Взыскания в целях противодействия коррупции
Подборка наиболее важных документов по запросу Взыскания в целях противодействия коррупции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Увольнение госслужащего в связи с утратой доверия
(КонсультантПлюс, 2025)Обзор практики применения судами в 2014 - 2016 годах законодательства Российской Федерации при рассмотрении споров, связанных с наложением дисциплинарных взысканий за несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)
(КонсультантПлюс, 2025)Обзор практики применения судами в 2014 - 2016 годах законодательства Российской Федерации при рассмотрении споров, связанных с наложением дисциплинарных взысканий за несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 1080 "Ответственность за совместно причиненный вред" ГК РФПо смыслу закона, солидарное взыскание с ответчиков в доход государства денежных средств как имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы, предполагает установление судом факта аффилированности ответчиков, подконтрольность ответчиков лицу, нарушившему антикоррупционный запрет, последовательность и скоординированность их действий, направленных на извлечение незаконных доходов и обогащение."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: В каких случаях работодатель вправе применить дисциплинарное взыскание?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. За несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных законодательством РФ о противодействии коррупции, взыскание не может быть применено позднее трех лет со дня совершения проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу (ч. 4 ст. 193 ТК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. За несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных законодательством РФ о противодействии коррупции, взыскание не может быть применено позднее трех лет со дня совершения проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу (ч. 4 ст. 193 ТК РФ).
Готовое решение: Как привлечь к ответственности за невыполнение работником должностных обязанностей
(КонсультантПлюс, 2025)За нарушение запретов, ограничений, неисполнение обязанностей, установленных законодательством РФ о противодействии коррупции, срок применения дисциплинарного взыскания иной: вы не можете применить его позднее трех лет со дня совершения проступка. В этот срок не включается время производства по уголовному делу (ч. 4 ст. 193 ТК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)За нарушение запретов, ограничений, неисполнение обязанностей, установленных законодательством РФ о противодействии коррупции, срок применения дисциплинарного взыскания иной: вы не можете применить его позднее трех лет со дня совершения проступка. В этот срок не включается время производства по уголовному делу (ч. 4 ст. 193 ТК РФ).
Нормативные акты
"Обзор практики по рассмотрению в 2012 - 2013 годах дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014)В соответствии со статьей 30.1 Федерального закона "О полиции" за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции поименованным федеральным законом, Федеральным законом "О противодействии коррупции", налагаются дисциплинарные взыскания, предусмотренные федеральным законом, определяющим порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014)В соответствии со статьей 30.1 Федерального закона "О полиции" за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции поименованным федеральным законом, Федеральным законом "О противодействии коррупции", налагаются дисциплинарные взыскания, предусмотренные федеральным законом, определяющим порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел.
Статья: Применение законодательства об обращении в доход государства имущества, полученного в результате нарушения законодательства о противодействии коррупции
(Скловский К.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 11)В то же время по официальным результатам исполнения бюджета за 2019 г. (сопоставимый период) поступления НДС по первой строке составляет 4,2 трлн руб., а по налогу на прибыль по первой строке - 1,1 трлн руб. Иными словами, даже некоторые налоги, даваемые гражданским оборотом, на три порядка превышают предполагаемые поступления от взыскания имущества в порядке борьбы с коррупцией, т.е. такие поступления составляют десятые или, скорее, сотые или тысячные доли одного процента от того, что дает в бюджет гражданский оборот. Следовательно, интересы бюджета состоят в максимальном ограничении действия мер по борьбе с коррупцией против иных участников оборота, особенно кредитующих банков, а не расширении этого действия, тем более за рамки, установленные законом, и в отношении лиц, вина которых в коррупции не только не доказана, но даже не предполагается.
(Скловский К.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 11)В то же время по официальным результатам исполнения бюджета за 2019 г. (сопоставимый период) поступления НДС по первой строке составляет 4,2 трлн руб., а по налогу на прибыль по первой строке - 1,1 трлн руб. Иными словами, даже некоторые налоги, даваемые гражданским оборотом, на три порядка превышают предполагаемые поступления от взыскания имущества в порядке борьбы с коррупцией, т.е. такие поступления составляют десятые или, скорее, сотые или тысячные доли одного процента от того, что дает в бюджет гражданский оборот. Следовательно, интересы бюджета состоят в максимальном ограничении действия мер по борьбе с коррупцией против иных участников оборота, особенно кредитующих банков, а не расширении этого действия, тем более за рамки, установленные законом, и в отношении лиц, вина которых в коррупции не только не доказана, но даже не предполагается.
Статья: Вопросы развития правового института дисциплины труда. Документирование
(Колобова С.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)Внесенные в 2011 г. изменения в законодательство о государственной службе, касающиеся ответственности за совершение коррупционных правонарушений, свидетельствуют о том, что принцип неотвратимости дисциплинарной ответственности нашел выражение по отношению к коррупционным правонарушениям. Это проявляется в том, что ст. 59.1 Федерального закона "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" закрепляет, что за неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, налагаются взыскания в виде замечания, выговора, предупреждения о неполном должностном соответствии. А в случае совершения госслужащим коррупционного правонарушения в ст. 59.2 названного Закона установлена обязанность представителя нанимателя уволить гражданского служащего. В неотвратимости ответственности за совершение дисциплинарных коррупционных проступков усматривается важнейший принцип противодействия коррупции <13>.
(Колобова С.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)Внесенные в 2011 г. изменения в законодательство о государственной службе, касающиеся ответственности за совершение коррупционных правонарушений, свидетельствуют о том, что принцип неотвратимости дисциплинарной ответственности нашел выражение по отношению к коррупционным правонарушениям. Это проявляется в том, что ст. 59.1 Федерального закона "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" закрепляет, что за неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, налагаются взыскания в виде замечания, выговора, предупреждения о неполном должностном соответствии. А в случае совершения госслужащим коррупционного правонарушения в ст. 59.2 названного Закона установлена обязанность представителя нанимателя уволить гражданского служащего. В неотвратимости ответственности за совершение дисциплинарных коррупционных проступков усматривается важнейший принцип противодействия коррупции <13>.
"Собственность в гражданском праве"
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)В то же время по официальным результатам исполнения бюджета за 2019 г. (сопоставимый период) поступления НДС по первой строке составляют 4,2 трлн руб., а по налогу на прибыль по первой строке - 1,1 трлн руб. Иными словами, даже некоторые налоги, даваемые гражданским оборотом, на три порядка превышают предполагаемые поступления от взыскания имущества в ходе борьбы с коррупцией, т.е. такие поступления составляют десятые или, скорее, сотые или тысячные доли одного процента от того, что дает в бюджет гражданский оборот. Следовательно, интересы бюджета состоят в максимальном ограничении действия мер по борьбе с коррупцией против иных участников оборота, особенно - кредитующих банков, а не в расширении этого действия, тем более за рамки, установленные законом, и в отношении лиц, вина которых в коррупции не только не доказана, но даже не предполагается.
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)В то же время по официальным результатам исполнения бюджета за 2019 г. (сопоставимый период) поступления НДС по первой строке составляют 4,2 трлн руб., а по налогу на прибыль по первой строке - 1,1 трлн руб. Иными словами, даже некоторые налоги, даваемые гражданским оборотом, на три порядка превышают предполагаемые поступления от взыскания имущества в ходе борьбы с коррупцией, т.е. такие поступления составляют десятые или, скорее, сотые или тысячные доли одного процента от того, что дает в бюджет гражданский оборот. Следовательно, интересы бюджета состоят в максимальном ограничении действия мер по борьбе с коррупцией против иных участников оборота, особенно - кредитующих банков, а не в расширении этого действия, тем более за рамки, установленные законом, и в отношении лиц, вина которых в коррупции не только не доказана, но даже не предполагается.
Статья: Дисциплинарная эффективность запретов, связанных с государственной гражданской службой: "утиный тест" (duck-test)
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)В этой связи мы считаем необходимым распространить (с некоторыми поправками) на проступки, связанные с нарушением запретов, публично-правовую модель дисциплинарной ответственности, которая на сегодняшний день предусмотрена в отношении коррупционных правонарушений. Согласно ст. 59.1 Закона о государственной гражданской службе за несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, налагаются взыскания, перечисленные в данной статье. То есть, по буквальному смыслу этой нормы, возбуждение дисциплинарного производства и применение одного из предусмотренных дисциплинарных взысканий является обязательным. Аналогичный подход предусмотрен и в ст. 59.2 Закона о государственной гражданской службе, где говорится, что за совершение отдельных коррупционных правонарушений гражданский служащий подлежит увольнению. Вместе с тем нам представляется неверным использование безальтернативной санкции в виде увольнения, что в последнее время стало осознаваться не только в доктрине, но и на практике <24>.
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)В этой связи мы считаем необходимым распространить (с некоторыми поправками) на проступки, связанные с нарушением запретов, публично-правовую модель дисциплинарной ответственности, которая на сегодняшний день предусмотрена в отношении коррупционных правонарушений. Согласно ст. 59.1 Закона о государственной гражданской службе за несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, налагаются взыскания, перечисленные в данной статье. То есть, по буквальному смыслу этой нормы, возбуждение дисциплинарного производства и применение одного из предусмотренных дисциплинарных взысканий является обязательным. Аналогичный подход предусмотрен и в ст. 59.2 Закона о государственной гражданской службе, где говорится, что за совершение отдельных коррупционных правонарушений гражданский служащий подлежит увольнению. Вместе с тем нам представляется неверным использование безальтернативной санкции в виде увольнения, что в последнее время стало осознаваться не только в доктрине, но и на практике <24>.