Зачет налогов разных уровней бюджета
Подборка наиболее важных документов по запросу Зачет налогов разных уровней бюджета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Президиума ВАС РФ от 05.04.2006 N 12747/05 по делу N А63-4234/2003-С4
Суд отменил постановление суда кассационной инстанции о прекращении производства по делу о признании незаконными действий налогового органа по проведению зачета излишне уплаченных сумм налога на прибыль и направил дело на новое рассмотрение в суд кассационной инстанции, так как рассматриваемый в настоящем деле спор имеет экономическую основу, по своему характеру является публично-правовым спором, возникшим из налоговых правоотношений, а следовательно подлежит разрешению в арбитражном суде.Довод суда кассационной инстанции о перераспределении в рамках консолидированного бюджета Ставропольского края средств, поступивших на счета бюджетов разных уровней, не имеет правового значения для оценки законности действий инспекции, поскольку зачет сумм излишне уплаченного налога осуществляется налоговыми органами исключительно в соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд отменил постановление суда кассационной инстанции о прекращении производства по делу о признании незаконными действий налогового органа по проведению зачета излишне уплаченных сумм налога на прибыль и направил дело на новое рассмотрение в суд кассационной инстанции, так как рассматриваемый в настоящем деле спор имеет экономическую основу, по своему характеру является публично-правовым спором, возникшим из налоговых правоотношений, а следовательно подлежит разрешению в арбитражном суде.Довод суда кассационной инстанции о перераспределении в рамках консолидированного бюджета Ставропольского края средств, поступивших на счета бюджетов разных уровней, не имеет правового значения для оценки законности действий инспекции, поскольку зачет сумм излишне уплаченного налога осуществляется налоговыми органами исключительно в соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Перечень важных документов на стадии принятия
("Главная книга", 2012, N 17)А причина в том, что поступления от налогов, в том числе переплата по ним, - это доходы соответствующего бюджета. И бюджетное законодательство на случай зачета налогов разного уровня не предусматривает возможности передачи денег между бюджетами.
("Главная книга", 2012, N 17)А причина в том, что поступления от налогов, в том числе переплата по ним, - это доходы соответствующего бюджета. И бюджетное законодательство на случай зачета налогов разного уровня не предусматривает возможности передачи денег между бюджетами.
"Уплата налогов и сборов: как получить отсрочку: Практическое пособие"
(Клокова А.В.)
("Омега-Л", 2008)Федеральный закон N 137-ФЗ также внес существенные изменения в главу 12 "Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм" НК РФ. Ранее возможность зачета излишне уплаченных сумм по одному налогу в счет другого зависела от того, к одному ли уровню бюджетной системы РФ они относятся. Новая редакция ст. 78 НК РФ предусматривает проведение зачета сумм излишне уплаченных налогов и сборов в бюджеты разных уровней бюджетной системы РФ. Сейчас в соответствии с пунктом 1 статьи 78 НК РФ можно зачесть переплаченный налог в задолженности по пеням и штрафам, а не только в недоимке или в предстоящих налоговых платежах, как было до этого времени. Кроме того, согласно пункту 14 статьи 78 НК РФ появилась возможность учесть или возвратить излишек не только по налогу, но и по авансовым платежам и даже штрафам. Кроме того, в ст. 78 НК РФ внесено дополнение о том, что если зачет в предстоящих платежах будет, как и ранее, проводиться только на основании заявления налогоплательщика, то зачет в недоимке возможен и по инициативе самих налоговых органов.
(Клокова А.В.)
("Омега-Л", 2008)Федеральный закон N 137-ФЗ также внес существенные изменения в главу 12 "Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм" НК РФ. Ранее возможность зачета излишне уплаченных сумм по одному налогу в счет другого зависела от того, к одному ли уровню бюджетной системы РФ они относятся. Новая редакция ст. 78 НК РФ предусматривает проведение зачета сумм излишне уплаченных налогов и сборов в бюджеты разных уровней бюджетной системы РФ. Сейчас в соответствии с пунктом 1 статьи 78 НК РФ можно зачесть переплаченный налог в задолженности по пеням и штрафам, а не только в недоимке или в предстоящих налоговых платежах, как было до этого времени. Кроме того, согласно пункту 14 статьи 78 НК РФ появилась возможность учесть или возвратить излишек не только по налогу, но и по авансовым платежам и даже штрафам. Кроме того, в ст. 78 НК РФ внесено дополнение о том, что если зачет в предстоящих платежах будет, как и ранее, проводиться только на основании заявления налогоплательщика, то зачет в недоимке возможен и по инициативе самих налоговых органов.
Нормативные акты
<Письмо> МНС РФ от 25.01.2002 N 21-2-05/3/02-6480
"О порядке передачи актов сверок"В связи с этим вопрос об образовавшейся переплате сумм платежей за загрязнение природной среды, отраженных в актах сверки расчетов налогоплательщиков с Федеральным экологическим фондом Российской Федерации, возврат (зачет) указанных сумм переплаты должен осуществляться на основании заключений налоговых органов в соответствии с положениями статей 78 и 79 Налогового кодекса Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 9 Инструкции о порядке ведения учета доходов федерального бюджета и распределения в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Минфина России от 14.12.99 N 91н.
"О порядке передачи актов сверок"В связи с этим вопрос об образовавшейся переплате сумм платежей за загрязнение природной среды, отраженных в актах сверки расчетов налогоплательщиков с Федеральным экологическим фондом Российской Федерации, возврат (зачет) указанных сумм переплаты должен осуществляться на основании заключений налоговых органов в соответствии с положениями статей 78 и 79 Налогового кодекса Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 9 Инструкции о порядке ведения учета доходов федерального бюджета и распределения в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Минфина России от 14.12.99 N 91н.
<Письмо> Минфина РФ от 06.04.2000 N 3-01-12/07-132
<О вопросах, связанных с распределением регулирующих доходов федерального бюджета в порядке межбюджетного регулирования>Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления могут проводить зачеты денежных средств только по тем федеральным налогам и сборам, по которым налоговым законодательством Российской Федерации предусмотрено перечисление федерального налога и сбора в бюджеты разного уровня (налог на прибыль (доход) предприятий и организаций, налог на игорный бизнес и т.п.), а также по региональным и местным налогам.
<О вопросах, связанных с распределением регулирующих доходов федерального бюджета в порядке межбюджетного регулирования>Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления могут проводить зачеты денежных средств только по тем федеральным налогам и сборам, по которым налоговым законодательством Российской Федерации предусмотрено перечисление федерального налога и сбора в бюджеты разного уровня (налог на прибыль (доход) предприятий и организаций, налог на игорный бизнес и т.п.), а также по региональным и местным налогам.
Статья: Суд решил
("Главная книга", 2015, N 3)ИФНС, доначисляя предпринимателю налог при УСНО за 2011 и 2012 гг., обязана уменьшить доначисленные суммы на неправомерно уплаченный им за эти же периоды минимальный налог. Суд решил, что распределение одного и того же налога по разным уровням бюджетов не может лишить налогоплательщика права на такой зачет.
("Главная книга", 2015, N 3)ИФНС, доначисляя предпринимателю налог при УСНО за 2011 и 2012 гг., обязана уменьшить доначисленные суммы на неправомерно уплаченный им за эти же периоды минимальный налог. Суд решил, что распределение одного и того же налога по разным уровням бюджетов не может лишить налогоплательщика права на такой зачет.
Статья: Перечисли налоги и работай спокойно (Начало)
(Горюнов В.)
("Бухгалтерия и банки", 2007, N 6)Нормы БК РФ построены на основе принципов самостоятельности бюджетов и разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней (ст. ст. 30 и 31 БК РФ), что в нормах налогового права преломляется в запрет осуществления зачетов любых налоговых платежей между бюджетами разных уровней (п. 10 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ). Следовательно, надлежащее исполнение банком расчетного документа о взыскании предполагает принятие банком в установленный законом срок мер, имеющих целью зачисление обязательного платежа в доход бюджета того уровня, которому он предназначен.
(Горюнов В.)
("Бухгалтерия и банки", 2007, N 6)Нормы БК РФ построены на основе принципов самостоятельности бюджетов и разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней (ст. ст. 30 и 31 БК РФ), что в нормах налогового права преломляется в запрет осуществления зачетов любых налоговых платежей между бюджетами разных уровней (п. 10 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ). Следовательно, надлежащее исполнение банком расчетного документа о взыскании предполагает принятие банком в установленный законом срок мер, имеющих целью зачисление обязательного платежа в доход бюджета того уровня, которому он предназначен.
Статья: Новое в законодательстве
(Кувшинов Ю.Г.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 1)Федеральный закон N 137-ФЗ внес существенные изменения в гл. 12 "Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм" НК РФ. Ранее возможность зачета излишне уплаченных сумм по одному налогу в счет другого зависела от того, к одному ли уровню бюджетной системы РФ они относятся. Новая редакция ст. 78 НК РФ предусматривает проведение зачета сумм излишне уплаченных налогов и сборов в бюджеты разных уровней бюджетной системы РФ. С пяти до десяти дней увеличен срок принятия налоговым органом решения о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей - он исчисляется со дня получения заявления налогоплательщика или подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если она проводилась.
(Кувшинов Ю.Г.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 1)Федеральный закон N 137-ФЗ внес существенные изменения в гл. 12 "Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм" НК РФ. Ранее возможность зачета излишне уплаченных сумм по одному налогу в счет другого зависела от того, к одному ли уровню бюджетной системы РФ они относятся. Новая редакция ст. 78 НК РФ предусматривает проведение зачета сумм излишне уплаченных налогов и сборов в бюджеты разных уровней бюджетной системы РФ. С пяти до десяти дней увеличен срок принятия налоговым органом решения о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей - он исчисляется со дня получения заявления налогоплательщика или подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если она проводилась.
Статья: ТСЖ на "упрощенке". Минимальный налог
(Шишкоедова Н.Н.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 7)Примечание редакции. При проведении зачета авансовых платежей по единому налогу в счет будущих налоговых отчислений следует учитывать некоторые особенности. По общему правилу, сформулированному в п. 1 ст. 78 НК РФ, зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по начисленным пеням. Действительно, согласно п. 1 ст. 12 НК РФ налоги и сборы в РФ разделяются на федеральные, региональные и местные. Их перечень приведен в ст. ст. 13 - 15 НК РФ. Налоги, уплачиваемые в рамках спецрежимов, в том числе УСНО, не отнесены указанными статьями ни к одному из видов налогов и сборов, однако в п. 7 ст. 12 НК РФ указано, что Налоговым кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не названные в ст. 13 НК РФ. Отсюда можно сделать вывод, что налог, уплачиваемый при применении УСНО, является федеральным. Вместе с тем согласно п. 2 ст. 56 БК РФ суммы налога, взимаемого в связи с применением УСНО (в том числе минимального налога), зачисляются в бюджеты субъектов РФ по нормативу 100%. Получается, что интересующий нас федеральный налог полностью зачисляется в бюджеты субъектов РФ. Имеет ли значение данный факт, если налогоплательщик желает зачесть сумму переплаты по единому налогу (федеральному налогу) в счет уплаты, например, транспортного налога (регионального налога)? Разъяснения Минфина России и ФНС России дают основания полагать, что для проведения зачета важен статус самого налога, а не методика его распределения между бюджетами разных уровней (см. Письма Минфина России от 11.01.2009 N 03-02-07/1-3, УФНС России по г. Санкт-Петербургу от 17.02.2009 N 17-10-02/04211@, УФНС России по г. Москве от 13.08.2009 N 16-15/083745).
(Шишкоедова Н.Н.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 7)Примечание редакции. При проведении зачета авансовых платежей по единому налогу в счет будущих налоговых отчислений следует учитывать некоторые особенности. По общему правилу, сформулированному в п. 1 ст. 78 НК РФ, зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по начисленным пеням. Действительно, согласно п. 1 ст. 12 НК РФ налоги и сборы в РФ разделяются на федеральные, региональные и местные. Их перечень приведен в ст. ст. 13 - 15 НК РФ. Налоги, уплачиваемые в рамках спецрежимов, в том числе УСНО, не отнесены указанными статьями ни к одному из видов налогов и сборов, однако в п. 7 ст. 12 НК РФ указано, что Налоговым кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не названные в ст. 13 НК РФ. Отсюда можно сделать вывод, что налог, уплачиваемый при применении УСНО, является федеральным. Вместе с тем согласно п. 2 ст. 56 БК РФ суммы налога, взимаемого в связи с применением УСНО (в том числе минимального налога), зачисляются в бюджеты субъектов РФ по нормативу 100%. Получается, что интересующий нас федеральный налог полностью зачисляется в бюджеты субъектов РФ. Имеет ли значение данный факт, если налогоплательщик желает зачесть сумму переплаты по единому налогу (федеральному налогу) в счет уплаты, например, транспортного налога (регионального налога)? Разъяснения Минфина России и ФНС России дают основания полагать, что для проведения зачета важен статус самого налога, а не методика его распределения между бюджетами разных уровней (см. Письма Минфина России от 11.01.2009 N 03-02-07/1-3, УФНС России по г. Санкт-Петербургу от 17.02.2009 N 17-10-02/04211@, УФНС России по г. Москве от 13.08.2009 N 16-15/083745).
Статья: Упрощенная система налогообложения. Арбитраж от 14.11.2007
("Малая бухгалтерия", 2007, N 8)ООО обратилось с заявлением в налоговый орган о зачете уплаченных ранее авансовых платежей в счет уплаты минимального налога. Налоговый орган в проведении зачета отказал, сообщив о невозможности зачета авансовых платежей по единому налогу в счет уплаты минимального налога ввиду их зачисления в бюджеты разных уровней.
("Малая бухгалтерия", 2007, N 8)ООО обратилось с заявлением в налоговый орган о зачете уплаченных ранее авансовых платежей в счет уплаты минимального налога. Налоговый орган в проведении зачета отказал, сообщив о невозможности зачета авансовых платежей по единому налогу в счет уплаты минимального налога ввиду их зачисления в бюджеты разных уровней.
Статья: Система гражданской юрисдикции Республики Беларусь: состояние и перспективы развития
(Скобелев В.П.)
("Вестник гражданского процесса", 2016, N 5)<3> См.: Скобелев В.П. Новеллы статьи 53 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь: решение существующей проблемы или порождение новых сложностей? // СПС "КонсультантПлюс". 2016. Вот только некоторые из возникающих проблем. Госпошлина по гражданским и экономическим делам уплачивается в бюджеты разного уровня, вследствие чего при передаче дела в суд неэкономического профиля обязательство по уплате госпошлины будет считаться заявителем неисполненным, при этом налоговое законодательство не предусматривает оснований для зачета или возврата суммы госпошлины, которая изначально была уплачена заявителем при обращении в суд экономической компетенции. Возникает вопрос, сохранят ли свое значение в гражданском процессе действия (акты), которые были совершены по делу в соответствии с правилами ХПК до момента фактической передачи дела в суд неэкономического профиля: ведь в хозяйственном процессе существуют институты (правила), которых нет в гражданском судопроизводстве, а сходные для обоих процессов институты (правила) имеют различия в регулировании.
(Скобелев В.П.)
("Вестник гражданского процесса", 2016, N 5)<3> См.: Скобелев В.П. Новеллы статьи 53 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь: решение существующей проблемы или порождение новых сложностей? // СПС "КонсультантПлюс". 2016. Вот только некоторые из возникающих проблем. Госпошлина по гражданским и экономическим делам уплачивается в бюджеты разного уровня, вследствие чего при передаче дела в суд неэкономического профиля обязательство по уплате госпошлины будет считаться заявителем неисполненным, при этом налоговое законодательство не предусматривает оснований для зачета или возврата суммы госпошлины, которая изначально была уплачена заявителем при обращении в суд экономической компетенции. Возникает вопрос, сохранят ли свое значение в гражданском процессе действия (акты), которые были совершены по делу в соответствии с правилами ХПК до момента фактической передачи дела в суд неэкономического профиля: ведь в хозяйственном процессе существуют институты (правила), которых нет в гражданском судопроизводстве, а сходные для обоих процессов институты (правила) имеют различия в регулировании.
Статья: Авансовые платежи по налогу на прибыль
(Федорович В.)
("Практический бухгалтерский учет", 2013, N 4)Хотя денежные средства и находятся в бюджетах разных уровней, финансисты неоднократно разъясняли, что пересчет сумм пеней, начисленных до момента принятия налоговым органом решения о зачете сумм излишне уплаченного налога, НК РФ не предусмотрен (упомянутые Письма Минфина России N 03-02-07/1-273, N 03-02-07/1-260, N 03-02-07/1-62). Налоговики же этим разъяснениям будут следовать неукоснительно.
(Федорович В.)
("Практический бухгалтерский учет", 2013, N 4)Хотя денежные средства и находятся в бюджетах разных уровней, финансисты неоднократно разъясняли, что пересчет сумм пеней, начисленных до момента принятия налоговым органом решения о зачете сумм излишне уплаченного налога, НК РФ не предусмотрен (упомянутые Письма Минфина России N 03-02-07/1-273, N 03-02-07/1-260, N 03-02-07/1-62). Налоговики же этим разъяснениям будут следовать неукоснительно.
Статья: Упрощенная система налогообложения. Арбитраж от 13.09.2005
("Малая бухгалтерия", 2005, N 4)Довод налогового органа о невозможности зачета авансовых платежей по единому налогу в счет уплаты минимального налога ввиду их зачисления по разным КБК в бюджеты разных уровней был отклонен судом.
("Малая бухгалтерия", 2005, N 4)Довод налогового органа о невозможности зачета авансовых платежей по единому налогу в счет уплаты минимального налога ввиду их зачисления по разным КБК в бюджеты разных уровней был отклонен судом.
Статья: Новости от 26.12.2006
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 1)Довод налоговиков о невозможности зачета авансовых платежей по единому налогу в счет уплаты минимального налога ввиду их зачисления в бюджеты разных уровней противоречит ст. 346.22 НК РФ.
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 1)Довод налоговиков о невозможности зачета авансовых платежей по единому налогу в счет уплаты минимального налога ввиду их зачисления в бюджеты разных уровней противоречит ст. 346.22 НК РФ.
Вопрос: Организация, применявшая общую систему налогообложения, с 1 января 2007 г. перешла на упрощенную систему налогообложения. Вправе ли указанная организация подать заявление в налоговый орган о зачете излишне уплаченных сумм НДС в счет предстоящих платежей по единому налогу?
(Консультация эксперта, 2007)Таким образом, в 2007 г. излишне уплаченные суммы НДС не могут быть зачтены в счет предстоящих платежей по единому налогу, поскольку указанные налоги зачисляются в бюджет разных уровней.
(Консультация эксперта, 2007)Таким образом, в 2007 г. излишне уплаченные суммы НДС не могут быть зачтены в счет предстоящих платежей по единому налогу, поскольку указанные налоги зачисляются в бюджет разных уровней.