Взносы в пфр с превышения базы
Подборка наиболее важных документов по запросу Взносы в пфр с превышения базы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как облагаются страховыми взносами командировочные расходы, суточные, полевое довольствие
(КонсультантПлюс, 2025)При этом для расходов по найму жилого помещения в месте командировки предусмотрены особенности в части обложения их взносами на страхование от несчастных случаев. Если не представлены документы, подтверждающие оплату данных расходов, в базу для исчисления указанных взносов они включаются в сумме, превышающей норму, определенную в соответствии с законодательством (п. п. 1, 2 ст. 20.1, п. 2 ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ). Такие нормы непосредственно в законодательстве установлены только для организаций, финансируемых за счет средств бюджетов. ПФР и ФСС РФ разъясняли, что иные плательщики не освобождаются от обложения взносами, так как при отсутствии документального подтверждения расходов теряется компенсационный характер этих выплат (Письмо ПФР N НП-30-26/9660, ФСС РФ N 17-03-10/08-2786П от 29.07.2014). Вместе с тем формулировка п. 2 ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ допускает иной подход. Размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, могут определяться в коллективном договоре или ЛНА организации по ч. 4 ст. 168 ТК РФ, т.е. в соответствии с законодательством. Из этого следует, что освобождение от обложения взносами, установленное п. 2 ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ, распространяется на выплаты в пределах размеров, предусмотренных коллективным договором или ЛНА. При следовании этому подходу нужно быть готовым к спору с СФР.
(КонсультантПлюс, 2025)При этом для расходов по найму жилого помещения в месте командировки предусмотрены особенности в части обложения их взносами на страхование от несчастных случаев. Если не представлены документы, подтверждающие оплату данных расходов, в базу для исчисления указанных взносов они включаются в сумме, превышающей норму, определенную в соответствии с законодательством (п. п. 1, 2 ст. 20.1, п. 2 ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ). Такие нормы непосредственно в законодательстве установлены только для организаций, финансируемых за счет средств бюджетов. ПФР и ФСС РФ разъясняли, что иные плательщики не освобождаются от обложения взносами, так как при отсутствии документального подтверждения расходов теряется компенсационный характер этих выплат (Письмо ПФР N НП-30-26/9660, ФСС РФ N 17-03-10/08-2786П от 29.07.2014). Вместе с тем формулировка п. 2 ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ допускает иной подход. Размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, могут определяться в коллективном договоре или ЛНА организации по ч. 4 ст. 168 ТК РФ, т.е. в соответствии с законодательством. Из этого следует, что освобождение от обложения взносами, установленное п. 2 ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ, распространяется на выплаты в пределах размеров, предусмотренных коллективным договором или ЛНА. При следовании этому подходу нужно быть готовым к спору с СФР.
Вопрос: Об определении размера среднего месячного заработка в целях применения освобождения от НДФЛ компенсационных выплат, связанных с увольнением физических лиц.
(Письмо Минфина России от 20.03.2025 N 03-04-06/28008)В соответствии с частью 3.3 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ средний дневной заработок для исчисления, в частности, пособий по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, определенный в соответствии с частью 3.1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ, не может превышать величину, определяемую путем деления на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (за период по 31.12.2016 включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 01.01.2017) на два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.
(Письмо Минфина России от 20.03.2025 N 03-04-06/28008)В соответствии с частью 3.3 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ средний дневной заработок для исчисления, в частности, пособий по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, определенный в соответствии с частью 3.1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ, не может превышать величину, определяемую путем деления на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (за период по 31.12.2016 включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 01.01.2017) на два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"2.2. Для застрахованных лиц, которые работали по трудовым договорам, договорам гражданско-правового характера, предметом которых являлись выполнение работ и (или) оказание услуг, договорам авторского заказа, получали выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, заключенным с организациями и индивидуальными предпринимателями, для которых применялся пониженный тариф страховых взносов в размере 0 процентов, в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, которые включались в базу для начисления страховых взносов в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года) в соответствующем календарном году и не превышают предельной величины базы для начисления страховых взносов, установленной в этом календарном году.
(ред. от 29.09.2025)
"Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"2.2. Для застрахованных лиц, которые работали по трудовым договорам, договорам гражданско-правового характера, предметом которых являлись выполнение работ и (или) оказание услуг, договорам авторского заказа, получали выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, заключенным с организациями и индивидуальными предпринимателями, для которых применялся пониженный тариф страховых взносов в размере 0 процентов, в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, которые включались в базу для начисления страховых взносов в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года) в соответствующем календарном году и не превышают предельной величины базы для начисления страховых взносов, установленной в этом календарном году.
Постановление Правительства РФ от 11.09.2021 N 1540
(ред. от 09.08.2023)
"Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"13(1). Средний дневной заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, определенный в соответствии с пунктами 12 и 13 настоящего Положения, не может превышать величину, определяемую путем деления на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов, установленных в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (за период по 31 декабря 2016 г. включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 г.) на 2 календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.
(ред. от 09.08.2023)
"Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"13(1). Средний дневной заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, определенный в соответствии с пунктами 12 и 13 настоящего Положения, не может превышать величину, определяемую путем деления на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов, установленных в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (за период по 31 декабря 2016 г. включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 г.) на 2 календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.
"Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)НСВгод,i - нормативный размер страховых взносов на страховую пенсию по старости, рассчитываемый как произведение максимального тарифа отчислений на страховую пенсию по старости в размере, эквивалентном индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование страховой пенсии по старости, и предельной величины базы для начисления страховых взносов в ПФР за соответствующий календарный год.
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)НСВгод,i - нормативный размер страховых взносов на страховую пенсию по старости, рассчитываемый как произведение максимального тарифа отчислений на страховую пенсию по старости в размере, эквивалентном индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование страховой пенсии по старости, и предельной величины базы для начисления страховых взносов в ПФР за соответствующий календарный год.
Вопрос: О замене календарных лет в целях исчисления пособия по временной нетрудоспособности, если работница находилась в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с февраля 2023 г. по март 2025 г.
(Письмо СФР от 16.04.2025 N 23-02-30/115484)В соответствии с частью 3.2 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года) на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов.
(Письмо СФР от 16.04.2025 N 23-02-30/115484)В соответствии с частью 3.2 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года) на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов.
Статья: Готовятся новые вычеты по НДФЛ на долгосрочные сбережения граждан
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 42)Новой редакцией ст. 213.1 НК РФ устанавливается, что при определении налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, договорам долгосрочных сбережений и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами, не будут учитываться:
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 42)Новой редакцией ст. 213.1 НК РФ устанавливается, что при определении налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, договорам долгосрочных сбережений и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами, не будут учитываться:
Обзор: "Основные изменения законодательства в 2022 году для бухгалтера бюджетной организации"
(КонсультантПлюс, 2022)С 1 января увеличили предельные базы по страховым взносам
(КонсультантПлюс, 2022)С 1 января увеличили предельные базы по страховым взносам
Статья: Изменения в Законе об обязательном пенсионном страховании: отказ от предельной величины базы для страховых взносов
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 39)В дальнейшем в связи с объединением Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ с 01.01.2023 установлено новое регулирование порядка исчисления и уплаты страховых взносов. Федеральным законом от 14.07.2022 N 237-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ст. 22 "Страховые взносы" Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" изложена в новой редакции и установлена единая предельная величина базы для исчисления страховых взносов во все государственные внебюджетные фонды, а также единый тариф страховых взносов для основной категории плательщиков на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование. Единый тариф страховых взносов с 01.01.2023 установлен в размере 30% в пределах единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов и 15,1% свыше единой предельной величины базы.
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 39)В дальнейшем в связи с объединением Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ с 01.01.2023 установлено новое регулирование порядка исчисления и уплаты страховых взносов. Федеральным законом от 14.07.2022 N 237-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ст. 22 "Страховые взносы" Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" изложена в новой редакции и установлена единая предельная величина базы для исчисления страховых взносов во все государственные внебюджетные фонды, а также единый тариф страховых взносов для основной категории плательщиков на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование. Единый тариф страховых взносов с 01.01.2023 установлен в размере 30% в пределах единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов и 15,1% свыше единой предельной величины базы.
Вопрос: Об НДФЛ при получении выплат по договору долгосрочных сбережений, заключенному с НПФ, и применении вычетов по НДФЛ к доходам в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках РФ.
(Письмо Минфина России от 04.07.2025 N 03-04-06/65453)В соответствии с абзацем девятым пункта 1 статьи 213.1 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц по договорам долгосрочных сбережений, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами, не учитываются суммы выплат по договорам долгосрочных сбережений, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами в свою пользу и в пользу членов семьи и (или) близких родственников в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супруга (супруги), родителей и детей, в том числе усыновителей и усыновленных, дедушек, бабушек и внуков, полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьев и сестер), детей-инвалидов, находящихся под опекой (попечительством), превышающие суммы уплаченных указанными физическими лицами сберегательных взносов, а также средств пенсионных накоплений, переведенных в состав средств пенсионных резервов в качестве единовременного взноса, и сумм дополнительных стимулирующих взносов по соответствующему договору, в пределах 30 миллионов рублей по каждому договору и 30 миллионов рублей за каждый налоговый период, если основания для назначения таких выплат наступают не ранее чем через десять лет с даты заключения договора долгосрочных сбережений и в течение срока действия такого договора налогоплательщик не имел одновременно более двух других договоров долгосрочных сбережений, за исключением случаев прекращения договора долгосрочных сбережений с переводом денежных (выкупных) сумм в другой негосударственный пенсионный фонд.
(Письмо Минфина России от 04.07.2025 N 03-04-06/65453)В соответствии с абзацем девятым пункта 1 статьи 213.1 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц по договорам долгосрочных сбережений, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами, не учитываются суммы выплат по договорам долгосрочных сбережений, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами в свою пользу и в пользу членов семьи и (или) близких родственников в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супруга (супруги), родителей и детей, в том числе усыновителей и усыновленных, дедушек, бабушек и внуков, полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьев и сестер), детей-инвалидов, находящихся под опекой (попечительством), превышающие суммы уплаченных указанными физическими лицами сберегательных взносов, а также средств пенсионных накоплений, переведенных в состав средств пенсионных резервов в качестве единовременного взноса, и сумм дополнительных стимулирующих взносов по соответствующему договору, в пределах 30 миллионов рублей по каждому договору и 30 миллионов рублей за каждый налоговый период, если основания для назначения таких выплат наступают не ранее чем через десять лет с даты заключения договора долгосрочных сбережений и в течение срока действия такого договора налогоплательщик не имел одновременно более двух других договоров долгосрочных сбережений, за исключением случаев прекращения договора долгосрочных сбережений с переводом денежных (выкупных) сумм в другой негосударственный пенсионный фонд.
Статья: Отражение операций по начислению и уплате страховых взносов
(Мухин С.)
("Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)- в рамках единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов - 30%;
(Мухин С.)
("Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)- в рамках единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов - 30%;
Статья: Концептуальные проблемы предоставления льгот по уплате страховых взносов отдельным субъектам экономической деятельности в Российской Федерации
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 1)Основная часть предоставленных льгот приходится на субъекты малого и среднего предпринимательства, производителей электронных и компонентных баз, а также IT-компании. Прогноз ПФР относительно суммы выпадающих доходов при уплате страховых взносов соответствующими субъектами экономической деятельности удобно представить в виде рис. 2. Только в 2021 г. общая сумма предоставленных государством льгот по уплате страховых взносов компаниям указанных в диаграмме секторов превысит 931,5 млрд рублей - или 11% от суммы пенсионных выплат ПФР на 2021 г.
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 1)Основная часть предоставленных льгот приходится на субъекты малого и среднего предпринимательства, производителей электронных и компонентных баз, а также IT-компании. Прогноз ПФР относительно суммы выпадающих доходов при уплате страховых взносов соответствующими субъектами экономической деятельности удобно представить в виде рис. 2. Только в 2021 г. общая сумма предоставленных государством льгот по уплате страховых взносов компаниям указанных в диаграмме секторов превысит 931,5 млрд рублей - или 11% от суммы пенсионных выплат ПФР на 2021 г.
Статья: Комментарий к Федеральному закону от 03.04.2023 N 98-ФЗ "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и статьи 14 и 16 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"
(Селихова Л.)
("Автономные учреждения: акты и комментарии для бухгалтера", 2023, N 3)<3> Страховые взносы, установленные в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (за период по 31.12.2016 включительно) и (или) согласно законодательству РФ о налогах и сборах (начиная с 01.01.2017).
(Селихова Л.)
("Автономные учреждения: акты и комментарии для бухгалтера", 2023, N 3)<3> Страховые взносы, установленные в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (за период по 31.12.2016 включительно) и (или) согласно законодательству РФ о налогах и сборах (начиная с 01.01.2017).
Статья: Изменения в налоговом законодательстве для стимулирования долгосрочных сбережений граждан
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 19)Налоговая база по договорам долгосрочных сбережений будет облагаться НДФЛ по ставкам 13% (15% с суммы превышения 2,4 млн руб.). Это предусматривается новым подп. 14 п. 6 ст. 210 НК РФ.
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 19)Налоговая база по договорам долгосрочных сбережений будет облагаться НДФЛ по ставкам 13% (15% с суммы превышения 2,4 млн руб.). Это предусматривается новым подп. 14 п. 6 ст. 210 НК РФ.