Явное неуважение к обществу
Подборка наиболее важных документов по запросу Явное неуважение к обществу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок или общественную безопасность: Гражданин оспаривает привлечение к ответственности за мелкое хулиганство
(КонсультантПлюс, 2025)Уполномоченный орган (суд) привлек Гражданина к ответственности по ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ за нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, уничтожением (повреждением) чужого имущества (мелкое хулиганство).
(КонсультантПлюс, 2025)Уполномоченный орган (суд) привлек Гражданина к ответственности по ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ за нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, уничтожением (повреждением) чужого имущества (мелкое хулиганство).
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 213 "Хулиганство" УК РФ"Так, обязательным признаком хулиганства является грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)Статья 15.1-1. Порядок ограничения доступа к информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)Статья 15.1-1. Порядок ограничения доступа к информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации
Ситуация: Какие обязанности возлагаются на блогера при размещении общедоступной информации на сайте в сети Интернет?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)информации, оскорбляющей человеческое достоинство и общественную нравственность, выражающей явное неуважение к обществу, содержащей изображение действий с признаками противоправных, в том числе насильственных, и распространяемой из хулиганских, корыстных или иных низменных побуждений. В отдельных случаях распространение такой информации не влечет административную ответственность, например в случае распространения фото- и видеоматериалов, которые предназначены для использования в научных или медицинских целях.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)информации, оскорбляющей человеческое достоинство и общественную нравственность, выражающей явное неуважение к обществу, содержащей изображение действий с признаками противоправных, в том числе насильственных, и распространяемой из хулиганских, корыстных или иных низменных побуждений. В отдельных случаях распространение такой информации не влечет административную ответственность, например в случае распространения фото- и видеоматериалов, которые предназначены для использования в научных или медицинских целях.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 15.1-1. Порядок ограничения доступа к информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации
(ред. от 24.06.2025)
"Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 15.1-1. Порядок ограничения доступа к информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)4. Публичное распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, а равно публичное осквернение символов воинской славы России, публичное оскорбление памяти защитников Отечества либо публичное унижение чести и достоинства ветерана Великой Отечественной войны, в том числе совершенные с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет"), -
(ред. от 04.11.2025)4. Публичное распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, а равно публичное осквернение символов воинской славы России, публичное оскорбление памяти защитников Отечества либо публичное унижение чести и достоинства ветерана Великой Отечественной войны, в том числе совершенные с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет"), -
Статья: Ответственность за травлю (буллинг)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании ст. 20.1 КоАП РФ возможно привлечение к ответственности за мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, а также за распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании ст. 20.1 КоАП РФ возможно привлечение к ответственности за мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, а также за распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность.
Статья: Уголовная ответственность за осуществление магической практики (колдовство)
(Хромов Е.В.)
("Уголовное право", 2025, N 10)Так, мировым судьей принято решение о применении принудительных мер медицинского характера в отношении "колдуна" и "магистра магии вуду" в связи с совершением общественно опасного деяния, запрещенного ч. 1 ст. 148 УК РФ, связанного с проведением перед объективами камер обряда жертвоприношения животного (петуха) на погребальном полотне с целью физического устранения лидера сопредельного государства <30>. Грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, с использованием религиозных атрибутов при проведении оккультно-мистических ритуалов признается правоприменителем при наличии иных оснований идеальной совокупностью преступлений, предусмотренных ст. 148, п. "б" ч. 1 ст. 213 УК РФ <31>.
(Хромов Е.В.)
("Уголовное право", 2025, N 10)Так, мировым судьей принято решение о применении принудительных мер медицинского характера в отношении "колдуна" и "магистра магии вуду" в связи с совершением общественно опасного деяния, запрещенного ч. 1 ст. 148 УК РФ, связанного с проведением перед объективами камер обряда жертвоприношения животного (петуха) на погребальном полотне с целью физического устранения лидера сопредельного государства <30>. Грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, с использованием религиозных атрибутов при проведении оккультно-мистических ритуалов признается правоприменителем при наличии иных оснований идеальной совокупностью преступлений, предусмотренных ст. 148, п. "б" ч. 1 ст. 213 УК РФ <31>.
Статья: Хулиганство: новое хорошо забытое старое. Свежие разъяснения Пленума ВС РФ
(Крамзин А.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 2)Согласно ч. 1 ст. 213 УК РФ хулиганство представляет собой грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу. Сама по себе данная формулировка во многом является оценочной, т.е. квалификация действий нарушителя остается на усмотрение суда, на что и указано в разъяснениях.
(Крамзин А.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 2)Согласно ч. 1 ст. 213 УК РФ хулиганство представляет собой грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу. Сама по себе данная формулировка во многом является оценочной, т.е. квалификация действий нарушителя остается на усмотрение суда, на что и указано в разъяснениях.
Статья: Разграничение хулиганства в уголовном и административном праве
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2007 N 45 "О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве и иных преступлений, совершенных из хулиганских побуждений" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2007 N 45) уголовно наказуемым хулиганством может быть признано только такое грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, которое совершено с применением насилия к гражданам или с угрозой его применения, либо по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, либо на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте, а также на любом ином транспорте общего пользования.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2007 N 45 "О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве и иных преступлений, совершенных из хулиганских побуждений" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2007 N 45) уголовно наказуемым хулиганством может быть признано только такое грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, которое совершено с применением насилия к гражданам или с угрозой его применения, либо по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, либо на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте, а также на любом ином транспорте общего пользования.
Статья: Публичная демонстрация совершаемого преступления: законодательная регламентация и квалификация
(Скрипченко Н.Ю.)
("Российская юстиция", 2025, N 9)Нарушение запрета на распространение информации, оскорбляющей человеческое достоинство и общественную нравственность, выражающей явное неуважение к обществу, содержащей изображение действий с признаками противоправных, в том числе насильственных, определено в качестве административного правонарушения, влекущего наложение штрафных санкций и конфискацию оборудования, использованного для изготовления такой информации (ч. 12 ст. 13.15 КоАП РФ). Расширение перечня деяний, наказуемых в административном порядке, обеспечило в том числе неотвратимость ответственности лиц, транслирующих в информационных сетях действия, только имитирующие издевательства и насилие (а в действительности их "жертвы" являются выгодоприобретателями и терпят "унижение", играя отведенную сценарием роль).
(Скрипченко Н.Ю.)
("Российская юстиция", 2025, N 9)Нарушение запрета на распространение информации, оскорбляющей человеческое достоинство и общественную нравственность, выражающей явное неуважение к обществу, содержащей изображение действий с признаками противоправных, в том числе насильственных, определено в качестве административного правонарушения, влекущего наложение штрафных санкций и конфискацию оборудования, использованного для изготовления такой информации (ч. 12 ст. 13.15 КоАП РФ). Расширение перечня деяний, наказуемых в административном порядке, обеспечило в том числе неотвратимость ответственности лиц, транслирующих в информационных сетях действия, только имитирующие издевательства и насилие (а в действительности их "жертвы" являются выгодоприобретателями и терпят "унижение", играя отведенную сценарием роль).
Статья: Хулиганские действия на транспорте: актуальные проблемы уголовно-правовой квалификации
(Кунашев А.А.)
("Законность", 2025, N 4)В целях единообразного применения уголовного закона Пленум Верховного Суда РФ 26 ноября 2024 г. дополнил свое Постановление от 15 ноября 2007 г. N 45 "О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве и иных преступлениях, совершенных из хулиганских побуждений" пунктом 1.2, в котором отметил, что п. "в" ч. 1 ст. 213 УК установлена ответственность за такое грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, которое совершается на транспорте общего пользования, в том числе на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте, обеспечивающем перевозки пассажиров (например, в вагоне пассажирского поезда, в самолете, на теплоходе). Иным транспортом общего пользования, указанным в этой норме, в частности, являются пассажирские автобусы (городские, пригородные, междугородные, маршрутные такси), троллейбусы, трамваи.
(Кунашев А.А.)
("Законность", 2025, N 4)В целях единообразного применения уголовного закона Пленум Верховного Суда РФ 26 ноября 2024 г. дополнил свое Постановление от 15 ноября 2007 г. N 45 "О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве и иных преступлениях, совершенных из хулиганских побуждений" пунктом 1.2, в котором отметил, что п. "в" ч. 1 ст. 213 УК установлена ответственность за такое грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, которое совершается на транспорте общего пользования, в том числе на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте, обеспечивающем перевозки пассажиров (например, в вагоне пассажирского поезда, в самолете, на теплоходе). Иным транспортом общего пользования, указанным в этой норме, в частности, являются пассажирские автобусы (городские, пригородные, междугородные, маршрутные такси), троллейбусы, трамваи.
Статья: К вопросу об уголовной ответственности за нарушение свободы совести и вероисповеданий
(Юрков С.А.)
("Администратор суда", 2025, N 1)Статья 148 УК РФ включает в себя два самостоятельных состава преступления. В ч. 1 данной статьи предусмотрена уголовная ответственность за публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих. В.П. Коняхин и П.В. Бахметьев при оценке публичности действий предлагают использовать Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2011 г. N 11 "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности" <13>, в котором говорится о публичных призывах, а не о публичных действиях. В соответствии с данным разъяснением под публичными призывами следует понимать выраженные в любой форме (например, в устной, письменной, с использованием технических средств) обращения к другим лицам с целью побудить их к осуществлению экстремистской деятельности. Полагаем, что применять данное разъяснение к ст. 148 УК РФ некорректно. В ч. 1 ст. 148 УК РФ не идет речи о призывах, никто никого ни к чему не призывает. Лицо совершает определенные действия (телодвижения, размещение надписей и т.д.) в публичном месте. Под публичными действиями необходимо понимать любые действия, совершенные виновным в присутствии неопределенного числа посторонних лиц или лица. На практике к числу таких действий относятся следующие: нецензурная брань в адрес настоятеля и председателя храма, попытка опрокидывания святых мощей в храме, в присутствии других лиц; изготовление чучела человеческой фигуры в виде распятия и его последующее размещение на православном поклонном кресте в клоунской шапке с надписью "Аллах Акбар Смерть Неверным"; грубая нецензурная брань и слова непристойного содержания в адрес Иисуса Христа и иконы с изображением последнего; размещение на дверях церкви вырезанных из религиозных книг листов с надписями в отношении Иисуса Христа и Богородицы, которые оскорбляют религиозные чувства верующих; имитация акта мочеиспускания с крыши храма; размещение на персональной странице социальной сети изображений туалетной бумаги с православным крестом, иконами, изображения, на котором представлен фрагмент картины М. Караваджо "Положение во гроб", изображающий лицо женщины Марии, с надписью: с нецензурными выражениями и др.; комментарий в социальных сетях с высказыванием негативного циничного изложения сюжета Благовещения Богородице, входящего в Евангелие от Луки, как части литературного памятника всемирного культурного наследия, являющегося частью культурной традиции народов России; фото виновного в Интернете с перевернутой иконой и комментариями негативного содержания к церкви, мытье обуви в "святой воде" на территории храмового комплекса. Несколько спорной, на наш взгляд, выглядит квалификация действий лица по ч. 1 ст. 148 УК РФ, которые состоят в отрицании Бога в публичной переписке в Интернете. Например, в одном из приговоров указано, что религиозные чувства верующих были оскорблены такими фразами: "...любая религия - это управление, манипулирование над людьми в корыстных целях. Вам внушили, что бог - это некий дядя в белом одеянии, который управляет судьбами 7 миллиардов живущих людей, а также над умершими. Это не так. Бог - это не что иное, как сама матушка-природа!"; "...я намекнул о том, что люди не понимают, чего празднуют праздники, в которых нет логики, придуманные бородатыми пузатыми клоунами в юбках" и т.п. <14> Как было указано выше, человек может исповедовать религию либо не исповедовать никакой. Также он вправе не верить в Бога. Конечно, в приведенных выше высказываниях содержится негативная оценка религии, церкви и церковных служащих, в том числе и в неприличной форме. Однако полагаем, что человек вправе доказывать как существование Бога, так и его отсутствие. В противном случае атеисты могут также оскорбиться, например, религиозными передачами, которые транслируют федеральные каналы, в которых доказывается и утверждается существование Бога.
(Юрков С.А.)
("Администратор суда", 2025, N 1)Статья 148 УК РФ включает в себя два самостоятельных состава преступления. В ч. 1 данной статьи предусмотрена уголовная ответственность за публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих. В.П. Коняхин и П.В. Бахметьев при оценке публичности действий предлагают использовать Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2011 г. N 11 "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности" <13>, в котором говорится о публичных призывах, а не о публичных действиях. В соответствии с данным разъяснением под публичными призывами следует понимать выраженные в любой форме (например, в устной, письменной, с использованием технических средств) обращения к другим лицам с целью побудить их к осуществлению экстремистской деятельности. Полагаем, что применять данное разъяснение к ст. 148 УК РФ некорректно. В ч. 1 ст. 148 УК РФ не идет речи о призывах, никто никого ни к чему не призывает. Лицо совершает определенные действия (телодвижения, размещение надписей и т.д.) в публичном месте. Под публичными действиями необходимо понимать любые действия, совершенные виновным в присутствии неопределенного числа посторонних лиц или лица. На практике к числу таких действий относятся следующие: нецензурная брань в адрес настоятеля и председателя храма, попытка опрокидывания святых мощей в храме, в присутствии других лиц; изготовление чучела человеческой фигуры в виде распятия и его последующее размещение на православном поклонном кресте в клоунской шапке с надписью "Аллах Акбар Смерть Неверным"; грубая нецензурная брань и слова непристойного содержания в адрес Иисуса Христа и иконы с изображением последнего; размещение на дверях церкви вырезанных из религиозных книг листов с надписями в отношении Иисуса Христа и Богородицы, которые оскорбляют религиозные чувства верующих; имитация акта мочеиспускания с крыши храма; размещение на персональной странице социальной сети изображений туалетной бумаги с православным крестом, иконами, изображения, на котором представлен фрагмент картины М. Караваджо "Положение во гроб", изображающий лицо женщины Марии, с надписью: с нецензурными выражениями и др.; комментарий в социальных сетях с высказыванием негативного циничного изложения сюжета Благовещения Богородице, входящего в Евангелие от Луки, как части литературного памятника всемирного культурного наследия, являющегося частью культурной традиции народов России; фото виновного в Интернете с перевернутой иконой и комментариями негативного содержания к церкви, мытье обуви в "святой воде" на территории храмового комплекса. Несколько спорной, на наш взгляд, выглядит квалификация действий лица по ч. 1 ст. 148 УК РФ, которые состоят в отрицании Бога в публичной переписке в Интернете. Например, в одном из приговоров указано, что религиозные чувства верующих были оскорблены такими фразами: "...любая религия - это управление, манипулирование над людьми в корыстных целях. Вам внушили, что бог - это некий дядя в белом одеянии, который управляет судьбами 7 миллиардов живущих людей, а также над умершими. Это не так. Бог - это не что иное, как сама матушка-природа!"; "...я намекнул о том, что люди не понимают, чего празднуют праздники, в которых нет логики, придуманные бородатыми пузатыми клоунами в юбках" и т.п. <14> Как было указано выше, человек может исповедовать религию либо не исповедовать никакой. Также он вправе не верить в Бога. Конечно, в приведенных выше высказываниях содержится негативная оценка религии, церкви и церковных служащих, в том числе и в неприличной форме. Однако полагаем, что человек вправе доказывать как существование Бога, так и его отсутствие. В противном случае атеисты могут также оскорбиться, например, религиозными передачами, которые транслируют федеральные каналы, в которых доказывается и утверждается существование Бога.
Статья: Ответственность за умаление подвига народа при защите Отечества
(Гагиев А.К.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)1. Публичное распространение сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, которые выражают явное неуважение к обществу.
(Гагиев А.К.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)1. Публичное распространение сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, которые выражают явное неуважение к обществу.
Статья: Хулиганство, совершенное на транспорте общего пользования
(Курсаев А.В.)
("Уголовное право", 2025, N 8)Специфичность хулиганских действий заключается не в особенностях какого-либо одного признака или элемента состава, а в характерных свойствах всех признаков в совокупности. Потому при вменении п. "в" ч. 1 ст. 213 УК РФ необходимо исследовать все обстоятельства дела, учитывать, носил произошедший конфликт личный характер или действия виновного были направлены на нарушение общественного порядка, демонстрировали явное неуважение к обществу в целом.
(Курсаев А.В.)
("Уголовное право", 2025, N 8)Специфичность хулиганских действий заключается не в особенностях какого-либо одного признака или элемента состава, а в характерных свойствах всех признаков в совокупности. Потому при вменении п. "в" ч. 1 ст. 213 УК РФ необходимо исследовать все обстоятельства дела, учитывать, носил произошедший конфликт личный характер или действия виновного были направлены на нарушение общественного порядка, демонстрировали явное неуважение к обществу в целом.
Статья: Цель как критерий отграничения развратных действий от распространения порнографии и мелкого хулиганства
(Алексеева Т.С., Филатова М.А.)
("Уголовное право", 2025, N 10)Кроме незаконного оборота порнографии, развратные действия могут граничить и с иными правонарушениями. В литературе, посвященной развратным действиям, стабильно уделяется внимание точному установлению умысла и объекта посягательства, поэтому квалификация эксгибиционизма чаще всего осуществляется по нормам о мелком хулиганстве или хулиганстве <28>. Так, Ю.А. Островецкая указывает: "...преступление, предусмотренное ст. 135 УК РФ, следует отличать от мелкого хулиганства, которое может выражаться в открытом пренебрежительном отношении к нормам половой морали, сопряженном с нарушением общественного порядка и выражением явного неуважения к обществу (например, обнажение перед малолетним на пляже)... (выделено нами. - М.Ф., Т.А.)" <29>. Автор проводит границу между преступлением и правонарушением по направленности умысла и объекту посягательства.
(Алексеева Т.С., Филатова М.А.)
("Уголовное право", 2025, N 10)Кроме незаконного оборота порнографии, развратные действия могут граничить и с иными правонарушениями. В литературе, посвященной развратным действиям, стабильно уделяется внимание точному установлению умысла и объекта посягательства, поэтому квалификация эксгибиционизма чаще всего осуществляется по нормам о мелком хулиганстве или хулиганстве <28>. Так, Ю.А. Островецкая указывает: "...преступление, предусмотренное ст. 135 УК РФ, следует отличать от мелкого хулиганства, которое может выражаться в открытом пренебрежительном отношении к нормам половой морали, сопряженном с нарушением общественного порядка и выражением явного неуважения к обществу (например, обнажение перед малолетним на пляже)... (выделено нами. - М.Ф., Т.А.)" <29>. Автор проводит границу между преступлением и правонарушением по направленности умысла и объекту посягательства.