Задержание до выяснения личности



Подборка наиболее важных документов по запросу Задержание до выяснения личности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(16-е издание, переработанное и дополненное)
(Безлепкин Б.Т.)
("Проспект", 2023)
Иначе говоря, по поводу фактического задержания указанных лиц формальный протокол задержания составлен быть не может, помещение их в изолятор временного содержания задержанных недопустимо, и речь идет, таким образом, о задержании для выяснения личности; исключение составляют случаи (по терминологии пункта 1 части первой статьи 91 УПК), "когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения". Но тогда следует признать, что в подобных ситуациях-исключениях уголовное преследование таких лиц начинается минуя особые процедуры, т.е. в обычном порядке, потому что задержание может иметь место только по уголовному делу, а задержанный приобретает статус подозреваемого (пункт 2 части первой статьи 46 УПК).
Статья: Вступление защитника в уголовное дело в ходе предварительного расследования
(Хвенько Т.И.)
("Адвокатская практика", 2021, N 1)
Таким образом, представленные выше суждения позволяют сформулировать следующий алгоритм действий, который необходимо совершать адвокатам, вступая в защиту лица, подвергнутого уголовному преследованию, в рамках возбужденного уголовного дела или материала предварительной проверки: 1) в каждом случае вступления в защиту требовать от должностных лиц органов предварительного расследования или иных сотрудников правоохранительных органов, подвергнувших лицо фактическому задержанию, проведения с ним первой встречи наедине и в условиях, отвечающих конфиденциальности; 2) в ходе первой встречи выяснить у подзащитного обстоятельства, при которых было фактически задержано лицо, в частности, о времени, месте, основаниях задержания, применении физической силы или специальных средств (наручников) со стороны представителей органов исполнительной власти, а также оказывалось ли сопротивление самим лицом сотрудникам правоохранительных органов при осуществлении задержания; 3) выяснить, известно ли подзащитному время фактического доставления в орган дознания (следственный орган), если время фактического доставления установить невозможно, то попросить лицо, подвергнутое уголовному преследованию, произвести приблизительную оценку прошедшего времени с момента его фактического задержания; 4) были ли разъяснены сотрудниками правоохранительных органов, производившими фактическое задержание лица, подвергнутого уголовному преследованию, его права и обязанности, в частности право на получение квалифицированной юридической помощи; 5) установить, какие следственные или иные процессуальные действия производились с лицом, подвергнутым уголовному преследованию с момента его фактического задержания, в частности, оказывалось ли на последнего в момент их проведения физическое или психическое воздействие с целью получения определенных показаний; 6) выяснить как у самого лица, так и у должностных лиц органов предварительного расследования (иных сотрудников правоохранительных органов, подвергших лицо фактическому задержанию) сведения, характеризующие личность доверителя, в частности, об имеющихся ранее судимостях, сведения в том числе о непогашенных судимостях, наличии малолетних (несовершеннолетних) детей, трудоустройства и иных смягчающих или отягчающих обстоятельствах с целью установления полных данных о личности, защиту которой предстоит осуществлять; 7) установить отношение самого лица о его причастности к совершенному преступлению, предъявленному обвинению и иным процессуальным мерам, ограничивающим его права; 8) установить, было ли обеспечено право со стороны должностных лиц органов исполнительной власти на осуществление телефонного звонка близким родственникам или иным лицам с целью уведомления о задержании, в случае его отсутствия принять меры по их уведомлению; 9) установить, необходимо ли участие переводчика, если да, то требовать его назначения со стороны лиц, осуществляющих производство предварительного расследования; 10) в каждом случае установления нарушений прав подзащитного или иных нарушений законодательства, повлекших получение со стороны должностных лиц органов предварительного расследования доказательств, не отвечающих установленных законом требованиям, обращаться в судебные органы с целью обжалования в порядке ст. 125 УПК РФ; 11) выяснить у должностных лиц органов предварительного расследования, а также лиц, осуществивших фактическое задержание, обстоятельства задержания, в том числе на основании которых было принято решение о его проведении, а также насчет предоставления тех процессуальных документов, которые были получены от лица в условиях отсутствия адвоката, в частности объяснения, протоколы допросов и иных следственных (процессуальных) действий; 12) устанавливать иные сведения, которые могут иметь значение для уголовного дела или принятия решения в порядке ст. 144 УПК РФ.
показать больше документов

Нормативные акты

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.06.2014)
Оценка Комитетом фактических обстоятельств: Комитет отмечает, что авторы содержатся в иммиграционных приемниках с 2009 или с 2010 года сначала в порядке обязательного задержания по прибытии в страну, а затем в результате негативных оценок угрозы безопасности. Какие бы причины ни приводились в обоснование их первоначального задержания, например для целей установления их личности или выяснения других вопросов, государство-участник, по мнению Комитета, не продемонстрировало на индивидуальной основе, что их дальнейшее бессрочное задержание является оправданным. Государство-участник не доказало, что другие не носящие характер прямого вмешательства меры не смогли бы достичь той же самой цели, т.е. удовлетворения потребности государства-участника в принятии ответных мер на угрозу безопасности, которую, как утверждается, представляли совершеннолетние авторы. Кроме того, авторы содержатся под стражей в условиях, в которых их не информируют о конкретной опасности, которая приписывалась каждому из них, а также о предпринимаемых австралийскими властями усилиях по изысканию решений, которые позволили бы им обрести свободу. Они также лишены юридических гарантий, открывающих для них возможность оспаривать свое бессрочное задержание. По всем этим причинам Комитет считает, что задержание авторов ... является произвольным и противоречит пункту 1 статьи 9 Пакта. Этот вывод распространяется на авторов М... и ее малолетнего сына Р.... применительно к периоду времени, предшествующему их освобождению (пункт 10.4 Соображений).
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 N 41
(ред. от 27.05.2025)
"О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога и запрета определенных действий"
13. Рассматривая ходатайство об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу, суд должен выяснить, приложены ли к нему копии постановлений о возбуждении уголовного дела и привлечении лица в качестве обвиняемого; копии протоколов задержания, допросов подозреваемого, обвиняемого; иные материалы, свидетельствующие о причастности лица к преступлению, а также сведения об участии в деле защитника, потерпевшего; имеющиеся в деле данные, подтверждающие необходимость избрания в отношении лица заключения под стражу (сведения о личности подозреваемого, обвиняемого, справки о судимости и т.п.) и невозможность избрания иной, более мягкой, меры пресечения (например, домашнего ареста, залога или запрета определенных действий) (часть 3 статьи 108 УПК РФ).
показать больше документов