Взятка государственный служащий

Подборка наиболее важных документов по запросу Взятка государственный служащий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 04.04.2023 по делу N 88-7830/2023
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) Об изменении формулировки увольнения; 4) О признании незаконным увольнения.
Обстоятельства: Истица уволена с гражданской службы в связи с однократным грубым нарушением гражданским служащим должностных обязанностей.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.
Как следует из докладной записки, указанным постановлением установлено, что К., являясь федеральным государственным служащим, в период с 15 августа 2017 года про 22 мая 2018 года, из корыстной и иной личной заинтересованности неоднократно лично и через других лиц получала от неустановленных лиц документы иностранных граждан и за денежное вознаграждение, получаемое в качестве взяток, осуществляла оформление разрешений на временное пребывание на территории РФ и патентов на работу. При этом нарушая установленный порядок оформления данных документов о фактах склонения к коррупционным правонарушениям представителя работодателя не уведомила, мер к урегулированию конфликта интересов не приняла.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: О необходимости дальнейшего совершенствования правовой системы в области противодействия преступлениям коррупционной направленности, совершаемым государственными служащими в Российской Федерации
(Гончарук Н.С.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 1)
Тенденция развития уголовно-правовой системы в области коррупционных преступлений очевидна, поскольку ежегодно наносимый ущерб коррупционных деяний только возрастает. Первое, что хотелось бы подчеркнуть в проблемах нынешнего уголовного законодательства, - это дисбаланс в мерах наказания за коррупционные преступления. К примеру, ст. 160, 285 и 290 УК РФ, в которых предусмотрены достаточно суровые наказания, но имеется дисбаланс в мерах наказания за совершенные преступления. Так, в случае когда государственный служащий берет взятку в размере около 150 тыс. руб., ему предусмотрен срок лишения свободы от 7 до 12 лет и штраф. Аналогичное наказание также предусмотрено для лица, которое берет взятку уже суммой 1 млн руб., превышающую названную выше в 7 раз, по итогу наказание составляет от 8 до 15 лет лишения свободы со штрафом до 60-кратной суммы взятки. И если вышеописанные примеры еще как-то более или менее допустимы, то, если взять пример, когда государственный служащий, используя свое служебное положение, будет признан виновным в присвоении или растрате имущества (ст. 160 УК РФ) на сумму 1 млн руб., за данное противоправное действие самое строгое наказание, предусмотренное законом, может составить до 4 лет лишения свободы и штраф до 80 тыс. руб. Если присвоение или растрата будет больше 1 млн руб. или даже 10 млн руб., то наказание в виде лишения свободы будет от 2 месяцев до 10 лет со штрафом в 1 млн руб. Поэтому гипотетически даже посредник, участвующий во взятке, может получить наказание более суровое - от 5 до 10 лет лишения свободы <1>. Поэтому присутствует необходимость ужесточить наказание и за растрату, сделать его хотя бы сопоставимым с получением взятки. А за особые суммы, которые превышают 30 млн руб. в присвоении и растрате, было бы справедливо назначить наказания от 10 до 15 лет лишения свободы и более высокий штраф. Исходя из данных мер ответственности за коррупционные преступления можно заключить, что для пресечения вышеуказанных преступлений требуется ужесточение наказания за превышение должностных полномочий хотя бы на уровне со ст. 290, 291.
Статья: Коммерческий подкуп: анализ судебной практики
(Кирина А.)
("Трудовое право", 2021, N 7)
Если в государственном секторе незаконность коррупции сомнений не вызывает, то в отношении частных организаций почему-то возникает иллюзия, что ничего страшного не происходит. На самом деле такие действия тоже являются преступлением и караются по ст. 204 УК РФ - коммерческий подкуп. По сути, это та же самая взятка, только в коммерческом секторе. Существенным отличием является то, что при взятке получателем является госслужащий, а при коммерческом подкупе - руководящий работник частной фирмы.

Нормативные акты

"Кодекс профессиональной этики аудиторов"
(приложение к протоколу заочного голосования Совета по аудиторской деятельности от 21.05.2019 N 47)
(ред. от 17.11.2021)
а) организация вовлечена во взяточничество (например, имеет отношение к даче взятки местным или иностранным государственным служащим для получения крупных контрактов);
"Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции"2. При нарушении государственными служащими требований к их служебному поведению, при возникновении ситуаций испрашивания или вымогательства взятки государственными служащими проверяемой организации рекомендуется незамедлительно обратиться по телефону "горячей линии" или по соответствующему адресу электронной почты в государственный орган, осуществляющий контрольно-надзорные мероприятия. Необходимая контактная информация в обязательном порядке размещается на сайте каждого государственного органа в подразделе "противодействие коррупции". В случае испрашивания или вымогательства взятки организация также может обратиться непосредственно в правоохранительные органы.