Взыскание убытков с учредителя ликвидированного автономного учреждения
Подборка наиболее важных документов по запросу Взыскание убытков с учредителя ликвидированного автономного учреждения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как взыскать убытки с ликвидатора (члена ликвидационной комиссии)
(КонсультантПлюс, 2025)Заявлять требование о взыскании убытков с ликвидатора (членов ликвидационной комиссии) могут учредители (участники) или кредиторы ликвидированного юрлица (п. 2 ст. 64.1 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Заявлять требование о взыскании убытков с ликвидатора (членов ликвидационной комиссии) могут учредители (участники) или кредиторы ликвидированного юрлица (п. 2 ст. 64.1 ГК РФ).
"Комментарий к Федеральному закону "Об автономных учреждениях"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2007)Исходя из п. 3 ст. 53 ГК РФ, в суд с иском к руководителю автономного учреждения о взыскании убытков, причиненных ему в результате совершения крупной сделки при отсутствии ее одобрения, вправе обратиться учредитель этого учреждения.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2007)Исходя из п. 3 ст. 53 ГК РФ, в суд с иском к руководителю автономного учреждения о взыскании убытков, причиненных ему в результате совершения крупной сделки при отсутствии ее одобрения, вправе обратиться учредитель этого учреждения.
Нормативные акты
Постановление администрации городского округа Кашира МО от 07.09.2016 N 2667-па
"Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений городского округа Кашира, а также порядка утверждения уставов муниципальных учреждений городского округа Кашира и внесения в них изменений"Имущество муниципального автономного учреждения, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также имущество, на которое в соответствии с федеральными законами не может быть обращено взыскание по обязательствам муниципального автономного учреждения, передается ликвидационной комиссией учредителю муниципального автономного учреждения.
"Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений городского округа Кашира, а также порядка утверждения уставов муниципальных учреждений городского округа Кашира и внесения в них изменений"Имущество муниципального автономного учреждения, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также имущество, на которое в соответствии с федеральными законами не может быть обращено взыскание по обязательствам муниципального автономного учреждения, передается ликвидационной комиссией учредителю муниципального автономного учреждения.
Статья: Субсидиарная ответственность в законодательстве о юридических лицах: необходимость реформ
(Гутников О.В.)
("Адвокат", 2016, N 9)"Снятие корпоративных покровов" является средством защиты кредиторов от явных злоупотреблений со стороны учредителей юридических лиц. По общему правилу в условиях обычного делового оборота и в пределах нормального предпринимательского риска права кредиторов гарантированы имуществом самого юридического лица, а также дополнительной ответственностью участников (учредителей) в случаях, когда она установлена законом или учредительными документами. При недостаточности имущества юридическое лицо подлежит ликвидации, а требования кредиторов погашаются. В этом и заключается гражданско-правовой смысл конструкции юридического лица, призванного защитить личное имущество учредителей от возможных притязаний кредиторов на взыскание убытков, причиненных в результате деятельности юридического лица.
(Гутников О.В.)
("Адвокат", 2016, N 9)"Снятие корпоративных покровов" является средством защиты кредиторов от явных злоупотреблений со стороны учредителей юридических лиц. По общему правилу в условиях обычного делового оборота и в пределах нормального предпринимательского риска права кредиторов гарантированы имуществом самого юридического лица, а также дополнительной ответственностью участников (учредителей) в случаях, когда она установлена законом или учредительными документами. При недостаточности имущества юридическое лицо подлежит ликвидации, а требования кредиторов погашаются. В этом и заключается гражданско-правовой смысл конструкции юридического лица, призванного защитить личное имущество учредителей от возможных притязаний кредиторов на взыскание убытков, причиненных в результате деятельности юридического лица.
Статья: Рассматриваем документы из реестра аккредитованных участников электронного аукциона
(Гурин О.Ю.)
("Прогосзаказ.рф", 2016, N 3)3. Руководитель автономного учреждения несет перед автономным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных автономному учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением требований настоящей статьи, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.
(Гурин О.Ю.)
("Прогосзаказ.рф", 2016, N 3)3. Руководитель автономного учреждения несет перед автономным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных автономному учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением требований настоящей статьи, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.
Статья: Участие Российской Федерации в договорных обязательствах через органы государственной власти и казенные учреждения: проблемы соотношения
(Садриева Р.Р.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2017, N 11)Констатируя одинаковые с органом государственной власти принципы организации и осуществления функций в сфере управления имуществом, следует отметить, что права казенного учреждения, так же как и органа государственной власти (в отличие от иных юридических лиц), весьма ограничены. Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества, не вправе выступать учредителем (участником) юридических лиц. Обладая всеми признаками юридического лица, казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), субсидии, приобретать ценные бумаги. Поступления от возможной приносящей доход деятельности поступают в государственный бюджет и не предоставлены в самостоятельное распоряжение. В качестве государственных заказчиков казенное учреждение и орган государственной власти осуществляют удовлетворение нужд Российской Федерации на основании Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <7>. В этой связи заключение федеральным казенным учреждением государственных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производится от имени Российской Федерации (бюджетные и автономные учреждения могут заключать договоры только от своего имени). В случае нарушения казенным учреждением данного положения при заключении договоров это является основанием для признания их судом недействительными <8>. В ситуации ликвидации казенного учреждения кредитор не вправе требовать досрочного исполнения обязательства, а также прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков <9>.
(Садриева Р.Р.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2017, N 11)Констатируя одинаковые с органом государственной власти принципы организации и осуществления функций в сфере управления имуществом, следует отметить, что права казенного учреждения, так же как и органа государственной власти (в отличие от иных юридических лиц), весьма ограничены. Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества, не вправе выступать учредителем (участником) юридических лиц. Обладая всеми признаками юридического лица, казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), субсидии, приобретать ценные бумаги. Поступления от возможной приносящей доход деятельности поступают в государственный бюджет и не предоставлены в самостоятельное распоряжение. В качестве государственных заказчиков казенное учреждение и орган государственной власти осуществляют удовлетворение нужд Российской Федерации на основании Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <7>. В этой связи заключение федеральным казенным учреждением государственных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производится от имени Российской Федерации (бюджетные и автономные учреждения могут заключать договоры только от своего имени). В случае нарушения казенным учреждением данного положения при заключении договоров это является основанием для признания их судом недействительными <8>. В ситуации ликвидации казенного учреждения кредитор не вправе требовать досрочного исполнения обязательства, а также прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков <9>.
"Гражданский кодекс Российской Федерации. Юридические лица: Постатейный комментарий к главе 4"
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2014)Соответственно, любые действия ликвидационной комиссии, противоречащие целям процедуры ликвидации либо приведшие к признанию и удовлетворению необоснованных требований или неполучению причитающегося имущества, последствием чего стало уменьшение имущественной массы юридического лица, являются основанием для привлечения членов ликвидационной комиссии к гражданско-правовой ответственности в форме взыскания убытков.
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2014)Соответственно, любые действия ликвидационной комиссии, противоречащие целям процедуры ликвидации либо приведшие к признанию и удовлетворению необоснованных требований или неполучению причитающегося имущества, последствием чего стало уменьшение имущественной массы юридического лица, являются основанием для привлечения членов ликвидационной комиссии к гражданско-правовой ответственности в форме взыскания убытков.
Статья: Проблемы взаимодействия деликтного права и права корпораций (корпоративного права)
(Долинская В.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2020, N 9)Требует внимания и специфика структуры отношений по ответственности лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица в зависимости от того, кого касаются последствия правонарушения такого лица, члена органа юридического лица (юридического лица, иных заинтересованных лиц). Во внутренних отношениях (ошибочно приравниваемых часто к корпоративным) член органа юридического лица несет ответственность сразу перед организацией. В иных отношениях, где вовне выступает само юридическое лицо, неблагоприятные последствия (например, возмещение убытков) сначала претерпевает эта организация, а затем в регрессном порядке она может взыскать свои убытки с члена органа юридического лица.
(Долинская В.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2020, N 9)Требует внимания и специфика структуры отношений по ответственности лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица в зависимости от того, кого касаются последствия правонарушения такого лица, члена органа юридического лица (юридического лица, иных заинтересованных лиц). Во внутренних отношениях (ошибочно приравниваемых часто к корпоративным) член органа юридического лица несет ответственность сразу перед организацией. В иных отношениях, где вовне выступает само юридическое лицо, неблагоприятные последствия (например, возмещение убытков) сначала претерпевает эта организация, а затем в регрессном порядке она может взыскать свои убытки с члена органа юридического лица.
Статья: Участие прокурора в качестве ответчика в гражданском судопроизводстве
(Мирошниченко М.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 8)К примеру, С. обратилась в суд с исковыми требованиями к Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании убытков, причиненных в результате незаконного привлечения к административной ответственности. Требования истец обосновала тем, что прокуратурой Октябрьского района г. Барнаула в отношении ее незаконно возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 19.29 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) по факту непредставления ею, как директором автономного учреждения, в срок, установленный ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", сведений о заключении трудового договора с гражданином, ранее занимавшим должность федеральной государственной службы, его предыдущему работодателю - УМВД России по г. Барнаулу. Постановлением мирового судьи, оставленным без изменения решением районного суда, она признана виновной в совершении данного правонарушения, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 тыс. руб. Постановлением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции эти судебные акты отменены, производство по делу прекращено за отсутствием состава административного правонарушения. В результате неправомерных действий органов прокуратуры С. понесла убытки в виде оплаты юридических услуг и расходы по уплате госпошлины. Решением мирового судьи исковые требования удовлетворены частично. С Российской Федерации в лице Генеральной прокуратуры Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу С. взысканы убытки и возврат государственной пошлины.
(Мирошниченко М.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 8)К примеру, С. обратилась в суд с исковыми требованиями к Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании убытков, причиненных в результате незаконного привлечения к административной ответственности. Требования истец обосновала тем, что прокуратурой Октябрьского района г. Барнаула в отношении ее незаконно возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 19.29 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) по факту непредставления ею, как директором автономного учреждения, в срок, установленный ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", сведений о заключении трудового договора с гражданином, ранее занимавшим должность федеральной государственной службы, его предыдущему работодателю - УМВД России по г. Барнаулу. Постановлением мирового судьи, оставленным без изменения решением районного суда, она признана виновной в совершении данного правонарушения, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 тыс. руб. Постановлением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции эти судебные акты отменены, производство по делу прекращено за отсутствием состава административного правонарушения. В результате неправомерных действий органов прокуратуры С. понесла убытки в виде оплаты юридических услуг и расходы по уплате госпошлины. Решением мирового судьи исковые требования удовлетворены частично. С Российской Федерации в лице Генеральной прокуратуры Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу С. взысканы убытки и возврат государственной пошлины.
Статья: Заключение энергосервисного контракта для государственных и муниципальных нужд в рамках контрактной системы
(Пратура О.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2017)ЗАО "..." (общество, истец) обратилось в арбитражный суд с иском к автономному профессиональному образовательному учреждению (далее - Учреждение, ответчик, апеллянт) о взыскании 542 803 руб. убытков, вызванных ненадлежащим исполнением контракта и 98 270 руб. пени. Согласно пункту 2.1 контракта ЗАО "..." обязалось осуществить действия, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования заказчиком энергетических ресурсов, в том числе осуществить энергоэффективные мероприятия на объектах заказчика, а заказчик - оплатить услуги (работы) исполнителя за счет средств, полученных от экономии в результате реализации энергоэффективных мероприятий.
(Пратура О.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2017)ЗАО "..." (общество, истец) обратилось в арбитражный суд с иском к автономному профессиональному образовательному учреждению (далее - Учреждение, ответчик, апеллянт) о взыскании 542 803 руб. убытков, вызванных ненадлежащим исполнением контракта и 98 270 руб. пени. Согласно пункту 2.1 контракта ЗАО "..." обязалось осуществить действия, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования заказчиком энергетических ресурсов, в том числе осуществить энергоэффективные мероприятия на объектах заказчика, а заказчик - оплатить услуги (работы) исполнителя за счет средств, полученных от экономии в результате реализации энергоэффективных мероприятий.
"Корпоративная ответственность в гражданском праве: монография"
(Гутников О.В.)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2019)Однако в некоторых случаях возможность взыскания соответствующих убытков непосредственно участниками или кредиторами все же прямо предусмотрена законом и иногда со ссылкой на ст. 53.1 ГК РФ:
(Гутников О.В.)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2019)Однако в некоторых случаях возможность взыскания соответствующих убытков непосредственно участниками или кредиторами все же прямо предусмотрена законом и иногда со ссылкой на ст. 53.1 ГК РФ:
Статья: Отражаем результаты инвентаризации
(Селищева Г.)
("Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2019, N 12)Обратите внимание! В отношении недвижимого и особо ценного движимого имущества, приобретенного автономным учреждением за счет средств учредителя, решение комиссии о признании убытка от обесценения подлежит согласованию с собственником имущества (п. 15 ФСБУ "Обесценение активов").
(Селищева Г.)
("Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2019, N 12)Обратите внимание! В отношении недвижимого и особо ценного движимого имущества, приобретенного автономным учреждением за счет средств учредителя, решение комиссии о признании убытка от обесценения подлежит согласованию с собственником имущества (п. 15 ФСБУ "Обесценение активов").