Зачет налога на прибыль между бюджетами
Подборка наиболее важных документов по запросу Зачет налога на прибыль между бюджетами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Налог на прибыль с доходов представительства российской организации за рубежом
(КонсультантПлюс, 2025)Иностранный налог к зачету нужно распределить между федеральным и региональным бюджетами пропорционально доле российского налога на прибыль в федеральный и региональный бюджеты в общей сумме налога на прибыль (п. п. 97, 164 Порядка заполнения (представления) декларации по налогу на прибыль).
(КонсультантПлюс, 2025)Иностранный налог к зачету нужно распределить между федеральным и региональным бюджетами пропорционально доле российского налога на прибыль в федеральный и региональный бюджеты в общей сумме налога на прибыль (п. п. 97, 164 Порядка заполнения (представления) декларации по налогу на прибыль).
"Годовой отчет - 2024"
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)Для зачета распределите "зарубежный" налог между федеральным и региональным бюджетами исходя из удельного веса суммы налога на прибыль в указанные бюджеты (строки 190 и 200 листа 02) в общей сумме налога фирмы (строка 180 листа 02).
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)Для зачета распределите "зарубежный" налог между федеральным и региональным бюджетами исходя из удельного веса суммы налога на прибыль в указанные бюджеты (строки 190 и 200 листа 02) в общей сумме налога фирмы (строка 180 листа 02).
Нормативные акты
Определение Конституционного Суда РФ от 10.01.2002 N 5-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Спецремстройнефть" на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 2 статьи 8 Закона Российской Федерации
"О налоге на прибыль предприятий и организаций"Суммы налога на прибыль, подлежащие уплате в бюджет по отчетным периодам (авансовые взносы), определяются налогоплательщиком самостоятельно на основании бухгалтерского учета и отчетности и с зачетом ранее начисленных сумм платежей. Определение разницы между суммой уплаченных авансовых взносов и фактически полученной прибылью - налогооблагаемой базой по итогам отчетных и налоговых периодов направлено на уплату в бюджет налога в уточненных суммах и не является налоговой недоимкой, влекущей применение санкции. При этом излишне внесенные суммы налога засчитываются в счет очередных платежей или возвращаются плательщику в десятидневный срок со дня получения его письменного заявления (пункт 4 статьи 8).
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Спецремстройнефть" на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 2 статьи 8 Закона Российской Федерации
"О налоге на прибыль предприятий и организаций"Суммы налога на прибыль, подлежащие уплате в бюджет по отчетным периодам (авансовые взносы), определяются налогоплательщиком самостоятельно на основании бухгалтерского учета и отчетности и с зачетом ранее начисленных сумм платежей. Определение разницы между суммой уплаченных авансовых взносов и фактически полученной прибылью - налогооблагаемой базой по итогам отчетных и налоговых периодов направлено на уплату в бюджет налога в уточненных суммах и не является налоговой недоимкой, влекущей применение санкции. При этом излишне внесенные суммы налога засчитываются в счет очередных платежей или возвращаются плательщику в десятидневный срок со дня получения его письменного заявления (пункт 4 статьи 8).
Определение Конституционного Суда РФ от 13.11.2001 N 225-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб государственных унитарных предприятий "Арктикморнефтегазразведка" и "123 Авиационный ремонтный завод", открытых акционерных обществ "Горно-металлургический комбинат "Печенганикель", "Салаватнефтеоргсинтез" и "Таймырэнерго" на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 2 статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций"Суммы налога на прибыль, подлежащие уплате в бюджет по отчетным периодам (авансовые взносы), определяются налогоплательщиком самостоятельно на основании бухгалтерского учета и отчетности и с зачетом ранее начисленных сумм платежей. Определение разницы между суммой уплаченных авансовых взносов и фактически полученной прибылью - налогооблагаемой базой по итогам отчетных и налоговых периодов направлено на уплату в бюджет налога в уточненных суммах и не является налоговой недоимкой, влекущей применение санкции. При этом излишне внесенные суммы налога засчитываются в счет очередных платежей или возвращаются плательщику в десятидневный срок со дня получения его письменного заявления (пункт 4 статьи 8).
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб государственных унитарных предприятий "Арктикморнефтегазразведка" и "123 Авиационный ремонтный завод", открытых акционерных обществ "Горно-металлургический комбинат "Печенганикель", "Салаватнефтеоргсинтез" и "Таймырэнерго" на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 2 статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций"Суммы налога на прибыль, подлежащие уплате в бюджет по отчетным периодам (авансовые взносы), определяются налогоплательщиком самостоятельно на основании бухгалтерского учета и отчетности и с зачетом ранее начисленных сумм платежей. Определение разницы между суммой уплаченных авансовых взносов и фактически полученной прибылью - налогооблагаемой базой по итогам отчетных и налоговых периодов направлено на уплату в бюджет налога в уточненных суммах и не является налоговой недоимкой, влекущей применение санкции. При этом излишне внесенные суммы налога засчитываются в счет очередных платежей или возвращаются плательщику в десятидневный срок со дня получения его письменного заявления (пункт 4 статьи 8).
Вопрос: О зачете сумм излишне уплаченного ответственным участником КГН налога на прибыль после прекращения в 2023 г. действия договоров о создании КГН.
(Письмо Минфина России от 29.12.2022 N 03-02-07/129552)В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций, зачисленного в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, не учитываются при формировании сальдо единого налогового счета и признаются зачтенными в счет исполнения предстоящих обязанностей по уплате указанного налога без заявления налогоплательщика, за исключением случая, если при исчислении разницы между суммами, указанными в части 4 указанной статьи, без учета таких сумм налога на прибыль организаций она составила отрицательную величину. В этом случае суммы излишне уплаченного по состоянию на 31.12.2022 налога на прибыль организаций, зачисленные в бюджет субъекта Российской Федерации и учитываемые при формировании сальдо единого налогового счета, зачитываются в счет погашения сумм неисполненных обязанностей начиная с наименьшей суммы. Остаток излишне уплаченного налога, не учтенного при формировании сальдо единого налогового счета, признается зачтенным в счет исполнения предстоящих обязанностей по уплате указанного налога, зачисляемого в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации.
(Письмо Минфина России от 29.12.2022 N 03-02-07/129552)В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций, зачисленного в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, не учитываются при формировании сальдо единого налогового счета и признаются зачтенными в счет исполнения предстоящих обязанностей по уплате указанного налога без заявления налогоплательщика, за исключением случая, если при исчислении разницы между суммами, указанными в части 4 указанной статьи, без учета таких сумм налога на прибыль организаций она составила отрицательную величину. В этом случае суммы излишне уплаченного по состоянию на 31.12.2022 налога на прибыль организаций, зачисленные в бюджет субъекта Российской Федерации и учитываемые при формировании сальдо единого налогового счета, зачитываются в счет погашения сумм неисполненных обязанностей начиная с наименьшей суммы. Остаток излишне уплаченного налога, не учтенного при формировании сальдо единого налогового счета, признается зачтенным в счет исполнения предстоящих обязанностей по уплате указанного налога, зачисляемого в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статья: Первый опыт применения единого налогового счета для бизнеса в России
(Громов В.В.)
("Финансы", 2023, N 7)В-третьих, ввиду падения мировых цен на сырье в 2022 г. в бюджетной системе образовались огромные по суммам переплаты налога на прибыль. Их экспортеры и начали возвращать. Между тем сам возврат не является типичной реакцией бизнеса на переплату, которую обычно оставляют в счет предстоящих налоговых обязательств перед бюджетом. Единого мнения о мотивации налогоплательщиков в сложившейся ситуации нет. С одной стороны, возвраты интерпретируются эффективным управлением ликвидностью, поскольку переплата могла превышать даже плановые суммы налога на 2023 г. <23> С другой стороны, есть мнение, что именно путаница в переплатах и зачетах налогов, возникшая в связи с введением ЕНС, подтолкнула бизнес возвращать переплаты по налогу на прибыль <24>. Если принять второе мнение как более верное, то технический "минус" предстает как реакция крупнейших налогоплательщиков на неотработанный механизм недостаточно понятных списаний и непрозрачного (на данный момент) механизма формирования сальдо расчетов.
(Громов В.В.)
("Финансы", 2023, N 7)В-третьих, ввиду падения мировых цен на сырье в 2022 г. в бюджетной системе образовались огромные по суммам переплаты налога на прибыль. Их экспортеры и начали возвращать. Между тем сам возврат не является типичной реакцией бизнеса на переплату, которую обычно оставляют в счет предстоящих налоговых обязательств перед бюджетом. Единого мнения о мотивации налогоплательщиков в сложившейся ситуации нет. С одной стороны, возвраты интерпретируются эффективным управлением ликвидностью, поскольку переплата могла превышать даже плановые суммы налога на 2023 г. <23> С другой стороны, есть мнение, что именно путаница в переплатах и зачетах налогов, возникшая в связи с введением ЕНС, подтолкнула бизнес возвращать переплаты по налогу на прибыль <24>. Если принять второе мнение как более верное, то технический "минус" предстает как реакция крупнейших налогоплательщиков на неотработанный механизм недостаточно понятных списаний и непрозрачного (на данный момент) механизма формирования сальдо расчетов.
Статья: Единый налоговый платеж - главное новшество 2023 года
(Овчинникова И.В.)
("Главная книга", 2023, N 1)- налог/авансовые платежи по налогу на прибыль к уплате в бюджет субъекта РФ распределяются между головным офисом и обособленным подразделением пропорционально доле прибыли. Распределенный налог нужно платить по месту нахождения ОП и по месту нахождения головной организации <18>. Декларации подаются также по месту учета головной организации и по месту учета каждого ОП <19>;
(Овчинникова И.В.)
("Главная книга", 2023, N 1)- налог/авансовые платежи по налогу на прибыль к уплате в бюджет субъекта РФ распределяются между головным офисом и обособленным подразделением пропорционально доле прибыли. Распределенный налог нужно платить по месту нахождения ОП и по месту нахождения головной организации <18>. Декларации подаются также по месту учета головной организации и по месту учета каждого ОП <19>;
Статья: Расчеты с бюджетом - 2023
(Лимонникова А.С.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)Так, ч. 5 предусмотрено, что суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций, зачисленного в бюджет соответствующего субъекта РФ, не учитываются при формировании сальдо ЕНС и признаются зачтенными в счет исполнения предстоящих обязанностей по уплате указанного налога без заявления налогоплательщика, за исключением случая, если без учета обозначенной суммы сальдо ЕСН на 01.01.2023 составляет отрицательную величину. В этом случае суммы излишне уплаченного по состоянию на 31.12.2022 налога на прибыль организаций, зачисленные в бюджет субъекта РФ и учитываемые при формировании сальдо ЕНС, зачитываются в счет погашения сумм неисполненных обязанностей начиная с наименьшей суммы. Остаток излишне уплаченного налога, не учтенного при формировании сальдо ЕНС, признается зачтенным в счет исполнения предстоящих обязанностей по уплате указанного налога, зачисляемого в бюджет соответствующего субъекта РФ.
(Лимонникова А.С.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)Так, ч. 5 предусмотрено, что суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций, зачисленного в бюджет соответствующего субъекта РФ, не учитываются при формировании сальдо ЕНС и признаются зачтенными в счет исполнения предстоящих обязанностей по уплате указанного налога без заявления налогоплательщика, за исключением случая, если без учета обозначенной суммы сальдо ЕСН на 01.01.2023 составляет отрицательную величину. В этом случае суммы излишне уплаченного по состоянию на 31.12.2022 налога на прибыль организаций, зачисленные в бюджет субъекта РФ и учитываемые при формировании сальдо ЕНС, зачитываются в счет погашения сумм неисполненных обязанностей начиная с наименьшей суммы. Остаток излишне уплаченного налога, не учтенного при формировании сальдо ЕНС, признается зачтенным в счет исполнения предстоящих обязанностей по уплате указанного налога, зачисляемого в бюджет соответствующего субъекта РФ.
Вопрос: О налоге на прибыль в отношении дивидендов, если на дату принятия решения о выплате дивидендов сумма полученных дивидендов превышает общую сумму дивидендов, подлежащую распределению.
(Письмо Минфина России от 24.07.2025 N 03-04-06/71714)Согласно положениям пункта 5 статьи 275 Кодекса указанный показатель представляет собой общую сумму дивидендов, полученных российской организацией в текущем отчетном (налоговом) периоде и предыдущих отчетных (налоговых) периодах (за исключением дивидендов, перечисленных в абзаце седьмом пункта 5 статьи 275 Кодекса) к моменту распределения дивидендов в пользу налогоплательщиков - получателей дивидендов, при условии, что указанная сумма дивидендов ранее не учитывалась при определении суммы налога по формуле, предусмотренной пунктом 5 статьи 275 Кодекса, и (или) при расчете величины зачета налога на прибыль организаций в соответствии с пунктом 3.1 статьи 214 Кодекса.
(Письмо Минфина России от 24.07.2025 N 03-04-06/71714)Согласно положениям пункта 5 статьи 275 Кодекса указанный показатель представляет собой общую сумму дивидендов, полученных российской организацией в текущем отчетном (налоговом) периоде и предыдущих отчетных (налоговых) периодах (за исключением дивидендов, перечисленных в абзаце седьмом пункта 5 статьи 275 Кодекса) к моменту распределения дивидендов в пользу налогоплательщиков - получателей дивидендов, при условии, что указанная сумма дивидендов ранее не учитывалась при определении суммы налога по формуле, предусмотренной пунктом 5 статьи 275 Кодекса, и (или) при расчете величины зачета налога на прибыль организаций в соответствии с пунктом 3.1 статьи 214 Кодекса.
Вопрос: О зачете сумм излишне уплаченного ответственным участником КГН налога на прибыль после прекращения в 2023 г. действия договоров о создании КГН.
(Письмо Минфина России от 14.12.2022 N 03-02-07/122805)Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" установлено, что суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций, зачисленного в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, не учитываются при формировании сальдо единого налогового счета и признаются зачтенными в счет исполнения предстоящих обязанностей по уплате указанного налога без заявления налогоплательщика, за исключением случая, если при исчислении разницы между суммами, указанными в части 4 указанной статьи, без учета таких сумм налога на прибыль организаций она составила отрицательную величину. В этом случае суммы излишне уплаченного по состоянию на 31.12.2022 налога на прибыль организаций, зачисленные в бюджет субъекта Российской Федерации и учитываемые при формировании сальдо единого налогового счета, зачитываются в счет погашения сумм неисполненных обязанностей начиная с наименьшей суммы. Остаток излишне уплаченного налога, не учтенного при формировании сальдо единого налогового счета, признается зачтенным в счет исполнения предстоящих обязанностей по уплате указанного налога, зачисляемого в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации.
(Письмо Минфина России от 14.12.2022 N 03-02-07/122805)Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" установлено, что суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций, зачисленного в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, не учитываются при формировании сальдо единого налогового счета и признаются зачтенными в счет исполнения предстоящих обязанностей по уплате указанного налога без заявления налогоплательщика, за исключением случая, если при исчислении разницы между суммами, указанными в части 4 указанной статьи, без учета таких сумм налога на прибыль организаций она составила отрицательную величину. В этом случае суммы излишне уплаченного по состоянию на 31.12.2022 налога на прибыль организаций, зачисленные в бюджет субъекта Российской Федерации и учитываемые при формировании сальдо единого налогового счета, зачитываются в счет погашения сумм неисполненных обязанностей начиная с наименьшей суммы. Остаток излишне уплаченного налога, не учтенного при формировании сальдо единого налогового счета, признается зачтенным в счет исполнения предстоящих обязанностей по уплате указанного налога, зачисляемого в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации.
Вопрос: Об отдельных вопросах, связанных с введением единого налогового платежа с 01.01.2023.
(Письмо ФНС России от 17.02.2023 N КЧ-4-8/1960@)Не учтенный в соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона N 263-ФЗ остаток излишне уплаченного налога на прибыль организаций, зачисленного в бюджет субъекта Российской Федерации, признается зачтенным в счет исполнения предстоящей обязанности организации по уплате налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации.
(Письмо ФНС России от 17.02.2023 N КЧ-4-8/1960@)Не учтенный в соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона N 263-ФЗ остаток излишне уплаченного налога на прибыль организаций, зачисленного в бюджет субъекта Российской Федерации, признается зачтенным в счет исполнения предстоящей обязанности организации по уплате налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации.