Взыскание по банковской гарантии 44-фз
Подборка наиболее важных документов по запросу Взыскание по банковской гарантии 44-фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 24.1 Закона N 44-ФЗВажнейшая практика по ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ
Важнейшая практика по ст. 45 Закона N 44-ФЗПрактика неоднозначна по вопросу о том, взыщет ли победитель закупки с банка вознаграждение за выдачу банковской гарантии, в принятии которой заказчик отказал из-за ее несоответствия требованиям документации и Закона 44-ФЗ
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Последние изменения: Независимая гарантия по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)если предоставлено новое обеспечение исполнения контракта в соответствии с ч. 30 ст. 34, ч. 7 ст. 96 Закона N 44-ФЗ, то банковская гарантия не возвращается, а взыскание по ней не производится (ч. 12 ст. 45 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)если предоставлено новое обеспечение исполнения контракта в соответствии с ч. 30 ст. 34, ч. 7 ст. 96 Закона N 44-ФЗ, то банковская гарантия не возвращается, а взыскание по ней не производится (ч. 12 ст. 45 Закона N 44-ФЗ).
Нормативные акты
"КонсультантПлюс: Новости для специалиста по закупкам"Причины нарушения основного обязательства не влияют на выплату по гарантии, напомнил ВС РФ (30.10.2025)
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 31"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)Суд округа рассмотрел кассационную жалобу администрации и удовлетворил ее в части, подчеркнув, что компания не имела права на возмещение упущенной выгоды. Суд округа сослался на положения ч. 23 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе и сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). По мнению суда округа, названная норма является препятствием для взыскания упущенной выгоды с государственного (муниципального) заказчика, который отказался от договора. Остальные выводы суд округа поддержал, в том числе признав правомерным взыскание стоимости банковской гарантии, представленной компанией в обеспечение контракта <1>.
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)Суд округа рассмотрел кассационную жалобу администрации и удовлетворил ее в части, подчеркнув, что компания не имела права на возмещение упущенной выгоды. Суд округа сослался на положения ч. 23 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе и сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). По мнению суда округа, названная норма является препятствием для взыскания упущенной выгоды с государственного (муниципального) заказчика, который отказался от договора. Остальные выводы суд округа поддержал, в том числе признав правомерным взыскание стоимости банковской гарантии, представленной компанией в обеспечение контракта <1>.
Готовое решение: Какие правила установлены для возврата обеспечения заявки по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Возвращать независимые (в том числе банковские) гарантии, предоставленные в качестве обеспечения заявок, не надо (ч. 12 ст. 44 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Возвращать независимые (в том числе банковские) гарантии, предоставленные в качестве обеспечения заявок, не надо (ч. 12 ст. 44 Закона N 44-ФЗ).
Статья: Как участнику госзакупок проверить выданную банком гарантию
(Каблучков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 1)Следовательно, в случае наступления одновременно гарантийных обязательств, требующих выплаты всей суммы обеспечения, и неустойки, заказчик лишается возможности взыскания средств в полном объеме. УФАС, а вслед за ним ВС РФ указали, что такое условие противоречит закону. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 45 Закона N 44-ФЗ банковская гарантия должна быть безотзывной и содержать сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со ст. 96 Закона N 44-ФЗ.
(Каблучков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 1)Следовательно, в случае наступления одновременно гарантийных обязательств, требующих выплаты всей суммы обеспечения, и неустойки, заказчик лишается возможности взыскания средств в полном объеме. УФАС, а вслед за ним ВС РФ указали, что такое условие противоречит закону. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 45 Закона N 44-ФЗ банковская гарантия должна быть безотзывной и содержать сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со ст. 96 Закона N 44-ФЗ.
Статья: Затраты на предоставление независимой гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта на выполнение строительных работ
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 3)<7> Письмо от 17.09.2021 N РС-ПГ-211/2021 "О затратах, связанных с предоставлением обязательной банковской гарантии".
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 3)<7> Письмо от 17.09.2021 N РС-ПГ-211/2021 "О затратах, связанных с предоставлением обязательной банковской гарантии".
Статья: О некоторых проблемах обеспечения исполнения контракта в виде банковской гарантии
(Блинцов Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 7)Позиция УФАС: довод участника о существовании сложившейся и широко распространенной практики рассмотрения заказчиком представленного победителем электронного аукциона текста банковской гарантии до ее выдачи банком неоснователен, поскольку все действия заказчика и победителя электронного аукциона регламентированы Законом N 44-ФЗ. Нормами указанного Закона, иными актами не предусмотрена обязанность заказчика при предоставлении победителем электронного аукциона ненадлежащего ОИК, не соответствующего требованиям заказчика, предложить победителю представить надлежащее ОИК <6>.
(Блинцов Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 7)Позиция УФАС: довод участника о существовании сложившейся и широко распространенной практики рассмотрения заказчиком представленного победителем электронного аукциона текста банковской гарантии до ее выдачи банком неоснователен, поскольку все действия заказчика и победителя электронного аукциона регламентированы Законом N 44-ФЗ. Нормами указанного Закона, иными актами не предусмотрена обязанность заказчика при предоставлении победителем электронного аукциона ненадлежащего ОИК, не соответствующего требованиям заказчика, предложить победителю представить надлежащее ОИК <6>.