Взносы в пфр вредность
Подборка наиболее важных документов по запросу Взносы в пфр вредность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 428 "Дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков" главы 34 "Страховые взносы" НК РФ"Таким образом, с учетом применения вышеуказанных законодательных актов, периоды работы с вредными условиями труда, имевшие место после 1 января 2013 года, учитываются в стаже для досрочного назначения пенсии, если соответствующие условия труда подтверждены действительными результатами аттестации рабочих мест (до 31 декабря 2018 года) либо соответствовали вредному или опасному классу согласно результатам специальной оценки условий труда и работодатель начислял и уплачивал страховые взносы в ПФР по дополнительным тарифам."
Апелляционное определение Белгородского областного суда от 05.12.2023 N 33-5854/2023 (УИД 31RS0005-01-2023-000294-35)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О возложении обязанности назначить пенсию; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Из материалов дела следует, что решением ответчика истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии ввиду отсутствия необходимого специального стажа работы.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Судебная коллегия отмечает, что само по себе выполнение работы в должностях, предусмотренных Списком N 2 не является безусловным основанием для назначения досрочной страховой пенсии по старости. Указанная работа может быть зачтена в стаж для досрочного назначения пенсии при условии подтверждения с 1 января 1992 года полной занятости в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени), если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Факт полной занятости на работах с вредными условиями труда подлежит обязательному подтверждению на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами из которых можно установить - период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О возложении обязанности назначить пенсию; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Из материалов дела следует, что решением ответчика истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии ввиду отсутствия необходимого специального стажа работы.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Судебная коллегия отмечает, что само по себе выполнение работы в должностях, предусмотренных Списком N 2 не является безусловным основанием для назначения досрочной страховой пенсии по старости. Указанная работа может быть зачтена в стаж для досрочного назначения пенсии при условии подтверждения с 1 января 1992 года полной занятости в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени), если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Факт полной занятости на работах с вредными условиями труда подлежит обязательному подтверждению на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами из которых можно установить - период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019)В связи с принятием Закона N 426-ФЗ Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 421-ФЗ) ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ дополнена ч. 2.1, согласно которой для плательщиков страховых взносов, указанных в чч. 1 и 2 данной статьи, в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда взамен установленных в чч. 1 и 2 данной статьи дополнительных тарифов применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд РФ: для опасного класса условий труда подкласс 4 - 8%, для вредного класса условий труда подкласс 3.4 - 7%, подкласс 3.3 - 6%, подкласс 3.2 - 4%, подкласс 3.1 - 2%, для допустимого класса условий труда подкласс 2 - 0%, для оптимального класса условий труда подкласс 1 - 0%.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019)В связи с принятием Закона N 426-ФЗ Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 421-ФЗ) ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ дополнена ч. 2.1, согласно которой для плательщиков страховых взносов, указанных в чч. 1 и 2 данной статьи, в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда взамен установленных в чч. 1 и 2 данной статьи дополнительных тарифов применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд РФ: для опасного класса условий труда подкласс 4 - 8%, для вредного класса условий труда подкласс 3.4 - 7%, подкласс 3.3 - 6%, подкласс 3.2 - 4%, подкласс 3.1 - 2%, для допустимого класса условий труда подкласс 2 - 0%, для оптимального класса условий труда подкласс 1 - 0%.
Постановление Конституционного Суда РФ от 04.10.2022 N 40-П
"По делу о проверке конституционности пункта 17 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" и статей 12 и 13 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" в связи с жалобой гражданки И.В. Глущенко"Следовательно, начиная с 1 января 2013 года для зачета рабочим и служащим, включая медицинских работников, учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, периодов работы с осужденными в страховой стаж, необходимый для возникновения права на досрочное назначение трудовой, а с 1 января 2015 года - страховой пенсии по старости (в соответствии с подпунктом 17 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а с 1 января 2015 года - пунктом 17 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях"), наряду с подтверждением занятия должности, предусмотренной Списком работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда (применяется в силу подпункта "к" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение"), а также постоянной и непосредственной занятости на работах с осужденными, необходимо подтвердить начисление и уплату работодателем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу. При этом до проведения специальной оценки условий труда класс (подкласс) вредных и (или) опасных условий труда не устанавливался, а страховые взносы уплачивались по единому тарифу: в 2013 году - 2%, в 2014 году - 4%, в 2015 году и последующие годы - 6%. После проведения работодателем такой оценки для указанных работников условия труда на их рабочих местах должны отвечать классу (подклассу) вредных и (или) опасных, а работодатель обязан уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу, соответствующему установленному классу (подклассу) (от 2 до 8%).
"По делу о проверке конституционности пункта 17 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" и статей 12 и 13 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" в связи с жалобой гражданки И.В. Глущенко"Следовательно, начиная с 1 января 2013 года для зачета рабочим и служащим, включая медицинских работников, учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, периодов работы с осужденными в страховой стаж, необходимый для возникновения права на досрочное назначение трудовой, а с 1 января 2015 года - страховой пенсии по старости (в соответствии с подпунктом 17 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а с 1 января 2015 года - пунктом 17 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях"), наряду с подтверждением занятия должности, предусмотренной Списком работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда (применяется в силу подпункта "к" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение"), а также постоянной и непосредственной занятости на работах с осужденными, необходимо подтвердить начисление и уплату работодателем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу. При этом до проведения специальной оценки условий труда класс (подкласс) вредных и (или) опасных условий труда не устанавливался, а страховые взносы уплачивались по единому тарифу: в 2013 году - 2%, в 2014 году - 4%, в 2015 году и последующие годы - 6%. После проведения работодателем такой оценки для указанных работников условия труда на их рабочих местах должны отвечать классу (подклассу) вредных и (или) опасных, а работодатель обязан уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу, соответствующему установленному классу (подклассу) (от 2 до 8%).
Энциклопедия спорных ситуаций по НДФЛ и страховым взносам.
Применяются ли дополнительные тарифы взносов на ОПС к выплатам работникам, занятым на вредных, опасных и тяжелых работах, за время простоя
(КонсультантПлюс, 2025)Минтруд России отметил, что оплата простоя является выплатой, производимой в рамках трудовых отношений. В период простоя сотрудник сохраняет должность и считается занятым на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда. Следовательно, со всех начисленных в его пользу выплат, в том числе с оплаты простоя, исчисляются взносы в ПФР по дополнительным тарифам независимо от присутствия или отсутствия на рабочем месте в период простоя. Минтруд России также указал, что формирование базы для начисления взносов по доптарифам не связано с включением периодов, за которые производятся выплаты, в стаж для досрочного назначения пенсии.
Применяются ли дополнительные тарифы взносов на ОПС к выплатам работникам, занятым на вредных, опасных и тяжелых работах, за время простоя
(КонсультантПлюс, 2025)Минтруд России отметил, что оплата простоя является выплатой, производимой в рамках трудовых отношений. В период простоя сотрудник сохраняет должность и считается занятым на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда. Следовательно, со всех начисленных в его пользу выплат, в том числе с оплаты простоя, исчисляются взносы в ПФР по дополнительным тарифам независимо от присутствия или отсутствия на рабочем месте в период простоя. Минтруд России также указал, что формирование базы для начисления взносов по доптарифам не связано с включением периодов, за которые производятся выплаты, в стаж для досрочного назначения пенсии.
Статья: Новая методика СОУТ в 2024 году
(Вадимова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2024, N 9)- установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;
(Вадимова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2024, N 9)- установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;
Статья: Исчисление стажа для дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2024, N 5)Пример 1. "...суд апелляционной инстанции правомерно не согласился с выводами суда первой инстанции о том, что в стаж работы, дающий право на получение дополнительного отпуска, кроме периодов работы, включаются также периоды временной нетрудоспособности, нахождение в учебном отпуске с отрывом от производства, поскольку являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, поскольку данный вывод согласуется с положениями части 3 статьи 121 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которым в стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время" (Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12.07.2022 N 88-13178/2022).
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2024, N 5)Пример 1. "...суд апелляционной инстанции правомерно не согласился с выводами суда первой инстанции о том, что в стаж работы, дающий право на получение дополнительного отпуска, кроме периодов работы, включаются также периоды временной нетрудоспособности, нахождение в учебном отпуске с отрывом от производства, поскольку являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, поскольку данный вывод согласуется с положениями части 3 статьи 121 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которым в стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время" (Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12.07.2022 N 88-13178/2022).
Вопрос: Должна ли организация начислять страховые взносы по дополнительному тарифу на выплаты кабельщику-спайщику, занятому на вредных работах менее 80% от общего рабочего времени, если спецоценка в организации не была проведена в связи с тяжелым финансовым положением? И если должна, то по какому тарифу?
(Консультация эксперта, 2023)Несмотря на то что судебная практика сформирована по Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", полагаем, она применима к нормам НК РФ.
(Консультация эксперта, 2023)Несмотря на то что судебная практика сформирована по Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", полагаем, она применима к нормам НК РФ.
Статья: Правовые аспекты проведения специальной оценки условий труда в спорте
(Алексеев С.В., Каменков В.С., Мирошниченко А.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 1)Согласно Закону специальная оценка условий труда - это "единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника" <4>. Результаты проведения СОУТ являются основанием для установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах, которые, согласно ст. 14 рассматриваемого Закона, по степени их вредности и (или) опасности подразделяются на 4 класса: 1) оптимальные, 2) допустимые, 3) вредные, 4) опасные. В свете рассматриваемой темы интересными представляются положения об оптимальных условиях труда (1-й класс), при работе в которых "воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами)..."; допустимые условия труда (2-й класс), "при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены)"; вредные условия труда (3-й класс), при которых "уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда". Надо отметить, что по степени вредности условия труда, отнесенные к 3-му классу, подразделены на подклассы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 (1, 2, 3 и 4 соответственно). По мнению авторов, подкласс 3.3 (вредные условия труда 3-й степени) наиболее четко отражает специфику деятельности в спорте, так как это условия труда, "при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности" <5>. По общему правилу результаты СОУТ применяются как для установления предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций, так и для иных целей, например "уплаты дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ; решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов и др. (подп. 11)" <6>. Однако для отнесения условий труда в спорте к соответствующему классу (подклассу), согласно п. 6 Приказа N 335н, необходимо проводить и дополнительную оценку рабочих мест на их травмоопасность. В п. 7 Приказа достаточно подробно приведен перечень подлежащих дополнительной оценке рабочих мест, в который включены различные спортивные сооружения, специализированные объекты, специальное спортивное нестационарное оснащение, а также оборудование и инвентарь, с помощью которых спортсмены осуществляют профессиональную деятельность. И помимо объектов спорта данный перечень включает инвентарь: мячи, ракеты (ракетки), клюшки, коньки (беговые, хоккейные, роликовые), лыжи (гоночные, прыжковые, горные, водные) - и даже животных, участвующих в спортивных соревнованиях, и др. Кроме того, включено и такое спортивное оборудование, как ворота, сетки, щиты, стойки и другие приспособления для оснащения спортивных арен и др. (подп. "б" п. 7). В соответствии с п. 11 и 12 Приказа по итогам дополнительной оценки рабочих мест условия труда классифицируются: а) на допустимый класс травмоопасности - на рабочем месте не выявлено нарушений требований охраны труда и условия труда не создают травмоопасных факторов и б) опасный класс травмоопасности - на рабочем месте выявлено одно нарушение требований охраны труда или более и (или) условия труда создают травмоопасные факторы. В случае установления опасного класса итоговый класс (подкласс) травмоопасности повышается на одну степень.
(Алексеев С.В., Каменков В.С., Мирошниченко А.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 1)Согласно Закону специальная оценка условий труда - это "единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника" <4>. Результаты проведения СОУТ являются основанием для установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах, которые, согласно ст. 14 рассматриваемого Закона, по степени их вредности и (или) опасности подразделяются на 4 класса: 1) оптимальные, 2) допустимые, 3) вредные, 4) опасные. В свете рассматриваемой темы интересными представляются положения об оптимальных условиях труда (1-й класс), при работе в которых "воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами)..."; допустимые условия труда (2-й класс), "при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены)"; вредные условия труда (3-й класс), при которых "уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда". Надо отметить, что по степени вредности условия труда, отнесенные к 3-му классу, подразделены на подклассы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 (1, 2, 3 и 4 соответственно). По мнению авторов, подкласс 3.3 (вредные условия труда 3-й степени) наиболее четко отражает специфику деятельности в спорте, так как это условия труда, "при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности" <5>. По общему правилу результаты СОУТ применяются как для установления предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций, так и для иных целей, например "уплаты дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ; решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов и др. (подп. 11)" <6>. Однако для отнесения условий труда в спорте к соответствующему классу (подклассу), согласно п. 6 Приказа N 335н, необходимо проводить и дополнительную оценку рабочих мест на их травмоопасность. В п. 7 Приказа достаточно подробно приведен перечень подлежащих дополнительной оценке рабочих мест, в который включены различные спортивные сооружения, специализированные объекты, специальное спортивное нестационарное оснащение, а также оборудование и инвентарь, с помощью которых спортсмены осуществляют профессиональную деятельность. И помимо объектов спорта данный перечень включает инвентарь: мячи, ракеты (ракетки), клюшки, коньки (беговые, хоккейные, роликовые), лыжи (гоночные, прыжковые, горные, водные) - и даже животных, участвующих в спортивных соревнованиях, и др. Кроме того, включено и такое спортивное оборудование, как ворота, сетки, щиты, стойки и другие приспособления для оснащения спортивных арен и др. (подп. "б" п. 7). В соответствии с п. 11 и 12 Приказа по итогам дополнительной оценки рабочих мест условия труда классифицируются: а) на допустимый класс травмоопасности - на рабочем месте не выявлено нарушений требований охраны труда и условия труда не создают травмоопасных факторов и б) опасный класс травмоопасности - на рабочем месте выявлено одно нарушение требований охраны труда или более и (или) условия труда создают травмоопасные факторы. В случае установления опасного класса итоговый класс (подкласс) травмоопасности повышается на одну степень.
Ситуация: Каковы условия назначения досрочной страховой пенсии по старости сварщикам?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Изложенные условия назначения досрочной пенсии сварщикам, электросварщикам и электрогазосварщикам применяются в отношении периодов работы, имевших место после 01.01.2013, если условия их труда подтверждены действительными результатами аттестации рабочих мест (до 31.12.2018) либо соответствовали вредному или опасному классу условий труда согласно результатам специальной оценки условий труда и работодатель начислял страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам (ч. 6 ст. 30, ч. 8 ст. 35 Закона N 400-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Изложенные условия назначения досрочной пенсии сварщикам, электросварщикам и электрогазосварщикам применяются в отношении периодов работы, имевших место после 01.01.2013, если условия их труда подтверждены действительными результатами аттестации рабочих мест (до 31.12.2018) либо соответствовали вредному или опасному классу условий труда согласно результатам специальной оценки условий труда и работодатель начислял страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам (ч. 6 ст. 30, ч. 8 ст. 35 Закона N 400-ФЗ).
Статья: О развитии накопительного компонента пенсионной системы России
(Козлов Н.Б.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, NN 3, 4)Основная нагрузка по оплате указанных страховых пенсий, по объему выплат и по их администрированию лежит на ПФР. Вряд ли может быть признана эффективной система, при которой бюджет субсидирует оплату труда предприятий топливно-сырьевого комплекса, большинство из которых весьма рентабельны. Однако даже если предприятие, на котором имеются рабочие места с опасными и вредными условиями труда, не высокорентабельно, это не значит, что оплачивать такие условия труда должно все общество. При этом работодатель мало заинтересован в модернизации производства и улучшении условий труда с целью снижения количества рабочих мест с вредными и опасными условиями труда.
(Козлов Н.Б.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, NN 3, 4)Основная нагрузка по оплате указанных страховых пенсий, по объему выплат и по их администрированию лежит на ПФР. Вряд ли может быть признана эффективной система, при которой бюджет субсидирует оплату труда предприятий топливно-сырьевого комплекса, большинство из которых весьма рентабельны. Однако даже если предприятие, на котором имеются рабочие места с опасными и вредными условиями труда, не высокорентабельно, это не значит, что оплачивать такие условия труда должно все общество. При этом работодатель мало заинтересован в модернизации производства и улучшении условий труда с целью снижения количества рабочих мест с вредными и опасными условиями труда.