Юридическая сила СНиП



Подборка наиболее важных документов по запросу Юридическая сила СНиП (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15.11.2023 N 88А-23267/2023 по делу N 2а-6010/2022 (УИД 54RS0010-01-2022-009269-93)
Об оставлении без изменения решения Центрального районного суда г. Новосибирска от 05.12.2022, которым отказано в признании недействующим постановления мэрии города Новосибирска от 10.08.2022 N 2717 "Об установлении публичного сервитута в целях размещения тепловых сетей в Октябрьском районе" в отношении части земельного участка.
Учитывая вышеуказанные нормы материального права, а также конкретные обстоятельства настоящего административного дела, выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения требований являются правильными. Возникшие правоотношения, связанные с возможностью размещение тепловых сетей на земельных участках, на которых расположены образовательные учреждения, урегулированы в том числе СП 2.4.3648-20 и СНиП 41-02-2003, то есть нормативными актами, имеющими равную юридическую силу, системное толкование содержания которых не свидетельствует об установлении императивного запрета на размещение на части земельного участка на котором находится общежитие образовательного учреждения высшего образования и не расположено само учреждение транзитных тепловых сетей. Следует также отметить, что с учетом плотности застройки спорной территории, уже имеющейся системы коммуникаций, теплоснабжающей организацией была обоснована невозможность иных вариантов прокладки тепловой сети для подключения строящихся объектов.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 7 "Муниципальные правовые акты" Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации""Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, проанализировав положения части 4 статьи 7, частей 1, 3, 4 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 3 части 2 статьи 8, статей 30 35 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации пришел к выводу о том, что Правила землепользования и застройки города Дивногорска приняты уполномоченным органом, с соблюдением процедуры, официально опубликованы. Проанализировав положения пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, "ОК 013-2014 (СНС 2008). Общероссийский классификатор основных фондов", принятого и введенного в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 декабря 2014 г. N 2018-ст, пункта 3.37 СП 42.13330.2016 "СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 1034/пр, указал, что согласно разделу III оспариваемых Правил на территориальную зону "автомобильный транспорт" ИТ-1 не распространяется действие градостроительного регламента, вследствие чего в оспариваемой части Правила нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу не противоречит."
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Правовое значение технического регулирования в системе законодательства о капитальном строительстве
(Чумакова О.В.)
("Хозяйство и право", 2025, N 5)
Отдельные правоведы подчеркивают особую значимость строительных норм и правил в регулировании отношений в сфере капитального строительства. Они выделяют несколько уровней нормативных документов, различающихся по своей сфере применения и обязательности выполнения. В частности, они классифицируют документы на федеральные (СП, СНиПы, ГОСТы РФ в области строительства), региональные (территориальные строительные нормы) и отраслевые (стандарты организаций) <12>. При этом важно отметить, что не все документы имеют одинаковую юридическую силу. Например, СНиПы и территориальные строительные нормы содержат исключительно обязательные нормы, в то время как некоторые ГОСТы могут содержать как обязательные, так и рекомендательные положения. Своды правил (СП), как правило, содержат только рекомендательные положения, способствующие оптимизации строительных процессов и повышению качества работ. Это многоуровневое регулирование обеспечивает гибкость системы, позволяя учитывать специфику различных регионов и отраслей, при одновременном обеспечении общей базы технических требований в целях достижения безопасности, надежности и качества капитального строительства.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)
С учетом того что ведется постоянная работа по актуализации СНиП, на практике возникает множество вопросов о юридической силе актуализированных редакций СНиП. Эти вопросы связаны с тем, что при актуализации СНиП он получает новый реестровый номер и формально оказывается не включенным в Перечень стандартов.
показать больше документов

Нормативные акты

Постановление Госкомтруда СССР, Минюста СССР, Секретариата ВЦСПС от 10.07.1990 N 273/К-14-440/11-41
"Об утверждении нормативов численности работников юридической службы"
2.2. Площадь помещения юридической службы определяется на основании СНиП 2.09.04-87 <*> с учетом особенностей труда и требований рационального размещения необходимого оборудования. При этом работникам юридической службы в силу специфики правовой работы предоставляется отдельное помещение (с учетом приема посетителей).
Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 27.12.2021 N АКПИ21-856
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 44 и 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47>
Ссылки административного истца на противоречие оспариваемых положений нормативного правового акта постановлению Правительства Российской Федерации "Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства", постановлению Правительства Российской Федерации "Об утверждении минимальных требований к членам саморегулируемой организации, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт особо опасных, технически сложных и уникальных объектов", ГОСТ 31937-2011 "Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния", ГОСТ Р 56194-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги проведения технических осмотров многоквартирных домов и определение на их основе плана работ, перечня работ. Общие требования", СП 47.13330.2016. "Свод правил. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96" не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку согласно части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет оспариваемый нормативный правовой акт или его часть на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
показать больше документов