Является ли орган власти плательщиком ндс
Подборка наиболее важных документов по запросу Является ли орган власти плательщиком ндс (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Энциклопедия спорных ситуаций по НДС.
Уплачивает ли орган власти НДС, если реализует имущество казны физлицу, не являющемуся ИП
(КонсультантПлюс, 2025)Суд отметил, что квалификация органа муниципальной власти в качестве плательщика НДС является ошибочной, привлечение его к ответственности и начисление пеней недопустимы. Налоговым кодексом РФ не предусмотрены правила налогообложения операций по реализации органами местного самоуправления физическим лицам муниципального имущества, составляющего муниципальную казну.
Уплачивает ли орган власти НДС, если реализует имущество казны физлицу, не являющемуся ИП
(КонсультантПлюс, 2025)Суд отметил, что квалификация органа муниципальной власти в качестве плательщика НДС является ошибочной, привлечение его к ответственности и начисление пеней недопустимы. Налоговым кодексом РФ не предусмотрены правила налогообложения операций по реализации органами местного самоуправления физическим лицам муниципального имущества, составляющего муниципальную казну.
Статья: Особенности определения базы по НДС налоговыми агентами
(Луговая Н.Н.)
("НДС: проблемы и решения", 2023, N 1)В Письме от 02.08.2022 N СД-4-3/10019 ФНС России подчеркнула: при реализации не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями имущества, составляющего казну города федерального значения, физическим лицам, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя, обязанность по перечислению суммы НДС в федеральный бюджет возлагается не на покупателей как на налоговых агентов, а на соответствующий орган исполнительной власти в соответствии с правилами п. 5 ст. 173 НК РФ, хотя указанный орган и не признается ни плательщиком НДС, ни налоговым агентом. Данный вывод подтверждается судебной практикой (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 N 16055/11 по делу N А12-19210/2010, Определения ВС РФ от 28.10.2019 N 310-ЭС19-19010 по делу N А68-8038/2018, от 13.05.2019 N 309-ЭС19-6251 по делу N А76-21633/2018, от 15.03.2019 N 310-ЭС19-2050 по делу N А54-5461/2017, Постановление АС СКО от 16.04.2019 N Ф08-1663/2019 по делу N А63-10891/2018).
(Луговая Н.Н.)
("НДС: проблемы и решения", 2023, N 1)В Письме от 02.08.2022 N СД-4-3/10019 ФНС России подчеркнула: при реализации не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями имущества, составляющего казну города федерального значения, физическим лицам, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя, обязанность по перечислению суммы НДС в федеральный бюджет возлагается не на покупателей как на налоговых агентов, а на соответствующий орган исполнительной власти в соответствии с правилами п. 5 ст. 173 НК РФ, хотя указанный орган и не признается ни плательщиком НДС, ни налоговым агентом. Данный вывод подтверждается судебной практикой (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 N 16055/11 по делу N А12-19210/2010, Определения ВС РФ от 28.10.2019 N 310-ЭС19-19010 по делу N А68-8038/2018, от 13.05.2019 N 309-ЭС19-6251 по делу N А76-21633/2018, от 15.03.2019 N 310-ЭС19-2050 по делу N А54-5461/2017, Постановление АС СКО от 16.04.2019 N Ф08-1663/2019 по делу N А63-10891/2018).
Нормативные акты
Решение Конституционного Суда РФ от 13.02.2018
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2017 года"Положения подпункта 23 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации являлись предметом рассмотрения постольку, поскольку на их основании решается вопрос о возможности освобождения от обложения налогом на добавленную стоимость оказываемых налогоплательщиком услуг буксиров по установке (снятию) бонового ограждения судов в период стоянки в портах, а оспоренные положения пункта 8 статьи 75 и подпункта 3 пункта 1 статьи 111 данного Кодекса - как допускающие возможность начисления пени и привлечения к налоговой ответственности плательщика налога на добавленную стоимость при наличии письменных разъяснений других (помимо уполномоченных финансовых и налоговых) органов государственной власти по отдельным вопросам отраслевого законодательства, не относящегося к законодательству о налогах и сборах, однако связанного с его применением.
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2017 года"Положения подпункта 23 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации являлись предметом рассмотрения постольку, поскольку на их основании решается вопрос о возможности освобождения от обложения налогом на добавленную стоимость оказываемых налогоплательщиком услуг буксиров по установке (снятию) бонового ограждения судов в период стоянки в портах, а оспоренные положения пункта 8 статьи 75 и подпункта 3 пункта 1 статьи 111 данного Кодекса - как допускающие возможность начисления пени и привлечения к налоговой ответственности плательщика налога на добавленную стоимость при наличии письменных разъяснений других (помимо уполномоченных финансовых и налоговых) органов государственной власти по отдельным вопросам отраслевого законодательства, не относящегося к законодательству о налогах и сборах, однако связанного с его применением.
Постановление Конституционного Суда РФ от 28.11.2017 N 34-П
"По делу о проверке конституционности пункта 8 статьи 75, подпункта 3 пункта 1 статьи 111 и подпункта 23 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой акционерного общества "Флот Новороссийского морского торгового порта"Таким образом, с учетом предписаний статей 36, 74, 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу являются подпункт 23 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации постольку, поскольку на его основании в системе действующего правового регулирования решается вопрос о возможности освобождения от обложения налогом на добавленную стоимость оказываемых налогоплательщиком услуг буксиров по установке (снятию) бонового ограждения судов в период стоянки в портах, а также пункт 8 статьи 75 и подпункт 3 пункта 1 статьи 111 данного Кодекса - постольку, поскольку ими допускается возможность начисления пени и привлечения к налоговой ответственности плательщика налога на добавленную стоимость при наличии письменных разъяснений других (помимо уполномоченных финансовых и налоговых) органов государственной власти по отдельным вопросам отраслевого законодательства, не относящегося к законодательству о налогах и сборах, однако связанного с его применением.
"По делу о проверке конституционности пункта 8 статьи 75, подпункта 3 пункта 1 статьи 111 и подпункта 23 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой акционерного общества "Флот Новороссийского морского торгового порта"Таким образом, с учетом предписаний статей 36, 74, 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу являются подпункт 23 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации постольку, поскольку на его основании в системе действующего правового регулирования решается вопрос о возможности освобождения от обложения налогом на добавленную стоимость оказываемых налогоплательщиком услуг буксиров по установке (снятию) бонового ограждения судов в период стоянки в портах, а также пункт 8 статьи 75 и подпункт 3 пункта 1 статьи 111 данного Кодекса - постольку, поскольку ими допускается возможность начисления пени и привлечения к налоговой ответственности плательщика налога на добавленную стоимость при наличии письменных разъяснений других (помимо уполномоченных финансовых и налоговых) органов государственной власти по отдельным вопросам отраслевого законодательства, не относящегося к законодательству о налогах и сборах, однако связанного с его применением.
Готовое решение: Как учреждению начислить или принять к вычету НДС при аренде
(КонсультантПлюс, 2025)начислить и перечислить в бюджет НДС с арендной платы по договору, заключенному с органом власти, независимо то того, плательщик вы НДС или нет (Письмо Минфина России от 21.05.2019 N 03-07-13/1/36302);
(КонсультантПлюс, 2025)начислить и перечислить в бюджет НДС с арендной платы по договору, заключенному с органом власти, независимо то того, плательщик вы НДС или нет (Письмо Минфина России от 21.05.2019 N 03-07-13/1/36302);
Готовое решение: Как покупатель исполняет обязанности налогового агента по НДС при покупке государственного и муниципального имущества
(КонсультантПлюс, 2025)Исчисленный НДС удержите из выплачиваемых органам власти доходов (п. 3 ст. 161 НК РФ). Перечислите налог в бюджет в общем порядке. Особого порядка уплаты для таких случаев нет.
(КонсультантПлюс, 2025)Исчисленный НДС удержите из выплачиваемых органам власти доходов (п. 3 ст. 161 НК РФ). Перечислите налог в бюджет в общем порядке. Особого порядка уплаты для таких случаев нет.
Готовое решение: Как налоговому агенту исчислить и уплатить НДС при аренде государственного и муниципального имущества
(КонсультантПлюс, 2025)Если государственное (муниципальное) имущество вам в аренду сдает его балансодержатель, который не относится к органам государственной власти и управления, органам местного самоуправления, то обязанностей налогового агента у вас не возникает. В такой ситуации арендную плату, включая НДС, вы перечисляете арендодателю-балансодержателю, который самостоятельно платит НДС в бюджет (Письмо Минфина России от 12.05.2017 N 03-07-14/28624).
(КонсультантПлюс, 2025)Если государственное (муниципальное) имущество вам в аренду сдает его балансодержатель, который не относится к органам государственной власти и управления, органам местного самоуправления, то обязанностей налогового агента у вас не возникает. В такой ситуации арендную плату, включая НДС, вы перечисляете арендодателю-балансодержателю, который самостоятельно платит НДС в бюджет (Письмо Минфина России от 12.05.2017 N 03-07-14/28624).
Вопрос: Необходимо ли организации исполнять обязанности налогового агента по НДС при получении права ограниченного пользования земельным участком (сервитута) от государственного казенного учреждения?
(Консультация эксперта, 2024)Обоснование: Казенное учреждение - это государственное или муниципальное учреждение, которое за счет средств соответствующего бюджета обеспечивает реализацию полномочий органов государственной власти или местного самоуправления. Казенные учреждения являются некоммерческими организациями (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, ст. 2, п. 2 ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
(Консультация эксперта, 2024)Обоснование: Казенное учреждение - это государственное или муниципальное учреждение, которое за счет средств соответствующего бюджета обеспечивает реализацию полномочий органов государственной власти или местного самоуправления. Казенные учреждения являются некоммерческими организациями (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, ст. 2, п. 2 ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Указанные налоговые агенты обязаны исчислить, удержать и перечислить в бюджет соответствующую сумму НДС вне зависимости от того, являются ли они сами плательщиками НДС.
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Указанные налоговые агенты обязаны исчислить, удержать и перечислить в бюджет соответствующую сумму НДС вне зависимости от того, являются ли они сами плательщиками НДС.
Статья: С 2025 года в России вводится новый налог - туристический
("Главная книга", 2024, N 16)С 2025 г. курортный сбор, действующий на территории ряда российских субъектов, заменит новый туристический налог, который смогут вводить во всех регионах страны. При этом туристический налог - местный, установлен он новой главой 33.1 НК РФ, но окончательное решение о его введении на конкретной территории (в муниципальном образовании или в городе федерального значения) примут местные органы власти <1>.
("Главная книга", 2024, N 16)С 2025 г. курортный сбор, действующий на территории ряда российских субъектов, заменит новый туристический налог, который смогут вводить во всех регионах страны. При этом туристический налог - местный, установлен он новой главой 33.1 НК РФ, но окончательное решение о его введении на конкретной территории (в муниципальном образовании или в городе федерального значения) примут местные органы власти <1>.
Готовое решение: Как заполнить декларацию по НДС по налоговые периоды 2024 г. (включительно)
(КонсультантПлюс, 2025)1011703 - если арендуете или покупаете имущество у органа власти;
(КонсультантПлюс, 2025)1011703 - если арендуете или покупаете имущество у органа власти;
Статья: Сервитут и публичный сервитут. Особенности исчисления и уплаты НДС
(Галина Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 8)При этом, поскольку публичный сервитут - ограниченное пользование чужими земельными участками (по мнению Минфина, это предоставление имущественного права и, следовательно, объект обложения НДС), полагаем, что плательщиком НДС при установлении публичного сервитута является орган власти (местного самоуправления), заключивший соответствующее соглашение.
(Галина Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 8)При этом, поскольку публичный сервитут - ограниченное пользование чужими земельными участками (по мнению Минфина, это предоставление имущественного права и, следовательно, объект обложения НДС), полагаем, что плательщиком НДС при установлении публичного сервитута является орган власти (местного самоуправления), заключивший соответствующее соглашение.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Заметим, что при выполнении соглашения первого вида, предусматривающего условия раздела произведенной продукции, инвестор может формально признаваться плательщиком всех основных налогов и сборов (НДС; налога на прибыль организаций; НДПИ; государственной пошлины и т.д.). Инвестор лишь освобождается от уплаты региональных и местных налогов и сборов по решению соответствующего законодательного (представительного) органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Заметим, что при выполнении соглашения первого вида, предусматривающего условия раздела произведенной продукции, инвестор может формально признаваться плательщиком всех основных налогов и сборов (НДС; налога на прибыль организаций; НДПИ; государственной пошлины и т.д.). Инвестор лишь освобождается от уплаты региональных и местных налогов и сборов по решению соответствующего законодательного (представительного) органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления.
Статья: Продажа имущества казны физическому лицу: об НДС
(Зайцева С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 1)Специалисты ФНС демонстрируют этот же подход. В Письме от 02.08.2022 N СД-4-3/10019, например, уточняется: при реализации не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями имущества, составляющего казну города федерального значения, физическим лицам, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя, обязанность по перечислению суммы НДС в федеральный бюджет возлагается не на покупателей как на налоговых агентов, а на соответствующий орган исполнительной власти в соответствии с правилами п. 5 ст. 173 НК РФ, хотя указанный орган и не признается ни плательщиком НДС, ни налоговым агентом (см. также Письма от 20.10.2020 N СД-4-3/17227@, от 28.07.2017 N СД-4-3/14806@).
(Зайцева С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 1)Специалисты ФНС демонстрируют этот же подход. В Письме от 02.08.2022 N СД-4-3/10019, например, уточняется: при реализации не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями имущества, составляющего казну города федерального значения, физическим лицам, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя, обязанность по перечислению суммы НДС в федеральный бюджет возлагается не на покупателей как на налоговых агентов, а на соответствующий орган исполнительной власти в соответствии с правилами п. 5 ст. 173 НК РФ, хотя указанный орган и не признается ни плательщиком НДС, ни налоговым агентом (см. также Письма от 20.10.2020 N СД-4-3/17227@, от 28.07.2017 N СД-4-3/14806@).