Взыскание убытков с налогового органа
Подборка наиболее важных документов по запросу Взыскание убытков с налогового органа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 134 "Очередность удовлетворения требований кредиторов" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Инспекция обратилась в суд с требованием к банку о взыскании убытков. По мнению инспекции, банк производил списание денежных средств со счета налогоплательщика-банкрота с менее приоритетной очередью, в связи с чем в бюджет Российской Федерации не поступили денежные средства. Кроме того, инспекция на момент разбирательства была лишена возможности погасить указанную задолженность за счет имущества налогоплательщика ввиду его отсутствия, а также за счет денежных средств на его счетах в связи с прекращением деятельности и ликвидации налогоплательщика. Суд отказал во взыскании убытков, поскольку налоговый орган не указал в поручениях конкретные данные, позволяющие отнести обязательство ко второй очереди текущих платежей, а именно: не указал очередность погашения текущего платежа, а также не указал, что уплате подлежат страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Кроме того, суд отметил, что по данному эпизоду банк уже был привлечен в ответственности по п. 1 ст. 135 НК РФ, в связи с чем требование инспекции о взыскании убытков с банка не подлежит удовлетворению.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Инспекция обратилась в суд с требованием к банку о взыскании убытков. По мнению инспекции, банк производил списание денежных средств со счета налогоплательщика-банкрота с менее приоритетной очередью, в связи с чем в бюджет Российской Федерации не поступили денежные средства. Кроме того, инспекция на момент разбирательства была лишена возможности погасить указанную задолженность за счет имущества налогоплательщика ввиду его отсутствия, а также за счет денежных средств на его счетах в связи с прекращением деятельности и ликвидации налогоплательщика. Суд отказал во взыскании убытков, поскольку налоговый орган не указал в поручениях конкретные данные, позволяющие отнести обязательство ко второй очереди текущих платежей, а именно: не указал очередность погашения текущего платежа, а также не указал, что уплате подлежат страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Кроме того, суд отметил, что по данному эпизоду банк уже был привлечен в ответственности по п. 1 ст. 135 НК РФ, в связи с чем требование инспекции о взыскании убытков с банка не подлежит удовлетворению.
Позиция ВАС РФ: Расходы налогоплательщика, связанные с выполнением им обязанностей по уплате сумм налогов и штрафных санкций за нарушение налогового законодательства, не признаются убытками
Постановление Президиума ВАС РФ от 18.03.1997 N 3787/96
Применимые нормы: п. 1 ст. 15 ГК РФПримечание. Истец обратился с иском к ответчику о взыскании убытков в виде пеней, начисленных истцу налоговой инспекцией за просрочку внесения сумм различных налогов и платежей в бюджет из-за того, что ответчик несвоевременно рассчитался за поставленный товар.
Постановление Президиума ВАС РФ от 18.03.1997 N 3787/96
Применимые нормы: п. 1 ст. 15 ГК РФПримечание. Истец обратился с иском к ответчику о взыскании убытков в виде пеней, начисленных истцу налоговой инспекцией за просрочку внесения сумм различных налогов и платежей в бюджет из-за того, что ответчик несвоевременно рассчитался за поставленный товар.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Взыскание убытков с налогового органа
(Бычков А.И.)
("Бухгалтерский учет", 2019, N 8)"Бухгалтерский учет", 2019, N 8
(Бычков А.И.)
("Бухгалтерский учет", 2019, N 8)"Бухгалтерский учет", 2019, N 8
Статья: Вопросы ответственности налоговых органов и их должностных лиц перед частными субъектами
(Бакаева О.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 2)Возмещение убытков в полном объеме гарантировано нормой п. 2 ст. 103 НК РФ при условии, что они причинены неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при осуществлении налогового контроля. Исходя из буквального толкования этой нормы взыскание убытков ограничивается реализацией полномочий налоговых органов исключительно в процессе налогового контроля. Несмотря на то что контрольная функция для налоговых органов является основополагающей, свои полномочия они могут реализовывать и в иных областях. Например, выше был приведен пример о предоставлении налоговым органом недостоверной информации.
(Бакаева О.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 2)Возмещение убытков в полном объеме гарантировано нормой п. 2 ст. 103 НК РФ при условии, что они причинены неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при осуществлении налогового контроля. Исходя из буквального толкования этой нормы взыскание убытков ограничивается реализацией полномочий налоговых органов исключительно в процессе налогового контроля. Несмотря на то что контрольная функция для налоговых органов является основополагающей, свои полномочия они могут реализовывать и в иных областях. Например, выше был приведен пример о предоставлении налоговым органом недостоверной информации.
Статья: Час расплаты: за какие свои ошибки ИФНС ответит рублем
(Филиппова О.В.)
("Главная книга", 2024, N 3)В другом лицензионном споре налогоплательщику отказались продлить алкогольную лицензию из-за задолженности в справке налогового органа. Суд установил, что задолженность, которая была указана в справке, на самом деле погашена налогоплательщиком в тот день, когда он обратился за продлением лицензии. Поэтому суд постановил взыскать с налогового органа убытки в размере уплаченной государственной пошлины, указав, что у налогоплательщика отсутствовала задолженность на дату обращения в лицензирующий орган в связи с исполнением им в этот же день обязанности по уплате задолженности <22>.
(Филиппова О.В.)
("Главная книга", 2024, N 3)В другом лицензионном споре налогоплательщику отказались продлить алкогольную лицензию из-за задолженности в справке налогового органа. Суд установил, что задолженность, которая была указана в справке, на самом деле погашена налогоплательщиком в тот день, когда он обратился за продлением лицензии. Поэтому суд постановил взыскать с налогового органа убытки в размере уплаченной государственной пошлины, указав, что у налогоплательщика отсутствовала задолженность на дату обращения в лицензирующий орган в связи с исполнением им в этот же день обязанности по уплате задолженности <22>.
Статья: Обзор практики споров о взыскании финансовых потерь (убытков) по НДС с контрагентов
(Черкасов Д., Филиппов С., Кузьмина Е.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)о взыскании убытков, причиненных вследствие отказа налогового органа в вычетах НДС, в размере 633 178,42 руб.
(Черкасов Д., Филиппов С., Кузьмина Е.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)о взыскании убытков, причиненных вследствие отказа налогового органа в вычетах НДС, в размере 633 178,42 руб.
Статья: Механизм взыскания неправомерно (ошибочно) предоставленного имущественного налогового вычета по НДФЛ: актуальные вопросы правоприменения
(Васильева Е.Г.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 10)Для обращения в суд налоговый орган должен определить предмет иска, какое требование будет им заявлено - о взыскании убытков или о взыскании неосновательного обогащения. Отметим, что для правильной квалификации требований налогового органа о взыскании убытков или взыскании неосновательного обогащения важно правильное понимание и определение характера спорных правоотношений и правовой природы проводимого денежного взыскания.
(Васильева Е.Г.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 10)Для обращения в суд налоговый орган должен определить предмет иска, какое требование будет им заявлено - о взыскании убытков или о взыскании неосновательного обогащения. Отметим, что для правильной квалификации требований налогового органа о взыскании убытков или взыскании неосновательного обогащения важно правильное понимание и определение характера спорных правоотношений и правовой природы проводимого денежного взыскания.
Статья: Федеральная налоговая служба: специальная и общая правосубъектность
(Карасева (Сенцова) М.В.)
("Финансовое право", 2022, N 4)Наконец, совершенно очевидно, что налоговый орган реализует общую правосубъектность, выступая от имени государства в тех случаях, когда государство в соответствии со ст. 35 НК РФ несет ответственность за убытки, причиненные налогоплательщику в результате его же неправомерных действий. В этой статье подчеркивается, что убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам, возмещаются за счет средств федерального бюджета, в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами. А это значит, что налоговый орган в данном случае не возмещает убытки, им же причиненные, а лишь выступает от имени Российской Федерации при рассмотрении в суде исков о возмещении убытков, причиненных по его вине. Собственно, практика этот вывод удостоверяет, ибо именно к Российской Федерации в лице ФНС предъявляются иски о взыскании убытков, причиненных неправомерными действиями налоговых органов <4>. Такой вывод мог быть сделан и из анализа информационного письма ВАС РФ от 31 мая 2011 г. N 145 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами".
(Карасева (Сенцова) М.В.)
("Финансовое право", 2022, N 4)Наконец, совершенно очевидно, что налоговый орган реализует общую правосубъектность, выступая от имени государства в тех случаях, когда государство в соответствии со ст. 35 НК РФ несет ответственность за убытки, причиненные налогоплательщику в результате его же неправомерных действий. В этой статье подчеркивается, что убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам, возмещаются за счет средств федерального бюджета, в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами. А это значит, что налоговый орган в данном случае не возмещает убытки, им же причиненные, а лишь выступает от имени Российской Федерации при рассмотрении в суде исков о возмещении убытков, причиненных по его вине. Собственно, практика этот вывод удостоверяет, ибо именно к Российской Федерации в лице ФНС предъявляются иски о взыскании убытков, причиненных неправомерными действиями налоговых органов <4>. Такой вывод мог быть сделан и из анализа информационного письма ВАС РФ от 31 мая 2011 г. N 145 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами".