Зачет по внешнеэкономическому контракту
Подборка наиболее важных документов по запросу Зачет по внешнеэкономическому контракту (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Данный пункт введен с 1 января 2021 г. Федеральным законом от 7 апреля 2020 г. N 118-ФЗ <238>, в Пояснительной записке к проекту которого наряду с прочим указывалось следующее: в настоящее время в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту России при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из отдельных видов внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между резидентами и нерезидентами, в рамках которых оказываются отдельные виды услуг в соответствии с заключенными между ними договорами (контрактами); законопроектом предусматривается расширение перечня случаев, по которым резидентам предоставляется право не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту России, возможностью проведения зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из внешнеторговых договоров (контрактов), условиями которых предусматривается оказание нерезидентам услуг, включенных в перечень услуг, утверждаемый Правительством РФ по согласованию с Банком России, за исключением услуг, по которым в комментируемом Законе предусмотрена такая возможность (п. 4, 5 и 11 ч. 2 комментируемой статьи).
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Данный пункт введен с 1 января 2021 г. Федеральным законом от 7 апреля 2020 г. N 118-ФЗ <238>, в Пояснительной записке к проекту которого наряду с прочим указывалось следующее: в настоящее время в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту России при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из отдельных видов внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между резидентами и нерезидентами, в рамках которых оказываются отдельные виды услуг в соответствии с заключенными между ними договорами (контрактами); законопроектом предусматривается расширение перечня случаев, по которым резидентам предоставляется право не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту России, возможностью проведения зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из внешнеторговых договоров (контрактов), условиями которых предусматривается оказание нерезидентам услуг, включенных в перечень услуг, утверждаемый Правительством РФ по согласованию с Банком России, за исключением услуг, по которым в комментируемом Законе предусмотрена такая возможность (п. 4, 5 и 11 ч. 2 комментируемой статьи).
Статья: Зачет взаимных требований по импортному и экспортному контрактам
(Самойлова М.Д.)
("Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)- при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из заключенных между резидентами и нерезидентами внешнеторговых договоров (контрактов), условиями которых предусмотрено оказание нерезидентам услуг, не указанных в ч. 2 ст. 19 Федерального закона N 173-ФЗ и включенных в перечень услуг, утвержденный Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ (п. 13). Указанный перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.09.2020 N 1516.
(Самойлова М.Д.)
("Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)- при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из заключенных между резидентами и нерезидентами внешнеторговых договоров (контрактов), условиями которых предусмотрено оказание нерезидентам услуг, не указанных в ч. 2 ст. 19 Федерального закона N 173-ФЗ и включенных в перечень услуг, утвержденный Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ (п. 13). Указанный перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.09.2020 N 1516.
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О валютном регулировании и валютном контроле"13) при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из заключенных между резидентами и нерезидентами внешнеторговых договоров (контрактов), условиями которых предусмотрено оказание нерезидентам услуг, не указанных в настоящей части и включенных в перечень услуг, утвержденный Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации;
(ред. от 28.12.2024)
"О валютном регулировании и валютном контроле"13) при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из заключенных между резидентами и нерезидентами внешнеторговых договоров (контрактов), условиями которых предусмотрено оказание нерезидентам услуг, не указанных в настоящей части и включенных в перечень услуг, утвержденный Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации;
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)Во исполнение внешнеторгового контракта общество ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза и задекларировало товар. При декларировании товара его таможенная стоимость определена обществом на основе стоимости сделки (первый метод).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)Во исполнение внешнеторгового контракта общество ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза и задекларировало товар. При декларировании товара его таможенная стоимость определена обществом на основе стоимости сделки (первый метод).
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)- не исполнять требование о репатриации денежных средств, в том числе требование о возврате в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам в качестве аванса в рамках импортного контракта в случае неисполнения нерезидентом своих обязательств;
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)- не исполнять требование о репатриации денежных средств, в том числе требование о возврате в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам в качестве аванса в рамках импортного контракта в случае неисполнения нерезидентом своих обязательств;
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)В международной коммерческой практике достаточно широко применяются так называемые бартерные, то есть товарообменные, операции. В одних случаях эти операции совершаются на основании и в рамках договора мены, в других - заключаются два договора купли-продажи (поставки), на основании которых осуществляются встречные поставки товаров, предусмотренных этими договорами. В последнем случае по каждому договору производится оплата поставленного товара либо обязательства по оплате погашаются зачетом встречных однородных требований. В тех случаях, когда товарообменная операция осуществляется на основании одного договора, такой договор будет являться договором (контрактом) мены, который принято называть просто бартером. Порядок контроля за бартерными операциями установлен Указом Президента РФ от 18 августа 1996 г. N 1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок" <1> и другими нормативными правовыми актами. Согласно п. 6 и 7 ст. 45 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" внешняя торговля товарами "с использованием внешнеторговых бартерных сделок может осуществляться только после оформления соответствующего паспорта внешнеторговой бартерной сделки, в котором в том числе указываются сведения о платежах с использованием денежных и (или) иных платежных средств, в случае, если внешнеторговая бартерная сделка осуществляется с частичным использованием денежных и (или) иных платежных средств" <2>. При декларировании товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в счет исполнения внешнеторговой бартерной сделки, в таможенные органы представляется паспорт внешнеторговой бартерной сделки.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)В международной коммерческой практике достаточно широко применяются так называемые бартерные, то есть товарообменные, операции. В одних случаях эти операции совершаются на основании и в рамках договора мены, в других - заключаются два договора купли-продажи (поставки), на основании которых осуществляются встречные поставки товаров, предусмотренных этими договорами. В последнем случае по каждому договору производится оплата поставленного товара либо обязательства по оплате погашаются зачетом встречных однородных требований. В тех случаях, когда товарообменная операция осуществляется на основании одного договора, такой договор будет являться договором (контрактом) мены, который принято называть просто бартером. Порядок контроля за бартерными операциями установлен Указом Президента РФ от 18 августа 1996 г. N 1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок" <1> и другими нормативными правовыми актами. Согласно п. 6 и 7 ст. 45 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" внешняя торговля товарами "с использованием внешнеторговых бартерных сделок может осуществляться только после оформления соответствующего паспорта внешнеторговой бартерной сделки, в котором в том числе указываются сведения о платежах с использованием денежных и (или) иных платежных средств, в случае, если внешнеторговая бартерная сделка осуществляется с частичным использованием денежных и (или) иных платежных средств" <2>. При декларировании товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в счет исполнения внешнеторговой бартерной сделки, в таможенные органы представляется паспорт внешнеторговой бартерной сделки.
Готовое решение: Представление сведений о валютных операциях и подтверждающих документов в банк для валютного контроля
(КонсультантПлюс, 2025)По внешнеэкономическому контракту (в том числе контракту с полной или частичной оплатой цифровыми правами), поставленному на учет, представляйте в банк УК документы, подтверждающие (п. п. 8.1, 8.11 Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И):
(КонсультантПлюс, 2025)По внешнеэкономическому контракту (в том числе контракту с полной или частичной оплатой цифровыми правами), поставленному на учет, представляйте в банк УК документы, подтверждающие (п. п. 8.1, 8.11 Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И):
Вопрос: Возможно ли произвести зачет встречных требований в валюте между резидентом и нерезидентом?
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2025)при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из заключенных между резидентами и нерезидентами внешнеторговых договоров (контрактов), условиями которых предусмотрено оказание нерезидентам услуг, не указанных в ч. 2 ст. 19 Закона N 173-ФЗ и включенных в перечень услуг, утвержденный Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России (п. 13 ч. 2 ст. 19 Закона N 173-ФЗ). Перечень услуг, при оказании которых резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации в случае проведения зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из заключенных между резидентами и нерезидентами внешнеторговых договоров (контрактов), условиями которых предусмотрено оказание нерезидентам услуг, утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.09.2020 N 1516;
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2025)при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из заключенных между резидентами и нерезидентами внешнеторговых договоров (контрактов), условиями которых предусмотрено оказание нерезидентам услуг, не указанных в ч. 2 ст. 19 Закона N 173-ФЗ и включенных в перечень услуг, утвержденный Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России (п. 13 ч. 2 ст. 19 Закона N 173-ФЗ). Перечень услуг, при оказании которых резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации в случае проведения зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из заключенных между резидентами и нерезидентами внешнеторговых договоров (контрактов), условиями которых предусмотрено оказание нерезидентам услуг, утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.09.2020 N 1516;
Вопрос: Об НДС при приобретении российской организацией услуг у иностранных лиц, которые переуступают права требования долга иностранному лицу, имеющему задолженность перед этой организацией.
(Письмо Минфина России от 11.07.2023 N 03-07-08/64496)Также у организации есть внешнеторговый контракт с другим нерезидентом, который имеет задолженность перед организацией за товары, поставленные в рамках экспортных операций.
(Письмо Минфина России от 11.07.2023 N 03-07-08/64496)Также у организации есть внешнеторговый контракт с другим нерезидентом, который имеет задолженность перед организацией за товары, поставленные в рамках экспортных операций.
Вопрос: Об НДС при выполнении капитального ремонта автомобильных дорог на территориях ДНР и ЛНР.
(Письмо Минфина России от 28.11.2022 N 03-07-07/116395)В соответствии с вышеуказанным деятельность организации по осуществлению строительно-монтажных работ на территории Луганской и Донецкой Народных Республик не может быть отнесена ни к внешнеэкономической деятельности, ни к деятельности, на которую в полной мере распространялось бы законодательство Российской Федерации о налогах и сборах. Все это создает правовую неопределенность в вопросе возмещения (зачета) НДС, уплаченного в бюджет Российской Федерации в процессе выполнения организацией своих контрактных обязательств.
(Письмо Минфина России от 28.11.2022 N 03-07-07/116395)В соответствии с вышеуказанным деятельность организации по осуществлению строительно-монтажных работ на территории Луганской и Донецкой Народных Республик не может быть отнесена ни к внешнеэкономической деятельности, ни к деятельности, на которую в полной мере распространялось бы законодательство Российской Федерации о налогах и сборах. Все это создает правовую неопределенность в вопросе возмещения (зачета) НДС, уплаченного в бюджет Российской Федерации в процессе выполнения организацией своих контрактных обязательств.
Статья: О юридическом посредничестве в цифровом сегменте финансового рынка
(Ионцев М.А.)
("Юридическая наука", 2025, N 1)Появление фигуры ИНД ЦФА в законодательстве обусловлено стремлением законодателя усовершенствовать механизм использования цифровых прав в качестве средства платежа по внешнеторговым договорам. При этом допустимым вариантом участия ИНД ЦФА в расчетах по внешнеторговым договорам (контрактам) является использование ЦФА в качестве учетной расчетной единицы клиринга, когда ИНД ЦФА сопоставляет в своих учетных записях денежные требования своих клиентов, которые обращены друг к другу, затем производит сопоставление их требований, проводит зачет, в соответствующем объеме отражает количество ЦФА, которые принадлежат конкретному лицу.
(Ионцев М.А.)
("Юридическая наука", 2025, N 1)Появление фигуры ИНД ЦФА в законодательстве обусловлено стремлением законодателя усовершенствовать механизм использования цифровых прав в качестве средства платежа по внешнеторговым договорам. При этом допустимым вариантом участия ИНД ЦФА в расчетах по внешнеторговым договорам (контрактам) является использование ЦФА в качестве учетной расчетной единицы клиринга, когда ИНД ЦФА сопоставляет в своих учетных записях денежные требования своих клиентов, которые обращены друг к другу, затем производит сопоставление их требований, проводит зачет, в соответствующем объеме отражает количество ЦФА, которые принадлежат конкретному лицу.
"Выплата доходов иностранным компаниям: налоги у источника выплаты"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)6. При проведении переговоров и согласовании условий контракта определите его налоговые последствия и пропишите их в контракте. Это поможет избежать споров между участниками внешнеэкономического контракта.
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)6. При проведении переговоров и согласовании условий контракта определите его налоговые последствия и пропишите их в контракте. Это поможет избежать споров между участниками внешнеэкономического контракта.
Статья: Можно ли провести взаимозачет с иностранным партнером?
(Егорова А.О.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)- при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из заключенных между резидентами и нерезидентами внешнеторговых договоров (контрактов), условиями которых предусмотрено оказание нерезидентам услуг, не указанных в настоящей части и включенных в перечень услуг, утвержденный Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ (п. 13);
(Егорова А.О.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)- при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из заключенных между резидентами и нерезидентами внешнеторговых договоров (контрактов), условиями которых предусмотрено оказание нерезидентам услуг, не указанных в настоящей части и включенных в перечень услуг, утвержденный Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ (п. 13);
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)13) при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из заключенных между резидентами и нерезидентами внешнеторговых договоров (контрактов), условиями которых предусмотрено оказание нерезидентам услуг, не указанных в настоящей части и включенных в перечень услуг, утвержденный Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)13) при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из заключенных между резидентами и нерезидентами внешнеторговых договоров (контрактов), условиями которых предусмотрено оказание нерезидентам услуг, не указанных в настоящей части и включенных в перечень услуг, утвержденный Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.