве
(КонсультантПлюс, 2025)1.3. Как отражается в налоговом учете должника списание кредиторской задолженности в процедуре банкротства
(КонсультантПлюс, 2025)1.3. Как отражается в налоговом учете должника списание кредиторской задолженности в процедуре банкротства
Вопрос: ООО имеет признаки банкротства, а именно просроченную более трех месяцев задолженность по налогам, сборам, страховым взносам в размере 5 млн руб. Вправе ли ООО получить отсрочку или рассрочку на основании пп. 3 п. 2 ст. 64 НК РФ?
(Консультация эксперта, УФНС России по Республике Мордовия, 2025)Вопрос: ООО имеет признаки банкротства, а именно просроченную более трех месяцев задолженность по налогам, сборам, страховым взносам в размере 5 млн руб. Вправе ли ООО получить отсрочку или рассрочку на основании пп. 3 п. 2 ст. 64 НК РФ?
(Консультация эксперта, УФНС России по Республике Мордовия, 2025)Вопрос: ООО имеет признаки банкротства, а именно просроченную более трех месяцев задолженность по налогам, сборам, страховым взносам в размере 5 млн руб. Вправе ли ООО получить отсрочку или рассрочку на основании пп. 3 п. 2 ст. 64 НК РФ?
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)доказано, что при возникновении или исполнении обязательства, на котором конкурсный кредитор или уполномоченный орган основывал свое требование в деле о банкротстве гражданина, гражданин действовал незаконно, в том числе совершил мошенничество, злостно уклонился от погашения кредиторской задолженности, уклонился от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, предоставил кредитору заведомо ложные сведения при получении кредита, скрыл или умышленно уничтожил имущество.
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)доказано, что при возникновении или исполнении обязательства, на котором конкурсный кредитор или уполномоченный орган основывал свое требование в деле о банкротстве гражданина, гражданин действовал незаконно, в том числе совершил мошенничество, злостно уклонился от погашения кредиторской задолженности, уклонился от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, предоставил кредитору заведомо ложные сведения при получении кредита, скрыл или умышленно уничтожил имущество.
"Обзор судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016)
(ред. от 26.12.2018)Суды отметили, что после возбуждения дела о банкротстве предприятие погасило задолженность по налогам, а в отношении задолженности по обязательным страховым взносам уполномоченный орган не представил судебное решение о ее взыскании. По мнению судов, исходя из буквального содержания пункта 3 статьи 6 Закона о банкротстве, в отличие от налоговой задолженности право уполномоченного органа на предъявление требований об уплате обязательных страховых взносов при подаче заявления о банкротстве возникает лишь в том случае, когда данные требования подтверждены судебным актом.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016)
(ред. от 26.12.2018)Суды отметили, что после возбуждения дела о банкротстве предприятие погасило задолженность по налогам, а в отношении задолженности по обязательным страховым взносам уполномоченный орган не представил судебное решение о ее взыскании. По мнению судов, исходя из буквального содержания пункта 3 статьи 6 Закона о банкротстве, в отличие от налоговой задолженности право уполномоченного органа на предъявление требований об уплате обязательных страховых взносов при подаче заявления о банкротстве возникает лишь в том случае, когда данные требования подтверждены судебным актом.
Статья: Угрозы налоговой безопасности государства: правовое измерение
(Маслов К.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 2)В свою очередь, вызовы не следует смешивать с косвенными угрозами, которые уже в имеющихся обстоятельствах создают возможность причинения вреда различным охраняемым интересам, включая собственно изучаемые. Причем причинение вреда изучаемым интересам выступает не непосредственным, а побочным следствием реализации такой угрозы. Деление угроз на прямые и косвенные позволяет адекватно определить цели правового регулирования. Минимизация воздействия косвенных угроз на налоговую систему государства должна быть одной из факультативных целей правового регулирования отношений, в которых такие угрозы возникают и реализуются. Однако, подчеркнем, не единственной целью и даже не основной, поскольку такие явления прежде всего представляют собой угрозы иным экономическим и социальным интересам. Так, преднамеренное либо фиктивное банкротство организаций, предпринимателей и граждан, безусловно, вызывает возникновение безнадежной задолженности перед бюджетом, однако в первую очередь угрожает экономическим интересам всех кредиторов, влечет ухудшение экономического положения граждан, потому в регулировании банкротств целью выступает достижение баланса между интересами фискальных органов, иных кредиторов и самого должника. Такой баланс проявляется, например, в подтвержденной судебной практикой невозможности проведения зачета реестровой задолженности по налогам в процедурах банкротства, хотя НК РФ подобного запрета и не содержит.
(Маслов К.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 2)В свою очередь, вызовы не следует смешивать с косвенными угрозами, которые уже в имеющихся обстоятельствах создают возможность причинения вреда различным охраняемым интересам, включая собственно изучаемые. Причем причинение вреда изучаемым интересам выступает не непосредственным, а побочным следствием реализации такой угрозы. Деление угроз на прямые и косвенные позволяет адекватно определить цели правового регулирования. Минимизация воздействия косвенных угроз на налоговую систему государства должна быть одной из факультативных целей правового регулирования отношений, в которых такие угрозы возникают и реализуются. Однако, подчеркнем, не единственной целью и даже не основной, поскольку такие явления прежде всего представляют собой угрозы иным экономическим и социальным интересам. Так, преднамеренное либо фиктивное банкротство организаций, предпринимателей и граждан, безусловно, вызывает возникновение безнадежной задолженности перед бюджетом, однако в первую очередь угрожает экономическим интересам всех кредиторов, влечет ухудшение экономического положения граждан, потому в регулировании банкротств целью выступает достижение баланса между интересами фискальных органов, иных кредиторов и самого должника. Такой баланс проявляется, например, в подтвержденной судебной практикой невозможности проведения зачета реестровой задолженности по налогам в процедурах банкротства, хотя НК РФ подобного запрета и не содержит.
"Участие государства в процессе несостоятельности (банкротства): монография"
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)Важно помнить, что публичный интерес в процессе несостоятельности (банкротства) касается не только взыскания задолженности по налогам и сборам, иным обязательным платежам, управления государственной и муниципальной собственностью, а в том числе в предоставлении возможности "нового старта" (fresh start) для должников, которые могут очистить себя от долгов, в равномерном распределении имущества должника между кредиторами, в сохранении бизнеса, испытывающего временные трудности, рабочих мест и т.д.
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)Важно помнить, что публичный интерес в процессе несостоятельности (банкротства) касается не только взыскания задолженности по налогам и сборам, иным обязательным платежам, управления государственной и муниципальной собственностью, а в том числе в предоставлении возможности "нового старта" (fresh start) для должников, которые могут очистить себя от долгов, в равномерном распределении имущества должника между кредиторами, в сохранении бизнеса, испытывающего временные трудности, рабочих мест и т.д.
Статья: Взыскание трансграничной налоговой задолженности
(Савицкий А.И.)
("Закон", 2023, N 11)Взять хотя бы запрет на применение иностранного фискального законодательства: в чем принципиальная разница между взысканием налога, ущерба, причиненного преступлением, или кредиторской (налоговой) задолженности по делу о банкротстве с точки зрения вторжения в государственный суверенитет (причем есть возможность трансформации налоговой задолженности в уголовную или гражданско-правовую)? Очевидно, что без явно выраженной воли государств, опирающейся в том числе на экономическую и политическую конъюнктуру, международную взаимность и вежливость, взыскание трансграничной налоговой задолженности остается практически неисполнимым, тем более с учетом оговорок к международным инструментам. Например, при ратификации Конвенции ОЭСР 1988 года Россия заявила, что оставляет за собой право не оказывать помощь по взысканию любого налогового требования или по взысканию административного штрафа для всех видов налогов.
(Савицкий А.И.)
("Закон", 2023, N 11)Взять хотя бы запрет на применение иностранного фискального законодательства: в чем принципиальная разница между взысканием налога, ущерба, причиненного преступлением, или кредиторской (налоговой) задолженности по делу о банкротстве с точки зрения вторжения в государственный суверенитет (причем есть возможность трансформации налоговой задолженности в уголовную или гражданско-правовую)? Очевидно, что без явно выраженной воли государств, опирающейся в том числе на экономическую и политическую конъюнктуру, международную взаимность и вежливость, взыскание трансграничной налоговой задолженности остается практически неисполнимым, тем более с учетом оговорок к международным инструментам. Например, при ратификации Конвенции ОЭСР 1988 года Россия заявила, что оставляет за собой право не оказывать помощь по взысканию любого налогового требования или по взысканию административного штрафа для всех видов налогов.
Вопрос: О признании задолженности гражданина-банкрота безнадежной для целей налога на прибыль.
(Письмо Минфина России от 27.10.2023 N 03-03-06/2/102658)Вопрос: О признании задолженности гражданина-банкрота безнадежной для целей налога на прибыль.
(Письмо Минфина России от 27.10.2023 N 03-03-06/2/102658)Вопрос: О признании задолженности гражданина-банкрота безнадежной для целей налога на прибыль.
Статья: Перевели бизнес - перевели и налоги
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 20)Суд признал обоснованным взыскание налоговой задолженности банкрота с его взаимозависимого лица в связи с фактическим переводом бизнеса на последнего (постановление АС Уральского округа от 07.04.2023 N Ф09-1205/23 по делу N А50-9953/2022).
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 20)Суд признал обоснованным взыскание налоговой задолженности банкрота с его взаимозависимого лица в связи с фактическим переводом бизнеса на последнего (постановление АС Уральского округа от 07.04.2023 N Ф09-1205/23 по делу N А50-9953/2022).
Статья: Амбивалентность цифровой трансформации в налоговом администрировании
(Шаститко А.Е., Морозов А.Н.)
("Закон", 2021, N 4)Налоговый разрыв включает в себя: 1) ошибки при составлении отчетности; 2) умышленное уклонение от уплаты налогов и теневую экономику; 3) задолженность по уплате налогов (начисленные, но не уплаченные налоги, задолженность банкротов и ликвидированных предприятий) <10>.
(Шаститко А.Е., Морозов А.Н.)
("Закон", 2021, N 4)Налоговый разрыв включает в себя: 1) ошибки при составлении отчетности; 2) умышленное уклонение от уплаты налогов и теневую экономику; 3) задолженность по уплате налогов (начисленные, но не уплаченные налоги, задолженность банкротов и ликвидированных предприятий) <10>.
Статья: Нормативная коллизия при реализации налоговым органом права на привлечение к субсидиарной ответственности лиц, контролирующих должника, в производстве по делу о банкротстве
(Дубровин В.В., Дубровина Е.Г.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 1)Ключевые слова: банкротство, задолженность по налогам, кредитор, налоговый орган, субсидиарная ответственность.
(Дубровин В.В., Дубровина Е.Г.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 1)Ключевые слова: банкротство, задолженность по налогам, кредитор, налоговый орган, субсидиарная ответственность.
Готовое решение: Как списать кредиторскую задолженность в налоговом учете
(КонсультантПлюс, 2025)Организации, которые находятся в процессе банкротства, списывают кредиторскую задолженность в налоговом учете в общем порядке, описанном в данном материале, по тем же основаниям, что и другие организации. Каких-либо особенностей для них не предусмотрено. Это следует из п. 18 ч. 2 ст. 250 НК РФ, Писем Минфина России от 19.07.2022 N 03-03-06/1/69565, от 18.01.2021 N 03-03-06/1/1945.
(КонсультантПлюс, 2025)Организации, которые находятся в процессе банкротства, списывают кредиторскую задолженность в налоговом учете в общем порядке, описанном в данном материале, по тем же основаниям, что и другие организации. Каких-либо особенностей для них не предусмотрено. Это следует из п. 18 ч. 2 ст. 250 НК РФ, Писем Минфина России от 19.07.2022 N 03-03-06/1/69565, от 18.01.2021 N 03-03-06/1/1945.
"Налоговое планирование: более 60 законных схем"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)1. Санкционирование преднамеренного либо фиктивного банкротства, например, чтобы не оплачивать задолженность по налогам. За преднамеренное банкротство для ответственных лиц предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа:
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)1. Санкционирование преднамеренного либо фиктивного банкротства, например, чтобы не оплачивать задолженность по налогам. За преднамеренное банкротство для ответственных лиц предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа: