Юридический позитивизм



Подборка наиболее важных документов по запросу Юридический позитивизм (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Принцип правовой определенности
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)
Согласно либертарно-юридической концепции В.С. Нерсесянца, конституирующим признаком права, выражающим его сущность, является формальное равенство, которое включает в себя такие компоненты, как абстрактно-всеобщую равную меру, формальность свободы и справедливости. Право как форма (правовая форма общественных отношений) и есть в онтологическом плане совокупность этих формальных свойств и характеристик права - равенства, свободы и справедливости. Либертарно-юридическая теория различения права и закона (позитивного права) направлена как против легизма (юридического позитивизма), так и против смешения права с моралью, нравственностью и другими видами неправовых социальных норм (Пресняков М.В. Конституционная концепция принципа справедливости / под ред. Г.Н. Комковой. М.: ДМК Пресс, 2009. 384 с.). Либертарно-юридическая концепция В.С. Нерсесянца, наряду с сохранением формально-юридических свойств права, предлагает правоприменителю понятный для него принцип формального равенства субъектов права в качестве сущности права. Тем самым она дает критерий различия правового и неправового закона, а также максимально абстрактную правовую норму для руководства в сложных случаях правоприменения.
Статья: Духовно-идеалистические основания правового учения И.А. Ильина
(Усольцев Е.Ю.)
("Журнал российского права", 2025, N 10)
Релятивистский подход, действующий в правовой науке, как указывает профессор Университета Стокгольма Т. Спаак, выступает разновидностью морального релятивизма, в рамках которого "не существует таких вещей, как объективно абсолютное добро, абсолютное право или абсолютная справедливость; есть только то, что хорошо, правильно или только относится к тем или иным моральным принципам" <20>. Релятивизм в такой форме он относит к уровню наблюдателя, а не участника <21>. Самым известным сторонником релятивистской модели познания, в том числе в области правоведения, является Г. Кельзен, для которого противостоянию абсолютизма и релятивизма соответствует борьба естественно-правовой теории и юридического позитивизма. Отсюда естественно-правовая теория предполагает существование в праве абсолютной справедливости, которая может быть познана человеком. Позитивизм же, напротив, ограничивает познавательную способность человеческого разума и отрицает абсолютную справедливость <22>. Вот почему для И.А. Ильина релятивизм в праве неприемлем, поскольку он противоречит пониманию нормального правосознания, в котором сущностное значение всегда сохраняется за естественным правом, возвышающимся над правом положительным. Следовательно, концепция Ильина о нормальном правосознании и правовой релятивизм антагонистичны, их совмещение или сосуществование в рамках одной теории невозможно.
показать больше документов

Нормативные акты

Постановление ЕСПЧ от 05.03.2018
"Дело "Наит-Лиман (Nait-Liman) против Швейцарии" (жалоба N 51357/07) [рус., англ.]
Позитивисты верят, что авторитет закону придает не мораль, а его принятие и признание представителями государства (см.: H.L.A. Hart. The Concept of Law. Clarendon Law Series, 1961). Таким образом, позитивизм отделяет закон от морали. Аналогичному подходу следуют и большинство судей, которые пришли к выводу, что внутригосударственные суды юридически не обязаны осуществлять универсальную юрисдикцию. В общем плане эта позиция правильна, однако настоящее дело особенное, и здесь подобная позиция подрывает обеспечение эффективной защиты от пыток - одного из самых серьезных нарушений прав человека (причем это было признано на международном уровне). Указанную презумпцию необходимо сформулировать наоборот: внутригосударственные власти обязаны разделять общие ценности и должны предпринимать все усилия по реализации права на доступ к правосудию.
показать больше документов