Взносы в фонды для МСП
Подборка наиболее важных документов по запросу Взносы в фонды для МСП (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2025 N 17АП-1437/2025-АКу по делу N А50-27573/2024
Требование: О взыскании излишне понесенных расходов на страховое обеспечение.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Однако, как указано обществом в отзыве на исковое заявление и не оспорено фондом, с возражениями на акт проверки оно представило в Отделение фонда отчеты по начисленным страховым взносам субъектами малого и среднего предпринимательства за 2021-2022 г., которыми подтверждается, что с выплат в пользу Лукьяненко М.А. за 2021-2022 г. общество исчислило страховые взносы в том числе в части ОСС. Фактически отношения с Лукьяненко М.А. носили трудовой, а не гражданско-правовой характер, в связи с чем общество обязано было исчислять с выплат в пользу Лукьяненко М.А. страховые взносы, в том числе на обязательное социальное страхование.
Требование: О взыскании излишне понесенных расходов на страховое обеспечение.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Однако, как указано обществом в отзыве на исковое заявление и не оспорено фондом, с возражениями на акт проверки оно представило в Отделение фонда отчеты по начисленным страховым взносам субъектами малого и среднего предпринимательства за 2021-2022 г., которыми подтверждается, что с выплат в пользу Лукьяненко М.А. за 2021-2022 г. общество исчислило страховые взносы в том числе в части ОСС. Фактически отношения с Лукьяненко М.А. носили трудовой, а не гражданско-правовой характер, в связи с чем общество обязано было исчислять с выплат в пользу Лукьяненко М.А. страховые взносы, в том числе на обязательное социальное страхование.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О предложении по распространению на организации, оказывающие банные услуги, порядка освобождения от НДС по аналогии с предприятиями общественного питания.
(Письмо Минфина России от 25.07.2025 N 03-07-07/72156)Данные положения введены в Кодекс во исполнение подпункта "б" пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам Петербургского международного экономического форума 2 - 5 июня 2021 года (от 26 июня 2021 г. N Пр-1096) об обеспечении начиная с 2022 г. реализации пилотного проекта по предоставлению юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые оказывают услуги общественного питания и среднесписочная численность работников каждого из которых не превышает 1 500 человек, права применять общий режим налогообложения, предусматривающий освобождение от уплаты НДС в случае, если годовая выручка каждого такого юридического лица или индивидуального предпринимателя не превышает 2 млрд рублей, и применение пониженных тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, установленных для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - пилотный проект).
(Письмо Минфина России от 25.07.2025 N 03-07-07/72156)Данные положения введены в Кодекс во исполнение подпункта "б" пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам Петербургского международного экономического форума 2 - 5 июня 2021 года (от 26 июня 2021 г. N Пр-1096) об обеспечении начиная с 2022 г. реализации пилотного проекта по предоставлению юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые оказывают услуги общественного питания и среднесписочная численность работников каждого из которых не превышает 1 500 человек, права применять общий режим налогообложения, предусматривающий освобождение от уплаты НДС в случае, если годовая выручка каждого такого юридического лица или индивидуального предпринимателя не превышает 2 млрд рублей, и применение пониженных тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, установленных для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - пилотный проект).
Статья: Комментарий к Постановлению Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11.02.2025 по делу N А29-5703/2024 <Формальный перевод работников обернулся налоговыми доначислениями>
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 9)Перевод части персонала во взаимозависимое лицо позволил организации применять пониженные тарифы по страховым взносам, а также не включать в налоговую базу по налогу на прибыль фонд оплаты труда сотрудников. Речь идет о пониженном тарифе по страховым взносам для субъектов МСП (подп. 17 п. 1 ст. 427 НК РФ). До 2025 малый бизнес платил страховые взносы так:
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 9)Перевод части персонала во взаимозависимое лицо позволил организации применять пониженные тарифы по страховым взносам, а также не включать в налоговую базу по налогу на прибыль фонд оплаты труда сотрудников. Речь идет о пониженном тарифе по страховым взносам для субъектов МСП (подп. 17 п. 1 ст. 427 НК РФ). До 2025 малый бизнес платил страховые взносы так:
Нормативные акты
Справочная информация: "Тарифы страховых взносов"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)7.2.1. На период за апрель, май, июнь 2020 г. (за II квартал 2020 г.) для плательщиков страховых взносов - индивидуальных предпринимателей и включенных в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ на основании налоговой отчетности за 2018 г. в единый реестр МСП организаций, осуществляющих деятельность в пострадавших отраслях российской экономики, а также организации, включенные в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые с 2017 г. являются получателями грантов Президента РФ (по результатам конкурсов, проведенных Фондом-оператором президентских грантов по развитию гражданского общества), получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, исполнителями общественно полезных услуг, поставщиками социальных услуг, ведение которого осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством РФ, а также некоммерческие и религиозные организации, указанные в пп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)7.2.1. На период за апрель, май, июнь 2020 г. (за II квартал 2020 г.) для плательщиков страховых взносов - индивидуальных предпринимателей и включенных в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ на основании налоговой отчетности за 2018 г. в единый реестр МСП организаций, осуществляющих деятельность в пострадавших отраслях российской экономики, а также организации, включенные в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые с 2017 г. являются получателями грантов Президента РФ (по результатам конкурсов, проведенных Фондом-оператором президентских грантов по развитию гражданского общества), получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, исполнителями общественно полезных услуг, поставщиками социальных услуг, ведение которого осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством РФ, а также некоммерческие и религиозные организации, указанные в пп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ.
Решение Верховного Суда РФ от 23.01.1998 N ГКПИ97-465
<Об оставлении без удовлетворения жалобы о признании незаконным пункта 3 Постановления Правительства РФ от 22.11.1997 N 1471 "О некоторых мерах по упорядочению выплат за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации">Кроме того, обжалуемый пункт Постановления Правительства Российской Федерации противоречит заключению аналитического центра по правовой политике Президента Российской Федерации о правомерности отнесения в состав затрат, включаемых в себестоимость, страховых взносов, перечисляемых предприятиями и организациями любых форм собственности в фонд социального страхования работников среднего и малого бизнеса.
<Об оставлении без удовлетворения жалобы о признании незаконным пункта 3 Постановления Правительства РФ от 22.11.1997 N 1471 "О некоторых мерах по упорядочению выплат за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации">Кроме того, обжалуемый пункт Постановления Правительства Российской Федерации противоречит заключению аналитического центра по правовой политике Президента Российской Федерации о правомерности отнесения в состав затрат, включаемых в себестоимость, страховых взносов, перечисляемых предприятиями и организациями любых форм собственности в фонд социального страхования работников среднего и малого бизнеса.
Вопрос: О снижении налоговых ставок по УСН в субъекте РФ, снижении размера страховых взносов для субъектов МСП, в том числе для ИП-работодателей, налоговых льготах по налогу на имущество физических лиц.
(Письмо Минфина России от 10.07.2024 N 03-00-07/64204)2. По вопросу о снижении размера страховых взносов для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) - индивидуальных предпринимателей, в том числе являющихся работодателями
(Письмо Минфина России от 10.07.2024 N 03-00-07/64204)2. По вопросу о снижении размера страховых взносов для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) - индивидуальных предпринимателей, в том числе являющихся работодателями
Вопрос: Работник работает в головной организации - СМП и по совместительству в ее обособленном подразделении, самостоятельно уплачивающем страховые взносы. Заработная плата работника выше МРОТ. Сколько подразделов 1 разд. 1 расчета по страховым взносам заполнить по головной организации и по обособленному подразделению?
(Консультация эксперта, 2024)При заполнении строки 001 подраздела 1 разд. 1 указывается код тарифа, применяемый плательщиком (01 - плательщиками страховых взносов, применяющими основной тариф страховых взносов; 20 - плательщиками страховых взносов, признаваемыми субъектами малого и среднего предпринимательства). В случае если в течение расчетного (отчетного) периода применялось более одного тарифа, то в расчет включается столько подразделов 1 разд. 1, сколько тарифов применялось в течение расчетного (отчетного) периода (п. п. 4.1, 4.2 Порядка заполнения формы расчета по страховым взносам, утвержденного Приказом ФНС России от 29.09.2022 N ЕД-7-11/878@ "Об утверждении форм расчета по страховым взносам и персонифицированных сведений о физических лицах, порядков их заполнения, а также форматов их представления в электронной форме").
(Консультация эксперта, 2024)При заполнении строки 001 подраздела 1 разд. 1 указывается код тарифа, применяемый плательщиком (01 - плательщиками страховых взносов, применяющими основной тариф страховых взносов; 20 - плательщиками страховых взносов, признаваемыми субъектами малого и среднего предпринимательства). В случае если в течение расчетного (отчетного) периода применялось более одного тарифа, то в расчет включается столько подразделов 1 разд. 1, сколько тарифов применялось в течение расчетного (отчетного) периода (п. п. 4.1, 4.2 Порядка заполнения формы расчета по страховым взносам, утвержденного Приказом ФНС России от 29.09.2022 N ЕД-7-11/878@ "Об утверждении форм расчета по страховым взносам и персонифицированных сведений о физических лицах, порядков их заполнения, а также форматов их представления в электронной форме").
Статья: Стимулирование инновационной и изобретательской деятельности в КНР
(Дарина О.Н., Негуляев Г.А.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 4)Для реализации концепции стимулирования зарубежного патентования Центральное казначейство учредило специальный фонд для целенаправленного субсидирования патентов, поданных китайскими организациями за рубежом. Право на получение субсидий от данного фонда имеют малые и средние предприятия, государственные учреждения и научно-исследовательские институты. Субсидия предоставляется в два этапа: во-первых, после публикации иностранных патентных заявок при условии, что заявка обладает новизной, изобретательским уровнем и промышленной применимостью, и во-вторых, после выдачи иностранного патента при условии, что патент имеет стабильный правовой статус. Как правило, местные органы власти несут ответственность за выбор патентов для субсидирования и организацию денежных субсидий, являющихся основным фактором роста числа китайских заявок в рамках Договора о патентной кооперации (РСТ), в котором Китай является ведущим заявителем в последние несколько лет.
(Дарина О.Н., Негуляев Г.А.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 4)Для реализации концепции стимулирования зарубежного патентования Центральное казначейство учредило специальный фонд для целенаправленного субсидирования патентов, поданных китайскими организациями за рубежом. Право на получение субсидий от данного фонда имеют малые и средние предприятия, государственные учреждения и научно-исследовательские институты. Субсидия предоставляется в два этапа: во-первых, после публикации иностранных патентных заявок при условии, что заявка обладает новизной, изобретательским уровнем и промышленной применимостью, и во-вторых, после выдачи иностранного патента при условии, что патент имеет стабильный правовой статус. Как правило, местные органы власти несут ответственность за выбор патентов для субсидирования и организацию денежных субсидий, являющихся основным фактором роста числа китайских заявок в рамках Договора о патентной кооперации (РСТ), в котором Китай является ведущим заявителем в последние несколько лет.
Вопрос: О предложении по дополнительному снижению тарифов страховых взносов для субъектов МСП, основным видом деятельности которых является производство безалкогольных напитков и упакованных питьевых вод.
(Письмо Минфина России от 25.07.2024 N 03-15-08/69486)Расширение круга плательщиков страховых взносов, являющихся субъектами МСП, для которых тариф страховых взносов дополнительно снижается до 7,6%, приведет к росту объема выпадающих доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и, соответственно, увеличению расходов федерального бюджета на их компенсацию.
(Письмо Минфина России от 25.07.2024 N 03-15-08/69486)Расширение круга плательщиков страховых взносов, являющихся субъектами МСП, для которых тариф страховых взносов дополнительно снижается до 7,6%, приведет к росту объема выпадающих доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и, соответственно, увеличению расходов федерального бюджета на их компенсацию.
Статья: Банковское кредитование малых предприятий как элемент экономической безопасности бизнеса
(Пожидаева Е.С.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 3)Малый бизнес характеризуется отсутствием достаточных финансовых ресурсов, чему способствует целый ряд причин: недостаточный уровень получаемой прибыли, отсутствие знаний и умений проводить амортизационные отчисления, недостаточный уровень собственных сбережений и сформированных фондов. Все это предопределяет необходимость развития широкой сети финансово-кредитной поддержки малого и среднего бизнеса.
(Пожидаева Е.С.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 3)Малый бизнес характеризуется отсутствием достаточных финансовых ресурсов, чему способствует целый ряд причин: недостаточный уровень получаемой прибыли, отсутствие знаний и умений проводить амортизационные отчисления, недостаточный уровень собственных сбережений и сформированных фондов. Все это предопределяет необходимость развития широкой сети финансово-кредитной поддержки малого и среднего бизнеса.
Статья: Финансовое стимулирование деятельности резидентов территорий с особым режимом хозяйствования в новых экономических условиях: сравнительно-правовое исследование
(Безикова Е.В.)
("Финансовое право", 2022, N 8)- возмещение части расходов по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (субсидирование 75% объема страховых взносов; установление ставки по страховым взносам субъектам малого и среднего предпринимательства - 3,75%);
(Безикова Е.В.)
("Финансовое право", 2022, N 8)- возмещение части расходов по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (субсидирование 75% объема страховых взносов; установление ставки по страховым взносам субъектам малого и среднего предпринимательства - 3,75%);
Статья: Противодействие нелегальной занятости в Российской Федерации: влияние на состояние рынка труда
(Миронова С.М., Литвиненко З.Г.)
("Legal Bulletin", 2024, N 4)Для борьбы с нелегальной занятостью государством давно используются различные методы, в том числе: с 2017 г. в субъектах РФ уже создавались межведомственные комиссии для регулирования деятельности и мониторинга ситуации по уменьшению неформальной занятости, узаконивания серой зарплаты и роста поступления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, разработка и внедрение автоматизированной упрощенной системы налогообложения, реализация государственных программ помощи субъектам малого и среднего бизнеса и др. В литературе также уделяется внимание контролю и надзору за соблюдением прав граждан в сфере занятости, в основном со стороны органов прокуратуры, а также трудовых инспекций [19, 20].
(Миронова С.М., Литвиненко З.Г.)
("Legal Bulletin", 2024, N 4)Для борьбы с нелегальной занятостью государством давно используются различные методы, в том числе: с 2017 г. в субъектах РФ уже создавались межведомственные комиссии для регулирования деятельности и мониторинга ситуации по уменьшению неформальной занятости, узаконивания серой зарплаты и роста поступления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, разработка и внедрение автоматизированной упрощенной системы налогообложения, реализация государственных программ помощи субъектам малого и среднего бизнеса и др. В литературе также уделяется внимание контролю и надзору за соблюдением прав граждан в сфере занятости, в основном со стороны органов прокуратуры, а также трудовых инспекций [19, 20].
"Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Суд отметил, что к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относится формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и обеспечение ее деятельности, которая включает в себя в том числе государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства. Субъект РФ может выступать учредителем регионального фонда и вправе предоставлять как разовые, так и регулярные имущественные взносы, в том числе и в виде денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности (формирования имущества) учрежденного им юридического лица.
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Суд отметил, что к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относится формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и обеспечение ее деятельности, которая включает в себя в том числе государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства. Субъект РФ может выступать учредителем регионального фонда и вправе предоставлять как разовые, так и регулярные имущественные взносы, в том числе и в виде денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности (формирования имущества) учрежденного им юридического лица.
Вопрос: О среднемесячном размере выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физлиц, применяемом в целях освобождения от уплаты НДС услуг общественного питания.
(Письмо Минфина России от 27.05.2024 N 03-07-07/48651)Положения указанного подпункта 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса, предусматривающие освобождение от НДС услуг общественного питания, оказываемых организациями и индивидуальными предпринимателями, при соблюдении ими вышеперечисленных условий, введены в Кодекс во исполнение подпункта "б" пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам Петербургского международного экономического форума 2 - 5 июня 2021 года (от 26 июня 2021 г. N Пр-1096) об обеспечении начиная с 2022 года реализации пилотного проекта по предоставлению юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые оказывают услуги общественного питания и среднесписочная численность работников каждого из которых не превышает 1 500 человек, права применять общий режим налогообложения, предусматривающий освобождение от уплаты НДС в случае, если годовая выручка каждого такого юридического лица или индивидуального предпринимателя не превышает 2 млрд рублей, и применение пониженных тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, установленных для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - пилотный проект).
(Письмо Минфина России от 27.05.2024 N 03-07-07/48651)Положения указанного подпункта 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса, предусматривающие освобождение от НДС услуг общественного питания, оказываемых организациями и индивидуальными предпринимателями, при соблюдении ими вышеперечисленных условий, введены в Кодекс во исполнение подпункта "б" пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам Петербургского международного экономического форума 2 - 5 июня 2021 года (от 26 июня 2021 г. N Пр-1096) об обеспечении начиная с 2022 года реализации пилотного проекта по предоставлению юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые оказывают услуги общественного питания и среднесписочная численность работников каждого из которых не превышает 1 500 человек, права применять общий режим налогообложения, предусматривающий освобождение от уплаты НДС в случае, если годовая выручка каждого такого юридического лица или индивидуального предпринимателя не превышает 2 млрд рублей, и применение пониженных тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, установленных для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - пилотный проект).
Вопрос: О предложении по изменению условий применения единого пониженного тарифа страховых взносов субъектами МСП, занятыми в сфере обрабатывающих производств.
(Письмо Минфина России от 15.01.2025 N 03-15-08/2164)Дополнительные меры государственной поддержки отдельных категорий плательщиков и отраслей экономики не должны затрагивать систему обязательного социального страхования, поскольку вопрос о предоставлении тех или иных преференций в части уплаты страховых взносов должен рассматриваться в увязке с соблюдением прав застрахованных лиц в системе обязательного социального страхования и источниками финансирования доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов, за счет средств которых должны обеспечиваться государственные социальные гарантии граждан.
(Письмо Минфина России от 15.01.2025 N 03-15-08/2164)Дополнительные меры государственной поддержки отдельных категорий плательщиков и отраслей экономики не должны затрагивать систему обязательного социального страхования, поскольку вопрос о предоставлении тех или иных преференций в части уплаты страховых взносов должен рассматриваться в увязке с соблюдением прав застрахованных лиц в системе обязательного социального страхования и источниками финансирования доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов, за счет средств которых должны обеспечиваться государственные социальные гарантии граждан.