Зачетные единицы
Подборка наиболее важных документов по запросу Зачетные единицы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Какие предусмотрены особенности при получении образования инвалидами?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Объем программы ординатуры в зачетных единицах, не включая объем факультативных дисциплин (модулей), срок получения высшего образования по программе ординатуры инвалидами устанавливаются федеральным государственным образовательным стандартом (п. 16 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России N 312).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Объем программы ординатуры в зачетных единицах, не включая объем факультативных дисциплин (модулей), срок получения высшего образования по программе ординатуры инвалидами устанавливаются федеральным государственным образовательным стандартом (п. 16 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России N 312).
"Научно-практический комментарий судебной практики по спорам в сфере труда и социального обеспечения медицинских работников"
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)7. Право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют получившие медицинское или иное образование в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и прошедшие аккредитацию специалиста лица. Для прохождения аккредитации требуется представление портфолио за период профессиональной деятельности со дня получения последнего сертификата специалиста или прохождения аккредитации специалиста по соответствующей специальности, включающее в себя в том числе сведения об освоении программ повышения квалификации, суммарный срок освоения которых не менее 144 часов, либо сведения об освоении программ повышения квалификации и сведения об образовании, подтвержденные на интернет-портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (за исключением сведений об освоении программ повышения квалификации), суммарный срок освоения которых не менее 144 часов, из них не менее 72 часов - сведения об освоении программ повышения квалификации <1>. Несмотря на то что до 01.01.2026 право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации и имеющие сертификат специалиста, медицинские работники уже начали участвовать в аккредитационных мероприятиях. Соответственно, поскольку одновременно действуют "старый" и "новый" порядок повышения квалификации, возникает вопрос: должен ли работодатель оплачивать обучение, проходимое работником в рамках системы непрерывного медицинского образования? Судебная практика по данному вопросу только начинает формироваться. Так, провизор-технолог потребовала от ОГБУЗ "Губкинская ЦРБ" оплатить стоимость ее обучения в 2021 г. на одном из циклов непрерывного медицинского образования, затраты на которое составили 2 тыс. рублей. По мнению работодателя, участие работника в системе НМО является добровольным, а значит, и отсутствует обязанность оплачивать это обучение. Суд согласился с работодателем, посчитав, что отсутствовала реальная угроза непрохождения работником аккредитации. Аргументация правовой позиции сложилась из следующих положений: во-первых, фармдеятельность и работа провизора не входили в территориальную программу ОМС, поэтому оплатить их из средств нормированного страхового запаса больница не могла. Во-вторых, работодатель и работник не заключили договор о дополнительном профобразовании, предусмотренный ч. 2 ст. 197 ТК РФ: работодатель не видел необходимости в повышении квалификации работника в частном образовательном учреждении и не согласовывал условия его обучения. Представители больницы также отметили, что у сотрудника имелась возможность пройти обучение на бюджетной основе после получения финансирования. В-третьих, спорная ситуация развивалась во время действия Приказов Минздрава России от 02.02.2021 N 40н "Об особенностях проведения аккредитации специалистов в 2021 году" и от 09.07.2021 N 746н "О внесении изменений в особенности проведения аккредитации специалистов в 2021 году, утвержденные Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 февраля 2021 г. N 40н", согласно которым специалисты при подготовке портфолио были вправе подтвердить свое обучение двумя способами. Один из них - одномоментно пройти повышение квалификации в объеме 144 часа, второй - комбинированный способ, включающий программы повышения квалификации в объеме 74 часа и набор зачетных единиц на портале НМО в объеме 70 часов. Суд отметил, что программа НМО, как следует из разъяснений Минздрава России, в части набора необходимых зачетных баллов (ЗЕТ) содержит не строгие требования о наборе по 50 ЗЕТ в каждый из пяти годов обучения, а рекомендательный характер, поскольку при проведении аккредитации устанавливает оценку суммарной трудоемкости, учитываемой в портфолио претендента по дате завершения обучения, исходя из портфолио, формируемого за все годы в рамках пятилетнего цикла. В итоге суд признал несостоятельными доводы провизора о возможности получения ею аккредитации только по завершении пятилетнего цикла обучения в системе НМО при условии, если она получит не менее 50 ЗЕТ в каждом году обучения, а всего 250 ЗЕТ, одновременно отклонив довод о том, что бездействие больницы по направлению сотрудника на обучение в частное образовательное учреждение лишает ее в дальнейшем возможности пройти аккредитацию и продолжить работу по специальности провизора (решение Губкинского городского суда Белгородской области от 27.06.2022 по делу N 2-565/2022).
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)7. Право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют получившие медицинское или иное образование в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и прошедшие аккредитацию специалиста лица. Для прохождения аккредитации требуется представление портфолио за период профессиональной деятельности со дня получения последнего сертификата специалиста или прохождения аккредитации специалиста по соответствующей специальности, включающее в себя в том числе сведения об освоении программ повышения квалификации, суммарный срок освоения которых не менее 144 часов, либо сведения об освоении программ повышения квалификации и сведения об образовании, подтвержденные на интернет-портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (за исключением сведений об освоении программ повышения квалификации), суммарный срок освоения которых не менее 144 часов, из них не менее 72 часов - сведения об освоении программ повышения квалификации <1>. Несмотря на то что до 01.01.2026 право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации и имеющие сертификат специалиста, медицинские работники уже начали участвовать в аккредитационных мероприятиях. Соответственно, поскольку одновременно действуют "старый" и "новый" порядок повышения квалификации, возникает вопрос: должен ли работодатель оплачивать обучение, проходимое работником в рамках системы непрерывного медицинского образования? Судебная практика по данному вопросу только начинает формироваться. Так, провизор-технолог потребовала от ОГБУЗ "Губкинская ЦРБ" оплатить стоимость ее обучения в 2021 г. на одном из циклов непрерывного медицинского образования, затраты на которое составили 2 тыс. рублей. По мнению работодателя, участие работника в системе НМО является добровольным, а значит, и отсутствует обязанность оплачивать это обучение. Суд согласился с работодателем, посчитав, что отсутствовала реальная угроза непрохождения работником аккредитации. Аргументация правовой позиции сложилась из следующих положений: во-первых, фармдеятельность и работа провизора не входили в территориальную программу ОМС, поэтому оплатить их из средств нормированного страхового запаса больница не могла. Во-вторых, работодатель и работник не заключили договор о дополнительном профобразовании, предусмотренный ч. 2 ст. 197 ТК РФ: работодатель не видел необходимости в повышении квалификации работника в частном образовательном учреждении и не согласовывал условия его обучения. Представители больницы также отметили, что у сотрудника имелась возможность пройти обучение на бюджетной основе после получения финансирования. В-третьих, спорная ситуация развивалась во время действия Приказов Минздрава России от 02.02.2021 N 40н "Об особенностях проведения аккредитации специалистов в 2021 году" и от 09.07.2021 N 746н "О внесении изменений в особенности проведения аккредитации специалистов в 2021 году, утвержденные Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 февраля 2021 г. N 40н", согласно которым специалисты при подготовке портфолио были вправе подтвердить свое обучение двумя способами. Один из них - одномоментно пройти повышение квалификации в объеме 144 часа, второй - комбинированный способ, включающий программы повышения квалификации в объеме 74 часа и набор зачетных единиц на портале НМО в объеме 70 часов. Суд отметил, что программа НМО, как следует из разъяснений Минздрава России, в части набора необходимых зачетных баллов (ЗЕТ) содержит не строгие требования о наборе по 50 ЗЕТ в каждый из пяти годов обучения, а рекомендательный характер, поскольку при проведении аккредитации устанавливает оценку суммарной трудоемкости, учитываемой в портфолио претендента по дате завершения обучения, исходя из портфолио, формируемого за все годы в рамках пятилетнего цикла. В итоге суд признал несостоятельными доводы провизора о возможности получения ею аккредитации только по завершении пятилетнего цикла обучения в системе НМО при условии, если она получит не менее 50 ЗЕТ в каждом году обучения, а всего 250 ЗЕТ, одновременно отклонив довод о том, что бездействие больницы по направлению сотрудника на обучение в частное образовательное учреждение лишает ее в дальнейшем возможности пройти аккредитацию и продолжить работу по специальности провизора (решение Губкинского городского суда Белгородской области от 27.06.2022 по делу N 2-565/2022).
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"4. Для определения структуры профессиональных образовательных программ и трудоемкости их освоения может применяться система зачетных единиц. Зачетная единица представляет собой унифицированную единицу измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося, включающую в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом (в том числе аудиторную и самостоятельную работу), практику.
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"4. Для определения структуры профессиональных образовательных программ и трудоемкости их освоения может применяться система зачетных единиц. Зачетная единица представляет собой унифицированную единицу измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося, включающую в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом (в том числе аудиторную и самостоятельную работу), практику.
Постановление Правительства РФ от 20.10.2023 N 1746
"О порядке присвоения ученых званий"
(вместе с "Положением о присвоении ученых званий")д) наличие не менее 50 опубликованных учебных изданий и научных трудов (в том числе в соавторстве), включая патенты на изобретения и иные объекты интеллектуальной собственности, которые используются в образовательном процессе. При этом за последние 5 лет по научной специальности, указанной в аттестационном деле соискателя ученого звания, должно быть опубликовано не менее 3 учебных изданий и не менее 5 научных трудов. Научные труды должны быть опубликованы в рецензируемых научных изданиях, требования к которым и правила формирования в уведомительном порядке перечня которых устанавливаются Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (далее - рецензируемые издания). К учебным изданиям приравниваются учебные курсы, реализуемые с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, размещенные на официальных сайтах организаций, образовательных платформах, доступ к которым предоставляется через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", направленные на обеспечение достижения обучающимися определенных результатов обучения, общая трудоемкость которых составляет не менее 1 зачетной единицы (далее - онлайн-курсы), разработанные соискателем ученого звания и используемые в образовательном процессе. На научные работы, содержащие сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, требования об их публикации в рецензируемых изданиях не распространяются;
"О порядке присвоения ученых званий"
(вместе с "Положением о присвоении ученых званий")д) наличие не менее 50 опубликованных учебных изданий и научных трудов (в том числе в соавторстве), включая патенты на изобретения и иные объекты интеллектуальной собственности, которые используются в образовательном процессе. При этом за последние 5 лет по научной специальности, указанной в аттестационном деле соискателя ученого звания, должно быть опубликовано не менее 3 учебных изданий и не менее 5 научных трудов. Научные труды должны быть опубликованы в рецензируемых научных изданиях, требования к которым и правила формирования в уведомительном порядке перечня которых устанавливаются Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (далее - рецензируемые издания). К учебным изданиям приравниваются учебные курсы, реализуемые с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, размещенные на официальных сайтах организаций, образовательных платформах, доступ к которым предоставляется через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", направленные на обеспечение достижения обучающимися определенных результатов обучения, общая трудоемкость которых составляет не менее 1 зачетной единицы (далее - онлайн-курсы), разработанные соискателем ученого звания и используемые в образовательном процессе. На научные работы, содержащие сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, требования об их публикации в рецензируемых изданиях не распространяются;
Статья: Инициативы Евросоюза по стимулированию туристической отрасли
(Антропова Н.А., Антропов Р.В.)
("Туризм: право и экономика", 2024, N 3)Особая роль отводится инициативам по обеспечению отрасли квалифицированными кадрами. Так, на европейском портале вакансий EURES (https://ec.europa.eu/eures) открыта новая рубрика blue jobs (голубые вакансии), предлагающая полезную информацию для соискателей рабочих мест и работодателей в сфере морского и прибрежного туризма. Кроме того, через программу академической мобильности Erasmus+ будет оказываться поддержка созданию транснациональных стратегических партнерств среди образовательных организаций по подготовке отраслевых кадров. Речь идет о разработке востребованных образовательных программ и внедрении инновационных форм профессиональной подготовки. Создается единый отраслевой перечень квалификаций, который будет встроен в Европейскую рамку квалификаций и Европейскую систему зачетных единиц для профессионального образования.
(Антропова Н.А., Антропов Р.В.)
("Туризм: право и экономика", 2024, N 3)Особая роль отводится инициативам по обеспечению отрасли квалифицированными кадрами. Так, на европейском портале вакансий EURES (https://ec.europa.eu/eures) открыта новая рубрика blue jobs (голубые вакансии), предлагающая полезную информацию для соискателей рабочих мест и работодателей в сфере морского и прибрежного туризма. Кроме того, через программу академической мобильности Erasmus+ будет оказываться поддержка созданию транснациональных стратегических партнерств среди образовательных организаций по подготовке отраслевых кадров. Речь идет о разработке востребованных образовательных программ и внедрении инновационных форм профессиональной подготовки. Создается единый отраслевой перечень квалификаций, который будет встроен в Европейскую рамку квалификаций и Европейскую систему зачетных единиц для профессионального образования.
Статья: Правовые механизмы ценовой и неценовой конкуренции
(Петров Д.А.)
("Конкурентное право", 2024, N 3)Программы лояльности покупателей используются организациями, чтобы стимулировать покупателей на покупку товаров или услуг этих организаций. Если покупатель покупает товары или услуги, организация предоставляет ему призовые баллы (часто описываемые как "зачетные единицы"). Покупатель может обменять призовые баллы на призы, такие как бесплатные или со скидкой к цене товары или услуги <12>.
(Петров Д.А.)
("Конкурентное право", 2024, N 3)Программы лояльности покупателей используются организациями, чтобы стимулировать покупателей на покупку товаров или услуг этих организаций. Если покупатель покупает товары или услуги, организация предоставляет ему призовые баллы (часто описываемые как "зачетные единицы"). Покупатель может обменять призовые баллы на призы, такие как бесплатные или со скидкой к цене товары или услуги <12>.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Образование в России не может быть не связано с мировой образовательной системой. В связи с этим в качестве одного из основных принципов назван принцип направленности государственной образовательной политики на создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе. Участие нашего государства в общеевропейском образовательном интеграционном процессе (Болонский процесс) и двустороннем международном сотрудничестве направлено на увеличение образовательных возможностей граждан за счет стандартизации системы образовательных степеней, введения единой системы учета оценок с использованием зачетных единиц (кредитов), обеспечения академической мобильности (обучающихся и преподавателей).
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Образование в России не может быть не связано с мировой образовательной системой. В связи с этим в качестве одного из основных принципов назван принцип направленности государственной образовательной политики на создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе. Участие нашего государства в общеевропейском образовательном интеграционном процессе (Болонский процесс) и двустороннем международном сотрудничестве направлено на увеличение образовательных возможностей граждан за счет стандартизации системы образовательных степеней, введения единой системы учета оценок с использованием зачетных единиц (кредитов), обеспечения академической мобильности (обучающихся и преподавателей).
"Современное гражданское и семейное право: перспективы развития доктрины, законодательства и правоприменительной практики: монография"
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)В ч. 4 ст. 13 Закона об образовании закрепляется, что "для определения структуры профессиональных образовательных программ и трудоемкости их освоения может применяться система зачетных единиц. Зачетная единица представляет собой унифицированную единицу измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося, включающую в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом (в том числе аудиторную и самостоятельную работу), практику".
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)В ч. 4 ст. 13 Закона об образовании закрепляется, что "для определения структуры профессиональных образовательных программ и трудоемкости их освоения может применяться система зачетных единиц. Зачетная единица представляет собой унифицированную единицу измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося, включающую в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом (в том числе аудиторную и самостоятельную работу), практику".
Статья: Совершенствование подготовки сотрудников для подразделений воспитательной работы с осужденными в образовательных организациях ФСИН России
(Кириллова Т.В., Кузнецов М.И.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2023, N 4)Считаем необходимым также включение в рабочие учебные планы подготовки указанных специалистов новой дисциплины - "Юридическая педагогика". На сегодняшний день отсутствуют дисциплины, формирующие у выпускников необходимые компетенции по обучению и воспитанию сотрудников ведомства, а необходимость в этом существует. Полагаем, что этой дисциплине целесообразно выделить 2 зачетные единицы за счет частичного сокращения дисциплины "Воспитательная работа с осужденными", по которой предусмотрено 11 зачетных единиц (396 час.). Предусмотреть изучение дисциплины "Юридическая педагогика" в 10-м семестре.
(Кириллова Т.В., Кузнецов М.И.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2023, N 4)Считаем необходимым также включение в рабочие учебные планы подготовки указанных специалистов новой дисциплины - "Юридическая педагогика". На сегодняшний день отсутствуют дисциплины, формирующие у выпускников необходимые компетенции по обучению и воспитанию сотрудников ведомства, а необходимость в этом существует. Полагаем, что этой дисциплине целесообразно выделить 2 зачетные единицы за счет частичного сокращения дисциплины "Воспитательная работа с осужденными", по которой предусмотрено 11 зачетных единиц (396 час.). Предусмотреть изучение дисциплины "Юридическая педагогика" в 10-м семестре.