Задержка вагонов в пути следования



Подборка наиболее важных документов по запросу Задержка вагонов в пути следования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Экспедиторские документы
(КонсультантПлюс, 2025)
...Согласно пункту 2.3.10 договора клиент обязался не допускать задержки вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от клиента, если такая задержка приводит к превышению срока доставки грузов железнодорожным транспортом, исчисленного в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры, связанные с железнодорожной перевозкой и сопутствующими договорами: Перевозчик хочет взыскать плату за время нахождения вагонов, не принадлежащих Перевозчику, на путях общего пользования
(КонсультантПлюс, 2025)
факт простоя вагонов, не принадлежащих Перевозчику, на путях общего пользования по обстоятельствам, зависящим от Пользователя (накопительными ведомостями, извещениями о задержке вагонов в пути следования; памятками приемосдатчика, актами общей формы; уведомлениями о прибытии грузов, коммерческими актами и т.п.)
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Независящие от субъекта транспортных отношений причины: некоторые вопросы законодательства и правоприменительной практики
(Мельникова Т.В., Машарова Ю.Ц., Рычкова Н.Ю.)
("Транспортное право", 2025, N 3)
Использование именно критерия противоправности - правомерности поведения субъекта - важно еще и потому, что в некоторых случаях со стороны перевозчика имеет место злоупотребление правом. Так, авторы публикации участвовали в формулировании содержания заключения по одному из дел, в котором возник вопрос о возможности применения ч. 12 ст. 39 УЖТ РФ. При этом было установлено, что нарушение владельцем путей необщего пользования технологических норм погрузки (выгрузки) произошло в результате того, что задержка вагонов в пути следования осуществлялась при нарушении владельцем путей необщего пользования технологических норм погрузки (выгрузки), которые не приводят к занятости путей необщего пользования (т.е. имеются свободные места для размещения вагонов); акты общей формы, оформляемые при задержке вагонов пути следования, составлялись перевозчиком в одностороннем порядке; имелись нарушения на стороне перевозчика в виде несвоевременной уборки вагонов, которые влияли на занятость путей. Очевидно, что такое поведение перевозчика является заведомо недобросовестным и может быть квалифицировано в качестве злоупотребления правом.
Статья: Если сроки доставки нарушены
(Слесарев С.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 4)
Судебная практика. Суды установили, что перевозчик нарушил обязательства по своевременной доставке вагонов (факт документально подтвержден), пришли к выводу о наличии у истца права на взыскание пени за просрочку доставки грузов. Довод о задержке вагонов по вине самого истца отклонили за недоказанностью. Доставка вагонов в адрес истца имела интенсивный характер. В связи с этим любое отклонение от нормативного времени доставки вагонов могло непосредственно отражаться на их наличии на станции назначения. Так, если часть вагонов задерживалась в пути следования и впоследствии одновременно поступала на станцию назначения с иными вагонами, доставляемыми без нарушения графика, то это могло являться непосредственной причиной скопления вагонов на путях общего пользования, т.к. истец мог не успевать проводить разгрузочные работы в отношении всех поступивших вагонов. Возложение ответственности на истца возможно, только когда задержка вагонов была обусловлена его действиями. Предоставленные же документы, подписанные грузополучателем, лишь констатировали факт нахождения вагонов на путях общего пользования в ожидании подачи, без определения виновности какой бы то ни было стороны. Не доказана была и невозможность подачи вагонов на пути грузополучателя. В связи с этим обоснованы требования о взыскании с перевозчика неустойки, но при этом суд применил положения ст. 333 ГК РФ, снизив ее размер с 623 980,74 до 565 000 руб. Во внимание суд принял в том числе и небольшой срок просрочки (1 - 10 дней) (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16.02.2022 N Ф05-34097/2021 по делу N А40-25262/2021).
показать больше документов

Нормативные акты

Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)
задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
"Обзор судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017)
В соответствии с частью 12 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта в случае задержки вагонов в пути следования, если вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования по причинам, зависящим от владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
показать больше документов